СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык» начального общего образования Базовый уровень 3 класс на 2021-2022 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативными документами,программой для начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык» начального общего образования Базовый уровень 3 класс на 2021-2022 учебный год»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«специализированная гуманитарная школа № 65 ГОРОДА ДОНЕЦКА»



РАССМОТРЕНО

На заседании методического

объединения учителей

начальных классов

Протокол

от «__» __________ № ______


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора


______________Л.М.Козлицкая

«__» _____________ 2021г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор


______________И.И.Сушков


«__» _____________ 2021г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Русский язык»

начального общего образования

Базовый уровень

3 класс

на 2021-2022 учебный год







Составитель рабочей программы:

Учитель высшей категории, учитель - методист

А.Н.Царук










Донецк

2021




I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа по учебному предмету "Русский язык" составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)), в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования (далее – ПООП НОО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682), с учетом учебно-методического комплекса «Школа России», ««Русский язык» 1-4 классы: / В.П. Канакина, В.Г.Горецкий – М.: Просвещение, 2016», Примерной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык». 1-4 классы / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н. – 5-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 215 с., Рабочего учебного плана образовательной организации (утвержденным приказом по школе от 30.08.2021 № 122).


Основой для составления Рабочей программы учителя стала:

Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык». 1-4 классы / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н. – 5-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 215 с.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

•ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

•формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Общая характеристика учебного предмета (курса)

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач предметной области «Филология»:

• Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.

• Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.

• Развитие коммуникативных умений.

• Развитие нравственных и эстетических чувств.

• Развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять

• несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

• пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Место предмета «Русский язык» в учебном плане

Во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по 136 ч. (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).


Формы организации образовательного процесса: фронтальная, парная, групповая,индивидуальная.


Технологии обучения: системно-деятельностный подход;технология проблемного диалога;проектная технология;ИКТ-технологии;технология уровневой дифференциации.


ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Виды проверки

Количество проверок

Дата


І – ІІ четв.

ІІІ – ІV четв.

1

Аудирование

1

1

01.12

26.04

220- 300сл.

6 вопросов

с 3 вариантами ответов

2

Диалог

1

-

05.10

4-5 реплик

3

Устное сочинение

-

1

14.04

Около 60 слов в тексте

4

Чтение вслух

1

1

-----

(на уроках чтения)

5

Письменное изложение

-

1

13.05

50-70 слов в тексте

6

Проверка языковых знаний, умений и навыков

2

2

07.10

25.11

20.01

20.04

8 заданий:

4 задания закрытого типа

с тремя вариантами ответов)

и 4 открытых задания.

7

Диктант

2

2

21.10

23.12

15.03

18.05

50-70сл.

8

Списывание

1

1

07.12

04.05

50-70 сл.

26-35 знаков в минуту


Общее кол-во

8

9





























II. Календарное планирование


№ п/п

№ урока в теме



Содержание учебного материала

Количество часов на изучение темы

Дата

проведения

Примечание

План

Коррек

ция

ТЕМА 1. ПОВТОРЕНИЕ 4ч.

1

1

Повторение, обобщение и систематизация изученного во 2 классе. Текст.


1

01.09



2

2

Повторение, обобщение и систематизация изученного во 2 классе . Предложение.


1

02.09



3

3

Повторение, обобщение и систематизация изученного во 2 классе. Звуки и буквы


1

03.09



4

4

Повторение, обобщение и систематизация изученного во 2 классе. Части речи.


1

07.09





ТЕМА 2 . Язык и речь .

5

1

Виды речи. Речь, её назначение. Речь – отражение культуры человека.

1

09.09



6

2

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

1

10.09



7

3

Развитие речи. Составление текста по рисунку.

1

14.09





ТЕМА 3 . ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ 14 ч.


8

1

Текст. Признаки текста. Построение текста.

1

15.09



9

2

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

1

16.09



10

3

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

1

17.09



11

4

Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.

1

21.09



12

5

Предложение с обращением. Общее представление.

1

22.09



13



6

Предложение с обращением. Общее представление.

1

23.09



14


7

Главные и второстепенные члены предложения.

1

24.09



15

8

Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины
К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

1

28.09



16

9

Распространённые и нераспространённые предложения. Разбор предложения по членам предложения.

1

29.09



17

10

Простое и сложное предложения.

1

30.09



18

11

Запятая внутри сложного предложения.

1

01.10



19

12

Словосочетание. Диалог.

1

05.10



20

13

Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Диалог.

1

06.10



21

14

Проверка языковых знаний, умений и навыков.

1

07.10




Тема 4 СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ 12 ч.



22


1


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Лексическое значение слова. Омонимы. Использование омонимов в речи.

1

08.10



23

2

Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

1

12.10



24

3

Слово и словосочетание.

