СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному языку для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по родному языку составлена для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку для 9 класса»

Ростовская область Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 сл. Большая Орловка



«Утверждаю»

Директор школы

________/Долматова В.Н./

Приказ № 208

от «29» августа 2019 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по родному языку

Уровень общего образования, класс

основное общее

Количество часов 30 ч.

Учитель Панчехина Инна Александровна

















1.Пояснительная записка.


Данная рабочая программа по родному языку составлена для 9б класса


1.1 Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.


Нормативные документы

1

-Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ.

- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).

-ФГОС ООО и Концепция духовно-нравственного воспитания граждан России.

- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

- Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»

- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. No 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона No 185- ФЗ);

2

Нормативные требования СанПин, СанПин2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

3

-Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных

организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена

решением федерального учебно-методического объединения по общему

Образованию. Протокол от 31 января 2018 года №2/18). Примерная программа (далее – программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному

предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область

«Родной язык и родная литература».

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС, 2011 год.

4

Устав школы

5

Образовательная программа школы

6

Годовой календарный учебный график на 2019-2020 учебный год

7

Расписание учебных занятий на 2019-2020 учебный год

8

Учебный план школы на 2019-2020 учебный год

9

Учебник «Русский родной язык». 9 кл.: под общей редакцией академика РАО Л.А. Вербицкой.- М.: «Учебная литература». 2018 г.


1.2 Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета

Программа учебного предмета «Родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основнойобразовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:


  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому

языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтѐрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;

овладение культурой межнационального общения;


  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;


  • углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;


  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать

необходимую информацию; развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.









1.3 Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год, в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2019-2020 учебный год, в соответствии с расписанием на 2019-2020 учебный год на изучение предмета «Родной язык» в 9б классе отведено 30 часов, 1 час в неделю:


Класс

Предмет

Количество часов (в год) по программе

Количество часов (в год) в рабочей программе

Ф



ОУ



Всего в неделю



Родной язык

35

30

1

-

1


Программа по родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на учебную нагрузку в объеме 30 часов.

Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса.

Отличительные особенности рабочей программы для 9б класса от Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренную решением федерального учебно-методического объединения по общему Образованию. (Протокол от 31 января 2018 года №2/18).

9б класс


Раздел

Количество часов


Обоснование

в примерной программе

в рабочей программе

1

Язык и культура

10ч

10ч

----

2

Культура речи

10ч

10ч

-----

3

Речь. Речевая деятельность. Текст

10ч

10ч

-----

4

Резерв учебного времени

---

В соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2019-2020 уч. год, в соответствии с расписанием на 2019-2020 уч. год резервные часы не используются


ВСЕГО

35ч

30ч










2.Содержание учебного предмета «Родной язык»


2.1 Наименование разделов учебной программы


9б класс


1.Язык и культура

10ч.

2.Культура речи

10ч.

3.Речь. Речевая деятельность. Текст

10ч.



2.2 Общая характеристика учебного предмета «Родной язык»

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.

Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление

национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения еѐ к культурно-историческому опыту человечества.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации,

культурных традиций и истории народа, говорящего на нѐм. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной

деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.

Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,

формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.

Содержание курса «Родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.

Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведѐнное ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублѐнного изучения основного курса «Русский язык».

В содержании курса «Родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, как вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают

прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих

стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.

Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всѐм комплексе

изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.


Основные содержательные линии программы учебного предмета «Родной язык»

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы

(блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:


В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.


Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи:

навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учѐтом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности;

понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.


В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» –представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной

речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнѐра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ

Изучение предметной области «Родной язык» должно обеспечивать:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

  • осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

  • получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нѐм: осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознание роли русского родного языка в жизни человека; осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества; осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка.

3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации).

Личностные результаты освоения программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3. Понимание родного языка и родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

4.Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

5.Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.

6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах ( интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.

11. Сформированность основ экологической культуры.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

2.Смысловое чтение.

3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его

познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать

индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

В ходе изучения произведений родной литературы обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности.

В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.


