Рабочая программа «Родной язык (русский)» для 1 класса обеспечивает достижение планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования МБОУ №58 и разрабатывается на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ №58.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» должны быть ориентированы на формирование:
уважения и ценностного отношения к своей Родине – России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);
способности к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений;
проявления доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание);
позитивного опыта творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма уважительного отношения и интереса к культурным традициям и народному творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание);
общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения самостоятельно организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине
мира).
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык» должны отражать:
1)овладение познавательными универсальными учебными действиями:
проводить по предложенному плану опыт (небольшое несложное исследование) по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта;
использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;
осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках изученного).
овладение умениями работать с информацией:
выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочник, Интернет);
анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
использовать схемы, таблицы для представления информации;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной
жизни и при работе в сети Интернет.
3)овладение регулятивными учебными действиями:
понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;
планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;
оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них;
устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
4)овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);
использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;
участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументировано высказывать свое мнение);
осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;
овладение умениями участвовать в совместной деятельности:
понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;
распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;
проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» должны быть ориентированы у обучающихся на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать сформированность языковой компетенции и обеспечить:
12
осознание роли языка как основного средства человеческого общения и как явления национальной культуры: понимать роль языка как основного средства человеческого общения; осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимать значение родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа; понимать необходимость овладения родным языком; проявлять познавательный интерес к родному языку и желание его изучать;
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте родного языка среди других языков народов России: понимать, что родной край есть часть России, составлять высказывания о малой Родине, приводить примеры традиций и обычаев, объединяющих народы России; составлять небольшие рассказы о взаимосвязях языков, культур и истории народов России; осознавать роль родного языка как носителя народной культуры, средства её познания, освоения морально-этических норм, принятых в российском обществе; понимать эстетическую ценность родного языка, стремиться к овладению выразительными средствами, свойственными родному языку;
освоение первоначальных знаний о родном языке как системе, о его нормах, специфике, закономерностях его функционирования: владеть основными орфоэпическими и лексическими нормами родного языка; применять на практике правила словообразования и словоизменения, построения словосочетаний и предложений (простых и сложных);
формирование и развитие видов речевой деятельности на родном языке (слушание (аудирование), говорение, чтение, письмо): слушание (аудирование) и говорение: понимать на слух речь, звучащую из различных источников (учитель, одноклассники, телевизионные и радиопередачи и др.); определять тему и главную мысль прослушанного высказывания (текста); различать на слух интонации звучащей речи (радость, удивление, грусть, сочувствие и др.); участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы, обсуждать поставленные вопросы, прослушанные высказывания;
формулировать вопросы, отвечать на вопросы в соответствии с темой диалога; применять в диалогической речи формулы речевого этикета, правила речевого поведения в различных учебных и жизненных ситуациях (понимать цель общения, проявлять желание слушать собеседников, учитывать мнение участников); решать учебные задачи с использованием активного и потенциального словарного запаса; рассказывать устно о себе (внешность, интересы, любимые занятия), о своей семье (традиции, совместные занятия); описывать предмет (название, качества, назначение); уместно употреблять в устной речи пословицы, поговорки родного народа, использовать изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения); составлять небольшие высказывания для публичного выступления с использованием небольших презентаций; чтение и письмо: читать вслух небольшие тексты разного вида (фольклорный, художественный, научно-познавательный, справочный) в индивидуальном темпе, позволяющем понять содержание и смысл прочитанного; составлять план текста (с помощью и самостоятельно); пересказывать текст в соответствии с учебной задачей (подробно и кратко); стихи на родном языке; списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; строить связные высказывания в письменной форме на различные темы; выполнять небольшие творческие задания (дополнение и распространение предложения текста/изложения).
13
Содержание учебного материала
1класс
Распределение часов на изучение основных разделов из расчета 2 часа в неделю, всего 66 часов.
№п/п | Название изучаемого раздела | Рекомендуемое количество часов |
на изучение |
| |
1. | Русский язык: прошлое и настоящее | 24ч |
2. | Язык в действии | 20ч |
3. | Секреты речи и текста. | 18ч |
4. | Секреты речи и текста. Резерв | 4ч |
| Итого | 66ч |
| Тематическое планирование учебного предмета |
| «Родной (русский) язык» 1 класс |
| | | |
№ п/п | Наименование раздела, | Кол-во | Виды деятельности |
| тем | часов | |
Раздел | Русский язык: | 24 | |
| прошлое и настоящее | | |
| | | |
1-2 | Как писали в старину | 2 | Узнают особенности оформления книг |
| Как писали в старину. Обобщение. | 2 | в Древней Руси: |
| Как писали в старину. Обобщение пройденного | 2 | оформление красной строки и заставок. |
| Как писали в старину. Закрепление | 2 | Слушают сведения об истории русской |
| | | письменности: как появились буквы |
| | | современного русского алфавита |
| | | |
3-4 | Дом в старину: что как называлось | 2 | Узнают новые слова, обозначающие |
| Дом в старину: что и как называлось. Обобщение | 2 | предметы традиционно русского |
| Дом в старину: что и как называлось. Обобщение пройденного | 2 | быта: дом в старину: что как |
| Дом в старину: что и как называлось. Закрепление | 2 | называлось |
| | | ( изба, терем, хоромы, горница, |
| | | светлица, светец, лучина). |
| | | |
5-6 | Во что одевались в | 2 | Узнают новые слова, обозначающие |
| старину. | | предметы традиционного русского |
| Во что одевались в старину. Обобщение. | 2 | быта: как называлось то, что |
| Во что одевались в старину. Обобщение пройденного | 2 | одевали в старину (кафтан, кушак, |
| Во что одевались в старину. Закрепление Проектное задание. Словарь в картинках | 1 | рубаха, сарафан, лапти) |
| Проверочная тестовая работы | 1 | |
| | | |
Раздел | Язык в действии | 20 | |
| | | |
1 | Выделяем голосом важные | 2 | Знакомятся с ролью логического |
| Слова | | ударения. Выделяют голосом важные |
| | | (ударные) места в слове. |
2 | Выделяем голосом важные слова. Обобщение | 2 | |
3 | Выделяем голосом важные слова. Закрепление | 2 | |
4 | Как можно играть звуками | 2 | Прослушивают о звукозаписях в |
| | | стихотворном, художественном тексте. |
| | | Прослушивание звукозаписей. |
| | | |
5 | Где поставить ударение | 2 | Знакомятся со смыслоразличительной |
| | | ролью ударения |
6 | Где поставить ударение. Обобщение | 2 | |
7 | Где поставить ударение. Обобщение и закрепление | 2 | |
8 | Где поставить ударение. Закрепление | 2 | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
9 | Как сочетаются слова. | 2 | Наблюдают за сочетаемостью слов |
| | | (Пропедефтическая работа по |
| | | предупреждению ошибок в |
10 | Как сочетаются слова. Обощение. Проверочная тестовая работа | 1 1 | сочетаемости слов) |
Раздел | Секреты речи и текста | 18 | |
| | | |
1 | Как люди общаются друг с | 2 | Узнают о общении людей, устной и |
| другом. | | письменной речи. |
2 | Как люди общаются друг с другом. Обобщение | 2 | |
3 | Вежливые слова. | 2 | Изучают стандартные обороты речи |
| | | для участия в диалоге (Как вежливо |
| | | попросить? Как похвалить |
| | | товарища? Как правильно |
| | | отблагодарить?) |
| | | Тренируются в диалоге. |
| | | |
4 | Вежливые слова. Обобщение | | |
5 | Как люди приветствую друг | 2 | Знакомятся с секретами диалога: |
| друга | | учимся разговаривать друг с другом и |
| | | со взрослыми |
| | | |
6 | Зачем людям имена. | 2 | Рассуждают зачем людям имена, |
| | | какие бывают имена. Узнают имена |
| | | используемые в малых жанрах |
| | | фольклора |
| | | |
7 | Спрашиваем и отвечаем. | 2 | Беседуют и рассуждают о целях и |
| | | видах вопросов. (Вопрос – |
| | | уточнение, вопрос – как запрос на |
| | | новое содержание) |
8 | Спрашиваем и отвечаем. Проверочная работа | 2 | |
| Секреты речи и текста | 4 | |
1-2 | Сравниваем тексты | 2 | |
| Резерв Проверочная тестовая работа за весь курс | 1 1 | |
| Итого | 66 | |
Рабочая программа начального общего образования по родному (русскому) языку (далее
– Рабочая программа) является составной частью образовательной программы
начального общего образования МБОУ №58 и реализует основную ее цель:
Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного общего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования
Цель Рабочей программы: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Авт. Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И.,
Петленко Л.В., Романова В.Ю. 2 часа в неделю 66 уроков
22