МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛЕКСЕЕВО-ТУЗЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РОДИОНОВО-НЕСВЕТАЙСКОГО РАЙОНА
(МБОУ «АЛЕКСЕЕВО-ТУЗЛОВСКАЯ СОШ»)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от «___» августа 2020 года протокол № __
Председатель __________ Лысенко Г.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по реализации ФГОС по курсу внеурочной
«ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
«Мир проектов»
уровень образования (класс) 5-8 классы
количество часов 134 часа (5класс - 35ч, 6класс - 35ч , 7класс- 32 ч, 8класс-32ч)
Педагог Чалабян Татьяна Владимировна.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по «Проектной деятельности», Программы «Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа» автора-составителя С.В.Третьяковой, издательства Москва, «Просвещение», 2016 года; на основании программы «Современные образовательные технологии: Проектная деятельность в образовательном учреждении» автор Н.Ф.Яковлева, Москва издательство «ФЛИНТА»,2017г.
2020-2021
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д.И.Писарев
Аннотация к рабочей программе
Программа «Мир проектов» разработана для занятий с учащимися 5-8 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО, на основе авторской программы «Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа» автора-составителя С.В.Третьяковой, издательства Москва, «Просвещение», 2016 года.; на основании программы «Современные образовательные технологии: Проектная деятельность в образовательном учреждении» автор Н.Ф.Яковлева, Москва издательство «ФЛИНТА»,2017г.
Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление – социально-педагогическое, «Проектная деятельность».
Согласно учебному плану на 2020-2021 год, на изучение предмета внеурочной деятельности «Мир проектов» в 5-8 классе отводится 1 час. Согласно календарному графику и расписанию школы - в 5классе - 35часов, в 6 классе – 35 часов, в 7классе - 32часа, в 8классе -32 часа.
I. Планируемые результаты освоения обучающимися курса
внеурочной деятельности « Мир проектов» в 5-8 классах.
Личностные универсальные учебные действия
У школьников будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/не успешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Школьник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Школьник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие, рост их компетентности в выбранной для проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.
Обучающиеся научатся следующему:
1.Коллективно выполнять учебные и социальные проекты.
2.Использовать озарение, догадку, интуицию.
3.Использовать некоторые приёмы художественного познания мира: образность, художественный вымысел, оригинальность.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к исследовательской деятельности;
-широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия;
-оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи. Личностные результаты
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками.
Предметные результаты
освоение первоначальных сведений о проекте, о видах проектов;
владение навыками поиска информации в различных источниках, оформления сносок, составления плана проекта;
расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения.
Обучающиеся за 4 года научатся следующему:
1.Планировать и выполнять коллективный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные рассматриваемой проблеме.
2.Применять такие математические методы и приёмы, как доказательство по аналогии, опровержение, построение и исполнение алгоритма.
3.Использовать такие приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение правильной гипотезы и практическое обоснование.
4.Ясно и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, изученные на учебных предметах, адекватные обсуждаемой проблеме.
5.Искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном пространстве с использованием Интернета, ЦОРов и каталогов библиотек.
6.Уметь на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта.
7.Уметь определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы.
8.Владеть специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового коллективного проекта.
9.Взаимодействовать в группе, состав которой постоянно меняется при создании нового проекта.
10.Уметь представлять продукт проектной деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться следующему:
1.Коллективно и в группе выполнять учебные и социальные проекты.
2.Использовать озарение, догадку, интуицию.
3.Использовать некоторые приёмы художественного познания мира: образность, художественный вымысел, оригинальность.
Возможные результаты проектной деятельности учащихся:
альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, выставка, коллекция,
костюм, макет, модель, плакат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом,
экскурсия, презентация
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МИР ПРОЕКТОВ» 5-8 КЛАССАХ
5 класс -35ч
Введение-1ч
Что такое проект.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.
Понятия: проект, проблема, информация
I. Теоретический блок .-16ч
Способы мыслительной деятельности -7ч
Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Как мы познаём мир.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Удивительный вопрос.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Учимся выдвигать гипотезы.
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Источники информации.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности-9ч
Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы .
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.
Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
II. Практический блок. -14ч
Мы - исследователи . – 9ч. Самостоятельные (предметные) проекты
«Обитатели аквариума», «Мир птиц»; -5ч
Планирование работы.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление презентации.- 3 ч
Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры.
III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся -4ч
Подготовка к защите.-2ч
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Защита проектов.-2ч Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.
Способы преодоления трудностей.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности.
Разделы и темы | Характеристики основных видов деятельности учащихся |
Введение |
Что такое проект | Беседа Презентация исследовательских работ учащихся. |
I. Теоретический блок |
Способы мыслительной деятельности |
Что такое проблема | Беседа Игра «Посмотри на мир чужими глазами». |
Как мы познаём мир | Игры на внимание. |
Удивительный вопрос | Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». |
Учимся выдвигать гипотезы. | Беседа, работа в парах, тренинг Игра «Найди причину». |
Источники информации | Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием. Оформление списка использованных электронных источников. |
Выбор темы исследования | Практика |
Цели и задачи исследования | Практика Анкетирование Эксперимент |
Методы исследования. Мыслительные операции. | Практика |
Сбор материала для исследования. | Практика, работа в группах |
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | Практика, работа в группах |
Обобщение полученных данных. | Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. |
II. Практический блок. | |
Планирование работы | Беседа, исследовательская работа в группах |
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. |
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. |
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление презентации. | Практика |
Готовим проект : «Обитатели аквариума», «Мир птиц»; |
Практическая работа | Практика |
III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся |
Подготовка к защите. | Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. |
Защита проектов. | Конференция |
6класс -35ч
Коллективный учебный проект -17ч
Что такое метод проектов? Возможности и смыслы проекта. Классификация проектов. Постановка проблемы, выделение условий и цели проекта. Задачи и подзадачи проекта. Работа в группах и распределение ролей. Что значит защитить проект? Работа над проектом №1: проблема, условия, цели, задачи, работа в группах, представление и коллективная защита проекта.
Тема проекта
№1 «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок». Проблема : «Чему учит сказка?»
Групповые учебные проекты -18ч
Как целенаправленно собирать информацию? Структурирование информации. Анализ собранной информации. Экскурсия. Работа над проектом №1: проблема, условия, цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, индивидуальная защита проекта. Работа над проектом №2: проблема, условия, цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, индивидуальная защита проекта. Работа над проектом №3: проблема, условия, цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, индивидуальная защита проекта.
Темы проектов
№1 «Пословица недаром молвится» (на примере пословиц поговорок в речи учителей ). Проблема: «Как речь характеризует говорящего?»
№2 «Какого роду, племени» (на примере изучения фамилий одноклассников). Проблема: «Как образовались фамилии?»
№3 «Неологизмы двадцатого столетия» или составление словаря неологизмов.