1

13.10



25

4

Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём фразеологизмов.

1

14.10



26

5

Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи

1

15.10



27

6

Имя числительное (общее представление)

1

19.10



28

7

Однокоренные слова.

1

20.10



29

8

Контрольный диктант.

1

21.10



30

9

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Слово и слог. Звуки и буквы.

1

22.10



31

10

Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

1

26.10



32

11

Правописание слов с ударными (сочетания жи– ши, ча– ща, чу– щу) и безударными гласными в корне.

1

27.10



33

12

Проект «Рассказ о слове»


1

28.10





Тема 5 СОСТАВ СЛОВА 38 ч.


34

1

Корень слова.

1

29.10



35

2

Сложные слова.

1

09.11



36

3

Окончание. Определение окончания в словах.

1

10.11



37

4

Приставка. Как найти в слове приставку?

1

11.11



38

5

Значение приставок

1

12.11



39

6

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе»

1

16.11



40



7

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

1

17.11



41

8

Значение суффиксов

1

18.11



42

9

Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.

1

19.11



43

10

Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

1

23.11



44

11

Разбор слова по составу.

1

24.11



45

12

Проверка языковых знаний, умений и навыков.

1

25.11



46

13

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Правописание частей слова. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

1

26.11



47

14

.Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.


1

30.11



48

15

Аудирование

1

01.12



49

16

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

02.12



50

17

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

03.12



51

18

Списывание.

1

07.12



52

19

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне

1

08.12



53

20

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне

1

09.12



54

21

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

1

10.12



55

22

Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов.

1

14.12



56


23

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

1

15.12



57

24

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

1

16.12



58

25

Правописание слов с удвоенными согласными

1

17.12



59

26

Правописание слов с удвоенными согласными

1

21.12



60

27

Проект «Семья слов».

1

22.12



61

28

Контрольный диктант.

1

23.12



62

29

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Правописание суффиксов и приставок

1

24.12



63

30

Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»

1

28.12



64

31

Правописание суффиксов и приставок

1

11.01



65

32

Правописание суффиксов и приставок

1

12.01



66

33

Правописание приставок и предлогов

1

13.01



67

34

Правописание приставок и предлогов

1

14.01



68

35

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ)

1

18.01



69

36

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ)

1

19.01



70

37

Проверка языковых знаний, умений и навыков.

1

20.01



71

38

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ)

Итоговый урок.

1

21.01





ТЕМА 6. ЧАСТИ РЕЧИ 60 ч.


72

1

Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

1

25.01



73

2

Части речи (повторение и углубление представлений)

1

26.01



74

3

Имя существительное и его роль в речи.

1

27.01



75

4

Проект «Тайна имени».

1

28.01



76

5

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

01.02



77

6

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

02.02



78

7

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

03.02



79

8

Число имен существительных

1

04.02



80

9

Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти.

1

08.02



81

10

Число имен существительных

1

09.02



82

11

Род имён существительных: мужской, женский, средний

1

10.02



83

12

Имена существительные общего рода (первое представление).

1

11.02



84

13

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).

1

15.02



85

14

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).

1

16.02



86

15

Изменение имён существительных по падежам.

1

17.02



87

16

Именительный падеж

1

18.02



88

17

Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков.

1

22.02



89

18

Родительный падеж

1

24.02



90

19

Дательный падеж

1

25.02



91

20

Винительный падеж

1

01.03



92

21

Творительный падеж

1

02.03



93

22

Предложный падеж

1

03.03



94

23

Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного.

1

04.03



95

24

Проект «„Зимняя“ страничка».

1

09.03



96

25

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван -царевич и лягушка-квакушка.»

1

10.03



97

26

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Роль имён прилагательных в тексте. Сложные имена прилагательные.

1

11.03



98

27

Контрольный диктант.

1

15.03



99

28

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Текст-описание. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна –Лебедь»

1

16.03



100

29

Род имен прилагательных

1

17.03



101

30

Число имен прилагательных

1

18.03



102

31

Изменение имён прилагательных по числам

1

22.03



103

32

Изменение имён прилагательных по падежам

1

23.03



104

33

Развитие речи. Отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»

1

24.03



105

34

Изменение имён прилагательных по падежам

1

25.03



106

35

Морфологический разбор имени прилагательного

1

05.04



107

36

Обобщение знаний.

1

06.04



108

37

Обобщениепо теме «Имя прилагательное»

1

07.04



109

38

Проект «Имена прилагательные в загадках»

1

08.04



110

39

Проверка языковых знаний, умений и навыков.

1

12.04



111

40

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Личные местоимения. Общее представление.

1

13.04



112

41

Развитие речи.

Устное сочинение.

1

14.04



113

42

Личные местоимения единственного и множественного числа.

