СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе 5 класс»







Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная литература" по ФГОС ООО отражают:

Родная литература:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


Цели освоения учебного предмета в 5 классе:

  • воспитание ценностного отношения к родной (русской) литературе как хранителю культуры;

  • приобщение к литературному наследию своего народа; чтение вершинных произведений отечественной литературы и их анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;

  • приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и современной литературы.


Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная задача программы по родной (русской) литературе – изучение литературы от фольклора к русской литературе XIX, XX веков, современной литературе и литературе родного края.

Ведущая задача изучения родной (русской) литературы в 5 классе – внимание к книге.

РАЗДЕЛ 1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

2) формирование ответственного отношения к прочтению литературных произведений;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,

6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты: формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные результаты:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • учиться работать в паре, группе;

  • выполнять различные роли.

Предметные результаты:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

  • понимание родной литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащиеся научатся:

• осознанно воспринимать авторов и содержание изученных произведений;

Учащиеся получат возможность:

  • определять тему и основную мысль произведения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  • определять родо - жанровую специфику художественного произведения;

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

РАЗДЕЛ 2.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. (1 час)

Роль чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как вид словесного искусства.

Устное народное творчество. (1 час)

Русские народные сказки (о животных, социально – бытовые). «Журавль и цапля», «Солдатская шинель», «Лиса и дрозд» (по выбору) - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Народная мораль в характере и поступках героев.

Литературные сказки (1 час)

В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

Из русской литературы XIX века (3 часа)

И.А.Крылов. Басни. «Квартет», «Ларчик» и др. (по выбору).

Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

Л.Н.Толстой Краткий рассказ о жизни писателя. Рассказы для детей. «Архиерей и разбойник», «Два брата и золото», «Шелковичный червь» и др. (по выбору).

Основные виды деятельности:

  • определять тему и основную мысль произведения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  • определять родо - жанровую специфику художественного произведения;

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

Из русской литературы XX века (4 часа)

П.П.Бажов «Каменный цветок». Теория литературы. Сказ как жанр литературы.

А.И.Куприн «Ю-ю».

Е.Носов «Белый гусь»

И. С.Шмелев «Яичко», «Полочка. Из воспоминаний моего приятеля», «Как я встречался с Чеховым. 1. За карасями» (по выбору).

Теория литературы. Сказ и сказка (общее и различное)

Писатели - детям (5 ч.)

Н.Носов «Приключения Толи Клюквина», «Витя Малеев в школе и дома» (по выбору)

В. Драгунский «Денискины рассказы»

Л. И. Лагин «Старик Хоттабыч» (фрагменты).

Современная детская литература (2ч.)

Л. Петрушевская «Котёнок Господа Бога»

Основные виды деятельности:

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Место предмета в учебном плане.

На изучение учебного предмета русская родная литература отводится в 5 классе 17 часов, из обязательной части Учебного плана МКОУ «ООШ № 9».

По календарному учебному графику на 2020 – 2021 учебный год и согласно расписанию учебных занятий в 5 а – 17 ч, 5 б – 17 ч

План: График 5 а График 5 б

1 четверть – 4 ч 1 четверть – 4 ч 1 четверть – 4 ч

2 четверть – 4 ч 2 четверть – 4 ч 2 четверть – 4 ч

3 четверть – 5 ч 3 четверть – 5 ч 3 четверть – 5 ч

4 четверть – 4 ч 4 четверть – 4 ч 4 четверть – 5 ч

ИТОГО: 17 ч 17 ч 18 ч


Содержание учебного предмета

5-й класс

Введение (1 час). Русская литература как нравственный ориентир и основа нравственной памяти.

Русский фольклор (4 часа). Русские пословицы и поговорки. Толкование русских пословиц. Вариативность пословиц и поговорок. Пословицы и пословично-поговорочные выражения в художественном тексте. Словари и сборники пословиц и поговорок. Сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Солдатская шинель». Нравоучительный и философский характер русских народных сказок. Сюжет в волшебной сказке. Типы сказочных персонажей. Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Литературная сказка (1 час). В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке», «Игоша»; Л.Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан». Отличие литературной сказки от сказок народных. Отражение нравственных ценностей русского народа в литературной сказке.

Древнерусская литература (1 час). «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Из «Повести временных лет». Выбор веры. Похвала учению книжному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям. Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, твёрдость духа, религиозность.

Русская басня (3 часа). Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество – основные темы басен. Русская басня в XX веке. М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Лишь только дневной шум замолк». И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. «Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под дубом» и другие басни по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Образный мир басен. С.В. Михалков. «Грибы», «Зеркало» и другие басни по выбору. Тематика, проблематика.

Литература XIX века (3 часов). К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа произведения. Особенности жанра. Композиция думы. Роль пейзажа в произведении. Иван Сусанин – идеал человека, верного Родине и народу.