Разделы и темы | Характеристики основных видов деятельности учащихся |
Коллективный учебный проект |
Проекты дают знания. Что такое метод проектов? Возможности и смыслы проекта. Классификация проектов. | 1. Беседа о проектах. 2. Интеллектуальный тренинг. Решение проектных задач. 3. Подведение итогов . |
Работа над коллективным учебным проектом. Тема проекта. Постановка проблемы, выделение условий и цели проекта. Задачи и подзадачи проекта. | 1. Анализ и синтез. 2. Тема, проблема, задачи проекта 3. Интеллектуальный тренинг. Решение проектных задач. 4. Подведение итогов . |
Распределение обязанностей. Поиск информации. | 1. Распределение обязанностей. 2. Поиск информации. 3. Мозговой штурм. 4. Весёлая переменка. 5. Интеллектуальный тренинг. Решение проектных задач. 6. Подведение итогов. |
Разработка проекта. Подборка литературы. | 1. Разработка проекта. 2. Подборка литературы. 3. Интеллектуальный тренинг. 4. Подведение итогов. |
Разработка проекта. | 1.Разработка проекта. 2. Творческий продукт. 3. Интеллектуальный тренинг. Решение проектных задач. 4. Подведение итогов. |
Поиск информации. Критерии оценки проектных работ. | 1.Поиск информации. 2. Весёлая переменка. 3. Критерии оценки проектных работ. 4. Информационный продукт. 5. Подведение итогов. |
Что значит защитить проект? Подготовка выступления. Сравнение как метод исследования | 1.Подготовка выступления. 2. Сравнение как метод исследования. 3. Весёлая переменка. 4. Интеллектуальный тренинг. Решение проектных задач. 5. Подведение итогов. |
Предзащита проектов | 1. Симпозиум. 2. Предзащита проектов. 3. Интеллектуальный тренинг. Решение проектных задач. 4 . Подведение итогов. |
Защита проекта. | 1.Защита проекта. 2. Презентация продуктов. 3. Подведение итогов. |
Групповые учебные проекты |
Самоанализ «После защиты проекта». Проблемные вопросы. | 1.Самоанализ «После защиты проекта». 2. Проблемные вопросы. 3. Темы проектов по группам. 4. Интеллектуальный тренинг. 5 . Подведение итогов. |
Наблюдение как метод исследования. Дедукция как метод познания. | 1.Наблюдение как метод исследования. 2. Дедукция как метод познания. 3. Интеллектуальный тренинг. 4 . Подведение итогов. |
От сравнения к индукции. | 1.Помощники в работе над проектом. 2. От сравнения к индукции. 3. Поисковик. 4. Интеллектуальный тренинг. 5 . Подведение итогов. |
Индукция как метод познания. | 1.Индукция как метод познания. 2. Интеллектуальный тренинг. 3 . Подведение итогов. |
Самоанализ. Цель и задачи проектов. Тематика проектов. Поиск информации. | 1.Самоанализ. 2. Цель и задачи проектов. 3. Тематика проектов. 4. Поиск информации. 5. Интеллектуальный тренинг. 6. Подведение итогов. |
Алгоритм. Разработка проектов. | 1.Алгоритм. 2.Разработка проектов. 3. Интеллектуальный тренинг. 4. Подведение итогов. |
Критерии оценки проектных работ. Предзащита проекта | 1. Критерии оценки проектных работ. 2. Предзащита проекта. 3. Творческий продукт. 4. Подведение итогов. |
Защита проектов. | 1.Презентация и защита проектов. 2. Обсуждение. 3. Подведение итогов. |
Итоговое занятие | 1. Подведение итогов. 2. Вручение сертификатов. |
7класс -32ч
Информационные проекты -15ч
Что такое информационный проект? Работа над проектом №1: выбор проблемы, условия, цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, коллективная защита проекта. Экскурсия в городской музей. Экскурсия в библиотеку. Работа над проектом №2: выбор проблемы, условия, цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, коллективная защита проекта. Работа над проектом : выбор роли, проблема, условия, цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, индивидуальная защита проекта.
Темы проектов
№1 Школьная филологическая газета «Юный филолог» (газета)
№2 Известные выпускники и учителя школы (электронная страница).
Прикладные проекты -17 ч
Что значит область применения продукта деятельности? Анализ потребностей социального окружения Школы. Работа над проектом №1: проблема, условия, цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, коллективная защита проекта. Работа над проектом №2: проблема, условия, цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, коллективная защита проекта. Работа над проектом №3: проблема, условия, цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, коллективная защита проекта.
