Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Заборско – Никольская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено на заседании методического объединения учителей предметов гуманитарного цикла» Руководитель МО /Сошина М. В./ Протокол № 1 от « 22 » августа 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР /Власова Н. А./ «28» августа 2019 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Заборско – Никольская СОШ» /Трищенкова И. В./ Приказ № 150 - О от «30» августа 2019 г. |
Рабочая программа
по родной литературе (русской)
8 класс
( общеобразовательный)
Учитель Дикая Елена Владимировна
Программа принята к реализации педагогическим советом
Протокол от « 30» августа 2019 г. № 1
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 8 класса разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г № 273- ФЗ;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
Учебным планом МБОУ «Заборско - Никольская СОШ» на 2019-2020 учебный год;
Годовым календарным графиком на 2019-2020 учебный год;
Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год;
Примерной основной образовательной программой основного общего образования/ Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО .М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина. Составитель -Е.С.Савинов. - М.: Просвещение, 2011;
Рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9
классы. - М.: Просвещение, 2011;
Авторской программой по литературе для общеобразовательных учреждений. Литература 5-9 классы. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - М.: Просвещение, 2016.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2018.
2. В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, в.и. Коровин. "Читаем, думаем, спорим..." Дидактические материалы по литературе. 8 класс. - М., 2018.
Основная цель: воспитание уважительного и бережного отношение к родной
литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать
произведения родной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным
ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным
ее произведениям;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа,
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение культуры народа;
формирование умения актуализировать в художественных текстах родной
литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать
исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя
в процессе анализа художественного литературного произведения;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной
речи, правилами речевого этикета.
Базисный федеральный учебный (образовательный) план на изучение родной литературы (русской) в 8 классе отводит 1 час в неделю, всего 35 часов.
Учебный план МБОУ «Заборско – Никольская СОШ» предусматривает 35 часов на изучение родной литературы (русской) в 8 классе, из расчёта 1 час в неделю.
Из них 9 часов предусмотрено на уроки развития речи, 2 часа - на проектную деятельность, 1 час - на тестирование.
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Личностные результаты изучения предмета родная литература (русская) являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором
текста;
потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной
литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология,
технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского
народа;
уважительно относиться к родной литературе;
оценивать свои и чужие поступки;
проявлять внимание, желание больше узнать.
понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства
окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная литература (русская) является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока;
способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,
корректировать свою деятельность под руководством учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
планированию пути достижения цели;
установлению целевых приоритетов;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
учитывать условия выполнения учебной задачи;
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного
чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
овладение навыками смыслового чтения;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя),
представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст –
иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать
информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план,
таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять
сплошной текст);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно,
сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной
литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
строить сообщение в устной форме;
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом
языковом факте;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью; монологической контекстной речью;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем
принимать решения и делать выборы;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной
методической поддержке учителя;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой
ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметные результаты:
сформированность умений:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении
как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста
от научного, делового, публицистического и т.п.;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать
свою точку зрения;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой
поиска в Интернете.
Устное народное творчество
Учащийся научится:
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
• пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки
художественные средства;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества,
выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.
Древнерусская литература
Учащийся научится:
• характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений
древнерусской литературы;
• характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
• формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Русская литература XIX—XX вв.
Учащийся научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания;
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
• характеризовать нравственную позицию героев;
• формулировать художественную идею произведения;
• формулировать вопросы для размышления;
• участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
• давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах
искусства, аргументировано оценивать их;
• выразительно читать произведения лирики;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,
проект).
Содержание учебного предмета
Введение ( 1ч). Своеобразие курса родной литературы в 8 классе.
Значение художественного произведения в культурном наследии страны
Из устного народного творчества( 4ч). Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской литературы. Роль народных песен ("Как во
городе было во Казани" и "Не шуми, мати зеленая дубравушка" и другие) в произведениях
А.С.Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан» . Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений
А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклор в поэме – это пословицы, сказочные персонажи, загадки).
Древнерусская литература ( 4ч). А.Никитин. «Хождение за три моря» - памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в1468 гг.
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Жанр жития.
Литература XVIII века( 3ч). Карамзин Н.М. Повесть « Евгений и Юлия». Произведение «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов
Литература XIX века ( 7ч). А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов персонажей, сочетание в них
реального и символического планов, значение образа Петербурга.
Н.П.Вагнер "Христова детка". Рождественские рассказы. Мотив "божественного дитя".
Поэзия 19 века ( 2ч). А.К. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин". Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.
Теория литературы: лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды
Литература XX века ( 3ч).
А.Т. Аверченко «Специалист». Сатирические и юмористические рассказы писателя. Тонкий юмор и грустный смех писателя.
Проза о Великой Отечественной войне ( 3ч). Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны,
история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости.
Д. Гранин «Блокадная книга». Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни.
Современная литература. Проза о подростках и для подростков последних десятилетий ( 5ч). Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений.
Д.Доцук. Рассказ о писательнице. "Голос"- повесть о том, как побороть страхи. Жизнь
современных подростков в жестоком мире взрослых.
Н. Назаркин «Мандариновые острова» (фрагменты)-повесть о мальчишках, которые едва ли не большую часть своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать, придумывать воображаемые миры.
Защита проектов ( 2ч).
Итоговый урок ( 1ч).
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела, тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата факт. |
| Введение. Значение художественного произведения в культурном наследии страны | 1 | | |
Из устного народного творчества | 4 | | |
| Фольклорные традиции в русской литературе. Роль народных песен в произведениях А.С. Пушкина «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан» | 1 | | |
| Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений А.С. Пушкина и Н.А.Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо») | 1 | | |
| РР Подготовка к сочинению на тему " Народные песни в произведениях русской литературы" | 1 | | |
| РР Сочинение на тему " Народные песни в произведениях русской литературы" | 1 | | |
Древнерусская литература | 4 | | |
| А.Никитин. «Хождение за три моря» как памятник литературы в форме путевых записей | 1 | | |
| А.Никитин. «Хождение за три моря». Художественное своеобразие произведения | 1 | | |
| Житийная литература. Традиции и новаторство "Жития протопопа Аввакума, им самим написанного" | 1 | | |
| РР Устный ответ на проблемный вопрос по древнерусской литературе | 1 | | |
Литература XVIII века | 3 | | |
| Н.М. Карамзин. Повесть «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». | 1 | | |
| Система образов повести Н.М.Карамзина "Евгений и Юлия" | 1 | | |
| РР Письменный ответ на проблемный вопрос по повести Н.М.Карамзина "Евгений и Юлия" | 1 | | |
Литература XIX века | 7 | | |
| А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения | 1 | | |
| А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Система образов персонажей, сочетание в них реального и символического планов | 1 | | |
| А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Значение образа Петербурга | 1 | | |
| Н.П.Вагнер. Рождественские рассказы | 1 | | |
| Н.П.Вагнер. Мотив "божественного дитя" в рассказе "Христова детка" | 1 | | |
| РР Подготовка к сочинению по литературе XIX века | 1 | | |
| РР Сочинение по литературе XIX века | 1 | | |
Поэзия 19 века | 2 | | |
| А.К. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин"как исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного | 1 | | |
| А.К. Толстой. "Князь Михайло Репнин"как исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного | 1 | | |
Литература XX века | 3 | | |
| А.Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя | 1 | | |
| А.Т. Аверченко. «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех писателя | 1 | | |
| РР Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос по рассказу А.Т. Аверченко "Специалист" | 1 | | |
Проза о Великой Отечественной войне | 3 | | |
| Л.Кассиль. "Дорогие мои мальчишки» (главы). Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны | 1 | | |
| Л.Кассиль. "Дорогие мои мальчишки» - история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости | 1 | | |
| Д. Гранин «Блокадная книга». Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни | 1 | | |
Современная литература. Проза о подростках и для подростков последних десятилетий | 5 | | |
| Д.Доцук. Рассказ о писательнице. Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений Д.Доцук | 1 | | |
| Д.Доцук. "Голос"- повесть о том, как побороть страхи. Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых | 1 | | |
| Н. Назаркин «Мандариновые острова» (фрагменты)-повесть о мальчишках, которые едва ли не большую часть своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать, придумывать воображаемые миры | 1 | | |
| РР Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос по произведениям современной литературы | 1 | | |
| РР Письменный ответ на проблемный вопрос по произведениям современной литературы | 1 | | |
| Защита проектов | 1 | | |
| Защита проектов | 1 | | |
| Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития. Тестирование по изученным произведениям | 1 | | |
Лист регистрации изменений к рабочей программе
по родной литературе (русской), 8 класс, 2019 – 2020 учебный год
Учитель Дикая Елена Владимировна
№ п/п | Дата изменения | Причины изменения | Суть изменения | Корректирующие действия |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |