СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родной литературе 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе 8 класс»


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА КУРСА


Личностные результаты:

- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;

- осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства;

- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.


Метапредметные результаты:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


Предметные результаты:

- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


Предметные результаты обучения

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX в. Русская литература XX- XXI вв. Литература писателей и поэтов Симбирского края.

Ученик научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

-адекватно понимать художественный текст и давать его смысловойанализ;

-интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций,

отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;

- выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; - работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения,адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами

других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературысамостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА КУРСА


Введение


Своеобразие курса родной литературы в 8 классе. Русская литература и история.


Из древнерусской литературы

А.Никитин .

« Хождение за три моря». Памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествие в индийское государство Бахмани в 1468-1474 гг.


Из литературы XIX в.

А.С.Пушкин.

« Пиковая дама». Нравственная проблематика повести. Соотношение духовных и материальных ценностей. Характер Германа, его жизненная философия.

Л.А. Чарская

Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.

Л.Н.Толстой.

«Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).


Из литературы XX в.

А.И.Куприн.

«Изумруд». Трогательная история, рассказанная от лица беззащитного животного, доверчиво относившегося к людям. Мир, полный несправедливости, алчности и человеческой жестокости.

М.А.Булгаков.

« Стальное горло». Нравственные ценности в рассказе. Победа над собой во имя другого человека.

Р/Р.Сочинение по творчеству писателей XIX- XX вв.


Из литературы XX- XXI вв.

Л. Пантелеев.

"Главный инженер". Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы.

Е.А. Пермяк.

"Ужасный почерк". Жизненная позиция героя рассказа.

Ю.Я.Яковлев

"Рыцарь Вася". Благородство как следование внутренним нравственным идеалам Л.Романова

Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в современном мире.

Е.В. Карпов.

«Меня зовут Иваном». Духовное падение главного героя рассказа.


Творчество писателей и поэтов Симбирского края

Д.П. Ознобишин.

Поэтическая летопись Симбирска в стихотворениях поэта. Своеобразие лирического голоса автора. Особенности художественной манеры: сказочные интонации (стихотворение «Городок»), торжественность языка (стихотворение «Памятник Карамзину»), проникновенность чувств (стихотворение «Симбирску»).


Н.М.Карамзин.

Быт и нравы симбирских дворян в романе «Рыцарь нашего времени». Приёмы обрисовки «нравственного характера» нового поколения передовых людей начала 19 века – благородного романтика, общественного деятеля, человека глубоких и твёрдых убеждений. Сочетание сентиментального и романтического в произведении. Неоконченность романа как художественный приём.

Д.В. Григорович.

Жизненная основа произведения «Деревня». Сюжет повести (рассказа) – круговорот бесправной женской доли. Особенности композиции: народно-песенные эпиграфы, двойной контраст (Акулина – мучители-крестьяне – крестьяне – мучитель барин); пейзаж. Григорович – мастер концовки. Языковые средства создания деревенского колорита.

А.С. Неверов.

Страшные картины поволжской голодной эпохи в рассказе «Весёлые ребята». Гуманизм и оптимизм автора. Самобытность языка.


Учебно-тематический план


Название темы

Кол-во часов

1

Введение.

1ч.

2

Из древнерусской литературы

1 ч.

3

Из литературы XIX в.

3 ч.

4

Из литературы XX в.

3 ч.

5

Из литературы XX- XXI вв.

5 ч.

6

Творчество писателей и поэтов Симбирского края

4 ч.


Итого

17 ч





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема

Кол-во часов

Дата планир.

Дата фактич.

Примечание

Введение 1 ч.

1

Введение. Русская литература и история.

1




Из древнерусской литературы 1 ч.

2

А.Никитин . «Хождение за три моря» как памятник литературы в форме путевых записей

1




Из литературы XIX в. 3 ч.

3

А.С.Пушкин.«Пиковая дама»: нравственная проблематика повести.

1




4

Л.А. Чарская «Тайна»: тема равнодушия и непонимания в рассказе

1




5

Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни.

1




Из литературы XX в. 3 ч.

6

А.И.Куприн. «Изумруд»: трогательная история, рассказанная от лица беззащитного животного.

1




7

М.А.Булгаков « Стальное горло»: победа над собой во имя другого человека.

1




8

Р/Р.Сочинение по творчеству писателей XIX- XX вв.

1




Из литературы XX- XXI вв. 5 ч.

9

Л. Пантелеев. «Главный инженер»: жажда личного подвига во имя победы.

1




10

Е.А. Пермяк. «Ужасный почерк»: жизненная позиция героя рассказа

1




11

Ю.Я.Яковлев.«Рыцарь Вася»: благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

1




12

Л.Романова. «Мы приговариваем тебя к смерти»: одиночество подростков в современном мире.

1




13

Е.В.Карпов « Меня зовут Иваном»: духовное падение главного героя

1




Творчество писателей и поэтов Симбирского края 4 ч.

14

Поэтическая летопись Симбирска в стихотворениях Д.П. Ознобишина

1




15

Н.М. Карамзин. «Рыцарь нашего времени»: быт и нравы симбирских дворян

1




16

Д.В. Григорович. «Деревня»: круговорот бесправной женской доли

1




17

А.С. Неверов. Рассказ «Весёлые ребята»: страшные картины поволжской голодной эпохи.

1







8