СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по психологии

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по психологии»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Красноярского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ужурская средняя общеобразовательная школа №6 им. ГСС Ю.Н. Петелина









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Основы психологии»

для обучающихся 10-го класса образовательного учреждения

на 2024-2025 гг. учебный год















Составитель: Проценко Валентина Олеговна

педагог-психолог









Ужур 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


Рабочая программа по курсу «Основы психологии» для 10 классов составлена на основе следующих документов:

- Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями

- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089)

- Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. N 1312 (ред. от 30.08.2010 г.) "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"

- Приказ Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. N 2080 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год.

Дисциплина «Основы психологии» изучается в школе, в рамках психолого-педагогического профиля в 10 классах. Программа курса определяет совокупность необходимых для общего развития, профориентации и дальнейшей социализации личности знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик. Курс «Основы психологии» рассчитан на 34 часа обучения.

Целью преподавания данного курса в школе является: формирование базовых понятий и концепций, а также исторической логики их развития, составляющих теоретическую основу как для возрастной, педагогической и социальной психологии, так и для всех прикладных и практических дисциплин, входящих в область современной психологической науки и практики.

Задачами данного курса в школе являются:

- сформировать у учащихся представление о природе психики человека;

- сформировать представление о том, как происходит осознание человеком окружающего мира и самого себя;

- научить давать психологическую характеристику личности, ее направленности, темперамента, характера, способностей;

- научить объяснять собственные психические процессы, свойства, состояния;

- научить пользоваться простейшими приемами их психической саморегуляции;

- научить осознавать особенности взаимодействия людей в процессе общения и совместной деятельности; овладеть приемами, повышающими эффективность общения;

- развить практические умения, обеспечивающие творчество и инициативу в различных видах деятельности, формирование общих представлений учащихся о психологии как науке.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Преподавание «Основ психологии» предусматривает теоретическую подготовку, а также ориентировано на обращение к тем проблемам (в недирективной форме), которые важны для подростков и юношества в силу возрастных особенностей развития. Возраст учащихся 10 классов благоприятен для завершения развития психологической готовности к самоопределению – личностному, профессиональному, жизненному. Поэтому с ними в учебной работе основное внимание уделяется формированию их понимания своего призвания, умения видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни. Учащиеся на уроке познают не только психологию человека вообще, но имеют возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность и условия развития личности. Еженедельные уроки «Основы психологии» позволяют учащимся сориентироваться в особенностях «психологического» взаимодействия, его целях и результатах.

Рабочая учебная программа «Основы психологии» составлена на основе:

- программы уроков психологии (А.В. Микляева, 2003);

- программы учебного курса по психологии для 10 класса (под ред. И.В. Дубровиной, 2003);

- учебника «Психология» Дубровиной И.В. (2002);

- программы элективного курса по психологии 10-11 класс «Формула успеха» (Гавриш Н.А.);

- программы «Выбор профессии с точки зрения психологии» (Никитина Е.В.)

Критерии оценки учебной деятельности по дисциплине «Основы психологии».

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа курса предполагает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Идентификация себя как гражданина России, уважение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира и каждому его представителю.

2. Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной профессионально-образовательной траектории с учетом знаний о себе и мире профессий.

3. Стремление соответствовать нормам нравственного поведения, общим для всех культур и религий.

4. Уважение к любым видам профессиональной деятельности на основе опыта участия в социально значимом труде.

5. Следование социальным нормам и правилам поведения в обществе.

6. Развитие универсальных компетенций, значимых в любой профессиональной деятельности (ответственность, честность, готовность к сотрудничеству, трудолюбие).

7. Осознание ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

8. Воспитание чувства прекрасного на основе знакомства с жизнью и творчеством мастеров и произведениями искусства.

9. Воспитание экологии поведения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Основными метапредметными результатами реализации программы считается освоение следующих умений:

– эффективно взаимодействовать с другим людьми, учитывая их интересы;

– выражать свои чувства и потребности в социально приемлемой форме;

– планировать свои действия и прогнозировать их последствия;

– самостоятельно определять цели и пути их достижения;

– контролировать свое поведение;

- учитывать интересы других людей;

– реалистично оценивать свои ограничения и возможности.

Метапредметные результаты курса включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия.

На занятиях по профессиональному самоопределению учащиеся узнают значения межпредметных понятий «личность», «характер», «успех», «уровень притязаний», «внимание», «внимательность», «темперамент», «объект труда», «цели труда», «средства труда», «условия труда», «рынок труда», а также усовершенствуют навыки работы с информацией и приобретут опыт проектной деятельности, в том числе:

• анализировать, обобщать и систематизировать информацию;

• принимать решения, в том числе в ситуациях неопределённости.

