Характеристика класса:
В 5 классе 15 учащихся. К 1 группе обучения относятся 10 учеников; Грудинин В., Житихин С., Иванова С., Кадырова О., Мясоедов К., Пшеничников Д, Сымбелов М., Смолина Д., Тушинова Д., Федорова А. Ко 2 группе относятся: Максимов Д., Никитин А., Попов М., Труфанов Ю., Труфанова О. Плохо читающие – Труфанов Ю., Максимов Д. Плохо говорящие – Максимов Д. С низкой мотивацией обучения нет. Все учащиеся проявляют интерес к предмету. Требуют индивидуального подхода – Максимов и Труфанов. Следует обращать внимание на Попова М. - требуется помощь учителя при выполнении самостоятельных работ (пояснений к заданиям).
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Отчет учителя-предметника
Учебный год: 2018/2019
Учитель: Победаш Вера Стефановна
Предмет: Природоведение
Детализация по классам/параллелям № | Класс | Период | Кол-во уч-ся | Оценки | н/а | осв. | % кач. | % усп. | СОУ |
"5" | "4" | "3" | "2" |
|
1 | 5 | 1 четверть | 15 | 4 | 10 | 1 | | | | 93,3 | 100,0 | 71,7 |
2 четверть | 15 | 4 | 10 | 1 | | | | 93,3 | 100,0 | 71,7 |
|
Состояние на 31.01.2019 10:45:45
© Сетевой Город. Образование 4.30.42
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «10» июля 2015 г. № 26);
Устав ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат».
Адаптированная рабочая программа курса «Природоведения» в 5 классе составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. И. М. Бгажноковой – М: Москва Просвещение, 2013. – 5-е издание.
Авторы программы «Природоведение»: Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.
Цель: подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Основными задачами курса являются:
- сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
- демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
- воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранной работы;
- воспитание социально значимых качеств личности.
Для достижения поставленных целей изучения природоведения в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека
установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений
экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
формирование специальных и общеучебных умений и навыков.
формирование и развитие универсальных учебных действий.
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.
В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Курс «Природоведение» в 5 классе не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в 1-4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
Формы организации учебного процесса, технологии
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урока - экскурсии. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, в том числе выполнение практических работ.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение.
Курс природоведения рассчитан на 68 часов в год, 2 часа в неделю
Структура образовательной программы по курсу природоведения в 5 классе.
Но- мер. | Раздел | Тема | Количество часов. |
1. | Введение. | Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. | 1 |
2. | Вселенная. | Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. Экскурсия (в планетарий, музей космоса, обсерваторию) или наблюдение за звездным небом. | 4 ( 3+1экскурсия) |
3. | Наш дом- Земля. | Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. Поверхность суши: горы. Почва (охрана почвы). Свойства почвы. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи. Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши: ручьи, реки. Озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. | 13 |
4. | Растительный мир Земли. | Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Экскурсия в парк, сад, лес, поле, (в зависимости от местных условий). Деревья, кустарники, травы. Части растения. Дикорастущие и культурные растения. Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. Кустарники(дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид. Места произрастания. Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. правила сбора, использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. уход. Значение. Береги растения. Почему нужно беречь растения. Красная книга. Контрольная работа по теме: «Растительный мир Земли». | 14 (13+1 экскурсия). |
5. | Животный мир Земли. | Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Птицы, внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Экскурсия в зоопарк, парк, живой уголок, на ферму (в зависимости от местных условий). Уход за животными в живом уголке или дома. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания. Собаки и домашние кошки. Правила ухода и содержания. Охрана животных. Заповедники. Красная книга. | 12 (11+ 1 экскурсия). |
6. | Человек. | Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.д.). Осанка (гигиена, костно-мышечная система). Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. | 8 |
7. | Есть на Земле страна- Россия. | Россия- Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Города: Новосибирск, Владивосток. Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира. Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники, заказники, охрана природы. Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. Контрольная работа по теме: «Есть на Земле страна- Россия». | 14 |
8. | Повторение. | Повторение пройденного. Экскурсии по городу, поселку, в краеведческий музей. Знакомство с местными достопримечательностями, предприятиями. | 2 (экскурсии) |
Содержание программы:
Введение (1 ч)
Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.
1. Вселенная (4 ч)
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.
Практические работы
Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля.
Межпредметные связи: «Живой мир», математика, изобразительная деятельность, пропедевтика истории в 6 классе.
2. Наш дом - Земля (13 ч)
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле.
Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение для жизни на Земле.
Поверхность суши. Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва (охрана почвы). Свойства почвы.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи.
Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения.
Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.
