| Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования обучающихся с РАС (вариант 3) |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Профильный труд по курсу «Цветоводство и декоративное садоводство»
для обучающихся 5 класса
на 2021-2022 учебный год
| Составила: Шупилова Ольга Васильевна |
Биробиджан, 2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд по курсу «Цветоводство и декоративное садоводство» для обучающихся 5 класса составлена на основе действующих нормативных документов регулирующих деятельность образовательной организации, Положением о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени», Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 № 4/15), Примерных рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 04.07.2017 № 3/17). Учебного плана ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2021 – 2022 учебный год, а так же с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центр образования «Ступени» начального общего образования.
При составлении примерной рабочей программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности обучающегося. Содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
На изучение предмета «Профильный труд по курсу «Цветоводство и декоративное садоводство» федеральным компонентом учебного плана отводится 6 часов в неделю (204 часа в год).
Профильный труд, как учебный предмет, является одним из ведущих в системе подготовки школьников с ограниченными возможностями здоровья, так как от его усвоения во многом зависит формирование социального опыта и поведения учащихся с ОВЗ, практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду. Практическая и коррекционная направленность обучения предмету обусловливает его специфику: все получаемые учащимися знания, являются практически значимыми, способствующими формированию знаний, умений и навыков для их социальной адаптации и реабилитации.
Цель уроков профильного труда по курсу «Цветоводство и декоративное садоводство»: направленность на социализацию детей с ОВЗ, коррекция и формирование знаний, умений и навыков, ориентирующих учащихся на трудоустройство по профессиям, связанным с растениями, в озеленительных хозяйствах, в теплицах и других организациях.
Уроки трудового и профессионально-трудового обучения в 5 классе для детей с умственной отсталостью организуются как уроки усвоения теоретических знаний и практических умений. В процессе обучения решаются следующие задачи:
расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире;
развитие мыслительных операций, познавательной деятельности в целом, коррекция речи и мышления;
формирование навыков самоконтроля;
формирование положительных личностных качеств учеников (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;
воспитание уважения к рабочему человеку.
Для организации обучения школа располагает территорией, достаточной для разбивки цветника, посадки кустарников и деревьев. В школе предусмотрено большое количество комнатных растений.
Занятия по предмету «Профильный труд по курсу «Цветоводство и декоративное садоводство» для детей с ОВЗ направлены на изучение школьниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности.
Планируемые результаты освоеня учебного предмета
«Профильный труд» по курсу «Цветоводство и декоративное садоводство» 5 класс
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
Адекватные представления о собственных возможностях;
Навыки коммуникации и принятые ритуалы социального взаимодействия;
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Социально значимые мотивы учебной деятельности;
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Бережное отношение к культурно – историческому наследию родного края и страны;
Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Адекватное восприятие замечаний сверстников и учителя;
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата;
Умение вступать и поддерживать коммуникацию в учебном взаимодействии;
Умение работать с информацией (понимать изображение, текст);
Умение использовать различные источники и средства информации для решения познавательных задач;
Умение слушать и понимать устную и письменную инструкцию к учебному заданию для достижения цели;
Умение принимать цель и произвольно включаться в деятельность;
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата;
Умение наблюдать, понимать изображение, составлять рассказ -описание увиденного;
Умение самостоятельно выполнять учебные задания;
Умение выделять главное в предложенной информации;
Формирование навыков монологического высказывания;
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать сравнивать, делать выводы идр.); эстетического отношения к живым объектам;
Развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности;
Осознание необходимости общественно - полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
Предметные
результаты
Обучающиеся научатся:
Определять на глаз количество деленок;
Подготавливать почву и растения к посадке;
Осуществлять осенний, весений уход за кустарниками;
Определять растения для сбора семян;
Фасовать семена по пакетам;
Самостоятельно выбирать приемы ухода за комнатными растениями;
Пользоваться мерными инструментами;
Пользоваться садовыми ножницами;
Выполнять стачной шов и шов вподгибку с закрытым срезом при изготовлении тары для хранения крупных партий семян;
Распознавать органы цветкового растения;
Распознавать элементы цветочного оформления, планировать размещение клумбы;
Выращивать лилию тигровую.
Метапредметные результаты (базовые учебные действия)
Регулятивные учебные действия
Обучающиеся научатся:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
Планировать учебную деятельность на уроке с помощью учителя;
Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства: учебник, простейшие приборы и инструменты;
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
Соблюдать нормы и правила культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
Соблюдать нормы и правила безопасности познавательно - трудовой деятельности;
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Познавательные учебные действия
Обучающиеся научатся:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах и в предложенных учителем других источниках);
Организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, какие нужны знания, информация для решения учебной задачи;
Добывать новые знания в разных формах: текст, схемы, иллюстрации и др.;
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
Средством формирования своих действий служит учебный материал.
Коммуникативные учебные действия
Обучающиеся научатся:
Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
Сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной форме;
Слушать и понимать речь других людей.
Развитие жизненной компетенции
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
Овладение социально - бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
Овладение навыками коммуникации;
Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно -пространственной организации;
Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
представления об основных свойствах используемых материалов;
знание правил хранения материалов;
отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;
представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов;
чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе работы;
представления о разных видах профильного труда (цветоводство, декоративное садоводство);
понимание значения и ценности труда;
понимание красоты труда и его результатов;
заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);
организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;
осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий;
проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
экономное расходование материалов;
планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;
знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
Основные направления коррекционной работы
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина.);
Развитие пространственных представлений и ориентации;
Развитие представлений о времени;
Развитие слухового внимания и памяти;
Развитие фонетико - фонематических представлений, формирование звукового анализа;
Развитие основных мыслительных операций: навыков соотносительного анализа; навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умения планировать деятельность; развитие комбинаторных способностей;
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно - образного мышления; развитие словесно - логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);
Коррекция нарушений в развитии эмоционально - личностной сферы: развитие навыков адекватного общения;
Развитие речи, овладение техникой речи;
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Содержание учебного предмета «Профильный труд по курсу «Цветоводство и декоративное садоводство»
№№ | Разделы | Часы |
1 | Мастерская цветоводства и декоративного садоводства | 6 |
2 | Культурные цветковые растения | 22 |
3 | Сбор семян однолетних крупносемянных цветковых растений | 14 |
4 | Работы в цветнике поздней осенью | 8 |
5 | Вскапывание почвы в цветнике | 6 |
6 | Заготовка земляной смеси для комнатных растений | 10 |
7 | Очистка дорожек и площадок от опавших листьев | 4 |
8 | Бумажные пакеты для фасовки семян | 10 |
9 | Обмолот и расфасовка семян собранных осенью | 6 |
10 | Уход за комнатными растениями | 20 |
11 | Практическое повторение | 6 |
12 | Выращивание однолетних цветочных растений | 12 |
13 | Выращивание бархатца в цветочном горшке | 20 |
14 | Перевалка комнатного растения | 6 |
15 | Инвентарь для работы в цветнике | 6 |
16 | Практическое повторение | 10 |
17 | Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений | 4 |
18 | Работа в цветнике весной | 12 |
19 | Высадка рассады бархатцев | 10 |
20 | Практическое повторение | 12 |
