Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку»
Согласовано Заместитель директора по УВР ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска" ___________________ Н.А. Климова | Утверждаю Директор ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска" _______________________ Л.Ю. Мортова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Родной (русский) язык
Класс 2-4
Образовательная область родной язык и чтение на родном языке
Разработчики программы учитель первой квалификационной категории
Климова Н.А.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _______
от « »_________2019 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» разработана на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, (авторы О.М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., Соколова О. В.), Положения о порядке организации изучения родных языков в ГБОУ СО «Санаторная школа- интернат г.Калининска», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373», письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. N 05-192 по вопросам изучения родных языков из числа языков народов Российской Федерации.
Общий объём времени, отводимого на изучение предмета во 2-4 классах, составляет 51 час. В каждом классе урок проводится 1 раз в две недели, всего по 17 часов (34 учебные недели).
Цель предмета: воспитание уважения к родному (русскому) языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка.
Изучение родного (русского) языка на уровне начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение важнейшими обще учебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;
проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет;
осуществлять информационную переработку текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса;
расширение объема используемых в речи грамматических средств;
совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
2.Содержание учебного предмета
2 класс
Русский язык: прошлое и настоящее | 6 часов |
1.Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). | 1 ч. |
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: -слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); - слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; | 2 ч. |
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. | 2 ч. |
Проектное задание: «Почему это так называется? | 1 ч |
Язык в действии | 7 ч. |
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). | 2ч |
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. | 2ч |
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. | 1ч |
Совершенствование орфографических навыков. | 2 ч |
Секреты речи и текста | 4 ч. |
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища). | 2 ч. |
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты ивы. | 1ч. |
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне). | 1 ч. |
Итого | 17 часов |
3 класс
Русский язык: прошлое и настоящее | 5 ч. |
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми | 1 ч. |
Слова, называющие природные явления и растения | 1 ч. |
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры | 1 ч. |
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения | 1 ч. |
Проект по теме: «Откуда в русском языке эта фамилия» | 1 ч. |
Язык в действии | 4 ч. |
Как правильно произносить слова | 1 ч. |
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку. | 1 ч. |
Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа. | 1 ч. |
Совершенствование навыков орфографического оформления текста. | 1 ч. |
Секреты речи и текста | 8 ч. |
Создание текстов-повествований. | 2 ч. |
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации. | 2 ч. |
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы | 2 ч. |
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов. | 2 ч. |
Итого | 17 часов |
4 класс
Русский язык: прошлое и настоящее | 6 часов |
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением. | 1 ч. |
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). | 1 ч. |
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т.д.). | 2 ч. |
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); | 2 ч |
Язык в действии | 3 ч. |
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). | 1 ч. |
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений | 1ч. |
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). | 1ч. |
Секреты речи и текста | 6 ч. |
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. | 1 ч. |
Информативная функция заголовков. Типы заголовков. | 1ч. |
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. | 1ч. |
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. | 2ч. |
Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. | 1ч. |
Повторение | 2 ч. |
Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. | 1ч. |
Синонимия речевых формул (на практическом уровне). | 1ч. |
Итого | 17 часов |
3.Планируемые образовательные результаты освоения предмета
Метапредметные: | Регулятивные: Учащиеся научаться: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: Учащиеся научатся: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). Учащиеся получат возможность научиться: пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Коммуникативные: Учащиеся научаться: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. |
Предметные: | Учащиеся научатся: произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; правильно писать слова с изученными орфограммами; видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам; различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов); ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь). Учащиеся получат возможность научиться: производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного; разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок; писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки. |
6