Аннотация к рабочей программе по родному языку (русскому) для 1 класс.
Рабочая программа по предмету составлена на основе:
Закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
Федерального перечня учебников на 2021-2022 уч. год
Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 о внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты.
Основной образовательной программы школы.
Учебного плана МБОУ Влазовичская СОШ на 2021-2022 учебный год.
Авторской программы О.М.Александровой, М.И.Кузнецовой, Л.В.Петленко, В. Ю. Романовой
Положения о структуре, порядке разработки, утверждения и корректировки рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в урочной и внеурочной деятельности. Утверждено и введено в действие приказом №157 от 31.08.2021 г МБОУ Влазовичская СОШ .
Для реализации программы используется учебно-методический комплект:
1. Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М.Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.
2. Русский родной язык. 1 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2018.
3. Русский родной язык : 1 класс : методическое пособие / [О. М. Александрова,
М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. ; под ред. О. М. Александровой]. – М. :
Учебная литература, 2018.
Цели курса:
• расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому
языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для
запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях
обучения.
Задачи курса:
• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности на родном языке;
• развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
• приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного
языка;
• развитие мотивации к изучению русского языка;
• развитие творчества и обогащение словарного запаса;
• развивать умение пользоваться разнообразными словарями.
Количество часов на изучение предмета: 0,5 час в неделю (за год 17 часов)
Рабочая программа основного общего образования по родному языку (русскому) для 1 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.
Форма проведения промежуточной аттестации: тест.
Основание: положение о проведении промежуточной аттестации обучающихся МБОУ Влазовичская СОШ
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты 1. Гражданское воспитание включает:
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
Патриотическое воспитание предусматривает:
формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
Духовно-нравственное воспитание осуществляется за счет:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
Приобщение детей к культурному наследию:
- воспитание уважения к
Культуре ,языкам ,традициям и обычаям
Народов ,проживающих в Российской
Федерации;
- увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным
высокохудожественным отечественным и
мировым произведениям искусства и литературы.
- создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;
Популяризация научных знаний среди детей:
- содействие повышению привлекательности науки
для подрастающего поколения,
Поддержку научно-технического творчества детей.
- создание условий для получения детьми достоверной
информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности
• принятие и освоение социальной роли обучающегося;
• формирование собственного познавательного мотива учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
• формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с
родным языком.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• обучать составлению плана и последовательности действий решения учебной проблемы
совместно с учителем;
• учить работать с планом, сверяя свои действия с целью, корректировать свою работу,
вносить необходимые дополнения в работу;
• формировать умение объективно оценивать свою работу в диалоге с учителем и
одноклассниками;
• формирование волевой саморегуляции как способности к преодолению препятствий.
Познавательные УУД:
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения;
• составление целого текста из его частей, самостоятельное достраивание текста и
предложений недостающими компонентами;
• поиск и выделение необходимой информации;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной
форме;
• пользоваться словарями, справочниками.
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• создавать атмосферу эмоционально-позитивного отношения к процессу сотрудничества;
• уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения;
• развивать и воспитывать правильное речевое поведение.
Предметные результаты:
• овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного
литературного языка и правилах речевого этикета. Выбирать адекватные языковые
средства для успешного решения коммуникативных задач;
• понимания слова как двусторонней единицы языка, ка взаимосвязи значения и
звучания слова.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 1 класса учащиеся научатся:
• отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
• осмысленно, правильно читать целыми словами;
• отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
• работать с деформированным текстом;
• составлять устный рассказ по картинке;
• называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные;
согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и
непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги,
ставить ударение;
• определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные
звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на
твёрдость или мягкость согласного звука);
•обозначать мягкость согласных звуков на письме;
• определять количество букв и звуков в слове;
Обучающийся получит возможность научиться:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной
задачи.
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного
общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного
возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения ;
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить
в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
2. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (3 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.);
2) как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Проектное задание. Словарь в картинках.
Раздел 2. Язык в действии (8 ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за логическим ударением в предложении.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (6 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.
Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как приветствовать взрослого и сверстника? Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?).
Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Наблюдение за текстами разной стилистической принадлежности.
3. Календарно-тематическое планирование по родному языку (русскому) с указание количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема урока | ЭОР ,ЦОР. | Основные направлен. в воспитательн. деятельности | Дата |
План. | Факт. |
Секреты речи и текста. 5 часов |
1 | Вводный инструктаж. Как люди общаются друг с другом. | Электронное приложение к учебнику | 4,5,7 | | |
2 | Вежливые слова. | 2,3.8 | | |
3 | Как люди приветствуют друг друга. | 2,4.5 | | |
4 | Зачем людям имена. | 8,1,3 | | |
5 | Спрашиваем и отвечаем. | 1,5.3 | | |
Русский язык: прошлое и настоящее. 3 часа |
6 | Как писали в старину. | Электронное приложение к учебнику | 8,3,4 | | |
7 | Дом в старину: что как называлось. | 4,6,2 | | |
8 | Во что одевались в старину. | 3,2,5 | | |
Язык в действии. 8 часов |
9-10 | Выделяем голосом важные слова.- 2ч. | Электронное приложение к учебнику | 7.5.2 | | |
11 | Как можно играть звуками. | 4.1.6 | | |
12-14 | Где поставить ударение. | ,3,2 | | |
15 | Промежуточная аттестация. Тест. | 8,4,2. | | |
16 | Как сочетаются слова. | 2,4,7 | | |
Секреты речи и текста . 1 час |
17 | Сравниваем тексты | Электронное приложение к учебнику | 1,4,7 | | |
4. Материально – техническое обеспечение
№ п/п | Автор, название | Год издания издательство |
1 | Русский родной языкО.М.Александровой. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М.Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019. | М.: Просвещение, 2021. |
2 | Русский родной язык. 1 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. | М.: Просвещение, 2021. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Влазовичская средняя общеобразовательная школа Суражского района Брянской области
Лист корректировки тематического планирования
по родному языку (русскому) в 1 классе в 2021-2022 учебном году
Количество часов в неделю:__1_ Количество часов за год:14____
№ урока | Раздел | Тема урока | Кол-во часов по плану | Кол-во фактически проведенных часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Программа по родному языку (русскому) в 1 класс выполнена полностью за счёт уплотнения.
Учитель:________________/_________________/