СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП по родной литературе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе 9 класс»







Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета

родная литература (русская).

Предметные результаты изучения родной литературы (русской) отражают:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям родной (русской) литературы, в том числе краеведческой;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • написание творческих работ на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, создание проектов;

в эстетической сфере

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

  • эстетическое восприятие произведений литературы;

  • формирование эстетического вкуса.


Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечить:

- воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  • -формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  • -обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
    -получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.


Планируемые метапредметные результаты изучения учебного предмета

«Родная (русская) литература»

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и

отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Регулятивные УУД

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

Познавательные УУД

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью;

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • обосновывать главную идею текста;

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;


Коммуникативные УУД

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.


Личностные:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

  • воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры русского народа, курского края, основ культурного наследия;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование потребности в систематическом чтении; установления поля читательских ассоциаций, отбор произведений для чтения;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации: словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов; применение ИКТ-технологий;

  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной учебной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.


Содержание учебного предмета


Введение. Значение художественного произведения как культурного наследия страны. С. Наровчатов. «Необычайное литературоведение». Глава «Литературный процесс». Д.С. Лихачев. «Заметки о русском». Национальная специфика русских слов-понятий «воля», «подвиг», «доброта», «блаженный», «святой». История русской культуры и литературы, связь с христианством и общественной жизнью народа.

Древнерусская литература. Фольклорные традиции в древнерусской литературе. «Слово о полку Игореве». Воинская лексика и фразеология в произведении. Сопоставление разных переводов плача Ярославны.

Литература 18 века. Формирование классицизма как литературного направления.

Гражданский пафос и его словесное оформление в произведениях Г.Р. Державина, М.В. Ломоносова. Н.М. Карамзин. «История государства Российского» (фрагменты). «Введение», «Великий Ярослав». Социально-общественная значимость произведения Н.М. Карамзина.

Литература 19 века. Персонажи комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в структуре эпохи А.С. писателя и современности. Использование в комедии синтаксических средств, повышающих выразительность речи героев. В.А. Жуковский. Национальные черты в образах героев баллады В.А. Жуковского «Двенадцать спящих дев». Поэты пушкинской поры (обзор). К. Н. Батюшков «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». Е.А. Баратынский. «Разуверение», «Приманкой ласковых речей...», А. А. Дельвиг «Элегия». Особенности романтизма в стихотворениях поэтов. А.С. Пушкин. Полемика А.С. Пушкина со своими друзьями и современниками о мирской власти. «Молитва русских», «Свободы сеятель пустынный», «Друзьям» («Нет, я не льстец, когда царю…»). Раскрытие психологических понятий, нашедших отражение в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: индивидуализм, эгоизм, честь, честолюбие, идеал, цель жизни. Д.С. Лихачев о совести и чести в заметках «Мелочи поведения». Использование творческого наследия Пушкина русскими композиторами. Образ А.С. Пушкина и его произведения в изобразительном искусстве. М.Ю. Лермонтов Сравнительная характеристика стихотворений «Памятник» А.С. Пушкина и «Поэт» М.Ю. Лермонтова. Средства передачи психологического состояния Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». Анализ лирических отступлений в произведении. Образ автора в поэме. «Выбранные места из переписки с друзьями». «Нужно любить Россию» (гл. 19, 20). Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. Особенности поэтических стилей. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Литературный портрет Л.Н. Толстого. Очерк М. Горького «Лев Толстой» (отрывки). Л. Толстой и Ясная Поляна. А.П. Чехов. Общественная деятельность писателя. Тема нравственных ценностей в рассказе «Попрыгунья».

