СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Заборско – Никольская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено на заседании методического объединения учителей предметов гуманитарного цикла»

Руководитель МО

/Сошина М. В./

Протокол № 1

от « 22 » августа 2019 г.

«Согласовано» Заместитель директора по УВР

/Власова Н. А./

«28» августа 2019 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Заборско – Никольская СОШ»

/Трищенкова И. В./


Приказ № 150 - О

от «30» августа 2019 г.








Рабочая программа

по родной литературе (русской)

8 класс

( общеобразовательный)


Учитель Дикая Елена Владимировна











Программа принята к реализации педагогическим советом

Протокол от « 30» августа 2019 г. № 1



2019-2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 8 класса разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г № 273- ФЗ;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

  • Учебным планом МБОУ «Заборско - Никольская СОШ» на 2019-2020 учебный год;

  • Годовым календарным графиком на 2019-2020 учебный год;

  • Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год;

  • Примерной основной образовательной программой основного общего образования/ Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО .М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина. Составитель -Е.С.Савинов. - М.: Просвещение, 2011;

  • Рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9
    классы. - М.: Просвещение, 2011;

  • Авторской программой по литературе для общеобразовательных учреждений. Литература 5-9 классы. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - М.: Просвещение, 2016.


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2018.

2. В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, в.и. Коровин. "Читаем, думаем, спорим..." Дидактические материалы по литературе. 8 класс. - М., 2018.


Основная цель: воспитание уважительного и бережного отношение к родной
литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.


Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать
    произведения родной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным
    ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным
    ее произведениям;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа,
    осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
    сохранение культуры народа;

  • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной
    литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать
    исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя
    в процессе анализа художественного литературного произведения;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
    обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
    функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной
    речи, правилами речевого этикета.


Базисный федеральный учебный (образовательный) план на изучение родной литературы (русской) в 8 классе отводит 1 час в неделю, всего 35 часов.

Учебный план МБОУ «Заборско – Никольская СОШ» предусматривает 35 часов на изучение родной литературы (русской) в 8 классе, из расчёта 1 час в неделю.

Из них 9 часов предусмотрено на уроки развития речи, 2 часа - на проектную деятельность, 1 час - на тестирование.

Планируемые результаты изучения учебного предмета:

Личностные результаты изучения предмета родная литература (русская) являются:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
    уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
    многонационального народа России; осознание своей этнической
    принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
    основ культурного наследия народов России и человечества;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
    другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
    гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
    ценностям народов России;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
    на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
    нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
    собственным поступкам;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
    семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
    русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором
    текста;

  • потребность в самовыражении через слово.
    Средством достижения этих результатов служат тексты художественной
    литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология,
    технология продуктивного чтения.
    Учащийся научится:
    понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского
    народа;
    уважительно относиться к родной литературе;
    оценивать свои и чужие поступки;
    проявлять внимание, желание больше узнать.
    понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных,
    творческих способностей и моральных качеств личности;
    анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства
    окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметными результатами изучения курса родная литература (русская) является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока;
способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,
корректировать свою деятельность под руководством учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
планированию пути достижения цели;
установлению целевых приоритетов;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
учитывать условия выполнения учебной задачи;
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного
чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
овладение навыками смыслового чтения;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя),
представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст –
иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать
информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план,
таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять
сплошной текст);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно,
сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной
литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
строить сообщение в устной форме;
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом
языковом факте;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью; монологической контекстной речью;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем
принимать решения и делать выборы;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной
методической поддержке учителя;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой
ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметные результаты:

сформированность умений:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении
как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста
от научного, делового, публицистического и т.п.;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать
свою точку зрения;

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой
поиска в Интернете.
Устное народное творчество
Учащийся научится:
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
• пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки
художественные средства;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества,
выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.
Древнерусская литература
Учащийся научится:
• характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений
древнерусской литературы;
• характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
• формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Русская литература XIX—XX вв.
Учащийся научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания;
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
• характеризовать нравственную позицию героев;
• формулировать художественную идею произведения;
• формулировать вопросы для размышления;
• участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
• давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах
искусства, аргументировано оценивать их;
• выразительно читать произведения лирики;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,
проект).


Содержание учебного предмета


Введение ( 1ч). Своеобразие курса родной литературы в 8 классе.
Значение художественного произведения в культурном наследии страны

Из устного народного творчества( 4ч). Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской литературы. Роль народных песен ("Как во
городе было во Казани" и "Не шуми, мати зеленая дубравушка" и другие) в произведениях
А.С.Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан» . Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений
А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклор в поэме – это пословицы, сказочные персонажи, загадки).
Древнерусская литература ( 4ч). А.Никитин. «Хождение за три моря» - памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в1468 гг.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Жанр жития.

Литература XVIII века( 3ч). Карамзин Н.М. Повесть « Евгений и Юлия». Произведение «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов

Литература XIX века ( 7ч). А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов персонажей, сочетание в них
реального и символического планов, значение образа Петербурга.

Н.П.Вагнер "Христова детка". Рождественские рассказы. Мотив "божественного дитя".

Поэзия 19 века ( 2ч). А.К. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин". Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.
Теория литературы: лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды

Литература XX века ( 3ч).

А.Т. Аверченко «Специалист». Сатирические и юмористические рассказы писателя. Тонкий юмор и грустный смех писателя.

Проза о Великой Отечественной войне ( 3ч). Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны,
история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости.
Д. Гранин «Блокадная книга». Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни.

Современная литература. Проза о подростках и для подростков последних десятилетий ( 5ч). Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений.
Д.Доцук. Рассказ о писательнице. "Голос"- повесть о том, как побороть страхи. Жизнь
современных подростков в жестоком мире взрослых.
Н. Назаркин «Мандариновые острова» (фрагменты)-повесть о мальчишках, которые едва ли не большую часть своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать, придумывать воображаемые миры.

Защита проектов ( 2ч).

Итоговый урок ( 1ч).








































Календарно - тематическое планирование


№ урока

Наименование раздела, тема урока

Количество часов

Дата

по плану

Дата

факт.

Введение. Значение художественного произведения в культурном наследии страны

1



Из устного народного творчества

4



Фольклорные традиции в русской литературе. Роль народных песен в произведениях А.С. Пушкина «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан»

1



Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений А.С. Пушкина и Н.А.Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо»)

1



РР Подготовка к сочинению на тему

" Народные песни в произведениях русской литературы"

1



РР Сочинение на тему " Народные песни в произведениях русской литературы"

1



Древнерусская литература

4



А.Никитин. «Хождение за три моря» как памятник литературы в форме путевых записей

1



А.Никитин. «Хождение за три моря». Художественное своеобразие произведения

1



Житийная литература. Традиции и новаторство "Жития протопопа Аввакума, им самим написанного"

1



РР Устный ответ на проблемный вопрос по древнерусской литературе

1



Литература XVIII века

3



Н.М. Карамзин. Повесть «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть».

1



Система образов повести Н.М.Карамзина "Евгений и Юлия"

1



РР Письменный ответ на проблемный вопрос по повести Н.М.Карамзина "Евгений и Юлия"

1



Литература XIX века

7



А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения

1



А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Система образов персонажей, сочетание в них реального и символического планов

1



А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Значение образа Петербурга

1



Н.П.Вагнер. Рождественские рассказы

1



Н.П.Вагнер. Мотив "божественного дитя" в рассказе "Христова детка"

1



РР Подготовка к сочинению по литературе XIX века

1



РР Сочинение по литературе XIX века

1



Поэзия 19 века

2



А.К. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин"как исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного

1



А.К. Толстой. "Князь Михайло Репнин"как исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного

1



Литература XX века

3



А.Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя

1



А.Т. Аверченко. «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех писателя

1



РР Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос по рассказу А.Т. Аверченко "Специалист"

1



Проза о Великой Отечественной войне

3



Л.Кассиль. "Дорогие мои мальчишки» (главы). Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны

1



Л.Кассиль. "Дорогие мои мальчишки» - история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости

1



Д. Гранин «Блокадная книга». Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни

1



Современная литература. Проза о подростках и для подростков последних десятилетий

5



Д.Доцук. Рассказ о писательнице. Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений Д.Доцук

1



Д.Доцук. "Голос"- повесть о том, как побороть страхи. Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых

1



Н. Назаркин «Мандариновые острова» (фрагменты)-повесть о мальчишках, которые едва ли не большую часть своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать, придумывать воображаемые миры

1



РР Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос по произведениям современной литературы

1



РР Письменный ответ на проблемный вопрос по произведениям современной литературы

1



Защита проектов

1



Защита проектов

1



Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития. Тестирование по изученным произведениям

1















































Лист регистрации изменений к рабочей программе


по родной литературе (русской), 8 класс, 2019 – 2020 учебный год


Учитель Дикая Елена Владимировна


№ п/п


Дата изменения

Причины изменения

Суть изменения

Корректирующие действия