муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский»
Свердловской области
РАССМОТРЕНО на кафедре ______________ Протокол № ______ от «____» _______20__г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ________/___________________ «____» _________20__г. | УТВЕРЖДЕНО Директором школы Приказ № ______ от «____» _______20__ г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
ВАРИАНТ 1
пос. Уральский
2019 год
Планируемые результаты по предмету «Природоведение»
Личностные результаты:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому еѐ восприятию.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем учителя;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
выделение существенных признаков групп объектов;
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Содержание учебного предмета «Природоведение»
Введение
Что такое природоведение. Живая и неживая природа.
Вселенная
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет вкосмос. Современные исследования.
Наш дом — Земля
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.
Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Поверхность суши. Почва Равнины, горы, холмы, овраги. Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи. Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, природный газ, торф. Вода. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды. Охрана воды.
Растительный мир Земли
Живая природа. Биосфера: растения, животные, человек. Разнообразие растительного мира на нашей планете. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы. Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Деревья хвойные (сезонные изменения, внешний вид, места произрастания). Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания). Травы (дикорастущие и культурные) Внешний вид, места произрастания. Декоративные растения. Внешний вид, места произрастания. Лекарственные растения. Внешний вид. Места произрастания. Правила сбора лекарственных растений. Использование. Комнатные растения. Внешний вид. Уход. Значение. Растительный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом.). Растения, произрастающие в разных климатических условиях нашей страны. Растения своей местности: дикорастущие и культурные. Красная книга России и своей области.
Животный мир Земли
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы, обитающие в водоемах России и своего края. Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Птицы своего края. Млекопитающие. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Млекопитающие животные своего края. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Домашние питомцы. Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, попугаи, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания. Животный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом). Животный мир России. Охрана животных. Заповедники. Красная книга России. Красная книга своей области.
Человек
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Обращение за медицинской помощью.
Медицинские учреждения своего города (поселка, населенного пункта). Телефоны экстренной помощи. Специализация врачей.
Есть на Земле страна — Россия
Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей, Амур. Москва - столица России. Крупные города, их достопримечательностями.
Обобщающие уроки
Наш город (посёлок, село, деревня).
Растения и животные своей местности. Рельеф и водоёмы. Занятия населения. Ведущие предприятия. Культурные и исторические памятники, другие местные достопримечательности. Обычаи и традиции своего края.
Тематическое планирование по учебному предмету «Природоведение»
№ п/п | Название темы урока | Количество часов |
| Введение | 1 |
| Что такое природоведение. Живая и неживая природа | 1 |
| Раздел 1. Вселенная | 2 |
| Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. | 1 |
| Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. | 1 |
| Раздел 2. Наш дом – Земля | 13 |
| Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера. | 1 |
| Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на земле | 1 |
| Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. | 1 |
| Поверхность суши. Равнины, горы, холмы, овраги | 1 |
| Почва - верхний слой земли. Ее образование. | 1 |
| Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. | 1 |
| Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи. | 1 |
| Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, природный газ, торф. | 1 |
| Вода. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. | 1 |
| Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. | 1 |
| Воды суши: ручьи, реки, озера, болота, пруды. | 1 |
| Значение воды в природе. Экономия питьевой воды. | 1 |
| Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды. | 1 |
| Раздел 3. Растительный мир | 14 |
| Живая природа. Биосфера: растения, животные, человек. Разнообразие растительного мира на нашей планете. | 1 |
| Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). | 1 |
| Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы. | 1 |
| Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания). | 1 |
| Деревья хвойные (сезонные изменения, внешний вид, места произрастания). | 1 |
| Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания). | 1 |
| Травы (дикорастущие и культурные) Внешний вид, места произрастания. | 1 |
| Декоративные растения. Внешний вид, места произрастания. | 1 |