Темы проектов
№1: Эмблема школы, села, района(эмблема)
№2: Если хочешь быть здоров (бюллетень, буклет)
№3:Проект новой Школы (выставка макетов)
Раздел, Тема | Виды деятельности |
Информационные проекты |
Информационные проекты: структура, этапы работы. Требования к оформлению результатов проектов. Практическая деятельность по реализации краткосрочного информационного проекта. | учится целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы овладевает следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать); |
Способы первичной обработки информации: чтение с пометками «ИНСЕРТ», | обучается методам творческого решения проектных задач; |
Составление кластеров, составление «тонких и толстых вопросов», сочинение синквейнов. | учится выполнять работу по цепочке; соотносит между собой этапы проектирования; |
Работа над проектом . Выпуск газеты | учится устанавливать причинно-следственные связи; |
Работа над проектом Оформление электронной страницы. | учится строить знаково-символические модели. |
Прикладные проекты |
Прикладной проект: планирование работы, организация индивидуальной и групповой деятельности, | учится целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы овладевает следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать); |
Способы защиты прикладного проекта.. | обучается методам творческого решения проектных задач; |
Практическая деятельность по реализации прикладного проекта | учится выполнять работу по цепочке;соотносит между собой этапы проектирования; слушает и вступает в диалог; строит логическую цепь рассуждений; |
Работа над проектом | выполняет задание по схеме; учится полно выражать свои мысли; строит продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем; |
Подготовка к защите. | учится выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; учиться оценивать адекватно себя и сверстников; учится разрешать конфликты. |
Индивидуальная консультация. Защит | |
8класс -32ч.
Научные исследования-20ч
Тема 1. Проект! Научные исследования и наша жизнь. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». Проект: «Отдавая - приобретаешь»
Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам). Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
Тема 5-6. Какими могут быть проекты? Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Тема 9-10. Планирование работы. Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Тема 16-17. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Тема 18-20. Анализ прочитанной литературы. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.
Социальные проекты -12ч
Тема 21-22. Исследование объектов. Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся. Проект: «Моя малая Родина»
Тема 23-24. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.
Тема 25-26. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Тема 27. Как сделать сообщение о результатах исследования. Составление плана работы. Требования к сообщению.
Тема 28-29. Оформление работы. Выполнение рисунков, поделок и т.п.
Тема 30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Работа на компьютере – создание презентации.
Тема 31. Мини конференция по итогам собственных исследований. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Тема 32. Анализ исследовательской деятельности. Анализ своей проектной деятельности.
№ | Тема, раздел | Виды деятельности |
| Научные исследования | |
1 | Проект! Научные исследования и наша жизнь. | учится целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы овладевает следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать); |
2-3 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. Проект: «Отдавая - приобретаешь» | обучается методам творческого решения проектных задач; |
4 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | учится выполнять работу по цепочке; соотносит между собой этапы проектирования; |
5-6 | Какими могут быть проекты? | учится устанавливать причинно-следственные связи; |
7-8 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | учится строить знаково-символические модели. |
9-10 | Планирование работы. | учится планированию, контролю, формулированию проблемы овладевает следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать); |
11-13 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | обучается методам творческого решения проектных задач; |
14-15 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | учится выполнять работу по цепочке;соотносит между собой этапы проектирования; слушает и вступает в диалог; строит логическую цепь рассуждений; |
16-17 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | выполняет задание по схеме; учится полно выражать свои мысли; строит продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем; |
