СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе (русской)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родной литературе (родной) для 5-9 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе (русской)»







Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому

человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню

экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:


1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для

решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликт на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использовании информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Предметные результаты:


1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


Содержание учебного предмета

  1. класс

Введение

Слово как средство создания образа.

Из литературы XIX века

Русские басни.

Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».

Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность.

Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность.

Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.

В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство

  • выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго

– своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.

Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.

Сочинение "Зло и добро в сказке".

Поэзия ХIХ века о родной природе

П.А. Вяземский. Стихотворение «Первый снег». Краткие сведения о поэте. Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя. Символы и метафоры, преобладание ярких зрительных образов.

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема и способы её раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Единство человека и природы.

Из литературы XX века

Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.

В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.

Сочинение " Мир глазами ребёнка".

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе-земляке. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя.

Родная природа в произведениях поэтов XX века

В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов.

М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте. Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы.

Практикум выразительного чтения.

Творчество поэтов Кемеровской области (по выбору учителя).

6 класс

Введение

Книга как духовное завещание одного поколения другому.

Литературная сказка

Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.

Из литературы ХIХ века

А.С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие, благородство.

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».

Поэтический образ Родины. И. С. Никитин. «Русь»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов.

Из литературы ХХ века

Ю. Вронский. «Юрьевская прорубь». Формирование характера подростка. Настоящая дружба. Образ средневекового города. Анализ главы «Бунт Мартина». Нравственные уроки повести.

Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору учителя). Драматическая история жителей полесской деревушки, война и дети. Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества.

А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение.

Сочинение «Нужны ли сейчас тимуровцы?»

Стихи о прекрасном и неведомом. А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилёв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...».

А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к близким.

А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе», «Сочинение на тему: «Моя подруга» (по выбору учителя). Духовно-нравственная проблематика рассказов. Позиция автора.

Ю. Кузнецова. "Помощница ангела". Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.

Сочинение «Нравственные уроки произведений современной литературы».

Творчество поэтов Кемеровской области (по выбору учителя).



  1. класс

Введение

Своеобразие курса родной русской литературы в 7 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека.

Из литературы XVIII века

И. И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.

Из литературы XIX века

Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко оценённом А.С.Пушкиным. Основные темы, мотивы. Стихотворения «Москва», «К Пушкину»

К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.

В.М.Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».

Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя).

Из литературы XX – XXI века

А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой. Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.

Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)

В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.

В.Н.Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».

Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе."

С.А.Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».

А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча».

Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя.

Е.А.Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности.

Творчество поэтов Кемеровской области (по выбору учителя и учащихся).

  1. класс

Из древнерусской литературы

Рассказы русских летописей XII – XIV веков (по выбору учителя).

Образное отражение жизни в древнерусской литературе.

Из литературы XIX века

Бестужев-Марлинский А.А. "Вечер на бивуаке". Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.

Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись.

Гаршин В.М. "То, чего не было". Аллегорический смысл лирико-философской новеллы. Мастерство иносказания.

Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…» Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина.

Чарская Л.А. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.

Сочинение "Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе".

Из литературы XX века

Пантелеев Л. "Главный инженер". Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы.

Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в стихотворении«На земле безжалостно маленькой…»

Пермяк Е.А. "Ужасный почерк". Жизненная позиция героя рассказа.

Яковлев Ю.Я. "Рыцарь Вася". Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

Козлов В.Ф. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как отражения характера.

Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в современном мире.

Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя).

Практикум выразительного чтения. Ю. Левитанский. «Диалог у новогодней ёлки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике.

Творчество поэтов Кемеровской области

  1. класс

Из русской литературы XVIII века

Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского романтического направления 18 века. Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества.

Из литературы XIX века

Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).

А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини.

Из литературы XX века

В.В.Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру.

Красота искусства.

Ю.П.Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.

К.Д.Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.

Письменная работа (ответ на проблемный вопрос).

Из современной русской литературы

А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.(Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору).

В.Г.Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия.

Две героини, две судьбы.

Сочинение " Диалог поколений".

Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки». Символические образы.

В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).

Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.

Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя).

Творчество поэтов Кемеровской области

Тематическое планирование,

в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тематическое планирование по родной литературе (русской) для 5-9 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:

● к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

● к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

● к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

● к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

● к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

● к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

● к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

● к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

● к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

● к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.


5 класс

№ урока

Тема

Количество часов


ВВЕДЕНИЕ

1 ч

1

Слово как средство создания образа

1


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

4 ч

2

Русские басни.

Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья»

1

3

В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?»

1

4

Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья»

1

5

Сочинение "Зло и добро в сказке".

