СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционная школа 8 вида для детей с ограниченными возможностями здоровья

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" 1-4 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья № 10 города Асино Томской области»


Согласовано:

Заместитель директора

____________Лихачева А.А.

«___» ____________2018г.


Рассмотрена на заседании МО

учителей начальных классов:

Протокол №___ от «___»____________2018 г

«___» _________________2018 г.

Руководитель МО ___________ Ващенко З.И.

Согласовано:

Заместитель директора по кор.работе

____________Киселёва С.В.

«___» ____________2018г.



Утверждено:

Директор школы Директор школы

____________Е.С.Декина

«____»___________2018г.

Директор школы

____________Е.С.Декина

«____»___________2017г.





Адаптированная рабочая программа

«Развитие психомоторики

и сенсорных процессов» 4 класс


Общее количество часов в год - 34 часов

4 класс - 34 часа (1 час в неделю)





Программу составила:

Педагог-психолог

Бочкарева О.В.










г. Асино

2018 – 2019 учебный год



Пояснительная записка

Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии, поскольку бóльшая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
      Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.


Актуальность программы.

Теоретической основой программы явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих закономерностях развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению ребенка с ОВЗ, об учете зон актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого – педагогической программы.

Цель программы - оптимизация психического развития детей с отклонениями в развитии.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

 формирование на основе активации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

 коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве

 формирование пространственно – временных ориентировок;

 развитие слухоголосовых координаций;

 формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, ритмов);

 совершенствование сенсорно – перцептивной деятельности;

 обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

 исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно – моторной координации;

 формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Основные направления работы:

1. Формирование знаний сенсорных эталонов.

2. Обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого – либо предмета.

Общая характеристика учебного курса

Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с интеллектуальными нарушениями, затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки, поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Кроме того, сенсорное развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями в целом, значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Отечественные исследования показывают, что несовершенство восприятия детей с интеллектуальными отклонениями состоит не столько в нарушениях


воспринимающих аппаратов, сколько в отклонениях в восприятии как сложной психической функции.
Ученый-психолог И. М. Соловьев отмечал, что многопредметный участок действительности оказывается для таких детей "малопредметным". Слабость обозрения объясняется особенностями взора: то, что ребенок с нормальным развитием видит сразу, дети с интеллектуальной недостаточностью - последовательно, а значит, воспринимают меньше и больше деталей "теряют". Ж. И. Шиф отмечала, что дети с интеллектуальной недостаточностью значительно позже своих сверстников начинают различать цвета, при этом, характерным является соединение в одну группу несходных цветов и оттенков, не различение промежуточных цветов и малонасыщенных цветовых оттенков. Своеобразие зрительного восприятия детей с интеллектуальными нарушениями отчетливо проявляется при рассматривании сюжетных картин, понимание которых оказывается неполным, поверхностным, а в ряде случаев и неадекватным (И. М. Соловьев и др.).
Трудности восприятия пространства и времени замедляют процесс ориентировки в окружающем мире. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями (Т. И. Головина, И. М. Соловьев и др.) как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при данной патологии развития. А. П. Розова исследовала особенности узнавания при помощи осязания объемных предметов и их контурных изображений. По результатам исследований выявлено, что объемные изображения легче распознаются всеми детьми. Опознание предмета с помощью осязания при включении зрения требует активного привлечения прошлого опыта, сопоставления полученных данных с имеющимися представлениями и знаниями о данном предмете, правильной организации процесса обследования. Ошибки при распознавании предметов зачастую обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью, недостаточной сосредоточенностью всей деятельности. Кроме того, у многих детей с проблемами развития отмечается скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение ими мышечных ощущений, неточность проприоцептивных ощущений движения приводят к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием.
Относительно разных видов ощущений и восприятия можно сослаться на положение В. И. Лубовского о том, что всем детям с отклонениями развития свойственны снижение темпа и качества переработки информации, ограниченность и неполнота формирования образов и понятий.
Поисковые действия детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия такие дети ни использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т. д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Отметим, что выделенные особенности восприятия ярко видны у детей с интеллектуальной недостаточностью в младшем школьном возрасте и только под влиянием коррекционного обучения они постепенно сглаживаются.
Коррекционная работа с данной категорией детей основывается на положении Л. С. Выготского о единстве законов развития нормально развивающегося ребенка и отсталого ребенка, выделившего следующие общие закономерности психического развития:

  1. общность основных факторов и движущих сил развития;

  2. возможность появления качественно новых психических образований при взаимодействии с социальной средой, в процессе общения с взрослыми и сверстниками, при включении ребенка в самостоятельную деятельность;

  3. сохранение при аномальном развитии всех стадий психического развития, что и в норме; при этом развитие идет в той же последовательности, но с изменением временных границ и при выраженной специфике проявления;

  4. органический дефект головного мозга накладывает существенные ограничения на возможности его психического развития.