Экскурсия (в планетарий, музей космоса, обсерваторию) или наблюдение за звездным небом.
Экскурсии к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности земли, водоемы).
Практические работы
Зарисовка форм поверхности суши.
Составление таблицы «Полезные ископаемые».
Заполнение схемы «Воды суши».
Нахождение на карте морей и океанов.
Зарисовка форм поверхности своей местности.
Изготовление из пластилина макетов форм поверхности суши.
Изготовление плакатов на тему «Охрана воды, воздуха, почвы».
Опыты: свойства почвы, состояние воды, свойства полезных ископаемых.
Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, изобразительная деятельность.
3. Растительный мир Земли (12 ч)
Разнообразие растительного мира. Части растения.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Деревья, кустарники, травы. Части растения.
Дикорастущие и культурные растения.
Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.
Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.
Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.
Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания.
Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение.
Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга).
Практические работы
Зарисовки деревьев, кустарников, трав.
Выделение составных частей (органов) растений.
Изготовление гербариев отдельных растений.
Сезонные наблюдения за растениями.
Зарисовка растений в разные времена года.
Заполнение таблиц. Игры на классификацию растений по месту произрастания.
Уход за комнатными растениями.
Составление букетов из сухоцветов.
Сбор лекарственных растений, запись правил их использования в тетрадь.
Экскурсии в парк, сквер, сад, лес, поле, огород (в зависимости от местных условий).
Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, русский язык, математика, чтение, изобразительная деятельность.
4. Животный мир Земли (12 ч)
Разнообразие животного мира.
Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.
Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Охрана животных. Заповедники. Красная книга.
Практические работы
Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.
Упражнения в классификации животных (таблица, игры).
Изготовление кормушек, скворечников.
Наблюдение за животными живого уголка и домашними животными.
Сезонные наблюдения за животными.
Составление правил ухода за домашними животными.
Уход за животными живого уголка.
Составление рассказов о своих домашних животных*.
Экскурсии в зоопарк, зверинец, парк, живой уголок, на ферму (в зависимости от местных условий).
Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, чтение, русский язык, математика, изобразительная деятельность.
5. Человек (8 ч)
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.
Практические работы
Составление распорядка дня.
Упражнение в оказании первой медицинской помощи (обработка ссадин, наложение пластыря, перевязывание мелких ран - порезов). Подсчет частоты пульса, измерение температуры тела.
Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка).
Составление схем, зарисовка по контуру, работа на магнитной доске (показ на таблицах и муляжах частей тела и важнейших органов).
Экскурсия в школьный медицинский кабинет, поликлинику, аптеку.
Межпредметные связи: физическая культура, домоводство, изобразительная деятельность.
6. Есть на Земле страна — Россия (14 ч)
Россия —- Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты.
Население России. Городское и сельское население. Народы России.
Столица Москва.
Санкт-Петербург.
Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток (или другие города по усмотрению учителя).
Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности.
Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России и своего края.
Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края.
Заповедники. Заказники. Охрана природы.
Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.
Экскурсии по городу, поселку, в краеведческий музей; знакомство с местными достопримечательностями, предприятиями.
Практические работы
Зарисовка Государственного флага России.
Подбор иллюстраций (население России, города, реки, озера, горы, изделия народных промыслов и т. д.).
Изготовление альбома «Россия - наша Родина».
Нахождение России на политической карте*.
Зарисовка животных и растений своей местности.
Составление таблицы «Животные и растения нашей местности».
Составление рассказа о своем городе, поселке, селе*.
Изготовление альбома «Наш город (поселок) ».
Межпредметные связи: чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.
Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из следующих разделов:
- введение;
- вселенная;
- наш дом - Земля;
- растительный мир;
- животный мир;
- человек;
- есть на Земле страна - Россия.
При изучении темы «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле. Учитель может познакомить школьников с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.
В теме «Наш дом - Земля» изучаются оболочки Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает знакомство с поверхностью Земли - сушей (материки, равнины, горы, холмы, овраги) и водоемами (моря, реки, озера, болота).
На уроке я использую глобус и физическую карту мира (не раскрывая принципов ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды - зеленый, коричневый, синий.
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в 1-4 классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт учащихся.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Завершает курс раздел «Есть на Земле страна - Россия». В процессе изучения этого раздела программы предполагается сформировать у учащихся элементарные страноведческие понятия. Учащиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно познакомить с растениями и животными данной местности, основными географическими достопримечательностями, занятиями населения.
В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику курса: Вселенная - Солнечная система — планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух, климат), литосфера (почва, поверхность), гидросфера (вода, водоемы). От этого зависит состояние биосферы - жизнь растений, животных и человека. Человек - частица Вселенной.