Планируемые результаты по учебному предмету «Родной язык» для 9 класса

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего об­разования:

Личностные

у учащихся будут сформированы:

1) ответственное отношение к учению;

2) готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

6) формирование способности к эмоциональному вос­приятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуж­дений;

7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

у учащихся могут быть сформированы:

1) первоначальные представления о филологической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

2) коммуникативная компетентность в об­щении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творче­ской и других видах деятельности;

3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении филологических задач;

Метапредметные:

регулятивные

учащиеся научатся:

1) формулировать и удерживать учебную задачу;

2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

5) составлять план и последовательность действий;

6) осуществлять контроль по образцу и вносить не­обходимые коррективы;

7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

учащиеся получат возможность научиться:

1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

познавательные

учащиеся научатся:

1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2) использовать общие приёмы решения задач;

3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

4) осуществлять смысловое чтение;

5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

6) самостоятельно ставить цели, выбирать и соз­давать алгоритмы для решения учебных лингвистических про­блем;

7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным ал­горитмом;

8) понимать и использовать лингвистические сред­ства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллю­страции, интерпретации, аргументации;

9) находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения лингвистических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

учащиеся получат возможность научиться:

1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктив­ные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

2) формировать учебную и общепользовательскую компе­тентности в области использования информационно-комму­никационных технологий (ИКТ-компетентности);

3) видеть задачу;

4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

коммуникативные

учащиеся научатся:

1) организовывать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками: определять цели, распределять функции и роли участ­ников;

2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные

Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нѐм:

  • осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;

  • осознание роли русского родного языка в жизни человека;

  • осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;

  • осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

  • понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;

  • понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением;

  • осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и

  • поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью;

  • распознавание, характеристика;

  • понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом;

  • комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;

  • понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений;

  • знание источников крылатых слов и выражений;

  • правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;

  • характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная;

  • понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур;

  • характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние);

  • распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка;

  • стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);

  • понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке;

  • распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира;

  • общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики;

  • определение значения лексических заимствований последних десятилетий;

  • целесообразное употребление иноязычных слов;

  • понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;

  • определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом;

  • определение значения современных неологизмов,

  • характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;

  • определение различий между литературным языком и диалектами;

  • осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;

  • осознание изменений в языке как объективного процесса;

  • понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление объективных процессах в современном русском языке;

  • соблюдение норм русского речевого этикета;

  • понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом

  • других народов;

  • использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений;

  • учебных этимологических словарей;

  • словарей синонимов, антонимов;

  • словарей эпитетов, метафор и сравнений.


2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

  • осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

  • анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом еѐ соответствия основными нормами литературного языка;

  • соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объѐма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

  • стремление к речевому самосовершенствованию;

  • формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

  • осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;

  • соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:

  • произношение имен существительных‚ прилагательных, глаголов‚ полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастий‚ наречий;

  • произношение гласных [э]‚ [о] после мягких согласных и шипящих;

  • безударный [о] в словах иностранного происхождения;

  • произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения;

  • произношение безударного [а] после ж и ш;

  • произношение сочетания чн и чт;

  • произношение женских отчеств на -ична, -инична;

  • произношение твердого [н] перед мягкими [ф'] и [в'];

  • произношение мягкого [н] перед ч и щ;

  • постановка ударения в отдельных грамматических формах имѐн существительных, прилагательных; глаголов (в рамках изученного);

  • в словоформах с непроизводными предлогами‚ в заимствованных словах;

  • осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

  • различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи;

  • различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы;

  • употребление слов с учѐтом произносительных вариантов орфоэпической нормы;

  • употребление слов с учѐтом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

  • понимание активных процессов в области произношения и ударения;

  • соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

  • правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;

  • нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;

  • употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

  • употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи;

  • опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;

  • различение стилистических вариантов лексической нормы;

  • употребление имѐн существительных, прилагательных, глаголов с учѐтом стилистических вариантов лексической нормы;

  • употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учѐтом стилистических вариантов лексической нормы;

  • различение типичных речевых ошибок;

  • редактирование текста с целью исправления речевых ошибок;

  • выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

  • соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

  • употребление заимствованных несклоняемых имен существительных;

  • сложных существительных;

  • имѐн собственных (географических названий);

  • аббревиатур‚ обусловленноекатегорией рода;

