![]()

1. Пояснительная записка
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования /Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г.№253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38, от 21.04.2016 N 459 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 31 марта 2014 № 253"/
4. Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
5. Программы общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2011 г.
6. Учебного плана МБОУ «Павловская основная школа» на 2018- 2019 учебный год.
7. Календарным учебным графиком МБОУ «Павловская основная школа» на 2018 - 2019 учебный год
8. Основной образовательной программы школы.
2. Используемый УМК
- В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. - М.:Просвещение,2011.
- В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе.- М.: Просвещение, 2010.
- В.Я.Коровина, И.С.Збарский. Литература. 9 класс. Методические советы. – М.: Просвещение, 2012.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. Универсальное пособие. М.: Вако, 2011.
- О.А.Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. 9 класс. – М.: Экзамен, 2014.
- Литература 9 класс. Поурочные планы. Автор-составитель С.Б.Шадрина. –
Волгоград.: Учитель, 2012.
- Н.Н.Оглоблина. Тесты по литературе. 5-11 классы. М.- АСТ, 2014.
- Э.Л.Безносов. Раздаточный материал по литературе 8 – 11 класс.- М.: Дрофа, 2013.
- Е.Л.Демиденко. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-9 класс. – М.: Дрофа, 2012.
- В.А.Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-9 класс. – М.: Дрофа, 2011.
- Смоленский край в литературе и фольклоре. Учебное пособие по литературному краеведению. Под общей редакцией проф. В.В. Ильина.-Смоленск: Траст – Имаком, 1995
3.Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
- овладение навыками литературных игр;- формирование собственного мнения;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Метапредметные результаты
- овладение техникой составления плана;
- овладение различными типами пересказа;
- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
- умение формулировать доказательные выводы;
- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками
информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источникамиинформации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы,формирование эстетическоговкуса.
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
Предметные результаты
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный
пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного
или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, изобразительно - выразительных средств
языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе лит-ого
произведения;
- формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературы произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному
или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа,
вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на
литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-
выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
4.Планируемые результаты освоения учебного курса
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественнойлитературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
5. Содержание программы
Введение. Русская литература и русская история 19 века (5ч.)
Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века.
Общие особенности русской литературы XIX века. Литературные общества и кружки начала XIX века. Особенности литературы начала XIX века: расцвет романтизма. Особенности литературы начала XIX века: расцвет реализма.
А.С. Пушкин (7ч.)
Особенности художественного метода А. Пушкина. Обобщённый образ лирического героя А. Пушкина. Слово в поэтическом произведении А. Пушкина. Особенности поэтического синтаксиса произведений А. Пушкина. Философская составляющая поэзии А. Пушкина. Р.Р.№1. Анализ стихотворения А. Пушкина. Влияние А.С.Пушкина на русскую национальную культуру.
М.Ю. Лермонтов (6ч.)
Особенности художественного метода М. Лермонтова. Обобщённый образ лирического героя М. Лермонтова. Слово в поэтическом произведении М. Лермонтова. Философская составляющая поэзии М. Лермонтова. Особенности поэтического синтаксиса произведений М. Лермонтова. Р.Р.№2. Анализ стихотворения М. Лермонтова.
Н. В. Гоголь (3ч.)
Особенности художественного метода Н. Гоголя. Особенности языковой организации художественной прозы Н. Гоголя. Р.Р.№3. Н. Гоголь. Анализ прозаического текста.
Ф. Тютчев(5 ч.)
Обобщённый образ лирического героя Ф. Тютчева. Слово в поэтическом произведении Ф. Тютчева. Особенности поэтического синтаксиса произведений Ф. Тютчева. Философская составляющая поэзии Ф. Тютчева. Р.Р.№4. Анализ стихотворения Ф. Тютчева.
А. Фет (4 ч.)
Обобщённый образ лирического героя А. Фета. Слово в поэтическом произведении А.Фета. Особенности поэтического синтаксиса произведений А.Фета. Философская составляющая поэзии А. Фета. Р.Р.№5 Анализ стихотворения А. Фета.
Промежуточная аттестация (1ч.)
Развитие темы «маленького человека» в русской литературе (1 ч.)
Развитие темы «маленького человека» в русской литературе (Н. Карамзин, А. Пушкин, Н. Гоголь, Ф. Достоевский)
Проблема человека и общества в русской литературе XIX века (1 ч.)
6.Тематическое планирование
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | Уроки развития речи |
1 | Русская литература и русская история 19 века | 5 | |
2 | А. С. Пушкин | 7 | 1 |
3 | М. Ю. Лермонтов | 6 | 1 |
4 | Н. В. Гоголь | 3 | 1 |
6 | Ф. Тютчев | 5 | 1 |
7 | А. Фет | 4 | 1 |
8 | Промежуточная аттестация | 1 | |
6 | Развитие темы «маленького человека» в русской литературе | 1 | |
7 | Проблема человека и общества в русской литературе XIX века. | 1 | |
| Всего: | 33 | 5 |
Часов в неделю - 1, в год – 33 ч.
Уроков развития речи – 5
7.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата/ план | Дата/ факт | Тема урока | Примеча ние |
Русская литература и русская история 19 века-5 ч |
1 | 06.09. | | Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. | |
2 | 13.09. | | Общие особенности русской литературы XIX века. | |
3 | 20.09. | | Литературные общества и кружки начала XIX века. | |
4 | 27.09. | | Особенности литературы начала XIX века: расцвет романтизма. | |
5 | 04.10. | | Особенности литературы начала XIX века: расцвет реализма. | |
А. С. Пушкин-7 ч. |
6 | 11.10. | | Особенности художественного метода А. Пушкина. | |
7 | 18.10. | | Обобщённый образ лирического героя А. Пушкина | |
8 | 25.10. | | Слово в поэтическом произведении А. Пушкина. | |
9 | 01.11. | | Особенности поэтического синтаксиса произведений А. Пушкина. | |
10 | 15.11. | | Философская составляющая поэзии А. Пушкина. | |
11 | 22.11. | | Р.Р.№1. Анализ стихотворения А. Пушкина | |
12 | 29.11. | | Влияние А.С.Пушкина на русскую национальную культуру. | |
М. Ю. Лермонтов- 6 ч. |
13 | 06.12. | | Особенности художественного метода М. Лермонтова. | |
14 | 13.12. | | Обобщённый образ лирического героя М. Лермонтова. | |
15 | 20.12. | | Слово в поэтическом произведении М. Лермонтова. | |
16 | 27.12. | | Философская составляющая поэзии М. Лермонтова. | |
17 | 16.01. | | Особенности поэтического синтаксиса произведений М. Лермонтова. | |
18 | 23.01. | | Р.Р.№2. Анализ стихотворения М. Лермонтова. | |
Н. В. Гоголь-3 ч. |
19 | 30.01. | | Особенности художественного метода Н. Гоголя. | |
20 | 06.02. | | Особенности языковой организации художественной прозы Н. Гоголя. | |
21 | 13.02. | | Р.Р.№3. Н. В.Гоголь. Анализ прозаического текста. | |
Ф. Тютчев-5 ч. |
22 | 20.02. | | Обобщённый образ лирического героя Ф. Тютчева. | |
23 | 27.02. | | Слово в поэтическом произведении Ф. Тютчева. | |
24 | 06.03. | | Особенности поэтического синтаксиса произведений Ф. Тютчева. | |
25 | 13.03. | | Философская составляющая поэзии Ф. Тютчева. | |
26 | 20.03. | | Р.Р.№4. Анализ стихотворения Ф. Тютчева. | |
А. Фет- 5 ч. |
27 | 03.04. | | Обобщённый образ лирического героя А. Фета. | |
28 | 10.04. | | Слово в поэтическом произведении А.Фета. | |
29 | 17.04. | | Особенности поэтического синтаксиса произведений А.Фета. | |
30 | 24.04. | | Р.Р.№5 Анализ стихотворения А. Фета | |
31 | 08.05. | | Промежуточная аттестация. | |
Развитие темы «маленького человека» в русской литературе-1 ч |
32 | 15.05. | | Развитие темы «маленького человека» в русской литературе( Н. Карамзин, А. Пушкин, Н. Гоголь, Ф. Достоевский) | |
Проблема человека и общества в русской литературе XIX века-1 ч. |
33 | 22.05. | | Проблема человека и общества в русской литературе XIX века | |