Такое построение программы поможет сформировать у умственно отсталых учащихся целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
В данной программе запланированы экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями учащихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению учащимися).
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя.
В программе выделены основные виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы я выполняю сама (можно привлечь некоторых учащихся).
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены как те межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала («Живой мир», чтение, ИЗО, ручной труд), так и те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, занимательный и профильный труд).
На изучение темы «Сезонные изменения в природе» отдельное время программой не отводится, так как учащиеся рассматривали времена года и их характерные особенности в начальной школе. В 5 классе предлагается лишь проводить практические работы — ежедневное наблюдение за погодой, ведение календаря природы и труда, посезонное подведение итогов. На знания учащимися сезонных закономерностей в природе необходимо опираться при изучении всех тем курса (особенно таких, как «Растительный и животный мир Земли» и «Человек»)
Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического и географического материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, терминов (например, таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, материки, океаны, глобус, карта и др.). Программа предполагает, что при изучении раздела «Есть на Земле страна — Россия» школьники познакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории России (Черное и Балтийское моря, реки Волга, Обь, Енисей, Лена, озеро Байкал, Уральские горы). Изучение данных объектов носит ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.
Содержание материала дано лаконично, без излишней детализации; это создает учителю возможности для творчества, не ограничивает его жесткими программными рамками, позволяет учитывать специфику природы своего края.
Национально-региональный компонент нашел отражение в изучении всех разделов программы. На уроках я использую следующие презентации: « Озеро Байкал», «Животные Бурятии», « Растительный мир Бурятии», «Красная Книга Бурятии». На основе изучения окружающего мира пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.
Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем - естествознания и географии.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Практика взаимодействия с окружающим миром
Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;
Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;
Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы;
Обучающиеся 1 и 2 группы должны уметь:
называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
выполнять рекомендуемые практические работы;
соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;
соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.
Обучающиеся 1 и 2 группы должны знать:
обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;
расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
В процессе изучения окружающего мира у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека. В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Учащиеся должны знать:
- что изучает природоведение;
- основные свойства воды, воздуха и почвы;
- основные формы поверхности Земли;
- простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- основные санитарно-гигиенические требования;
- название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию;
- названия важнейших географических объектов;
- правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- демонстрировать простейшие опыты;
- проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдения;
- называть разнообразных представителей животного и растительного мира;
- ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;
- соблюдать правила элементарной гигиены;
- оказывать простейшую медицинскую помощь.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
При выставлении оценок, в первую очередь, учитель руководствуется требованиями программы, по которой ведется обучение.
И.М. Бгажнокова, ссылаясь на многочисленные психолого-педагогические исследования рекомендует следующую систему оценивания:
Оценка % выполнения заданий:
удовлетворительно 25 - 50%
хорошо 50 - 65%
отлично свыше 65%
Основным инструментарием оценивания результатов на уроках природоведения являются: наблюдение за работой обучающихся на уроке, качество устных ответов на уроках, выполнение тестовых заданий, составленных учителем по разделам (темам), выполнение контрольных и самостоятельных работ.
Критерии оценивания учащихся по группам:
Оценка | 1группа учащихся | 2 группа учащихся |
«5» | Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет. | Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет с помощью учителя |
«4» | Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя | Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя |
«3» | Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя. | Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя. |
Оценка «2» не ставится.
Учебник:
Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «Природоведение»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида; М:. «Просвещение», 2015 г.
Природоведение: интернет – ресурсы для родителей и учащихся.
http://school.holm.ru/predmet/bio/ – Школьный мир: Биология
http://flower.onego.ru/ – Энциклопедия декоративных садовых растений
http://www.deol.ru/culture/museum/zoom/ -«Зоологический музей МГУ»
http://www.anatomus.ru/ -анатомия человека в иллюстрациях
http://www.rs463.narod.ru/add/vrednie_privichki.htm – все о вредных привычках.
http://www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm – редкие и исчезающие животные России, занесенные в Красную книгу, а также их фотографии, рисунки, аудиофайлы – записи голосов, видеосюжеты.
http://college.ru/biology/ – Биология на сайте «Открытый Колледж»
http://www.priroda.ru/ – Природа России
http://school.holm.ru/predmet/bio/ – Школьный мир: Биология.
http://flower.onego.ru/ – Энциклопедия декоративных садовых растений.
http://www.deol.ru/culture/museum/zoom/ -«Зоологический музей МГУ».
http://www.anatomus.ru/ -анатомия человека в иллюстрациях.
http://www.rs463.narod.ru/add/vrednie_privichki.htm – все о вредных привычках.
http://www.greenpeace.ru – сайт экологической организации «Greenpeace».
http://www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm – редкие и исчезающие животные России, занесенные в Красную книгу, а также их фотографии, рисунки, аудиофайлы – записи голосов, видеосюжеты.
http://college.ru/biology/ – Биология на сайте «Открытый Колледж».
http://nrc.edu.ru/est/ – Концепции современного естествознания.
http://www.priroda.ru/ – Природа России.
http://www.informika.ru/text/database/biology/ – Учебный курс «Биология».