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Жанр произведения. Проблематика повести и специфика композиции. Характер героев и способ повествования. Лексические особенности произведения. И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Фольклорные традиции в творчестве поэта. Композиция стихотворений, роль пейзажа.

Литература XX века (4 часов). И.А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись…», «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит…», «Помню – долгий зимний вечер…». Красота родной природы в стихотворениях И.А. Бунина. Переживания поэта о судьбе России. Е.И. Носов. «Варька» как рассказ о любви к окружающему миру, ко всему живому, к людям. К.М. Симонов. Краткий рассказ о писателе, поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете…». История создания стихотворения. Мотив детства, загубленного жестокой и беспощадной войной. Призыв к защите родной земли. А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». Тема военного детства и сиротства в произведениях писателя.

Современная литература (1 час). Людмила Улицкая. «Капустное чудо». Тема послевоенного детства и сиротства.


Тематическое планирование (5-й класс)

Тема

Количество часов

Введение

1

Русский фольклор

3

Литературная сказка

1

Древнерусская литература

1

Русская басня

3

Литература XIX века

3

Литература XX века

4

Современная литература

1

ИТОГО:

17



Календарно-тематическое планирование учебного предмета

«Родная (русская) литература»

5-й класс (17 часов)

п/п

Тема урока

Дата (план)

5а 5б

Дата (факт)

5а 5б

1.

Введение.

Русская литература как нравственный ориентир и основа нравственной памяти

10/9 3/9


2.

Русский фольклор.

Русские пословицы и поговорки

24/9 17/9


3.

Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Нравоучительный и философский характер русских народных сказок. Сюжет в волшебной сказке. Типы сказочных персонажей

8/10 1/10


4

Р/Р Сочинение собственной сказки в стиле русских народных сказок

22/10 15/10


5

Литературная сказка.

В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке», «Игоша»; Л.Н. Толстой: «Работник Емельян и пустой барабан»

12/11 5/11


6

Древнерусская литература.

Из «Повести временных лет». Выбор веры. Похвала учению книжному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям

26/11 19/11


7

Русская басня.

М.В. Ломоносов. «Лишь только дневной шум замолк».

10/12 3/12


8

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под дубом». Тематика басен И.А. Крылова. Образный мир басен

24/12 17/12


9.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика

21/1 14/1


10.

Литература XIX века.

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа произведения. Особенности жанра. Композиция думы. Роль пейзажа в произведении. Иван Сусанин – идеал человека, верного Родине и народу

4/2 28/1


11.

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Жанр произведения. Проблематика повести и специфика композиции. Характер героев и способ повествования

18/2 11/2


12.

И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Фольклорные традиции в творчестве поэта

4/3 25/2


13.

Литература XX века.

И.А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись…», «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит…», «Помню – долгий зимний вечер…»

18/3 11/3


14.

Е.И. Носов. «Варька» как рассказ о любви к окружающему миру, ко всему живому, к людям

8/4 1/4


15.

К.М. Симонов. Краткий рассказ о писателе, поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете…». Призыв поэта к защите родной земли

22/4 15/4


16.

А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». Тема военного детства и сиротства в произведениях писателя

6/5 29/4


17.

Современная литература.

Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо»

20/5 13/5

27/5




Нормы оценки знаний и умений по родной литературе


В практике школы оценка знаний и умений по литературе осуществляется на основании как устного, так и письменного контроля (ответ на вопрос, сочинение, реферат).

Оценивание устных ответов.

«5» Ответы, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения.

Умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9 – 11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

«4» Ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений ; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

«3» Ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно – художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

«2» Ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико– литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


Оценивание сочинений по литературе

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме/

2. Фактические ошибки отсутствуют/

3. Содержание излагается последовательно/

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления/

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста/

Допускается недочеты: в содержании – 1, речевые 1-2, грамматическая ошибка –1

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)/

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли.

4. Лексический и грамматический строй достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Допускается недочеты: в содержании – не более 2, речевые – не более 3, грамматические ошибки –2.

«3»

1. В работе в допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

Допускается недочеты: в содержании – не более 4, речевые – не более 5, грамматические ошибки –4.

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления, нарушено стилевое единство текста.

Допускается недочеты: в содержании – не более 6, речевые – не более 7, грамматические ошибки –7.


Примечание:

1. При оценке сочинения учитываются:

  • самостоятельность, оригинальность замысла;

  • уровень композиционного и речевого оформления.

2. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку на 1 балл.

3. При объеме сочинения в 1,5- 2 раза большем указанного в настоящих нормах следует исходить из нормативов, увеличенных для «4» - на 1, для «3» - на две единицы. При выставлении отметки «5» объем не учитывается.

4. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

5. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку).