Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Русскому языку» авторов Канакина В.П., Горецкий В.Г. (М.: Просвещение, 2018г.) и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
Закон РФ «Об образовании» от 21 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2019/2020 учебный год» ;
Приказ №1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования и науки Р.Ф. от 6 октября 2009 г. №373»
Основная образовательная программа начального общего образования (ОП НОО) и учебный план МОУ СОШ №15
В соответствии с учебным планом МОУ СОШ № 15 предмет "русский язык" изучается в 3 классе 4 часа в неделю. Данная программа составлена на 136 часов. С учетом Годового календарного графика МОУ СОШ № 15 и календаря праздничничных дат на 2019-2020 учебный год программа по предмету будет пройдена полностью за 34 недели.
Результаты изучения (предметные, метапредметные, личностные)
Личностные:
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;
развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
ориентация на понимание причин неуспеха в своей учебной деятельности;
развитие способности к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков окружающих людей;
формирование знаний основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств (стыд, вина, совесть) как регуляторов морального поведения;
установка на здоровый образ жизни;
формирование основ экологической культуры; развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с художественной культурой.
Предметные
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способностей к самооценке;
получения знаний по другим учебным предметам.
Метапредметные
Регулятивные:
способность принимать и сохранять учебную задачу;
способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
способность учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
умение оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватное восприятие предложения и оценки учителя, товарищей;
способность различать способ и результат действия;
умение вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные:
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете;
умение осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
умение использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, для решения задач;
умение строить сообщение в устной и письменной форме;
способность ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
владение основами смыслового восприятия художественных, познавательных текстов;
умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение обобщать, делать выводы;
умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза;
умение устанавливать аналогии;
умение осуществлять синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные:
адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач, умение строить монологическое высказывание, владение диалогической формой коммуникации;
умение формулировать собственное мнение, позицию;
осознание возможности существования у людей различных точек зрения;
умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности;
умение задавать вопросы;
умение контролировать действия партнёра;
использование речи для регуляции своего действия.
Содержание учебного предмета
Повторение
Звуки речи. Гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие. Сильная и слабая позиции гласных и согласных звуков в слове. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных, парных и непарных согласных. Понятие об орфограмме.
Мягкие и твердые согласные; обозначение мягких согласных на письме.
Слово как единица языка. Значимые части слова. Корень слова. Слова однокоренные.
Слово как часть речи. Имя существительное: лексическое значение; вопросы кто? что?; начальная форма; употребление в предложении.
Имя прилагательное: лексическое значение; вопросы какой? какая? какое? какие?; изменение по числам; словосочетание прилагательных с существительными; употребление в предложении.
Глагол: лексическое значение; вопросы что делать? что сделать?; употребление в предложении.
Предложение. Словосочетание. Текст (описание, повествование). Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация (восклицательная и невосклицательная).
Лексика
Слова, близкие по значению и противоположные. Многозначность слова. Объяснение значения слова подбором синонимов и антонимов. Употребление в речи устойчивых словосочетаний (добрый молодец; боярин знатный; купец богатый; красная девица и др.).
Особенности словарного состава пословиц, поговорок, загадок.
Смысловое значение и эмоциональные оттенки слова, передаваемые словообразовательными средствами языка (приставками, суффиксами).
Морфология и морфемика
Состав слова
Значимые части слова. Основа и окончание. Корень. Приставка. Суффикс.
Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова.
Чередование согласных в корне слова. Беглые гласные.
Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова (существительных, прилагательных, глаголов с приставками и без приставок).
Правописание суффиксов -ик, -ек.
Правописание гласных и согласных в приставках по-, под-, от-, про-, до-, об-, на-, за-, над-, с-.
Приставка и предлог.
Разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки.
Непроизносимые согласные.
Двойные согласные.
Сложные слова. Соединительные гласные о и е.
Части речи
Имя существительное
Лексическое значение. Существительные, обозначающие предмет, явление природы, действие или признак. Существительные собственные и нарицательные.
Основные грамматические признаки имени существительного. Вопросы кто? что? Начальная форма имени существительного. Род, число, изменение существительных по вопросам (падежам). Понятие о склонении существительных.
Существительные с твердой и мягкой основами и их склонение. Употребление существительных в речи. Роль в предложении.
Имя прилагательное
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Вопросы какой? какая? какое? какие? Связь прилагательных с существительными. Род прилагательных.
Изменение прилагательных по числам, родам.
Понятие о склонении прилагательных.
Родовые окончания прилагательных.
Употребление прилагательных в речи.
Глагол
Лексическое значение. Глаголы, обозначающие действие предмета, его состояние, изменение признака предмета.
Основные грамматические признаки.
Неопределенная форма глагола. Вопросы что делать? что сделать?
Время, лицо, число глаголов.
Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по числам.
Понятие о личных окончаниях глаголов.
Правописание не с глаголами.