  • употребление заимствованных несклоняемых имѐн существительных;

  • склонение русских и иностранных имен и фамилий;

  • названий географических объектов‚ употребление отдельных грамматических форм имен существительных, прилагательных (в рамках изученного);

  • склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных;

  • употребление отдельных форм имен существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разряду одушевленности – неодушевленности;

  • словоизменение отдельных форм множественного числа имени существительного‚ глаголов 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;

  • формообразование глаголов совершенного и несовершенного вида‚ форм глаголов в

  • повелительном наклонении;

  • употребление имен прилагательных в формах сравнительной степени‚ в краткой форме‚ употребление в речи однокоренных слов разных частей речи;

  • согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание;

  • согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода;

  • согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного и существительным;

  • согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными;

  • построение словосочетаний по типу согласования;

  • управление предлогов благодаря, согласно, вопреки;

  • употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением;

  • построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;

  • определение типичных грамматических ошибок в речи;

  • различение вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающихся по смыслу‚ литературных и разговорных форм глаголов‚ причастий‚ деепричастий‚ наречий;

  • различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;

  • правильное употребление имѐн существительных, прилагательных, глаголов с учѐтом вариантов грамматической нормы;

  • правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учѐтом смысловых и стилистических особенностей;

  • редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;

  • выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи;

  • соблюдение основных норм русского речевого этикета:

  • этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; употребление формы «он»;

  • соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета;

  • соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;

  • использование в общении этикетных речевых тактик и приѐмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии;

  • использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;

  • соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

  • понимание активных процессов в русском речевом этикете;

  • соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);

  • соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе);

  • использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей употребления;

  • использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного произношения слова;

  • вариантов произношения;

  • использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

  • использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы;

  • в процессе редактирования текста;

  • использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.


3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной

коммуникации):

  • владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;

  • классифицировать фактический материал по определѐнному признаку;

  • выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;

  • умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста:

  • устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;

  • определять начало и конец темы;

  • выявлять логический план текста;

  • проведение анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем;

  • основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные/ дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные);

  • владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста, приѐмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д., основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации

(аннотация, конспект);

  • использование графиков, диаграмм, схем для представления информации;

  • владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;

  • уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;

  • участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;

  • умение строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад;

  • принимать участие в учебно-научной дискуссии;

  • владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника;

  • побуждения собеседника к действию;

  • информирования об объекте;

  • объяснения сущности объекта, оценки;

  • создание устных и письменных текстов описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение;

  • создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации);

  • оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;

  • создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности;

  • оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме;

  • чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров (девиз, слоган, путевые записки, проблемный очерк, тексты рекламных объявлений);

  • чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.);

  • определение фактуальной и подтекстовой информации текста, его сильных позиций;

  • создание объявлений (в устной и письменной форме), деловых писем;

  • оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения их эффективности, понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их;

  • оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.


В результате изучения родного языка на базовом уровне обучающийся должен

Знать

  • основные базовые знания по культуре речи, ключевые понятия (литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические), средства языка и уметь ими пользоваться;

  • коммуникативные качества речи и тенденции развития языка;


Уметь

  • правильно оценивать языковые факты и отбирать языковые сред­ства в зависимости от содержания, сферы и условий общения;

  • понимать назначение стилей речи;

  • правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целя­ми, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой об­щения;

  • анализировать тексты различной функционально-стилевой ориентации с целью выявления используемых языковых средств на всех уровнях структу­ры языка;

  • обнаруживать ошибки на всех уровнях структуры языка;

  • составлять официальные документы;

  • оформлять рефераты;

  • овладеть способами исследовательской деятельности;

  • владеть этикетными нормами и нормами поведения в типичных ситуациях;

  • владеть навыками публичного выступления

  • вести деловую беседу, участвовать в полемике.

Речь и речевое общение

Выпускник научится:


  • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;


  • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;


  • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;


  • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;


  • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.


Выпускник получит возможность научиться:


  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;


  • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.


Речевая деятельность

Выпускник научится:


  • различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;


  • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;


Выпускник получит возможность научиться:


  • анализировать и комментировать речь в устной форме.