Литература 20 века. Серебряный век русской поэзии. Поэтика стихотворений А. Блока, А. Ахматовой, С. Есенина. В. Маяковский. Жизнь слова в стихотворениях поэта. М.А. Булгаков. «Собачье сердце». Новый человек в произведении писателя. Повесть Булгакова как роман-предостережение. Р.И. Рождественский. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…». А.Т. Твардовский. «Василий Теркин».Типичное и индивидуальное в образе главного героя. Великая Отечественная война в литературе 40-х годов. В.П. Астафьев. «Царь–рыба». Образ главного героя: положительный или отрицательный персонаж. Нравственные уроки доброты Д.С. Лихачёва в «Письмах о добром и прекрасном». Чтение вслух миниатюр «В чём смысл жизни», «Космический Эрмитаж». В.Г. Распутин. «Деньги для Марии». Смысл открытого финала произведения. Поэзия времен «оттепели» и авторская песня.

Место предмета в учебном плане.

На изучение учебного предмета родная литература (русская) отводится в 9 классе 17 часов в 3 и 4 четверти, из обязательной части Учебного плана МКОУ «ООШ № 9».


Наименование разделов учебной программы

п/п

Название

разделов

Характеристика основных видов

деятельности

1

Введение

Планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий).

Давать обоснованные ответы на вопросы учителя и одноклассников.

2

Древнерусская литература

Овладение техникой планирования учебной деятельности.

Создавать тексты в устной и письменной форме по заданному началу

3

Литература 18 века

Овладение приёмами отбора и систематизации изучаемого материала.

Согласовывать свои действия с действиями партнёров при чтении произведений.

4

Литература 19 века

Овладение различными типами пересказа.

Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректировать свою речь и речь одноклассников.

5

Литература 20 века

Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планировать результаты своей деятельности.

Совершенствование навыков изучающего чтения; определение темы текста и составление плана текста.


Контроль знаний

Период обучения

урока

Вид контроля

Форма контроля

Тема

4 четверть

17

итоговый

Итоговое сочинение

(на предложенную тему)



Проектная деятельность.

  1. Вечерний пейзаж Афанасия Фета и Василия Жуковского - погружение в гармонию и совершенство природы, определение собственного "Я".

  2. Влияние нецензурной и обсценной лексики на человека.

  3. Дневник Татьяны Лариной (отразите все чувства и переживания).

  4. Жизнь замечательных людей" (жизнь и творчество Ф.И. Тютчева).

  5. Испытание героев дуэлью (по произведениям русской литературы).

  6. Создание иллюстрированного путеводителя по произведению («Евгений Онегин»). 

  7. Создание иллюстрированного электронного альбома стихов поэтов.

  8. Создание словаря реалий крестьянского быта.


Место предмета в учебном плане.

На изучение учебного предмета русская родная литература отводится в 9 классе 17 часов, из обязательной части Учебного плана МКОУ «ООШ № 9».

По календарному учебному графику на 2020 – 2021 учебный год и согласно расписанию учебных занятий в 9 а – 17 ч, 9 б – 17 ч

План: График 9 а График 9 б

1 четверть – 4 ч 1 четверть – 4 ч 1 четверть – 4 ч

2 четверть – 4 ч 2 четверть – 3 ч 2 четверть – 5 ч

3 четверть – 5 ч 3 четверть – 5 ч 3 четверть – 5 ч

4 четверть – 4 ч 4 четверть – 5 ч 4 четверть – 4 ч

ИТОГО: 17 ч 17 ч 18 ч


Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Дата (план)

9а 9б

Дата (факт)

9а 9б

1.

Введение.

Значение художественного произведения как культурного наследия страны. С. Наровчатов. «Необычайное литературоведение». Глава «Литературный процесс». Д.С. Лихачев. «Заметки о русском». Национальная специфика русских слов-понятий «воля», «подвиг», «доброта», «блаженный», «святой»

2/9 1/9


2

Древнерусская литература.

Фольклорные традиции в древнерусской литературе. «Слово о полку Игореве». Воинская лексика и фразеология в произведении. Сопоставление разных переводов плача Ярославны

16/9 15/9


3

Русская литература 18 века.