1


Поэзия ХIХ века о родной природе

2 ч

6

П.А. Вяземский. Стихотворение «Первый снег»

1

7

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Снежок»

1


Из литературы XX века

6 ч

8

Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща»

1

9

В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви»

1

10

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба»

1

11

Сочинение «Мир глазами ребёнка»

1

12

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка»

1

13

В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы»

1


Родная природа в произведениях поэтов XX века

4 ч

14

В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь»

1

15

М.А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…»

1

16

Практикум выразительного чтения

1

17

Творчество поэтов Кемеровской области

1



6 класс

№ урока

Тема

Количество часов


ВВЕДЕНИЕ

2 ч

1

Книга как духовное завещание одного поколения другому

1

2

Литературная сказка. Н.Д. Телешов. «Белая цапля»

1


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

3 ч

3

А.С. Пушкин. «Выстрел».

1

4

Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья»

1

5

Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы»(главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»)

1


Поэтический образ Родины

1 ч

6

И. С. Никитин. «Русь»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край».

1


Из литературы XX века

4 ч

7

Ю. Вронский. «Юрьевская прорубь».

1

8

Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны»(главы)

1

9

А.П. Гайдар. «Тимур и его команда».

1

10

Сочинение «Нужны ли сейчас тимуровцы?»

1


Стихи о прекрасном и неведомом

7 ч

11

А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилёв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...».

1

12

А.Г. Алексин. «Самый счастливый день».

1

13

А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе», «Сочинение на тему: «Моя подруга»

1

14

А.В. Масс. «Сочинение на тему: «Моя подруга»

1

15

Ю. Кузнецова. "Помощница ангела"

1

16

Сочинение «Нравственные уроки произведений современной литературы».

1

17

Творчество поэтов Кемеровской области

1



7 класс

№ урока

Тема

Количество часов


ВВЕДЕНИЕ

1 ч

1

Своеобразие курса родной русской литературы в 7 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии России

1


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

1 ч

2

И. И.Дмитриев. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном».

1


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

3 ч

3

Ф.Н.Глинка. Стихотворения «Москва», «К Пушкину»

1

4

К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»

1

5

В.М.Гаршин. Рассказ «Сигнал»

1


Из литературы XX-XXI века

6 ч

8

А. Т.Аверченко. Рассказ «Специалист»

1

9

Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. «Маленькие рассказы о большой судьбе».

1

10

В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки»

1

11

Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ притча «Семья Пешеходовых».

1

12

В.Н.Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».

1

13

Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе."

1

14

С.А.Баруздин. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет». А.В. Масс. «Расскажи про Иван Палыча».

1

15

Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя.

1

16

Е.А.Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности.

1

17

Творчество поэтов Кемеровской области

1



8 класс

№ урока

Тема

Количество часов


Из древнерусской литературы

1 ч

1

Рассказы русских летописей XII – XIV веков

1


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

6 ч

2

Бестужев-Марлинский А.А. "Вечер на бивуаке"

1

3

Баратынский Е.А. Стихотворения

1

4

Гаршин В.М. "То, чего не было"

1

5

Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…»

1

6

Чарская Л.А. Гимназистки. Рассказ «Тайна».

1

7

Сочинение "Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе"

1


Из литературы XX-XXI века

10 ч

8

Пантелеев Л. "Главный инженер"

1

9

Рождественский Р.И. Стихотворение «На земле безжалостно маленькой…»

1

10

Пермяк Е.А. "Ужасный почерк"

1

11

Яковлев Ю.Я. "Рыцарь Вася"

1

12

Козлов В.Ф. Рассказ «Сократ мой друг».

1

13

Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти».

1

14

Сочинение по творчеству данных писателей

1


Практикум выразительного чтения.

1

15-16

Ю. Левитанский «Диалог у новогодней ёлки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике.

2

17

Творчество поэтов Кемеровской области

1



9 класс

№ урока

Тема

Количество часов


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

1 ч

1

Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского романтического направления 18 века

1


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

7 ч

2

Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни.

1

3

А.П. Чехов. «В рождественскую ночь».

1


Из литературы XX века

1

4

В.В.Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру

1

5

Ю.П.Казаков. «Двое в декабре»

1

5

К.Д.Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне

1

7

Письменная работа (ответ на проблемный вопрос).

1


Из современной русской литературы


8

А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России

1

9

В.Г.Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия.

1

10

Сочинение " Диалог поколений"

1

11

Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени один из основных мотивов рассказа.

1

12

В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки).

1

13

Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя

1

14

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа

1

15

Рождественский Р.И. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…».

1

16

Сочинение по творчеству данных писателей

1

17

Творчество поэтов Кемеровской области

1