Чтение


Выпускник научится:

    • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;


    • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;


    • отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.


Выпускник получит возможность научиться:


    • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;


    • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ,


  • том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Выпускник научится:


  • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);


  • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;


  • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.


Выпускник получит возможность научиться:


  • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;



Письмо

Выпускник научится:


  • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности;


  • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;


  • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.


Выпускник получит возможность научиться:

  • писать рефераты;


  • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты.



Текст

Выпускник научится:


  • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.


Выпускник получит возможность научиться:


  • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты со спецификой употребления в них языковых средств.


Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

  • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера,


научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

  • речи; оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;


  • исправлять речевые недостатки, редактировать текст;


  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.


Выпускник получит возможность научиться:


  • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;



  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.


Общие сведения о языке

Выпускник научится:

  • характеризовать основные социальные функции русского языка в России.



  • определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;


  • оценивать использование основных изобразительных средств языка.



Язык и культура

Выпускник научится:


  • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;


  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского родного языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;


  • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.


  • Выпускник получит возможность научиться: характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя русского родного языка.


2.3 Система оценки планируемых результатов; виды и формы контроля.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Утверждены на заседании МО учителей русского языка и литературы

(протокол №1 от 26 августа 2019 года)

Основой выставления оценок по родному языку являются «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку», опубликованные в кн.«Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык» - М., «Просвещение», 2007г.

Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования.

Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

  1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели,

макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.

При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: уровень обязательной подготовки и уровень возможностей. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

Направления проектной деятельности обучающихся.

Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся – формирование компетентности работать на достижение планируемого результата.

Пять основных задач:

  • Формирование универсальных учебных и исследовательских действий.

  • Освоение продуктивно-ориентированной деятельности.

  • Овладение знаниями и навыками целенаправленной творческой деятельности и развитие творческих способностей.

  • Формирование рациональных моделей поведения.

  • Совершенствование навыков сотрудничества.

Проектная деятельность. Любая самостоятельная, социально значимая и организованная деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные инициативы, интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии оценки результата, поддержанная культурой деятельности обучающихся, традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами.

Типы проектов:

  • Информационный проект. Этот тип проекта направлен на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении. Его цель – обучение участников проекта целенаправленному сбору информации, её структурированию, анализу и обобщению.

  • Учебно-исследовательский проект. Совпадает с характеристиками учебно-исследовательской деятельности, дополненной традиционными признаками проекта. Может быть предметным, межпредметным или ориентированным на содержание научного направления, не входящего в перечень школьных предметов. Основная цель – формирование метапредметных результатов и представлений.

  • Социальный проект. Целенаправленная социальная (общественная) практика, позволяющая обучающимся выбирать линию поведения в отношении социальных проблем и явлений. Является удобным средством формирования социального опыта, социальных компетентностей и компетенций обучающихся, овладения основными социальными ролями, помогает осваивать правила общественного поведения.

  • Игровой проект. Является создание, конструирование или модернизация на основе предметного содержания.

  • Ролевой проект. Является подтипом игрового. Реконструкция или проживание определенных ситуаций, имитирующих социальные или игровые отношения


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по родному языку

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.


Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Примечание. Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК

За учебную четверть и учебный год ставятся итоговые оценки. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года)большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую деятельность оценивались баллом «2».

Формы контроля

В процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля:


  • устный опрос,

  • письменный опрос,

  • различные виды пересказа,

  • различные виды чтения,

  • практические работы по содержанию изучаемого материала,

  • тестовые задания,

  • творческие задания,

  • а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений;

  • участие в беседе, диалоге на лингвистическую тему;

  • устное высказывание на лингвистическую тему;

  • самостоятельная работа;

  • тест.


При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:

урок-коммуникация,

урок-исследование,

урок-практикум,

урок контроля.


Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:

Активные методы обучения

Игровые технологии

Исследовательская технология обучения

Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Метод проектов

Технологии уровневой дифференциации

Информационно-коммуникационные технологии

Здоровьесберегающие технологи

Технология «Перевёрнутый класс»



Примерные темы проектных и исследовательских работ

  1. Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине

  2. мира.

  3. Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.

  4. Из этимологии фразеологизмов.

  5. Из истории русских имѐн.

  6. Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.

  7. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.

