СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе»

Муниципальное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Брянска



«Обсуждено» на заседании МО «Рассмотрено» «Утверждено»

Протокол № 1 на заседании МС директор школы

от «____»_____2021г. от «____»_____2021г. О.И. Елозина _____

Корсикова Г.Ф._____ Чмыхова Я.Ю._____ «____»_____2021г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Родная литература»













Учитель: Филькова Е.А.

Класс: 7

Учебный год 2021-2022








1. Пояснительная записка

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 7 класса составлена на основе Примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20, разработчики: Н. В. Беляева, М. А. Аристова, Ж.Н. Критарова) и основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 28 г. Брянска, учебного плана МБОУ СОШ № 28 г. Брянска 2021-2022 г. Учебник «Родная литература» 7 класс под редакцией Александровой О.М., Аристовой М. А., Беляевой Н. В., Добротиной И.Н., Критаровой Ж.Н., Мухаметшиной Р.Ф. издательство «Провещение» 2021г.

Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить
достижение следующих целей:

воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;

формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю
историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;

осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;

развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.

Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:

приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
 осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
 получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
 выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
 формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
 накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
 формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
 развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»

Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

  • потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

  • понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

  • уважительно относиться к родной литературе;

  • оценивать свои и чужие поступки;

  • проявлять внимание, желание больше узнать.

  • понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

  • формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

  • совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

  • планированию пути достижения цели;

  • установлению целевых приоритетов;

  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

  • учитывать условия выполнения учебной задачи;

  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

  • овладение навыками смыслового чтения;

  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

  • строить сообщение в устной форме;

  • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся научится:

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

  • аргументировать свою точку зрения;

  • задавать вопросы.

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.


Предметные результаты освоения примерной программы по
учебному предмету «Родная литература (русская)» в 7 классе


развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле;

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;

развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;

развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты

интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.



3. Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»



7 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Русские народные песни: исторические и лирические
«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры
буйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»
А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
Города земли русской
Сибирский край
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы
Русское поле
И. С. Никитин. «Поле».
И. А. Гофф. «Русское поле».

Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Пасха
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
А. П. Чехов. «Казак».
Тепло родного дома
Русские мастера
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина
На Первой мировой войне
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий
Победоносец».
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души
Долюшка женская
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»

Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
О ваших ровесниках
Взрослые детские проблемы
А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана
Такого языка на свете не бывало
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»






















Тематическое планирование уроков родной литературы 7 «Г» класса


п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения



по плану

по факту

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

Преданья старины глубокой

1

Русские народные песни: исторические и лирические. «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры
буйные…».

1



2

Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе. А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1). И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…». А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…».

1



Города земли русской

3

Сибирский край: В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».

1



Родные просторы

4

Русское поле: И. С. Никитин. «Поле».
И. А. Гофф. «Русское поле».

Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).

1



РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

Праздники русского мира

5

Пасха: К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).

1



6

А. П. Чехов. «Казак».

1



Тепло родного дома

7

Русские мастера: С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).

1



8

Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).




9

В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».

1



РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

Не до ордена – была бы Родина

10

На Первой мировой войне: С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий Победоносец».
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».

1



11

М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».




Загадки русской души

12

Долюшка женская: Ф. И. Тютчев. «Русской женщине». Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…». Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…». В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»

1



13

Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».

1



О ваших ровесниках

14

Взрослые детские проблемы: А. С. Игнатова. «Джинн Сева».

1



15

Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).

1



Лишь слову жизнь дана

16

Такого языка на свете не бывало:

Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»

1



17

Урок контроля. Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование.

1

















































Тематическое планирование уроков родной литературы 7 «А» класса


п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения



по плану

по факту

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

Преданья старины глубокой

1

Русские народные песни: исторические и лирические. «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры
буйные…».

1



2

Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе. А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1). И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…». А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…».

1



Города земли русской

3

Сибирский край: В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».

1



Родные просторы

4

Русское поле: И. С. Никитин. «Поле».
И. А. Гофф. «Русское поле».

Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).

1



РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

Праздники русского мира

5

Пасха: К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).

1



6

А. П. Чехов. «Казак».

1



Тепло родного дома

7

Русские мастера: С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).

1



8

Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).




9

В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».

1



РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

Не до ордена – была бы Родина

10

На Первой мировой войне: С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий Победоносец».
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».

1



11

М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».




Загадки русской души

12

Долюшка женская: Ф. И. Тютчев. «Русской женщине». Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…». Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…». В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»

1



13

Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».

1



О ваших ровесниках

14

Взрослые детские проблемы: А. С. Игнатова. «Джинн Сева».

1



15

Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).

1



Лишь слову жизнь дана

16

Такого языка на свете не бывало:

Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»

1



17

Урок контроля. Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование.

1










































Аннотация к рабочей программе по русской родной литературе

7 класс

Рабочая программа по родной литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа скорректирована с программой О.М.Александровой «Русская родная литература. Примерные рабочие программы. 5-9 классы». - М.: Просвещение, 2020 год.

На изучение родной литературы в 7 классе в учебном плане МБОУ СОШ №28 г. Брянска отводится 17 часа в год из расчета 0.5 часа в неделю (на 35 учебных недель).


Основные разделы содержания:

Россия – родина моя
Русские традиции
Русский характер – русская душа

Технологии, используемые в учебном процессе:

здоровьесберегающие,

компьютерные,

метод проектов,

модульные технологии,

игровые технологии.

Методы и приёмы обучения:

-объяснительно-иллюстративный;

-проблемное изложение;

-частично-поисковый;

-исследовательский.

Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. Типы уроков: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок развития речи.

В процессе изучения курса используются следующие виды контроля:

  • текущий,

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение  (в том числе наизусть),  развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;

  • итоговый: анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов.

Примерные темы проектных и исследовательских работ


  1. Книги вчера, сегодня, завтра.

  2. Литература и мой край.

  3. Мои ровесники в литературных произведениях.

  4. Знаменитые поэты и писатели моего города.

  5. Что читают мои одноклассники?

  6. Новаторство А.П.Чехова и значение его творчества.