Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе для 8 класса разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012 г.;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г. (с последующими изменениями);
Основная образовательная программа основного общего образования ФГОС ООО МБОУ «СОШ №1 г. Фокино» (приложение № 3 к приказу № 182 от 27.08.2021г.);
Примерная программа по учебному предмету «Родная литература (русская) для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. / Н. В. Беляева, М. А. Аристова, Ж.Н. Критарова - М.: 2020 г
Цели изучения предмета:
воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;
осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.
Задачи изучения предмета:
приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.
Общая характеристика учебного предмета
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения.
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача – расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 8 класса основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности (добро и зло, природа и человек, дом и семья, сострадание и жестокость, великодушие и милосердие, нравственный выбор человека и др.).
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к предметной области «Родной язык и родная литература».
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта к предметным результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Родная литература» курс родной русской литературы направлен на формирование представлений о родной литературе как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, а также на развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие этнокультурные традиции.
В основу курса родной русской литературы заложена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании школьников.
Объединяющим принципом для содержания предметов «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» является культурно-исторический подход к представлению дидактического материала. На его основе в программе учебного предмета «Родная литература (русская)» выделяются проблемно-тематические блоки, каждый из которых включает сопряжённые с ним ключевые слова, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Через ключевые для национального сознания культурные понятия, формирующие ценностное поле русской литературы, отражается когнитивное пространство, которое является формой существования русской культуры в сознании как народа в целом, так и отдельного человека.
Это концептуальное положение определяет специфические особенности учебного предмета «Родная литература (русская)», отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Специфика курса родной русской литературы обусловлена:
а) отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие (например, русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа), духовные основы русской культуры;
б) более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.
В программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):
Место учебного предмета «Родная литература» в учебном плане:
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №1 г. Фокино» на изучение родной литературы в 8 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
(для учителя)
1.Примерная программа по учебному предмету «Родная литература (русская) для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. / Н. В. Беляева, М. А. Аристова, Ж.Н. Критарова - М.: «Просвещение», 2020 г.
2.«Родная русская литература: 8 класс»: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О.М.Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2021.
Электронные ресурсы
http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.
https://www.krugosvet.ru/ Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.
https://www.slovari.ru/ Электронная библиотека словарей русского языка.
http://gramota.ru/ Справочно-информационный портал «Грамота.ру».
http://www.nasledie-rus.ru/ «Наше наследие» - сайт журнала, посвященный русской истории и культуре.
http://pushkinskijdom.ru/ сайт Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН – раздел «Электронные ресурсы».
http://biblio.imli.ru/ Электронная библиотека ИМЛИ РАН – раздел «Русская литература».
https://rvb.ru/ Русская виртуальная библиотека.
https://ilibrary.ru/ интернет-библиотека Алексея Комарова: представлены тексты академических изданий русской классики XIX – начала XX вв.
https://arch.rgdb.ru/ Национальная электронная детская библиотека: включает классику и современную литературу для детей и подростков, а также коллекцию диафильмов.
http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://www.uchportal.ru/ Учительский портал
http://pedsovet.su/ Сайт "Сообщество взаимопомощи учителей"
http://www.rusfolk.chat.ru/ Русский фольклор
http://www.pogovorka.com/ Пословицы и поговорки
http://www.klassika.ru/ Библиотека классической русской литературы
http://www.rol.ru/ Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
http://center.fio.ru /Мастерская «В помощь учителю. Литература»
https://infourok.ru/ Образовательный портал "Инфоурок"
https://multiurok.ru/ Сайты учителей
https://videouroki.net/ Сайт для учителей "Видеоуроки в интернет"
https://www.prodlenka.org/ Образовательный портал "Продлёнка"
https://www.art-talant.org/ Арт-талант
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Портреты писателей
2. Видео, презентации
3. Экспозиционный экран
4. Мультимедийный проектор
5. Ноутбук
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Текущий контроль успеваемости по родной литературе осуществляется учителем на протяжении всего времени, отведённого на изучение предмета. К текущему контролю относятся: поурочный контроль, тематический (периодический) контроль.
Формы текущего контроля: устный, фронтальный опрос, чтение текста наизусть, выразительное чтение, пересказ текста, работа по карточкам, тест.
Промежуточная итоговая аттестация: тест в рамках промежуточной итоговой аттестации считать итоговым тестом (годовым).
№ п/п | Вид проверочной работы | Количество работ | Периодичность |
1 | Тест | 1 | Итоговая работа за 1 полугодие |
2 | Тест в рамках проведения промежуточной итоговой аттестации | 1 | апрель |
Планируемые результаты изучения родной литературы в 8 классе
Личностные результаты
осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.
Метапредметные результаты
сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России;
осмысливать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;
осознавать богатство русской литературы и культуры в контексте культур народов России;
видеть русские национальные традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;
находить черты русского национального характера в героях произведений о защите Родины в Отечественной войне 1812 года как основу для формирования начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души; о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов;
под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос;
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и отбирать произведения для самостоятельного чтения;
первоначальным приёмам проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов;
на начальном уровне работать с разными источниками информации.
Содержание учебного предмета
8 КЛАСС (34 ч.)
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (12 ч)
Преданья старины глубокой (4 ч) Легендарный герой земли русской Иван Сусанин. С. Н. Марков. «Сусанин».
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…» П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).
Города земли русской (3 ч)
По Золотому кольцу. Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…» М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…» И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль». В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы (5 ч)
Волга – русская река «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»). В. С. Высоцкий. «Песня о Волге». В. В. Розанов. «Русский Нил»
Н.А.Иванин «Чернолесье». Ф.И.. Тютчев «Природа»
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (11 ч)
Праздники русского мира (5 ч)
Троица.И. А. Бунин. «Троица».
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома (6 ч)
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».
Н.А.Иванин «Фокино-город вечного огня»
Ю. Лодкин «Хрустальная радуга»
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (11 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч)
Дети на войне Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы)
Загадки русской души (5 ч)
Сеятель твой и хранитель И. С. Тургенев «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский «Мужик Марей» Ф.Г. Карманин «Золотой рубин»
О.Горчаков «Партизанская мать»
Тест в рамках промежуточной итоговой аттестации
О ваших ровесниках (3 ч)
Пора взросления Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Лишь слову жизнь дана(1 ч)
Язык поэзии. Дон Аминадо «Наука стихосложения»
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет»
Распределение учебных часов по разделам программы
в 8 классе
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Реализация программы воспитания |
1 | Россия – Родина моя | 12 | Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа |
| Преданья старины глубокой | 4 | приобщение к литературному наследию своего народа |
| Города земли русской | 3 | включение в культурно-языковое поле своего народа |
| Родные просторы | 5 | включение в культурно-языковое поле своего народа |
2 | Русские традиции | 11 | приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа |
| Праздники русского мира | 5 | приобщение к литературному наследию своего народа |
| Тепло родного дома | 6 | осознание исторической преемственности поколений |
3 | Русский характер – русская душа | 11 | Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа |
| Не до ордена – была бы Родина | 2 | формирование причастности к свершениям и традициям своего народа |
| Загадки русской души | 5 | Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры |
| О ваших ровесниках | 3 | Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры |
| Лишь слову жизнь дана | 1 | Осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа |
| Всего: | 34 ч. | |
Тематическое планирование по родной литературе для 8 класса
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ – 12 ч. |
Преданья старины глубокой (4 ч.) |
1 | Беседа по ТБ. Легендарный герой земли русской Иван Сусанин. С.Н. Марков «Сусанин» | 1 | | |
2 | Легендарный герой земли русской Иван Сусанин. О.А. Ильина «Во время грозного и злого поединка…» | 1 | | |
3 | Легендарный герой земли русской Иван Сусанин. П.Н. Полевой «Избранник Божий» (главы из романа) | 1 | | |
4 | А.К. Толстой «Князь Михаил Репнин» | 1 | | |
Города земли русской (3 ч.) |
5 | По Золотому кольцу | 1 | | |
6 | Ф.К. Сологуб «Сквозь туман едва заметный…». М.А. Кузмин «Я знаю вас не понаслышке» | 1 | | |
7 | По Золотому кольцу. И.И. Кобзев «Поездка в Суздаль». В.А. Степанов «Золотое кольцо» | 1 | | |
Родные просторы (5 ч.) |
8 | Волга – русская река. «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня) | 1 | | |
9 | Волга – русская река. Н.А. Некрасов «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума») | 1 | | |
10 | Волга – русская река. В.С. Высоцкий «Песня о Волге». В.В. Розанов «Русский Нил» | 1 | | |
11 | Н.А. Иванин «Чернолесье» | 1 | | |
12 | Ф.И. Тютчев «Природа» | 1 | | |
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ – 11 ч. |
Праздники русского мира (5 ч.) |
13 | Троица. И.А. Бунин «Троица» | 1 | | |
14 | С.А. Есенин «Троица» | 1 | | |
15 | Н.И. Рыленков «Возможно ль высказать без слов…» | 1 | | |
16 | Итоговая работа за I полугодие | 1 | | |
17 | И.А. Новиков «Троицкая кукушка» | 1 | | |
Тепло родного дома (6 ч.) |
18 | Родство душ. | 1 | | |
19 | Ф.А. Абрамов «Валенки» | 1 | | |
20 | Т.В. Михеева «Не предавай меня» | 1 | | |
21 | А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни» | 1 | | |
22 | Н.А. Иванин «Фокино – город вечного огня» | 1 | | |
23 | Ю. Лодкин «Хрустальная радуга» | 1 | | |
РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША – 11 ч. |
«Не до ордена, была бы Родина…» (2 ч.) |
24 | Дети на войне | 1 | | |
25 | Э. Н. Веркин «Облачный полк» (главы) | 1 | | |
Загадки русской души (5 ч.) |
26 | Сеятель твой и хранитель. И. С. Тургенев. «Сфинкс» | 1 | | |
27 | Ф. М. Достоевский «Мужик Марей» | 1 | | |
28 | Ф.Г. Каманин «Золотой рубин» | 1 | | |
29 | О. Горчаков «Партизанская мать» | 1 | | |
30 | Тест в рамках промежуточной итоговой аттестации | 1 | | |
О ваших ровесниках (3 ч.) |
31 | Пора взросления | 1 | | |
32 | Б. Л. Васильев «Завтра была война» (главы) | 1 | | |
33 | Г. Н. Щербакова «Вам и не снилось» (главы) | 1 | | |
«Лишь слову жизнь дана…» (1 ч.) |
34 | Язык поэзии. Дон Аминадо «Наука стихосложения». И. Ф. Анненский «Третий мучительный сонет» | 1 | | |