Отечественные ученые (С. Д. Забрамная, В. П. Кащенко и др.) отмечали, что, хотя возможности развития интеллекта при умственной недостаточности ограничены, все же, в условиях коррекционного обучения возможно их поступательное развитие. При этом учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого ребенка. Значительным показателем является восприимчивость учащихся к помощи, их реакция на характер и объем помощи со стороны взрослого.
Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти умственно отсталого ребенка затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить наблюдать за объектом, рассматривать его, ощупывать и обследовать; определять отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов (т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами). Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра и предусматривает данная программа.
Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости.
Для умственно отсталых детей характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Применение на психокоррекционных занятиях приемов, облегчающих восприятие (показ предметов, использование стимулирующих реплик и направляющих внимание вопросов, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и т.д.), побуждает учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению действий с объектом и к формулированию полученных результатов. Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.

Особое внимание уделяется специальному формированию умений планировать предстоящую деятельность, контролировать ход работы и давать отчет по ее окончании.

Программа предусматривает развитие и воспитание детей в различных видах деятельности (игра, изо-деятельность, аппликация и т.д.), преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением.

Продолжительность занятий 40 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.
Курс занятий имеет коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры. Отметим, что данные занятия ни в коей мере не подменяют коррекционную направленность всего процесса обучения в коррекционной школе.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Данный курс занятий является коррекционно направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для обучающихся. Например, у одних детей больше выражено недоразвитие мелкой моторики рук, у других особенно ослаблены процессы зрительного восприятия, для третьих характерны значительные затруднения ориентировки в пространстве. В классе может быть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. На первом этапе обследование учащихся, выделение видимых затруднений ребенка в процессе учебной деятельности. На втором этапе дифференциация учащихся на группы по возможностям обучения для проведения коррекционных занятий в соответствии с предложенным курсом. Для диагностического обследования учащихся используются стандартные методики: (Л.М. Шипициной, Н.Н. Семаго, С.Д. Забрамной). На третьем этапе коррекционные занятия, которые проводятся на основании календарно – тематического плана. При этом необходимо учитывать темп прохождения программы по основным предметам (математика, русский язык, трудовое обучение, изобразительная деятельность, физическая культура) и соответственно подбирать методические приемы работы с учащимися для индивидуальной коррекции. Формирование межпредметных связей обеспечивает успешное продвижение в обучении каждого ребенка. Но необходимо учитывать, что интегративность курса достигается за счет коррекционно-развивающих приёмов, направленных на развитие базовых составляющих познавательной деятельности. Коррекционные занятия проводятся в групповой форме.

Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной фиксации происходящих изменений в состоянии ребенка.

Адаптированная рабочая программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т.д. в процессе преимущественно коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.

Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

  1. развитие сенсорных и моторных функций;

  2. развитие интеллектуальных функций;

  3. развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

  4. формирование, критичности, оценки и самооценки.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу обучающихся динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только задания на развитие сенсорных процессов, тонкой моторики, процессов высшей нервной деятельности, но и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, профилактики нарушения зрения (близорукости, дальнозоркости).

Адаптированная рабочая программа по развитию психомоторных и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

— развитие моторики, графомоторных навыков.

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.

— тактильно-двигательное восприятие.

Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Речь идет о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных возможностей. Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема), поверхности, позволяют уточнить знания детей о материалах, их свойствах и качествах, сформировать обобщенное представление о самом объекте.

— кинестетическое и кинетическое развитие.
Кинестетические ощущения (кожная, вибрационная чувствительность, т. е. поверхностная чувствительность)— чрезвычайно важный вид чувствительности, так как без них невозможно поддержание вертикального положения тела, выполнение сложнокоординированных движений. Кинестетический фактор несет информацию о взаиморасположении моторных аппаратов в статике и движении. Он тесно связан с осязанием, что способствует обеспечению более тонких и пластичных подкреплений сложных комплексов рук, ног, кистей, пальцев, органов артикуляции, глаз и т. д.

— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. Ученые констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным функциям, что свидетельствует о незавершенности в этих возрастных фазах процессов сенсомоторного развития.

— развитие зрительного восприятия.
Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.
— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов.
Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного. Пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями не могут дать полные представления об исследуемом объекте; для них характерна ориентировка на отдельные, часто несущественные признаки объекта.
— развитие слухового восприятия.

Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и характерная общая инактивность познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. У детей с интеллектуальной недостаточностью отсутствует должное соответствие между словом, обозначающим предмет, и конкретным образом. Недостаточно воспринимая и осмысливая предметы и явления окружающей действительности, учащиеся не испытывают потребности в их точном обозначении. Накопление слов, обозначающих свойства и качества объектов и явлений, осуществляется значительно медленнее, чем у сверстников с нормальным развитием. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия».

— восприятие пространства.

Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях.
—восприятие времени.
Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал. Еще сложнее формируются у детей представления о последовательности основных жизненных событий и их продолжительности. А умением определять время по часам ученики коррекционной школы зачастую не овладевают и к старшим классам.
Адаптированная рабочая программа строится на обучении учащихся по группам, 1 раза в неделю, в связи с особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии. Тренинговые формы работы включают обучение, игру, изобразительную деятельность, элементы занятий с прослушиванием музыки, физкультуры, развития речи. Это позволяет создавать основу для более успешного усвоения учащимися программных знаний; способствует развитию у них рефлексивных начал; дает возможность спрогнозировать дальнейшую положительную социализацию в обществе.
Рабочая программа построена на цикличности этапов. По каждому разделу предусмотрено усложнение заданий от первого ко второму классу. В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка.

Обучающиеся должны уметь:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

  • правильно пользоваться письменными принадлежностями;

  • анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков (форма, величина, цвет);

  • различать основные цвета;

  • классифицировать фигуры по одному признаку;

  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;

  • выполнять несложные графические работы под диктовку педагога;

  • составлять предмет из частей;

Данная программа подразумевает под собой формирование следующих БУД:

Личностные

  1. формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

  2. формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

Данный курс создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.

  1. Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  2. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Познавательные

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  2. Уметь определять цель деятельности на уроке;

  3. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  4. Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  5. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  6. Наблюдать.


Учебный предмет «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Предмет «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Уровень программы - адаптированный

Количество часов – 1ч. в неделю


Учебный предмет

Класс

Часов в неделю

I

II

III

IV

год

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

4

1

8

8

10

8

34


















































































Требования к уровню подготовки учащихся

В адаптированной рабочей программе для 4 классов по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательный для всех обучающихся.

Достаточный уровень

- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- узнавать предметы по заданным признакам;

- сравнивать предметы по внешним признакам;

- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать полное описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;

- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью.

Минимальный уровень

- узнавать предметы по заданным признакам;

- сравнивать предметы по внешним признакам;

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

- различать противоположно направленные действия и явления;

- видеть временные рамки своей деятельности;

- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве






















Годовое планирование уроков

1 класс (1 час в неделю)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Примечание

1

Адаптация знакомство со школьной жизнью

1


2

Развитие моторики, графомоторных навыков

7


3

Тактильно-двигательное восприятие

2


4

Кинестетическое и кинетическое развитие

2


5

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

4


6

Развитие мышления

4


7

Развитие слухового восприятия

3


8

Восприятие пространства

3


9

Восприятие времени

3


10

Восприятие особых свойств предметов

3



Итого

33



Тематическое планирование уроков в 1 классе (1 час в неделю)

№ урока

Кол-во часов


Тема урока

Основные понятия

Учебно-наглядный материал

Дата



I четверть (8 часов)

1

1

Адаптация. Знакомство со школьной жизнью.

Школа, игра, помощь, дружба, забота

7-8 игрушек, муляж фрукта, аудиокассета с записью 6-ти звуков



8

Развитие моторики, графомоторных навыков


2


Формирование навыков письма. Штриховка.

Точность, внимание, образец, линия

Прописи-раскраски. Материалы для штриховки.


3


Формирование навыков письма. Трафарет.

Точность, внимание, образец, линия

Прописи-раскраски. Материалы для штриховки.


4


Формирование навыков письма. Составление целого из частей.

вправо, влево, целое, часть, верх, низ

Прописи-раскраски. Материалы для штриховки. Картинки разрезанные.


5


Формирование навыков письма. Составление целого из частей.

вправо, влево, целое, часть, верх, низ

Прописи-раскраски. Материалы для штриховки. Картинки разрезанные.


