Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Козловская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» На заседании МО учителей русского языка, литературы и иностранного языка Протокол №________от «____»_____________20___г. Руководитель МО _____________ Ряховская М.Б. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________ Путинцева Е.П «_____»____________20____г. | «Утверждаю» Приказ №_____ от «_____» _________20___г. Директор школы ____________ Щербатых А.И. |
Рабочая программа учебного предмета
«Родная литература»
для 8 класса
Составил: учитель русского языка и литературы
Попова Татьяна Ивановна
2020 – 2021 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Своеобразие родной литературы
Ученик научится:
уважительно относиться к родной литературе;
понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа,
развивать чувство прекрасного;
оценивать свои и чужие поступки;
проявлять внимание, желание больше узнать;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения.
Ученик получит возможность научиться:
понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
выразительно читать произведения лирики;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Русский фольклор
Ученик научится:
выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для
развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
пересказывать сказку, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;
учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики.
Ученик получит возможность научиться:
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Древнерусская литература
Ученик научится:
характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы;
строить сообщение в устной форме;
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос.
Ученик получит возможность научиться:
воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
выразительно читать произведения лирики;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Литература XVIII века
Ученик научится:
понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
овладение навыками смыслового чтения;
извлекать информацию, представленную в разных формах.
Ученик получит возможность научиться:
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Литература XIX века
Ученик научится:
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
характеризовать нравственную позицию героев.
Ученик получит возможность научиться:
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
выразительно читать произведения лирики;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Литература XX века
Ученик научится:
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению,
аргументировать свою точку зрения.
Ученик получит возможность научиться:
давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
выразительно читать произведения лирики;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Своеобразие родной литературы.
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа.
Родная литература как способ познания жизни.
Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении. Образ рассказчика в литературном произведении.
Слово как средство создания образа.
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Прогноз развития литературных традиций в XXI веке.
Русский фольклор
Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке.
Фольклорные традиции в русской литературе
Древнерусская литература
Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции
древнерусской литературы .Традиции и особенности духовной литературы
Образное отражение жизни в древнерусской литературе.
«Русская земля»
Литература XVIII века
Новиков Н.И. « Детское чтение для сердца и разума» ( фрагменты по выбору)
Литература XIX века
Традиции литературы XIX века.
Басни. Толстой Л.Н. « Два товарища», « Лгун»
Литературные сказки. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно – художественный смысл.
Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя.
Творчество поэтов и писателей XIX века.
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.
Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка».
Литература XX века
Традиции литературы XX века.
Литературные сказки. Сказы.
Произведения П. Бажова, С.Я. Маршака, Б. Щергина (по выбору учителя).
Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей, тимуровское движение.
Пришвин М.М. Мир природы и мир человека.
«Предательская колбаса», «Таинственный ящик», «Лесная капель».
Стихи о прекрасном и неведомом.
В. Берестов «Почему –то в детстве…»,Д.Самойлов »Сказка»
Обобщающее занятие
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Название темы | Количество часов |
Своеобразие родной литературы | 1 |
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально – культурная ценность народа. | 1 |
Русский фольклор | 1 |
Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов. | 1 |
Древнерусская литература | 1 |
Традиции и особенности духовной литературы. «Русская земля». | 1 |
Литература XVIII века | 1 |
Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору). | 1 |
Литература XIX века | 6 |
Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Два товарища», «Лгун». Изображение пороков, недостатков, хитрости, ума и глупости. Мораль басен. | 1 |
Литературные сказки. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно – художественный смысл. | 1 |
Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц. | 1 |
Родная природа в стихах поэтов XIX века. Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя. | 1 |
Творчество поэтов и писателей XIX века. Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя. | 1 |
Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка». | 1 |
Литература XX века | 7.5 |
Литературные сказки. Сказы. Произведения П. Бажова, С.Я. Маршака, Б. Щергина (по выбору учителя). | 2 |
Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей, тимуровское движение. | 2 |
Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Предательская колбаса», «Таинственный ящик», «Лесная капель». | 2 |
Стихи о прекрасном и неведомом. В. Берестов «Почему –то в детстве…», Д.Самойлов «Сказка». | 1 |
Обобщающее занятие | 0.5 |