В процессе изучения курса будут осваиваться следующие универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД

Обучающийся сможет:

    • анализировать и планировать образовательные результаты;

    • выявлять проблемы, предлагать способы их решения, прогнозировать результат;

    • определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

    • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

    • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

    • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

    • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

    • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

    • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

    • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

    • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

    • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

    • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

    • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

    • использовать приемы саморегуляции психофизиологических и/или эмоциональных состояний для снижения тревожности.

Познавательные УУД

  • Объединять предметы и процессы в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и процессы;

  • устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным проявлениям свойств и от частных проявлений свойств к общим закономерностям;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;

  • находить в тексте нужную информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, процессов; резюмировать главную идею текста; критически оценивать содержание и форму текста;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.

Коммуникативные УУД

В ходе освоения курса, учащиеся научатся:

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения в дискуссии, уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.




ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе освоения курса, учащиеся узнают:

• содержание понятий «личность», «характер», «индивидуальность», «самооценка», «уровень притязаний», «профессиональные интересы», «профессиональные склонности»; «задатки», «способности», «внимание», «память», «темперамент», «эмоциональный интеллект», «профессионально важные качества», «компетенции», «медицинские противопоказания», «доминанта», «жизненные ценности»;

научатся:

• осознавать особенности своего характера, мышления, темперамента, самооценки и уровня притязаний, учебно-профессиональной мотивации;

• определять и развивать свои профессиональные интересы и склонности;

• соотносить свои профессиональные интересы, склонности и личностные

особенности с требованиями профессий;

• классифицировать профессии по различным основаниям;

• использовать эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях

• определять приоритетные ценности в своей жизни;

• осознавать и контролировать собственные потребности;

• определять психологическую готовность к выбору профессии;

• соотносить возможные медицинские противопоказания и ограничения с будущей профессиональной деятельностью;

• анализировать рынок образовательных услуг;

• выбирать оптимальный способ получения профессии;

• планировать свое профессиональное будущее на основе оценки своих ограничений и возможностей;

• использовать приемы психологической саморегуляции при подготовке к экзаменам.

Календарно-тематический план на 2024 – 2025 учебный год

по курсу «Основы психологии» 10 класс

Тема урока

часы

Дата

1

Предмет и задачи курса

1

05.09.2024

2

Внимание

1

11.09.2024

3

Память

1

18.09.2024

4

Мышление

1

25.09.2024

5

Способности. Интеллект

1

02.10.2024

6

Творческие способности. Креативность

1

09.10.2024

7

Мозг и психика. Межполушарная асимметрия мозга

1

16.10.2024

8

Личность

1

23.10.2024

9

Психоаналитическая теория личности

(З. Фрейд)

1

30.10.2024

10

Психоаналитическая теория личности

(З. Фрейд)

1

06.11.2024

11

Индивидуальная теория личности

(А. Адлер)

1

13.11.2024

12

Бихевиоризм

1

20.11.2024

13

Гуманистическая теория личности

(А. Маслоу)

1

20.11.2024

14

Гуманистическая теория личности

(А. Маслоу)

1

27.11.2024

15

Темперамент

1

04.12.2024

16

Характер

1

11.12.2024

17

Самосознание. «Я - концепция»

1

18.12.2024

18

Самоотношение

1

25.12.2024

19

Эмоции.

1

15.01.2025

20

Чувства

1

22.01.2025

21

Любовь

1

22.01.2025

22

Экология любви

1

29.01.2025

23

Дружба

1

05.02.2025

24

Стресс

1

12.02.2025

25

Саморегуляция

1

19.02.2025

26

Профилактика аддиктивного поведения

1

26.02.2025

27

Позитивное мышление

1

04.03.2025

28

Обобщение

1

11.03.2025

29

Общение. Структура и средства общения

1

08.04.2025

30

Невербальные средства общения

1

15.04.2025

31

Речевые средства общения

1

22.04.2025

32

Разработка проекта

1

06.05.2025

33

Разработка проекта

1

13.05.2025

34

Итоговое занятие

1

20.05.2025

ИТОГО: 34 часа (1 раз в неделю)



Учебно-методическое обеспечения образовательного процесса:

1. Преподавание психологии в школе: Учебно-методическое пособие. 3 – 11 классы / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

2. Немов Р.С. Психология в 3-х книгах // Москва, 1995, кн.1

3. Детский психолог // г. Ростов-на-Дону, 1995, №9

4. Практическая психология образования (ред. И.В.Дубровина) // Москва, 1997

5. Психология. Учебное пособие (ред. И.В.Дубровина) // Москва, 1

6. Программа «выбор профессии с точки зрения психологии». Практическое пособие для педагогов-психологов (Е.В.Никитина, Олекминск, 2015)