6


Рисование графических узоров

Точность, внимание

Рисунки


7


Рисование пальчиками

Точность, внимание

Рисунки


8


Аппликация «Осенний листочек» (рвём бумагу руками)






II четверть (8 часов)


3

Тактильно-двигательное восприятие


9


Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины.

Круглый, квадратный, овальный, мягкий, твердый, большом, маленький

Фигуры, игрушки мягкие, деревянные.


10


Лепим из пластилина. Объемные и плоские фигуры.

Точность, фантазия, воображение

Пластилин.


11


Лепим из пластилина. Объемные и плоские фигуры.





2

Кинестетическое и кинетическое развитие


12


Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы.

Чувство ощущения, сравнение.

Коврики для упражнений. Пособие по упр-ям.


13


Выразительность движений. Имитация повадок зверей.

Повторение, воображение, движение, копия.

Изображения зверей. Видео фильм ВВС.



4

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов




14


Знакомство с цветом. Узнавание цвета. Сочетание цветов.

Цвет, сочетание, оттенки.

Набор цветной бумаги. Готовые цветные шаблоны, ножницы клей, краски, цв.картон.


15


Сопоставление предметов контрастных величин. Обклеивание картинки по контуру цв.бумагой.

Величина, высокий, низкий, длинный, широкий, толстый, выше, ниже, одинаковые.

Картинки с изображением предметов


16


Сопоставление предметов контрастных величин. Обклеивание картинки по контуру цв.бумагой.

Воображение. Величина, высокий, низкий, длинный, широкий, толстый, выше, ниже, одинаковые.

Картинки с изображением предметов




III четверть (9 часов)

17


Составление целого из частей на разрезном наглядном материале(3-5 частей с разрезами по диагонали)

Внимание, точность.

Бумага, клей, готовые образцы геометрических фигур.



4


Развитие мышления




18


Развитие наглядно-действенного мышления

Что это? Для чего это используется?Расскажи, объясни.

«Коробочка форм»,

«Мисочки»,

«Пирамидка»,

«Матрешка»


19


Развитие наглядно-образного мышление

Подумай, найди, составь.

«Рыбка»,

«Разрезные картинки»,

«Пиктограмма»,

«Перцептивное моделирование», «Рисунок человека»,

«Схематизация»,

«Недостающие детали»


20


Развитие логического мышления

Дополни, объясни, сравни, исключи. Обобщение, классификация, систематизация.

«Классификация по заданному

принципу»,

«Самое непохожее»,

«Систематизация»,

«Пиктограмма»,

«Исключение четвертого»


21


Развитие словесно-

логического

мышления

Последовательность

«Дополнение фраз»,

«Последовательность

картинок»







3

Развитие слухового восприятия


22


Звуки окружающей действительности. Определение источника звука на слух.

Звук, внимание.

Аудиодиск «Волшебная музыка природы». Бубен, колокольчик, свисток, мяч, дудка, фольга. Голоса животных.


23


Речевые и не речевые звуки.

Звук внимание



24


Подражание звукам.

Повтори

Голоса животных. Бубен, колокольчик, свисток, мяч, дудка, фольга.



3

Восприятие пространства


25


Дифференциация правой и левой части тела. Определение распределения предметов в пространстве.

Право, лево.

«Коробочка форм»

«Вкладыши»

«Конструирование по образцу»

«Включение в ряд»

«Эталоны»

«Разрезные картинки»

«Перцептивное моделирование»




IV четверть (8 часов)

26


Формирование значения предложно-падежных конструкций

Внутри, снаружи, позади, сзади, перед, спереди, между, сбоку и т.п.

Картинки


27


Движение в заданном направлении в пространстве. Ориентировка в помещении, на улице.

Вперёд, назад, центр, верх, низ.

Игры, упражнения.



3

Восприятие времени


28


Сутки. Части суток. Обозначение в речи временных представлений.

Сутки, день, ночь, вечер, утро.

Графическая модель «Сутки».


29


Дни недели.

Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

Картинки


30


Определение последовательности событий

Сутки, день, ночь, вечер, утро. Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

Картинки



3

Восприятие особых свойств предметов.


31


Температурные ощущения. Обозначение словом собственных ощущений.

Холод, горячий, теплый, прохладный

Вода холодная, теплая, стакан;


32


Вкусовые ощущения. Обозначение словом собственных ощущений.

кислый, сладкий, горький, соленый. Вкусный, невкусный.

Картинки с изображением фруктов и овощей.


33


Запах. Различие и сравнение.

