ОАНО «Лидеры»
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор школы Протокол заседания методического
_________________Т.В. Христофорова объединения учителей
Приказ № ____________ № 01 от «___» ___________ 202 __ г. от «___» _______________ 202 __ г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
___________________/____________________
«___» _______________ 202 __ г.
Рабочая программа
по предмету «Родная литература (русская)»
5 класс
(ФГОС ООО)
Составлена
учителем русского языка и литературы
Доценко Анной Сергеевной
Московская область, Одинцовский р-н, с. Ромашково
2020 г.
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа составлена на основе | Федерального государственного образовательного стандарта обязательного общего образования; Основной образовательной программы обязательного общего образования ОАНО «Лидеры» на 2020-2025 г. Примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20. Положения о рабочей программе ОАНО «Лидеры» |
На реализацию программы отводится | 0,5 часов в неделю, 17 часов в год (17 недель) |
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
понимать значимость родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа;
осознавать коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы;
проявлять ценностное отношение к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственность за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;
развивать представление о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего человечества; понимать их сходства и различия с русскими традициями и укладом;
развивать способность понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
формировать умение выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России;
осмыслять ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслов в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;
формировать представление о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России;
формировать представление о русских национальных традициях в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;
формировать начальные представления о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;
овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
развивать умения давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов;
создавать под руководством учителя элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос;
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения;
формировать начальные представления о проектноисследовательской деятельности и оформлении ее результатов, начальные умения работы с разными источниками информации;
понимать наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;
накапливать опыт планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений;
формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
навыки смыслового чтения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Личностные результаты
осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности;
проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной;
понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности 14 эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.
3. Содержание учебного предмета
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (6 ч)
Блок 1. Преданья старины глубокой (2 ч)
Малые жанры фольклора: Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе. Русские народные и литературные сказки: «Лиса и медведь» (русская народная сказка).
Блок 2. Города земли русской (2 ч)
Москва в произведениях русских писателей: А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…» М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»
Блок 3. Родные просторы (2 ч)
Русский лес: И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес». А. В. Кольцов. «Лес». Проверочная работа по итогам изучения раздела.
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (5 ч)
Блок 1. Праздники русского мира (2 ч)
Рождество: Б.Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент). В.Д.Берестов. «Перед Рождеством».
Блок 2. Тепло родного дома (3 ч)
Семейные ценности: И. А. Крылов. «Дерево». И. А. Бунин. «Снежный бык». Проверочная работа по итогам изучения раздела.
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (6 ч)
Блок 1. Не до ордена – была бы Родина (2 ч)
Отечественная война 1812 года: Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь».
Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).
Блок 2. О ваших ровесниках (2 ч)
Школьные контрольные: К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагменты). А.А.Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Блок 3. Лишь слову жизнь дана (2ч)
Родной язык, родная речь: И. А. Бунин. «Слово». В. Г. Гордейчев. «Родная речь». Проверочная работа по итогам изучения раздела.
4. Тематическое планирование
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ |
Россия – Родина моя | 6 | 1 |
2. Русские традиции | 5 | 1 |
3. Русский характер – русская душа | 6 | 1 |
Итого: | 17 | 3 |
5. Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Кол-во часов | Виды контроля |
II триместр |
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6ч) |
Преданья старины глубокой (2 ч) |
1 | 29.01 | | Малые жанры фольклора: Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе. | 1 | |
2 | 5.02 | | Русские народные и литературные сказки: «Лиса и медведь» (русская народная сказка). | 1 | |
Города земли русской (2 ч) |
3 | 12.02 | | Москва в произведениях русских писателей: А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…» | 1 | |
4 | 19.02 | | М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…» | 1 | |
III триместр |
Родные просторы (2 ч) |
5 | 5.03 | | Русский лес: И.С. Соколов-Микитов. «Русский лес». А.В.Кольцов. «Лес». | 1 | |
6 | 12.03 | | Проверочная работа по итогам изучения раздела. | 1 | Проверочная работа |
2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (5 ч) |
Праздники русского мира (2 ч) |
7 | 19.03 | | Рождество: Б.Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент). | 1 | |
8 | 26.03 | | В.Д.Берестов. «Перед Рождеством». | 1 | |
Тепло родного дома (3ч) |
9 | 2.04 | | Семейные ценности: И. А. Крылов. «Дерево». | 1 | |
10 | 16.04 | | И. А. Бунин. «Снежный бык». | 1 | |
11 | 23.04 | | Проверочная работа по итогам изучения раздела. | 1 | Проверочная работа |
3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (6 ч) |
Не до ордена – была бы Родина (2 ч) |
12 | 30.04 | | Отечественная война 1812 года: Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь». | 1 | |
13 | 7.05 | | Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок). | 1 | |
О ваших ровесниках (2 ч) |
14 | 14.05 | | Школьные контрольные: К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагменты). | 1 | |
15 | 21.05 | | А.А.Гиваргизов. «Контрольный диктант». | 1 | |
Лишь слову жизнь дана (2ч) |
16 | 28.05 | | Родной язык, родная речь: И. А. Бунин. «Слово». В. Г. Гордейчев. «Родная речь». | 1 | |
17 | 11.06 | | Проверочная работа по итогам изучения раздела | 1 | Проверочная работа |