Интернет ресурсы для учителя:
Министерство природных ресурсов РФ http://www.mnr.gov.ru/
Национальный портал «Природа», в т.ч. коллекция ссылок http://list.priroda.ru/
Естественнонаучный образовательный портал http://en.edu.ru/
http://www.macroevolution.narod.ru/index.html
– Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт
http://proekt.bestof.ru/ ЭИЭ Живые существа
http://www.livt.net/ Зооклуб – мегаэнциклопедия о животных
Для любителей животных - публикации о природе и животных, фотогалерея; сведения о животных, занесенных в Красную книгу; словарь зоологических терминов; каталог ресурсов http://zooclub.ru/
http://www.apus.ru/ Мультипортал о растениях и животных
Мультипортал о растениях и животных Государственный Дарвиновский музей http://www.darwin.museum.ru/
Зоологический музей РАН http://www.zin.ru/index_r.htm
Зоологический музей МГУ http://zmmu.msu.ru/
ЭКО-информ - Агентство экологической информации «ИНЭКО» http://www.ecoinform.ru/public/
Популярная наука: сборник справочных и познавательных публикаций http://sci.aha.ru/
Web-Aтлaс "Россия кaк системa". Классика жанра - взгляд на Россию с теоретических позиций, после чего многое становится понятным. Более 100 сюжетов, 100 карт и диаграмм.
Web-Атлас "Окружающая среда и здоровье народа России". Комплексный труд, в котором рассматриваются в первую очередь факторы и причины, определяющие здоровье нации. Около 200 сюжетов, более 400 карт и диаграмм.
Энциклопедия Флора и Фауна. Информация по 4000 видам животных и растений мира, включая и редкие, занесенные в Красную Книгу, и чрезвычайно распространенные - такие, как домашние животные, культивируемые и лекарственные растения.
"BioDat". Крупнейший информационный сайт по живой природе. Документы, учебники, базы данных, картография, Красная Книга и многое другое. Постоянное пополнение информацией, ответы на вопросы и консультации.
Электронная версия газеты «Биология» и сайт для учителей «Я иду на урок биологии» http://bio.1september.ru/
Мини-олимпиада по биологии http://bio.1september.ru/article.php?ID=200200204
Лабораторные работы по ботанике и зоологии http://bio.1september.ru/article.php?ID=200203704
В помощь учителю биологии – раздел Московского центра Интернет-образования: документы и методические разработки
http://center.fio.ru/method/subject.asp?id=10000811
Электронная библиотека статей по образованию, и т.ч. сценарии уроков и внеклассных мероприятий по биологии
http://www.cl.ru/education/lib/
Большая научная библиотека, электронные книги по биологии (всего 247 книг общим объемом более 1.6 GB)
http://sci-lib.com/subject.php?subject=4
Ученые - детям: программы экологического образования для детских садов и школ, внешкольное и высшее образование
http://www.iteb.serpukhov.su/scch/Educat.htm
Физическое здоровье детей
http://www.mto.ru/medicine/main_homepage.html
Школа юннатов: традиции русского природоведения
http://www.unnat.ru/
Базовые основы биологии: пособие по ботанике и зоологии для учащихся школ и абитуриентов вузов. Статьи, тесты, возможность задать вопрос по теме
http://www.mediaterra.ru/project/biology/
Характеристика класса:
В 5 классе 15 учащихся. К 1 группе обучения относятся 10 учеников; Грудинин В., Житихин С., Иванова С., Кадырова О., Мясоедов К., Пшеничников Д, Сымбелов М., Смолина Д., Тушинова Д., Федорова А. Ко 2 группе относятся: Максимов Д., Никитин А., Попов М., Труфанов Ю., Труфанова О. Плохо читающие – Труфанов Ю., Максимов Д. Плохо говорящие – Максимов Д. С низкой мотивацией обучения нет. Все учащиеся проявляют интерес к предмету. Требуют индивидуального подхода – Максимов и Труфанов. Следует обращать внимание на Попова М. - требуется помощь учителя при выполнении самостоятельных работ (пояснений к заданиям).