Приятный неприятный



















Годовое планирование уроков

2 класс (1 час в неделю)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Примечание

1

Развитие моторики, графомоторных навыков

7


2

Тактильно-двигательное восприятие

2


3

Кинестетическое и кинетическое развитие

3


4

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

2


5

Развитие зрительного и слухового восприятия

4


6

Развитие мышления

4


7

Восприятие пространства

4


8

Речевое развитие

2


9

Восприятие времени

4


10

Восприятие особых свойств предметов

2



Итого

34




Тематическое планирование уроков во 2 классе (1 час в неделю)

№ урока

Кол-во часов

Тема урока

Основные понятия

Учебно-наглядный материал

Дата



I четверть (8 часов)


7

Развитие моторики, графомоторных навыков


1


Обводка и рисование по трафарету

Аккуратность, точность

Готовые трафареты,


2


Аппликация «Клоун» (рвём бумагу руками)

Команда, творчество.

Картинки клоуна


3


Графический диктант

Внимание, точность. Клеточка, верх, низ, лево, право.

Пособие «Графический диктант»


4


Игра с песком (рисование песком)

Внимание, точность

«Игра в мяч»,

«Повтори за мной»,

«Бирюльки»,

свободные движения (походка, бег), свободный рисунок


5


Рисование графических узоров

Точность, внимание

Рисунки


6


Рисование пальчиками

Воображение, аккуратность

Рисунки


7


Лепим из пластилина «Веточка рябины»

Воображение, точность

Пластилин



2

Тактильно-двигательное восприятие.


8


Определение объемных предметов по форме и разным свойствам. Определение формы плоскостных предметов по контуру.

Мягкий, гладкий, жесткий, шершавый, маленький, большой.

Вата, гвозди, брусок, игрушки с различными свойствами, плоские геометрические фигуры, мешок.




II четверть (8 часов)

9


Лепим из пластилина «Осенний лес»

Воображение, точность.

Пластилин, картинки



3

Кинестетическое кинетическое развитие


10


Выразительность движений. Имитация повадок зверей. Игра «Зеркало» (копирование поз и движений ведущего)

Точность, воображение.

Коврики для упражнений. Картинки с изображениями животных


11


Обыгрывание сказки с помощью языков жестов и мимики.

Воображение, уверенность

Сказка


12


Обведение контуров ладоней, ступней, вырезание фигур.

Внимание.

Бумага, карандаши, ножницы, краски.



2

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.


13


Геометрические фигуры. Конструирование предметов и геометрических фигур.

Круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник, большой, маленький, средний

Геометрические плоские детали разной формы и цвета.


14


Подбор оттенка цвета к основным цветам. Сигнальная роль цвета. Свободный рисунок.

Цвет, оттенок

Карточки с различными цветами



4

Развитие зрительного и слухового восприятия


15


Определение изменений в ряду картинок, игрушек, предметов. Запоминание 3-4 предметов, игрушек, слов, цифр, букв.

Внимание, что изменилось?

Картинки, игрушки, наглядные слова на плакате


16


Чтения сказки, пересказ.


Картинки




III четверть (10 часов)

17


Обсуждение стихотворения А. Барто. Заучивание отрывка стихотворения.

Запомни, расскажи

Стих А.Барто


18


Определение звуков окружающей природы, музыки. Игра «Музыкальный стул». Подражание звуков окружающей среды. Упражнение на развитие слуховой памяти.


Аудиодиск с музыкой, голосами, звуками окружающей среды.



4

Восприятие пространства


19


Ориентировка в помещении, на листе бумаги, на поверхности парты, на улице.

Близко, далеко, лево, право, ближе, дальше, вертикально, горизонтально.

Картинки


20


Значения предложно-падежных конструкций

Внутри, снаружи, позади, сзади, перед, спереди, между, сбоку и т.п.

Картинки


21


Составление целого из частей и по образцу


Разрезные картинки


22


Графический диктант

Клеточка, верх, низ, лево, право.




4

Восприятие времени.


23


Время суток. Дни недели. Определение последовательности событий

Сутки, неделя, день, ночь, вечер, утро. Вчера, сегодня, завтра

Картинки


24


Времена года. Явления природы

Зима, весна, лето, осень

Картинки


25


Месяца в году. Определение последовательности событий

Месяц, время года

модель «Времена года». Картинки


26


Часы. Определение времени по часам.

Стрелки, минуты, час, секунды, циферблат.

Часы. Картинки




IV четверть (8 часов)


2

Речевое развитие


27


Развитие представлений об окружающем.

Имя, моя семья, родители, братья, сестра, родственные связи



28


Развитие лексико-грамматического строя речи. Составь предложение по картинке.