1

15.04



114

43

Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3го лица в единственном числе по родам.

1

19.04



115

44

Морфологический разбор местоимений.

1

20.04



116

45

Повторение и углубление представлений о глаголе

1

21.04



117

46

Неопределенная форма глагола

1

22.04



118

47

Аудирование.

1

26.04



119

48

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Изменение глаголов по числам.

1

27.04



120

49

Развитие речи. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись.

1

28.04



121

50

Времена глаголов. Изменение глаголов по временам.

1

29.04



122

51

Времена глагола. 2-е лицо глаголов

1

03.05



123

52

Списывание

1

04.05



124

53

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Род глаголов в прошедшем времени Родовые окончания глаголов

1

05.05



125

54

Род глаголов в прошедшем времени Родовые окончания глаголов

1

06.05



126

55

Правописание частицы НЕ с глаголами

1

10.05



127

56

Правописание частицы НЕ с глаголами

1

12.05



128

57

Развитие речи. Проверочная работа.

Письменное изложение «Лось»

1

13.05



129

58

Обобщение знаний. Морфологический разбор глаголов.

1

17.05



130

59

Контрольный диктант.

1

18.05



131

60

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Обобщение знаний. Морфологический разбор глаголов.

1

19.05




Тема 7 ПОВТОРЕНИЕ 5 ч.

132

1

Обобщение и систематизация знаний. Правописание слов с изученными орфограммами.

1

20.05



133

2

Обобщение и систематизация знаний. Правописание слов с изученными орфограммами.

1

24.05



134

3

Обобщение и систематизация знаний. Состав слова.

1

25.05



135

4

Обобщение и систематизация знаний. Части речи.

1

26.05



136

5

Обобщение и систематизация знаний. Части речи.

1

27.05






ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


Предметные результаты освоения третьего года изучения учебного предмета «Русский язык» должны отражать сформированность умений:

• строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3–5 предложений на определенную тему, по наблюдениям);

• создавать небольшие устные и письменные тексты (2–4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;

• наблюдать за типами речи (без называния термина): повествование, описание, рассуждение (простые случаи, без смешения);

• определять тему текста, определять основную мысль текста;

• определять ключевые слова в тексте; определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);

• выявлять части текста, озаглавливать части текста;

• составлять план повествовательного текста, создавать по нему текст и корректировать текст;

• характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

• производить звуко-буквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);

• определять функцию разделительных мягкого (ь) и твердого знаков (ъ) в словах;

• устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учетом двойной роли букв е, ё, ю, я в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;

• правильно ставить ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• находить орфограммы в слове и между словами;

• применять изученные правила правописания (в том числе написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова; написание парных звонких и глухих согласных в корне слова (в середине слова); написание непроизносимых согласных в корне слова; употребление разделительного мягкого знака (ь) и разделительного твердого (ъ) знаков; написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода; написание безударных родовых окончаний имён прилагательных; раздельное написание частицы не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами);

• находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, а также описки;

• подбирать синонимы и антонимы (простые случаи, без называния терминов) к словам разных частей речи;

• выявлять в речи многозначные слова, понимать их значения; устаревшие слова, понимать их значения (простые случаи); распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

• определять значение слова в тексте,

• выделять окончания в слове, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина), однокоренные слова и синонимы (без называния термина);

• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень, приставку, суффикс, окончание;

• находить в словах нулевое окончание;

• распознавать имена существительные, определять грамматические признаки имен существительных (одушевленные/неодушевленные, род, число, падеж),

склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

• распознавать имена прилагательные, определять грамматические признаки имен прилагательных (род, число, падеж), изменять имена прилагательные (кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин) по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имен существительных;

• распознавать личные местоимения (в начальной форме), использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

• распознавать глаголы, различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», определять грамматические признаки (форму времени, род (в прошедшем времени), число); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени – по родам;

• различать предлоги и приставки;

• определять вид предложений по цели высказывания и по интонации;

• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

• распознавать распространенные и нераспространенные предложения;

• правильно списывать слова, предложения, текст объемом не более 65 слов; писать подробное изложение по заданному или коллективно составленному плану (40-50 слов); писать под диктовку.











УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА




Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы. – М.:

Просвещение, 2014.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник.

3 класс. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2014.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. – В 2 ч. – Ч. 2. – М.: Просвещение, 2014.

Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс.

– В 2 ч. – Ч. 2. – М.: Просвещение, 2014.

Канакина В.П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2013.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Классная доска с набором приспособлений для крепления

таблиц, постеров и картинок;

- настенная доска с набором приспособлений для крепления

картинок;

- телевизор (по возможности).

Видеомагнитофон/видеоплеер (по возможности)










16