Формирование классицизма как литературного направления. Гражданский пафос и его словесное оформление в произведениях Г.Р. Державина, М.В. Ломоносова. Н.М. Карамзин. «История государства Российского» (фрагменты). «Введение», «Великий Ярослав». Социально-общественная значимость произведения Н.М. Карамзина

30/9 29/9


4

Русская литература 19 века.

Персонажи комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в структуре эпохи А.С. писателя и современности

14/10 13/10


5

В.А. Жуковский. Национальные черты в образах героев баллады В.А. Жуковского «Двенадцать спящих дев»

18/11 3/11


6

Проверочная работа «Связь идейного содержания и поэтики в произведениях художественной литературы XVII–XIX века

2/12 17/11


7

А. Бестужев-Марлинский. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа

16/12 1/12


8

Полемика А.С. Пушкина с друзьями и современниками о мирской власти. «Молитва русских», «Свободы сеятель пустынный», «Друзьям» («Нет, я нельстец, когда царю…»)

13/1 15/12


9

Раскрытие психологических и жизненных понятий, нашедших отражение в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: индивидуализма, эгоизма, чести, честолюбия, идеала, цели жизни. Д.С. Лихачев о совести и чести в заметках «Мелочи поведения». Использование творческого наследия Пушкина русскими композиторами. Образ А.С. Пушкина и героев его произведения в изобразительном искусстве.

27/1 29/12


10

Средства передачи психологического состояния Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

10/2 19/1


11

Н.В. Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями». «Нужно любить Россию» (гл. 19, 20)

24/2 2/2


12

Особенности поэтического стиля в стихотворениях Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

10/3 16/2


13

Литература XX века.

Серебряный век русской поэзии. Поэтика стихотворений А. Блока, А. Ахматовой, С. Есенина. В. Маяковский. Жизнь слова в стихотворениях В. Маяковского

31/3 2/3


14

Р.И. Рождественский. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…». Типичное и индивидуальное в образе бойца Василия Теркина из поэмы А.Т. Твардовского

14/4 16/3


15

Великая Отечественная война в литературе 40-х годов

28/4 13/4


16

Нравственные уроки доброты Д. С. Лихачёва в «Письмах о добром и прекрасном». Чтение вслух миниатюр «В чём смысл жизни, «Космический Эрмитаж».

Обсуждение проблемной темы «В чем смысл жизни?»

12/5 27/4

11/5


17

Итоговое сочинение

26/5 25/5




Предметные результаты освоения пятого года обучения учебного предмета «Родная литература (русская)» должны отражать сформированность умений:


- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;

-выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Нормы оценки знаний и умений по родной литературе

В практике школы оценка знаний и умений по литературе осуществляется на основании как устного, так и письменного контроля (ответ на вопрос, сочинение, реферат).

Оценивание устных ответов.

«5» Ответы, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения.

Умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9 – 11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

«4» Ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений ; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

«3» Ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно – художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

«2» Ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико– литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценивание сочинений по литературе

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме/

2. Фактические ошибки отсутствуют/

3. Содержание излагается последовательно/

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления/

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста/

Допускается недочеты: в содержании – 1, речевые 1-2, грамматическая ошибка –1

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)/

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли.

4. Лексический и грамматический строй достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Допускается недочеты: в содержании – не более 2, речевые – не более 3, грамматические ошибки –2.

«3»

1. В работе в допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

Допускается недочеты: в содержании – не более 4, речевые – не более 5, грамматические ошибки –4.


«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления, нарушено стилевое единство текста.

Допускается недочеты: в содержании – не более 6, речевые – не более 7, грамматические ошибки –7.


Примечание:

1. При оценке сочинения учитываются:

  • самостоятельность, оригинальность замысла;

  • уровень композиционного и речевого оформления.

2. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку на 1 балл.

3. При объеме сочинения в 1,5- 2 раза большем указанного в настоящих нормах следует исходить из нормативов, увеличенных для «4» - на 1, для «3» - на две единицы. При выставлении отметки «5» объем не учитывается.

4. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

5. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку).


Результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


12