Игра «Из чего сделано?», «Назови детеныша».



4

Развитие мышления


29


Развитие наглядно-действенного мышления

Что это? Для чего это используется?Расскажи, объясни.

«Коробочка форм»,

«Мисочки»,

«Пирамидка»,

«Матрешка»


30


Развитие наглядно-образного мышление

Подумай, найди, составь.

«Рыбка»,

«Разрезные картинки»,

«Пиктограмма»,

«Перцептивное моделирование», «Рисунок человека»,

«Схематизация»,

«Недостающие детали»


31


Развитие логического мышления

Дополни, объясни, сравни, исключи. Обобщение, классификация, систематизация.

«Классификация по заданному

принципу»,

«Самое непохожее»,

«Систематизация»,

«Пиктограмма»,

«Исключение четвертого»


32


Развитие словесно-

логического

мышления

Последовательность

«Дополнение фраз»,

«Последовательность

картинок»



2

Восприятие особых свойств предметов


33


Температурные ощущения. Обозначение словом собственных ощущений. Вкусовые ощущения.

Холод, горячий, теплый, прохладный. Кислый, сладкий, горький, соленый. Вкусный, невкусный.

Вода холодная, теплая, стакан; Картинки с изображением фруктов и овощей.


34


Запах. Различие и сравнение.

Приятный неприятный

Картинки









































Годовое планирование уроков

3 класс (1 час в неделю)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Примечание

1

Развитие моторики, графомоторных навыков

7


2

Тактильно-двигательное восприятие

2


3

Кинестетическое и кинетическое развитие

2


4

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

3


5

Развитие зрительного и слухового восприятия

5


6

Развитие мышления

4


7

Восприятие пространства

3


8

Речевое развитие

2


9

Восприятие времени

3


10

Развитие личности

3



Итого

34



Тематическое планирование уроков в 3 классе (1 час в неделю)

№ урока

Кол-во часов

Тема урока

Основные понятия

Учебно-наглядный материал

Дата



I четверть (8 часов)


7

Развитие моторики, графомоторных навыков


1


Обводка контуров геометрических фигур, дорисовка.

Точность, внимание, дорисуй, обведи.

Готовые трафареты, плоские геометрические фигуры


2


Аппликация «Осень» (рвём бумагу руками)

Команда, творчество.

Картинки осеннего леса


3


Графический диктант

Внимание, точность. Клеточка, верх, низ, лево, право.

Пособие «Графический диктант»


4


Игра с песком (рисование песком)

Внимание, точность

«Игра в мяч»,

«Повтори за мной»,

«Бирюльки»,

свободные движения (походка, бег), свободный рисунок


5


Рисование графических узоров

Точность, внимание

Рисунки


6


Рисование пальчиками

Воображение, аккуратность

Рисунки


7


Лепим из пластилина «Ёжик»

Воображение, точность

Пластилин



2

Тактильно-двигательное восприятие.


8


Определение объемных предметов по форме и разным свойствам. Определение формы плоскостных предметов по контуру.

Мягкий, гладкий, жесткий, шершавый, маленький, большой.

Вата, гвозди, брусок, игрушки с различными свойствами, плоские геометрические фигуры, мешок.




II четверть (8 часов)

9


Лепим из пластилина «Фрукты»

Воображение, точность.

Пластилин, картинки



2

Кинестетическое кинетическое развитие


10


Выразительность движений. Имитация повадок зверей. Игра «Зеркало» (копирование поз и движений ведущего)

Точность, воображение.

Коврики для упражнений. Картинки с изображениями животных


11


Обыгрывание сказки с помощью языков жестов и мимики.

Воображение, уверенность

Сказка



3

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.


12


Геометрические фигуры. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление целостной конструкции из более мелких деталей.

Круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник, часть, целое

Геометрические плоские детали разной формы и цвета.


13


Цветовой спектр. Свободный рисунок.

Цвет, оттенок

Карточки с различными цветами


14


Комбинирование разных форм из геометрического конструктора

Фантазия




5

Развитие зрительного и слухового восприятия


15


Определение изменений в ряду картинок, игрушек, предметов. Запоминание 3-4 предметов, игрушек, слов, цифр, букв.

Внимание, что изменилось?

Картинки, игрушки, наглядные слова на плакате


16


Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка», пересказ.


Картинки




III четверть (10 часов)

17


Обсуждение стихотворения Заучивание отрывка стихотворения.

Запомни, расскажи

Стих


18


Определение звуков окружающей природы, музыки. Игра «Музыкальный стул». Подражание звуков окружающей среды. Упражнение на развитие слуховой памяти.