Употребление глагола в речи (в предложении).
Личные местоимения
Общее понятие о личных местоимениях.
Синтаксис и пунктуация
Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.
Главные и второстепенные члены предложения.
Подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа (без терминологии).
Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Распространенные и нераспространенные предложения.
Логическое ударение. Интонация перечисления.
Повторение пройденного за год
Чистописание
Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения по переводу детей на письмо по одной линейке (освоение новой высоты, ширины букв). Письмо трудных для учащихся прописных и строчных букв и их соединений типа з, к, ж, в, ч, б, д, у, я и др.; Г, П, Т, Р, З, Е, Ю, У, Д, Ф, К, В и др.; Пп, Чч, Рр, Вв, Ее, Зз, Уу и др. Связное, ритмичное письмо слов, предложений и небольших текстов.
Слова с непроверяемыми написаниями
Автобус, автомобиль, адрес, апрель,
берёза, быстро, вдруг, весело, ветер, виноград, вокзал, воскресенье, вторник, вчера, герой, декабрь, директор, дорога, до свидания, железо, завтра, завтрак, здание, здравствуй, земляника, иней, картина, квартира, компьютер, коньки, корабль, корзина, космонавт, космос, лестница, лопата, месяц, мечта, мороженое, Москва, мультфильм, народ, ноябрь, обед, облако, овощи, одежда, однажды, октябрь, отец, пальто, пассажир, пенал, платок, понедельник, посуда, праздник, пятница, работа, рисунок, Россия, русский, сегодня, сентябрь, скоро, собака, соловей, спасибо, среда, столица, суббота, телевизор, телефон, товарищ, ужин, фамилия, февраль, четверг, что, чувства, щавель, ягода.
Тематическое планирование курса
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Контрольные работы |
1 | Раздел 1. Язык и речь (3 ч) | 3 | 0 |
2 | Раздел 2. Текст. Предложение. Словосочетание. (14 ч) | 14 | 2 |
3 | Раздел 3. Слово в языке и речи (20 ч) | 20 | 3 |
4 | Раздел 4. Состав слова (48 ч) | 48 | 7 |
5 | Раздел 5. Части речи (71 ч) | 71 | 8 |
6 | Раздел 6. Повторение (14 ч) | 14 | 1 |
Литература
1. Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: «Просвещение», 2015.
2. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2–ух ч.2019 год.
3. В.Т.Голубь, Тематический контроль знаний учащихся, русский язык 3 класс «М-книга Воронеж»ю. 2019 год
Приложение №1
Календарно – тематическое планирование по русскому языку
в 3 классе на 2019-2020 уч. г.
(136 часов, 4 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Дата |
План. | Факт |
Раздел 1. Язык и речь (3 ч) |
1 | Наша речь. Виды речи. | | |
2 | Наш язык. Обобщение знаний по разделу «Язык и речь» | | |
|
Раздел 2. Текст. Предложение. Словосочетание. (14 ч) |
3 | Текст как единица языка и речи | | |
4 | Текст. Типы текстов. | | |
5 | Предложение. | | |
6 | Виды предложений по цели высказывания | | |
7 | Виды предложений по интонации | | |
8 | Контрольный диктант (стартовый) | | |
9 | Предложения с обращением | | |
10 | Главные и второстепенные члены предложения | | |
11 | Простые и сложные предложения | | |
12 | Словосочетания | | |
13 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Текст. Предложения. Словосочетания. | | |
Раздел 3. Слово в языке и речи (20 ч) |
14 | Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова | | |
15 | Синонимы и антонимы | | |
16 | Омонимы | | |
17 | Слова и словосочетания | | |
18 | Фразеологизмы | | |
19 | Обучающие изложение по тексту Н. Сладкова (учебник ч.1, с.52, упр. 88) | | |
20 | Части речи | | |
21 | Имя существительное. Местоимение | | |
22 | Имя прилагательное | | |
23 | Глагол | | |
24 | Имя числительное | | |
25 | Однокоренные слова | | |
26 | Слово и слог. Гласные звуки и буквы | | |
27 | Согласные звуки | | |
28 | Звонкие и глухие согласные звуки | | |
29 | Разделительный мягкий знак | | |
30 | Обучающее изложение (учебник, ч.1, с.70, упр.129) | | |
31 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Слово в языке и речи» | | |
32 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение и закрепление изученного материала | | |
Раздел 4. Состав слова (48 ч) |
33 | Корень слова | | |
34 | Сложные слова | | |
35 | Формы слова. Окончания | | |
36 | Приставка | | |
37 | Значение приставок | | |
38 | Суффикс | | |
39 | Значение суффикса | | |
40 | Составление текста описания (учебник, ч.1. с.94, упр. 177) | | |
41 | Основа слова | | |
42 | Обобщение знаний о составе слова | | |
43 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Состав слова» | | |
44 | Правописание частей слова | | |
45 | Правописание слов с безударными гласными в корне | | |
46 | Правописание слов с безударными гласными в корне | | |
47 | Правописание слов с безударными гласными в корне | | |
48 | Правописание слов с глухими с звонкими согласными в корне | | |
49 | Правописание слов с глухими с звонкими согласными в корне | | |
50 | Правописание слов с глухими с звонкими согласными в корне. Р.Р. составление текста по рисунку | | |
51 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | | |
52 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | | |
53 | Правописание слов с удвоенными согласными | | |
54 | Правописание слов с удвоенными согласными | | |
55 | Сочинение по картине (учебник ч.1, с.123, упр. 238) | | |
56 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание корней слов» | | |
57 | Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. | | |
58 | Правописание суффиксов и приставок. | | |
59 | Административная контрольная работа | | |
60 | Правописание приставок и предлогов | | |
61 | Правописание приставок и предлогов | | |
62 | Правописание слов с разделительным твердым знаком | | |
63 | Разделительный твердый и мягкий знак | | |
64 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание частей слова» | | |
65 | Работа над ошибками допущенными в диктанте. Проект «Составляем орфографический словарь» | | |
66 | Обучающее изложение по тексту М.Родионовой (учебник, ч.1, с. 140, упр. 278) | | |
Раздел 5. Части речи (71 ч) |
67 | Части речи | | |
68 | Имя существительное его роль в речи | | |
69 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | | |
70 | Обучающее изложение по рассказу В. Бочарникова (учебник ч.2, с.14, упр.21) | | |
71 | Собственные и нарицательные имена существительные | | |
72 | Проект «Тайна имени» | | |
73 | Число имен существительных | | |
74 | Число имен существительных | | |
75 | Род имен существительных | | |
76 | Род имен существительных | | |
77 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | | |
78 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | | |
79 | Обучающее изложение по басне Л. Толстого (учебник ч.2, с.35, упр. 62) | | |
80 | Падеж имен существительных | | |
81 | Сочинение по картине И. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» (учебник ч.2, с.41. упр.73) | | |
82 | Именительный падеж | | |
83 | Родительный падеж | | |
84 | Дательный падеж | | |
85 | Винительный падеж | | |
86 | Творительный падеж | | |
87 | Предложный падеж | | |
88 | Обучающее изложение по тексту К. Паустовского (учебник, ч.2, с.56, упр.101) | | |
89 | Все падежи | | |
90 | Обобщающее знание по теме «Падеж имен существительных» | | |
91 | Сочинение по картине К.Ф. Юона. «Конец зимы. Полдень» | | |
92 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Падеж имен существительных» | | |
93 | Имя прилагательное как часть речи | | |
94 | Значение и употребление имен прилагательных в речи | | |
95 | Роль имен прилагательных в тексте | | |
96 | Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» | | |
97 | Род имен прилагательных | | |
98 | Изменение прилагательных по родам | | |
99 | Число имен прилагательных | | |
100 | Изменение имен прилагательных по падежам | | |
101 | Изменение имен прилагательных по падежам | | |
102 | Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное» | | |
103 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» | | |
104 | Работа над ошибками допущенными в диктанте. Проект «Имя прилагательное в загадках» | | |
105 | Личные местоимения | | |
106 | Изменение личных местоимений по родам | | |
107 | Редактирование текста Г.Сиреева (учебник, ч.2, с.97, упр.166) | | |
108 | Обобщение знаний по теме «Местоимения» | | |
109 | Глагол как часть речи | | |
110 | Значение и употребление глагола в речи | | |
111 | Сочинение рассказа по серии рисунков (учебник, ч.2, с.105, упр.180) | | |
112 | Неопределенная форма глагола | | |
113 | Неопределенная форма глагола | | |
114 | Число глаголов | | |
115 | Время глаголов | | |
116 | Время глаголов 2-е лицо глаголов | | |
117 | Изменение глаголов по временам | | |
118 | Обучающее изложение по тексту Г. Скребитского (учебник, ч.2, с.120, упр.213) | | |
119 | Род глаголов в прошедшем времени | | |
120 | Род глаголов в прошедшем времени | | |
121 | Правописание не с глаголами | | |
122 | Правописание не с глаголами | | |
123 | Контрольное списывание | | |
124 | Обобщение знаний по теме «Глагол» | | |
125 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» | | |
126 | Работа над ошибками допущенными в диктанте. Обобщение знаний и закрепление изученного материала | | |
Раздел 6. Повторение (14 ч) |
127 | Части речи | | |
128 | Обучающее изложение по тексту В. Сухомлинского (учебник, ч.2, с.133, упр.242) | | |
129 | Обобщение изученного о слове, предложении, тексте | | |
130 | Правописание значимых частей слова | | |
131 | Правописание значимых частей слова | | |
132 | Однокоренные слова | | |
133 | Текст | | |
134 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием | | |
135 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте | | |
136 | Обобщение знаний по курсу русского языка за 3 класс | | |
5