ИТОГО | 204 |
Календарно-тематическое планирование
5 класс 204 часа
№№ | Тема урока | Кол-во часов | Сроки прохождения |
План | Факт |
Мастерская цветоводства и декоративного садоводства |
1 | Вводное занятие. Цветоводство. Цветковые растения: многообразие, декоративные качества. | 2 | | |
2 | Правила поведения и безопасной работы в мастерской. | 2 | | |
3 | Специальная одежда для работы в мастерской. Правила личной гигиены. | 2 | | |
Культурные цветковые растения |
4 | Сведения о цветоводстве. | 1 | | |
5 | Группы цветочно-декоративных растений. | 4 | | |
6 | Культурные и дикорастущие растения. | 4 | | |
7 | Садовые и комнатные растения. | 4 | | |
8 | Строение цветочного растения. | 2 | | |
9 | Однолетние и многолетние растения. | 4 | | |
10 | Цветник. | 2 | | |
11 | Экскурсия. | 1 | | |
Сбор семян однолетних крупносемянных цветковых растений |
12 | Сведения о сборе семян однолетних цветочных растений и их хранении. | 2 | | |
13 | Однолетние цветочные растения с крупными и средними семенами. | 2 | | |
14 | Признаки созревания семян однолетних цветочных растений. | 2 | | |
15 | Сбор семян однолетних цветочных растений. Правила сбора. | 2 | | |
16 | Практическая работа. Сбор созревших семян бархатцев. | 2 | | |
17 | Способы ускорения созревания семян. Практическая работа. Сбор семян с вегетирующих растений. | 2 | | |
18 | Просушка и хранение и семян. | 2 | | |
Работы в цветнике поздней осенью |
19 | Уборка однолетних цветочных растений в цветнике. | 2 | | |
20 | Ручной инвентарь для уборки в цветнике. | 2 | | |
21 | Практическая работа. Удаление засохших однолетников из цветника. | 2 | | |
22 | Уборка многолетних цветочных растений в цветнике. | 2 | | |
Вскапывание почвы в цветнике |
23 | Обработка почвы в цветнике. | 2 | | |
24 | Ручной инвентарь для обработки почвы в цветнике. | 2 | | |
25 | Практическая работа. Вскапывание (перекопка) почвы на заданную глубину. | 2 | | |
Заготовка земляной смеси для комнатных растений |
26 | Почвенные смеси для комнатных растений. | 2 | | |
27 | Практическая работа. Заготовка частей почвенных смесей. | 2 | | |
28 | Составление почвенных смесей для комнатных растений. | 2 | | |
29 | Практическая работа. Составление почвенных смесей для комнатных растений. | 4 | | |
Очистка дорожек и площадок от опавших листьев |
30 | Прием и правила ухода за дорожками и площадками | 2 | | |
31 | Практическая работа. Очистка дорожек и площадок. | 2 | | |
Бумажные пакеты для фасовки семян |
32 | Бумажные пакеты для хранения семян. | 2 | | |
33 | Изготовление бумажных пакетов для семян по шаблону с помощью клея | 4 | | |
34 | Изготовление бумажных пакетов для семян по шаблону с без клея | 4 | | |
Обмолот и расфасовка семян собранных осенью |
35 | Очистка, сортировка и расфасовка семян однолетников | 2 | | |
36 | Практическая работа. Очистка и отбор семян. | 2 | | |
37 | Практическая работа. Расфасовка семян в бумажные пакеты | 2 | | |
Уход за комнатными растениями |
38 | Условия содержания комнатных растений | 2 | | |
39 | Традесканция, кливия и хлорофитум — комнатные растения | 2 | | |
40 | Ручной инвентарь для выращивания комнатных растений | 2 | | |
41 | Практическая работа. Определение размера горшка для растений. | 2 | | |
42 | Уход за комнатными растениями | 2 | | |
43 | Практическая работа. Обтирание крупных и гладких листьев комнатных растений. | 2 | | |
44 | Практическая работа. Правила удаления пыли с листьев опушенных комнатных растений. | 2 | | |
45 | Полив комнатных растений | 2 | | |
46 | Практическая работа. Уход за комнатными растениями | 4 | | |
Практическое повторение |
47 | Изготовление бумажного пакета | 2 | | |
48 | Выделение указанных семян из семенной смеси, фасовка. | 4 | | |
Выращивание однолетних цветочных растений |
49 | Повторение правил поведения, ПТБ в мастерской | 2 | | |
50 | Размножение цветочных растений (семенное, вегетативное). | 2 | | |
51 | Практическая работа. Размножение комнатных растений (хлорофитум) | 4 | | |
52 | Способы выращивания однолетних цветочных растений | 2 | | |
53 | Выращивание рассады однолетних цветочных растений | 2 | | |
Выращивание бархатца в цветочном горшке |
54 | Виды бархатцев | 4 | | |
55 | Практическая работа. Посев семян бархатцев | 4 | | |
56 | Практическая работа. Уход и наблюдение за всходами. | 4 | | |
57 | Практическая работа. Пикировка сеянцев бархатцев. | 4 | | |