  8. Словарик пословиц о характере человека, его качествах, словарь

  9. одного слова; словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.

  10. Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия

  11. городов моего края/России».

  12. Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в

  13. русском языке.

  14. Мы живем в мире знаков.

  15. Роль и уместность заимствований в современном русском языке.

  16. Понимаем ли мы язык Пушкина?

  17. Этимология обозначений имен числительных в русском языке.

  18. Футбольный сленг в русском языке.

  19. Компьютерный сленг в русском языке.

  20. Названия денежных единиц в русском языке.

  21. Интернет-сленг.

  22. Этикетные формы обращения.

  23. Как быть вежливым?

  24. Являются ли жесты универсальным языком человечества?

  25. Как назвать новорождѐнного?

  26. Межнациональные различия невербального общения.

  27. Искусство комплимента в русском и иностранных языках.

  28. Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского

  29. языков).

  30. Этикет приветствия в русском и иностранном языках.

  31. Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в

  32. современных СМИ.

  33. Сетевой знак @ в разных языках.

  34. Слоганы в языке современной рекламы.

  35. Девизы и слоганы любимых спортивных команд.

  36. Синонимический ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель –

  37. врачеватель. Что общего и в чѐм различие.

  38. Язык и юмор.

  39. Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах.

  40. Подготовка сборника «бывальщин», альманаха рассказов, сборника

  41. стилизаций, разработка личной странички для школьного портала и др.

  42. Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть

  43. убедительным в споре» «Успешное резюме», «Правила информационной

  44. безопасности при общении в социальных сетях» и др.



Практические работы

9б класс


Раздел

Контрольное тестирование

1

Язык и культура

1


2

Культура речи

1


3

Речь. Речевая деятельность. Текст

1



ВСЕГО

3











3. Тематическое планирование

по родному языку

Класс: 9б


Количество часов: всего 30 часов; в неделю 1 час.




п/п

Название раздела или темы

Тема урока

Кол-во часов

Дата



План

Факт


Язык и культура (10)



1 чет.



1


Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение)

1

02.09


2


Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их

национально-историческая значимость

1


09.09


3


Крылатые слова и выражения

(прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов

1


16.09


4


Развитие языка как объективный процесс

1


23.09


5


Внешние и внутренние факторы языковых изменений, активные процессы в современном русском языке

1


30.09


6


Стремительный рост словарного состава языка, «неологический

бум» – рождение новых слов

1


07.10


7


Изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка

1


14.10


8


Создание новой фразеологии

1


21.10


9


Активизация процесса заимствования иноязычных слов

1

2 чет.

11.11


10


Контрольное тестирование (входная диагностика)

1


18.11



Культура речи (10)






11


Основные орфоэпические нормы современного русского

литературного языка

1


25.11



12


Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных

орфоэпических словарях

1


02.12



13


Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм

1


09.12



14


Основные лексические нормы современного русского

литературного языка

1


16.12



15


Типичные ошибки‚

связанные с нарушением лексической сочетаемости

1


23.12



16


Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные

ошибки‚ связанные с речевой избыточностью

1

3 чет.

13.01



17


Основные грамматические нормы современного русского

литературного языка. Типичные грамматические ошибки

1

20.01



18


Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической и грамматической нормы в современных словарях

1

27.02



19


Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Этикет

Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии

1

03.02



20


Контрольное тестирование (промежуточная диагностика)

1

10.02



Речь. Речевая деятельность. Текст (10)






21


Язык и речь. Виды речевой деятельности. Контактное и дистантное общение

1

17.02



22


Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при

общении в социальных сетях

1

02.03



23


Текст как единица языка и речи.

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект

1

16.03



24


Использование

графиков, диаграмм, схем для представления информации

1

4 чет.

30.03



25


Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка

1

06.04



26


Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные

элементы и языковые особенности

1

13.04



27


Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта

1

20.04



28


Публицистический стиль. Проблемный очерк

1

27.04



29


Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном

произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты

1

18.05



30


Контрольное тестирование (итоговая диагностика)

1

25.05




Согласовано: Согласовано:

Руководитель МО учителей Заместитель директора по УВР

русского языка и литературы

____________/И.А.Панчехина/ ____________/Н.Г.Светикова/ Протокол №1 от 26.08.2019 г. 28.08.2019 г.