18-20 | Анализ прочитанной литературы. | учится выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; учиться оценивать адекватно себя и сверстников; учится разрешать конфликты. |
| Социальные проекты | |
21-22 | Исследование объектов. Проект: «Моя малая Родина» | учатся целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы |
23-24 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать) |
25-26 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | соотносят между собой этапы проектирования |
27 | Как сделать сообщение о результатах исследования | овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать);обучаются методам творческого решения проектных задач; учатся выполнять работу по цепочке |
28-29 | Оформление работы. | овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать);обучаются методам творческого решения проектных задач; учатся выполнять работу по цепочке |
30 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | учатся выполнять работу по цепочке; соотносят между собой этапы проектирования |
31 | Мини конференция по итогам собственных исследований | строят логическую цепь рассуждений |
32 | Анализ исследовательской деятельности. | соотносят между собой этапы проектирования;слушают и вступают в диалог; |
Формы организации учебных занятий: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ПРОЕКТОВ» в 5-8 КЛАССАХ
5класс - 35ч
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
Введение (1 ч.) | | |
1. | Что такое проект | 1 | 04.09 | |
I. Теоретический блок 16 | | |
Способы мыслительной деятельности 7 | | |
2 | Что такое проблема | 1 | 11.09 | |
3 | Как мы познаём мир | 1 | 18.09 | |
4 | Удивительный вопрос | 1 | 25.09 | |
5-6 | Учимся выдвигать гипотезы. | 2 | 02.10 09.10 | |
7-8 | Источники информации | 2 | 16.10 23.10 | |
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности- 9 | | |
9 | Выбор темы исследования | 1 | 30.10 | |
10 | Цели и задачи исследования | 1 | 13.11 | |
11-12 | Методы исследования. Мыслительные операции. | 2 | 20.11 27.11 | |
13-14 | Сбор материала для исследования. | 2 | 04.12 11.12 | |
15 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | 1 | 18.12 | |
16-17 | Обобщение полученных данных. | 2 | 25.12 15.01 | |
II. Практический блок - 14 | | |
Мы - исследователи .Самостоятельные (предметные) проекты - 9 | | |
18-19 | Планирование работы над проектом: «Обитатели аквариума», «Мир птиц» | 2 | 22.01 29.01 | |
20-21 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 2 | 05.02 12.02 | |
22-23 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 2 | 19.02 26.02 | |
24-26 | Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление презентации. | 3 | 05.03 12.03 19.03 | |
Исследуем аквариум. Готовим проект 5 | | |
27-28 | Создание бумажного аквариума | 2 | 02.04 09.04 | |
29-31 | Создание бумажных птиц | 3 | 16.04 23.04 30.04 | |
III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся -4 | | |
32-33 | Подготовка к защите. | 2 | 07.05 14.05 | |
34-35 | Защита проектов. | 2 | 21.05 28.05 | |
6 класс - 35ч.
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
Коллективный учебный проект 17 | | |
1. | Что такое метод проектов? Классификация проектов. | 1 | 02.09 | |
2 -3 | Работа над коллективным учебным проектом. | 2 | 09.09 16.09 | |
4 | Распределение обязанностей. Поиск информации. | 1 | 23.09 | |
5-6 | Разработка проекта. Подборка литературы. | 2 | 30.09 07.10 | |
7-8 | Разработка проекта. «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок». | 2 | 14.10 21.10 | |
9-10 | Поиск информации. Критерии оценки проектных работ. | 2 | 28.10 11.11 | |
11-12 | Что значит защитить проект? Подготовка выступления. Сравнение как метод исследования | 2 | 18.11 25.11 | |
13-14-15 | Предзащита проектов | 3 | 02.12 09.12 16.12 | |
16-17 | Защита проекта. | 2 | 23.12 13.01 | |
Групповые учебные проекты 18 | | |
18 | Самоанализ «После защиты проекта». Проблемные вопросы. | 1 | 20.01 | |
19 | Наблюдение как метод исследования. Дедукция как метод познания. | 1 | 27.01 | |
20 | От сравнения к индукции. | 1 | 03.02 | |
21 | Индукция как метод познания. | 1 | 10.02 | |
22-23 | Самоанализ. Тематика проектов. Поиск информации. Проект:«Неологизмы двадцатого столетия» или составление словаря неологизмов. | 2 | 17.02 24.02 | |
24-25 26-27 | Алгоритм. Разработка проектов. Пословица недаром молвится» (на примере пословиц поговорок в речи учителей ). | 4 | 03.03 10.03 17.03 31.03 | |
28-29 | Критерии оценки проектных работ. Предзащита проекта | 2 | 07.04 14.04 | |
30-31 | Проект:«Какого роду, племени»(на примере изучения фамилий одноклассников). | 2 | 21.04 28.04 | |
32-33 | Критерии оценки проектных работ. Предзащита проекта | 2 | 05.05 12.05 | |
34-35 | Защита проектов. Презентация | 2 | 19.05 26.05 | |
7класс -32ч.
№ | Тема, раздел | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
| Информационные проекты | 15 | | |
1 | Информационные проекты: структура, этапы работы. Требования к оформлению результатов проектов. | 1 | 07.09 | |
2-3 | Разработка проекта. Школьная филологическая газета «Юный филолог» Подборка литературы. | 2 | 14.09 21.09 | |
4-5 | Практическая деятельность по реализации краткосрочного информационного проекта. | 2 | 28.09 05.10 | |
6-7 | Способы первичной обработки информации: чтение с пометками «ИНСЕРТ». | 2 | 12.10 19.10 | |
8-9 | Составление кластеров, составление «тонких и толстых вопросов», сочинение синквейнов. | 2 | 26.10 09.11 | |
10-11 | Работа над проектом . Проект: Известные выпускники и учителя школы | 2 | 16.11 23.11 | |
12-13 | Работа над проектом Оформление электронной страницы. | 2 | 30.11 07.12 | |
14-15 | Защита проектов. Презентация | 2 | 14.12 21.12 | |
| Прикладные проекты | 17 | | |
16 | Прикладной проект: планирование работы, организация индивидуальной и групповой деятельности, | 1 | 28.12 | |
17-18 | Способы защиты прикладного проекта. | 2 | 11.01 18.01 | |
19-20 | Практическая деятельность по реализации прикладного проекта . Проект: «Эмблема школы, села, района». | 2 | 25.01 01.02 | |
21-22 | Работа над проектом | 2 | 08.02 15.02 | |
23-24 | Практическая деятельность по реализации прикладного проекта. « Если хочешь быть здоров «(бюллетень, буклет) | 2 | 22.02 01.03 | |
25-26 | Работа над проектом | 2 | 15.03 29.03 | |
27-28 | Работа над проектом . «Проект новой Школы.» | 2 | 05.04 12.04 | |
29-30 | Работа над проектом Проект новой Школы (выставка макетов) | 2 | 19.04 26.04 | |
31 | Работа над проектом .Индивидуальная консультация. | 1 | 17.05 | |
32 | Защита проектов. | 1 | 24.05 | |
8класс -32ч.
№ | Тема, раздел | Кол-во час | Дата |
План | Факт |
| Научные проекты | 20 | | |
1 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. | 1 | 07.09 | |
2-3 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | 2 | 14.09 21.09 | |
4 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | 1 | 28.09 | |
5-6 | Какими могут быть проекты? Проект: «Отдавая - приобретаешь», | 2 | 05.10 12.10 | |
7-8 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | 2 | 19.10 26.10 | |
9-10 | Планирование работы. | 2 | 09.11 16.11 | |
11-13 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | 3 | 23.11 30.11 07.12 | |
14-15 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 2 | 14.12 21.12 | |
16-17 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Написание рефератов | 2 | 28.12 11.01 | |
18-20 | Работа над проектом. «Отдавая - приобретаешь» Оформление презентации. | 3 | 18.01 25.01 01.02 | |
| Социальные проекты | 12 | | |
21-22 | Исследование объектов. Проект: «Моя малая Родина» | 2 | 08.02 15.02 | |
23-24 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | 2 | 22.02 01.03 | |
25-26 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | 2 | 15.03 29.03 | |
27 | Как сделать сообщение о результатах исследования | 1 | 05.04 | |
28-29 | Оформление работы. Выполнение рисунков, поделок и т.п. | 2 | 12.04 19.04 | |
30 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 1 | 26.04 | |
31 | Мини конференция по итогам собственных исследований. Анализ исследовательской деятельности | 1 | 17.05 | |
32 | Защита проекта | 1 | 24.05 | |
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по ВР _________ Ширина Т.Н.. от ___________ 2020 г.