| Лекарственные растения. Внешний вид. Места произрастания. Правила сбора лекарственных растений. Использование. | 1 |
| Комнатные растения. Внешний вид. Уход. Значение. | 1 |
| Растительный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом.). | 1 |
| Растения, произрастающие в разных климатических условиях нашей страны. | 1 |
| Растения своей местности: дикорастущие и культурные. | 1 |
| Красная книга России и своей области. | 1 |
| Раздел 4. Животный мир Земли | 15 |
| Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. | 1 |
| Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. | 1 |
| Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. | 1 |
| Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. | 1 |
| Рыбы, обитающие в водоемах России и своего края. | 1 |
| Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. | 1 |
| Птицы своего края. | 1 |
| Млекопитающие. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. | 1 |
| Млекопитающие животные своего края. Экскурсия в зоопарк. | 1 |
| Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. | 1 |
| Домашние питомцы. Уход за животными в живом уголке или дома. | 1 |
| Собака, кошка, аквариумные рыбы, попугаи, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания. | 1 |
| Животный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом). | 1 |
| Животный мир России. Охрана животных. Заповедники. | 1 |
| Красная книга России. Красная книга своей области. | 1 |
| Раздел 5. Человек | |
| Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. | 1 |
| Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. | 1 |
| Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.). | 1 |
| Осанка (гигиена, костно-мышечная система). | 1 |
| Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. 30.03 | 1 |
| Здоровое (рациональное) питание. Витамины. 02.04 | 1 |
| Режим. Правила питания. Меню на день. | 1 |
| Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. | 1 |
| Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. | 1 |
| Профилактика простудных заболеваний. Обращение за медицинской помощью. | 1 |
| Медицинские учреждения своего города (поселка, населенного пункта). Телефоны экстренной помощи. | 1 |
| Специализация врачей. | 1 |
| Раздел 6. Есть на Земле страна - Россия | 6 |
| Россия – Родина моя. Место России на земном шаре. | 1 |
| Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и балтийское моря. | 1 |
| Уральские и Кавказские горы. | 1 |
| Озеро Байкал. Реки Волга, Обь, Енисей, Амур. | 1 |
| Москва – столица России. | 1 |
| Крупные города, их достопримечательности, население нашей страны. | 1 |
| Обобщающие уроки | 5 |
| Растения и животные своей местности. Рельеф и водоѐмы. | 1 |
| Занятия населения. Ведущие предприятия. | 1 |
| Культурные и исторические памятники, другие местные достопримечательности. | 1 |
| Обычаи и традиции своего края. | 1 |
| Город Екатеринбург. Виртуальная экскурсия по городу. | 1 |
69-70 | Резервное время | |
Лист коррекции рабочей программы
по учебному предмету «Природоведение»
Класс 5
Дата урока, тема урока | Прохождение программы | Причины коррекции |
30.04.2020 Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. | 06.04.2020 | п.14, Приказ №188-ОД от 25.03.2020г "О неотложных мерах по предупреждению распространению короновирусной инфекции (COVID 19)" |
02.04.2020 Здоровое (рациональное) питание. Витамины. 06.04.2020 Режим. Правила питания. Меню на день. | 09.04.2020 Уплотнение в 1 час | п.14, Приказ №188-ОД от 25.03.2020г "О неотложных мерах по предупреждению распространению короновирусной инфекции (COVID 19)" |
09.04.2020 Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. | 13.04.2020 | п.14, Приказ №188-ОД от 25.03.2020г "О неотложных мерах по предупреждению распространению короновирусной инфекции (COVID 19)" |
13.04.2020 Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. | 16.04.2020 | п.14, Приказ №188-ОД от 25.03.2020г "О неотложных мерах по предупреждению распространению короновирусной инфекции (COVID 19)" |
16.04.2020 Профилактика простудных заболеваний. Обращение за медицинской помощью. | 20.04.2020 | п.14, Приказ №188-ОД от 25.03.2020г "О неотложных мерах по предупреждению распространению короновирусной инфекции (COVID 19)" |
20.04.2020 Медицинские учреждения своего города (поселка, населенного пункта). Телефоны экстренной помощи. | 23.04.2020 | п.14, Приказ №188-ОД от 25.03.2020г "О неотложных мерах по предупреждению распространению короновирусной инфекции (COVID 19)" |
23.04.2020 Специализация врачей | 27.04.2020 | п.14, Приказ №188-ОД от 25.03.2020г "О неотложных мерах по предупреждению распространению короновирусной инфекции (COVID 19)" |
27.04.2020 Россия – Родина моя. Место России на земном шаре. | 30.04.2020 | |
30.04.2020 Важнейшие географические объекты, расположенные на террито-рии нашей страны: Черное и балтийское моря. | 07.05.2020 | п.14, Приказ №188-ОД от 25.03.2020г "О неотложных мерах по предупреждению распространению короновирусной инфекции (COVID 19)" |
07.05.2020 Уральские и Кавказские горы. 14.05.2020 Озеро Байкал. Реки Волга, Обь, Енисей, Амур. | 14.05.2020 Уплотнение в 1 час | п.14, Приказ №188-ОД от 25.03.2020г "О неотложных мерах по предупреждению распространению короновирусной инфекции (COVID 19)" |
28.05.2020 Город Екатеринбург. Виртуальная экскурсия по городу. | | Приказ 195- ОД от 14.04.2020 "О внесении изменений в календарный учебный график 2019-2020 учебного года" |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |