СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному языку для 8-9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая рабочая программа предназначена для 8-9 классов общеобразовательных организаций и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897) с учётом концепции духовно - нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования, на основе авторской программы «Русский язык»  О.М.Александрова. Предлагаемая рабочая программа предназначена для 8-9 классов общеобразовательных организаций и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897) с учётом концепции духовно - нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования, на основе авторской программы «Русский язык»  О.М.Александрова. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку для 8-9 классов»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»




Утверждена приказом общеобразовательного учреждения № 119/1 о/д от 27.08.2021г

дата, номер приказа


Директор школы: _______________ С.М. Акатушев





Рабочая программа

по родному (русскому) языку

для 8-9 классов

ФГОС ООО




Разработчики программы: Калганова О.В.

Бучукина Н.В.




Рассмотрена на заседании межшкольного

методического объединения протокол №1 от 25.08.2021г

дата, номер протокола

Руководитель межшкольного

методического объединения: _____________ О.Н.Нечахина


Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного

методического совета протокол №1 от 26.08.2021г

дата, номер протокола

Председатель межшкольного

методического совета: _____________ Г.А. Чупахина

















Аннотация к рабочей программе по родному языку для учащихся 8 – 9 классов ФГОС ООО


Предлагаемая рабочая программа предназначена для 8-9 классов общеобразовательных организаций и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897) с учётом концепции духовно - нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования, на основе авторской программы «Русский язык» О.М.Александрова. Для реализации программного содержания используются:

  1. Русский родной язык. Автор: Александрова О. М., Загоровская О. В., Богданов С. И., Вербицкая Л. А., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Нарушевич А. Г., Казакова Е. И., Васильевых И. П.. Учебник для общеобразовательных организаций. Под общей редакцией академика РАО Л.А.Вербицкой. Москва. «Учебная литература» 2018



Место предмета в учебном плане


Класс


8

9

Количество часов в неделю


0,5

0,5

Количество часов в год


17

17



Цель программы:

Программа учебного предмета «Родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим в курсе родного языка актуализируются следующие цели:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.


Срок реализации программы – 2года



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • Российская гражданская идентичность. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям русского народа;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достойный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.



Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации):

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; пользоваться словарями различных типов;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы 19 решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное по аналогии) и делать выводы;

6) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

7) смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

 резюмировать главную идею текста;

 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

 критически оценивать содержание и форму текста;

8) развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий













Предметные результаты:

«Язык и культура»





Обучающийся научится:

-понимать роль русского родного языка в жизни общества и государства в современном мире; в жизни человека;

-понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного культурного человека;

-понимать, что язык — развивающееся явление; приводить примеры исторических изменений значений и форм слов;

-объяснять основные факты из истории русской письменности и создания славянского алфавита; распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

-распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

-распознавать и правильно объяснять народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах;

-распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

-понимать значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы, поговорки в современных ситуациях речевого общения;

-понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

-распознавать слова с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях художественной литературы;

-правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

-распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а также имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску;

-понимать взаимосвязь происхождения названий старинных русских городов и истории народа, истории языка (в рамках изученного);

Обучающийся получит возможность научиться:

-соблюдать нормы русского речевого этикета;

-понимать назначение конкретного вида словаря, особенности строения его словарной статьи (толковые словари, словари пословиц и поговорок).



«Культура речи»

Обучающийся научится:

-различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного);

-соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

-анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи;

-различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);

-правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;

-соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов, паронимов (в рамках изученного);

-употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости в художественной литературе, разговорной речи;

-различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;

-употреблять синонимы с учетом стилистических норм современного русского языка;

- определять род заимствованных несклоняемых имён существительных; сложных существительных; имен собственных (географических названий); аббревиатур и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);

- различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚ различающихся по смыслу‚ и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);

-различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

-различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи;

-соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; корректно употреблять форму «он» в ситуациях диалога и полилога;

-соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета;

-соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова, особенностей употребления;

-использовать словари синонимов, антонимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, а также в процессе редактирования текста;

-использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения; -опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

Обучающийся получит возможность научиться:

-соблюдать нормы русского речевого этикета;

-использовать словари, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи;

- понимать национальную специфику русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов.



«Речь. Речевая деятельность. Текст»

Обучающийся научится:

-использовать различные виды слушания (выборочное‚ ознакомительное) текстов различных функционально-смысловых типов речи;

- пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально- смысловых типов речи;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения правильного, точного, выразительного словоупотребления и интонирования;

- анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты описательного типа: определение, собственно описание;

- анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты аргументативного типа(рассуждение);

- анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные повествовательные тексты;

- строить устные учебно-научные монологические сообщения различных функционально-смысловых типов речи (ответ на уроке);

-участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;

-анализировать прослушанный или прочитанный текст с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем;

-устанавливать логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;

-владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: составлять разные виды плана (назывной, вопросный, тезисный);

-владеть приемами работы с заголовком текста;

-уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: приветствие, просьбу, принесение извинений;

-создавать объявления (в устной и письменной форме) официально- делового стиля;

-анализировать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган);

-анализировать и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, загадки, пословицы, былины);

-владеть приемами работы с оглавлением, списком литературы;

Обучающийся получит возможность научиться:

- редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты;

-создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

-знать и соблюдать правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.




Основное содержание

Язык и культура

Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.Национально-культурная специфика русской фразеологии. Лексические средства художественной выразительности языка.Синтаксические средства художественной выразительности языка.

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость.Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.



Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своём составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришёл – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестёр – обоих братьев).Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогово‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала).Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имён; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Речь. Речевая деятельность. Текст

Язык и речь. Виды речевой деятельности Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. Текст как единица языка и речи Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении. Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации. Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление. Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Специфика оформления деловых документов (служебные записки, объяснительные, резюме)Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонентана защите проекта.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема (раздел, глава)

Всего

В том числе:

Примечание

часов

Теория

Практика

Контроль

Т-тест

И- излож.

С-сочинен.

Д- диктант

8 класс 

1

Язык и культура

6

5

1

Т


2

Культура речи.

5

3

2

С


3

Речь. Речевая деятельность. Текст

6

4

2

Д



Итого:

17

12

5



9 класс

1

Язык и культура

3

3


Т


2

Культура речи

9

6

3

И


3

Речь. Текст

5

3

2

С



Итого:

17

12

5