58 | Выращивание однолетних цветочных растений в горшках | 2 | | |
59 | Практическая работа. Выращивание георгина однолетнего | 2 | | |
Перевалка комнатного растения |
60 | Перевалка комнатных растений | 2 | | |
61 | Практическая работа. Перевалка комнатных растений | 4 | | |
Инвентарь для работы в цветнике |
62 | Инструменты и приспособления для работы в цветнике. Виды и назначение. | 4 | | |
63 | Подготовка почвы, посев семян цветкового растения | 2 | | |
Практическое повторение |
64 | Расчистка дорожек и площадок от снега на школьном дворе | 6 | | |
65 | Уход за комнатными растениями, за рассадой | 4 | | |
Использование однолетних цветковых растений для оформления улиц и помещений |
66 | Однолетние цветковые растения, используемые для оформления улиц и помещений | 2 | | |
67 | Размещение однолетних цветковых растений | 2 | | |
Работа в цветнике весной |
68 | Подготовка почвы в цветник под посев однолетних цветковых растений | 2 | | |
69 | Практическая работа. Подготовка почвы на клумбе для посева крупносемяных цветковых растений | 4 | | |
70 | Размещение цветковых растений в цветнике | 2 | | |
71 | Выращивание настурции в цветнике | 2 | | |
72 | Практическая работа. Выращивание настурции на клумбе | 2 | | |
Высадка рассады бархатцев |
73 | Высадка рассады бархатцев в цветник. Расстояние между посадками. | 2 | | |
74 | Практическая работа. Подготовка почвы. Разметка мест посадки растения | 2 | | |
75 | Практическая работа. Высадка рассады бархатцев в цветник. | 4 | | |
76 | Самостоятельная работа «Разметка посевных рядков, посев семян крупносеменного цветкового растения» | 2 | | |
Практическое повторение |
77 | Весенние работы в цветнике | 6 | | |
78 | Уход за растениями | 6 | | |
ИТОГО | 204 | | |
Учебно-методический материал
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Дидактическое и методическое обеспечение
«Бархатцы», М., «Кладезь–Букс», 2007.
«Большая энциклопедия природы для детей», Львов, «Атлас», 1994.
«Комнатные растения в вашем доме», М., «Олма Медиа Групп», 2005.
«Новейшая энциклопедия комнатных растений», М., «Эксмо», 2011
«Пионы, розы», М., «Русский огород», 2008.
А.А. Плешаков «Зеленые страницы», М., «Просвещение», 1994.
Афонькин С. Ю. «Цветы (школьный путеводитель)», СПб., «Балтийская книжная компания», 2015.
Бородулина С. Ю. «Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников», Серия «Учебники, учебные пособия», Р – н - Д: «Феникс», 2004.
Брунов Б.П. «Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие», Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005.
Воронкова В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов» , М. Школа-Пресс,1994.
В.В. Воронкова, Мирский С.Л., «Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 класс» сборник 2, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000.
Ганичкина О., Ганичкин А. «Цветы на вашем участке», М., «Эксмо», 2009.
Дизайн вашего цветника, М., «Эксмо», 2009
Зак А. З. «Развитие умственных способностей младших школьников», М., «Просвещение: Владос», 1994.
Золотницкий Н. Ф. «Цветы в легендах и преданиях», Киев, «Довiра», 1994.
Капранова Н. Н. «Комнатные растения в интерьере», Изд – во Москов. Университета, 1989.
Киселев Г. Е. «Цветоводство», М., «Колос», 1964.
Клевенская Т. М. «Цветы в интерьере», М.«Агропромиздат», 1989.
Клиника нарушения интеллекта у детей: Методическая разработка. Выпуск пятый , Красноярск, 2004 .
Мирский С. Л. «Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда» М., «Просвещение», 1992
Соловьева В. А. «Целебные свойства цветов», М., «Олма Медиа Групп», 2010.
Устинова Е. «Здоровье комнатных растений», М., «Кладезь–Букс», 2011.
Хессайон Д. Г. «Все о декоративных деревьях и кустарниках», 2009.
Чувикова А. А. Справочник цветовода, М., «Колос», 1971.
Чувикова А. А., Потапов С. П. «Учебная книга цветовода», М., «Колос», 1974.
Шиканян Т. Д. «Садовые дорожки», М., «Кладезь–Букс», 2010.
Печатные и демонстрационные пособия:
Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой;
Магнитные таблицы «Луг», «Болото», «Лес», «Поле»;
Раздаточный материал.
Технические средства обучения:
Компьютер;
Компьютер мобильный педагога;
Мультимедийный проектор, экран.
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения;
Электронные приложения;
Аудиозаписи звуков, пения птиц, звук леса и т.д., подборка видеоуроков, обучающих программ;
Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)