Аудиодиск с музыкой, голосами, звуками окружающей среды.


19


Игры на улице. Прогулка по лесу. Звуки цвет вокруг нас.

Послушай, расскажи что ты видишь. Инструкция. Правила.




3

Восприятие пространства


20


Ориентировка в помещении, на листе бумаги, на поверхности парты, на улице.

Близко, далеко, лево, право, ближе, дальше, вертикально, горизонтально.

Картинки


21


Значения предложно-падежных конструкций. Составление целого из частей и по образцу

Внутри, снаружи, позади, сзади, перед, спереди, между, сбоку и т.п.

Картинки. Разрезные картинки


22


Графический диктант

Клеточка, верх, низ, лево, право.




3

Восприятие времени.


23


Время суток. Дни недели. Времена года. Определение последовательности событий

Сутки, неделя, день, ночь, вечер, утро. Вчера, сегодня, завтра. Зима, весна, лето, осень

Картинки


24


Явления природы Месяца в году. Определение последовательности событий

Месяц, время года

модель «Времена года». Картинки


25


Часы. Определение времени по часам.

Стрелки, минуты, час, секунды, циферблат.

Часы. Картинки



2

Речевое развитие


26


Развитие лексико -грамматического строя речи. Составь предложение по картинке.

Определи, назови

Игра «Из чего сделано?», «Назови детеныша».




IV четверть (8 часов)

27


Развитие представлений об окружающем. Моя семья. Составь рассказ.

моя семья, родители, братья, сестра, родственные связи. Домашний адрес. Родина. Страна. Город.




4

Развитие мышления


28


Развитие наглядно-действенного мышления

Что это? Для чего это используется?Расскажи, объясни.

«Коробочка форм»,

«Мисочки»,

«Пирамидка»,

«Матрешка»


29


Развитие наглядно-образного мышление

Подумай, найди, составь.

«Рыбка»,

«Разрезные картинки»,

«Пиктограмма»,

«Перцептивное моделирование», «Рисунок человека»,

«Схематизация»,

«Недостающие детали»


30


Развитие логического мышления

Дополни, объясни, сравни, исключи. Обобщение, классификация, систематизация.

«Классификация по заданному

принципу»,

«Самое непохожее»,

«Систематизация»,

«Пиктограмма»,

«Исключение четвертого»


31


Развитие словесно-

логического

мышления

Последовательность

«Дополнение фраз»,

«Последовательность

картинок»



3

Развитие личности


32


Наш характер. Дружба.


Т. А. Шарыгина «Беседы о характере и чувствах» (с.23)


33


Наш характер. Заботливость.


Т. А. Шарыгина «Беседы о характере и чувствах» (с.31)


34


Наш характер. Стремление помочь.


Т. А. Шарыгина «Беседы о характере и чувствах» (с.36)








Годовое планирование уроков

4 класс (1 час в неделю)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Примечание

1

Развитие моторики, графомоторных навыков

7


2

Тактильно-двигательное восприятие

2


3

Кинестетическое и кинетическое развитие

2


4

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

3


5

Развитие зрительного и слухового восприятия


5


6

Развитие мышления

4


7

Восприятие пространства

3


8

Речевое развитие

2


9

Восприятие времени

3


10

Развитие личности

3



Итого

34



Тематическое планирование уроков в 4 классе (1 час в неделю)

№ урока

Кол-во часов

Тема урока

Основные понятия

Учебно-наглядный материал

Дата



I четверть (8 часов)


7

Развитие моторики, графомоторных навыков


1


Обводка. Дорисовка симметричной половины изображения.

Точность, внимание, дорисуй, обведи.

Готовые трафареты, плоские геометрические фигуры


2


Аппликация «Грибочек» (рвём бумагу руками)

Команда, творчество.

Картинки осеннего леса


3


Графический диктант

Внимание, точность. Клеточка, верх, низ, лево, право.

Пособие «Графический диктант»


4


Игра с песком (рисование песком)

Внимание, точность

«Игра в мяч»,

«Повтори за мной»,

«Бирюльки»,

свободные движения (походка, бег), свободный рисунок


5


Рисование графических узоров

Точность, внимание

Рисунки


6


Рисование пальчиками

Воображение, аккуратность

Рисунки


7


Лепим из пластилина «Осенний урожай»

Воображение, точность

Пластилин



2

Тактильно-двигательное восприятие.


8


Определение предметов их свойств и качеств на ощупь. Определение формы плоскостных предметов по контуру.

Мягкий, гладкий, жесткий, шершавый, маленький, большой.

Вата, гвозди, брусок, игрушки с различными свойствами, плоские геометрические фигуры, мешок.




II четверть (8 часов)

9


Лепим из пластилина «Овощи»

Воображение, точность.

Пластилин, картинки



2

Кинестетическое кинетическое развитие


10


Произвольные движения разных частей тела на счет; вербализация собственных ощущений.

Точность, воображение.

Коврики для упражнений. Картинки с изображениями животных


11


Обыгрывание сказки с помощью языков жестов и мимики.

Воображение, уверенность

Сказка



3

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.


12


Геометрические фигуры. Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию.

Круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник, часть, целое

Геометрические плоские детали разной формы и цвета.


13


Цветовой спектр. Свободный рисунок.

Цвет, оттенок

Карточки с различными цветами


14


Комбинирование разных форм из геометрического конструктора

Фантазия




5

Развитие зрительного и слухового восприятия


15


Дорисовка изображений. Рисование по памяти. Определение изменений в ряду картинок, игрушек, предметов. Запоминание 5-7 предметов, игрушек, слов, цифр, букв.

Внимание, что изменилось?

Набор изображений с недорисованными фрагментами


16


Чтения сказки В. Сутеева «Яблоко», пересказ.


Картинки




III четверть (10 часов)

17


Обсуждение стихотворения Заучивание отрывка стихотворения.

Запомни, расскажи

Стих


18


Характеристика музыкальных звуков, по громкости, высоте, тона, длительности. Выполнение действий по звуковому сигналу. Развитие чувства ритма.


Аудиодиск с музыкой, голосами, звуками окружающей среды.


19


Игры на улице. Прогулка по лесу. Звуки и цвет вокруг нас.

Послушай, расскажи что ты видишь. Инструкция. Правила.




3

Восприятие пространства


20


Ориентировка в помещении с закрытыми глазами. Развитие пространственного праксиса. Ориентировка на улице.

Близко, далеко, лево, право, ближе, дальше, вертикально, горизонтально.

Картинки


21


Значения предложно-падежных конструкций. Составление целого из частей и по образцу

Внутри, снаружи, позади, сзади, перед, спереди, между, сбоку и т.п.

Картинки. Разрезные картинки


22


Графический диктант

Клеточка, верх, низ, лево, право.




3

Восприятие времени.


23


Время суток. Дни недели. Времена года. Определение последовательности событий. Месяца в году.

Сутки, неделя, день, ночь, вечер, утро. Вчера, сегодня, завтра. Зима, весна, лето, осень

Картинки


24


Год. Век.

Месяц, время года

модель «Времена года». Картинки


25


Часы. Определение времени по часам.

Стрелки, минуты, час, секунды, циферблат.

Часы. Картинки



2

Речевое развитие


26


Развитие лексико -грамматического строя речи. Составь предложение по картинке.

Определи, назови

Игра «Из чего сделано?», «Назови детеныша».




IV четверть (8 часов)

27


Развитие представлений об окружающем. Моё будущее. Составь рассказ.

моя семья, родители, братья, сестра, родственные связи. Домашний адрес. Родина. Страна. Город.




4

Развитие мышления


28


Развитие наглядно-действенного мышления

Что это? Для чего это используется?Расскажи, объясни.

«Коробочка форм»,

«Мисочки»,

«Пирамидка»,

«Матрешка»


29


Развитие наглядно-образного мышление

Подумай, найди, составь.

«Рыбка»,

«Разрезные картинки»,

«Пиктограмма»,

«Перцептивное моделирование», «Рисунок человека»,

«Схематизация»,

«Недостающие детали»


30


Развитие логического мышления

Дополни, объясни, сравни, исключи. Обобщение, классификация, систематизация.

«Классификация по заданному

принципу»,

«Самое непохожее»,

«Систематизация»,

«Пиктограмма»,

«Исключение четвертого»


31


Развитие словесно-

логического

мышления

Последовательность

«Дополнение фраз»,

«Последовательность

картинок»



3

Развитие личности


32


Наш характер. Доброта.

Любовь, доброта

Т. А. Шарыгина «Беседы о характере и чувствах» (с.4)


33


Наш характер. Верность.

Верность, друг

Т. А. Шарыгина «Беседы о характере и чувствах» (с.9)


34


Наш характер. Гостеприимство.

Гостеприимство, правила гостеприимства

Т. А. Шарыгина «Беседы о характере и чувствах» (с.16)