СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному языку для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данной рабочей программой может пользоваться учитель родного языка для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку для 9 класса»

 





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Родной русский язык»

для 9 класса

на 2018 – 2019 учебный год.

Ступень ___________



68 часов за учебный год









г. Усть-Джегута

2016 г.


1. Пояснительная записка


Рабочая программа по родному русскому языку составлена на основе следующих нормативных документов:

1. ФГОС НОО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373) – для 1-4 классов; или ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) – для 5-9 классов.

  1. Образовательная программа образовательного учреждения (утверждена приказом от ______ № ________);

  2. Учебный план ОУ (утверждён приказом от____ № ____);

  3. Годовой календарный учебный график ОУ (утверждён приказом от____ № ____);

  4. Примерные программы по учебным предметам. Родной русский язык. – 5 -9 классы. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2011.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников на 201_ -201_ учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ Приказом Минобрнауки от ____________№______.


Состав УМК:



Автор учебника

Название учебника

Издательство

Год издания

Под редакцией Ю.С.Пичугова

Русский язык.Практика.

9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений

Москва: Дрофа

2013


Данная рабочая программа по родному (русскому) языку для 9 класса предусматривает изучение русского языка на базовом уровне. Методологической основой данной программы служат Рабочие программы по русскому 5-11 классов по программам Т.М. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, А.И. Власенкова, - М.,: Глобус, 2012. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Методы создания программы:

  • анализ психологической, лингвистической, педагогической и методической литературы;

  • наблюдение за учебным процессом;

  • анализ документов Министерства образования и науки.

Принципы, лежащие в основе построения настоящей рабочей программы:

  • системности, научности и доступности;

  • преемственности и перспективности между различными разделами курса;

  • принципы единства:

  • личностно – ориентированные (развитие, творчество, психологическая комфортность);

  • деятельностно – ориентированные (деятельность, смысловое отношение к миру, адаптивность, переход от совместной учебно – познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика).

Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.


Цели и задачи обучения родного русского языка в 9 в классе соответствует планируемым результатам, сформулированным в рабочей программе.


Целями обучения предмета «Родной русский язык» в 9в классе является :


  • -повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе (5-8 классы). Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется синтаксису: словосочетанию и сложному предложению, пунктуации в сложных предложениях. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

  • Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.

  • Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.

  • Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

  • Применение знаний и умений в жизни.

Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д., направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».

Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены формированию конкретных умений и навыков.


Основными задачами обучения являются:

  • Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.

  • Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой.

  • Формирование у детей чувства языка.

  • Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой.

  • Сообщение необходимых знаний и формирование учебно – языковых, речевых, правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно, выразительно говорить, читать и писать на родном языке.


Содержание учебного предмета «Родной русский язык» способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание:


Русский язык как отражение духовной жизни народа. (1 ч)

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (6 ч + 3 ч)

Понятие « литературный» язык.Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи. Сложносочиненные предложения (5 ч + 3 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм

Сложноподчиненные предложения (15+7ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения (6+2 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (2+1ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (6+6ч )

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Синтаксические средства экспрессивной речи. (1+1ч)


Содержание учебного предмета «Родной русский язык» способствует реализации программы развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся образовательной программы ОУ. Учебный предмет «Родной русский язык» является приоритетным для формирования УУД.


В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.


Содержание учебного предмета «Родной русский язык» способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся (отражено в календарно-тематическом планировании) и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом. Реализуемые приоритетные элементы программы развития смыслового чтения.

В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются:

  • диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, «Проверяю себя»);

  • тест;

  • проверочная работа с выборочным ответом;

  • комплексный анализ текста;

  • подробное и выборочное изложение;

  • изложение с элементами сочинения-рассуждения;

  • сочинение - описание памятника;

  • сочинение на морально-этическую тему;

  • публичное выступление по общественно-важным проблемам;

  • сочинение-рассказ на свободную тему;

  • устное высказывание на лингвистическую тему.



Формы обучения, используемые в учебном процессе: комбинированный урок; урок – беседа, повторительно – обобщающий урок, урок – исследование, урок – лекция, урок – семинар, урок – практикум, урок развития речи и др.

Методы и приемы обучения, используемые в учебном процессе: обобщающая беседа по изученному материалу, различные виды разбора (фонетический, лексический, орфографический, грамматический, словообразовательный, лексико – фразеологический, морфологический, синтаксический, лингвистический, речеведческий); виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта); составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа); наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; письмо под диктовку; комментарии орфограмм и пунктограмм.

Формы организации образовательного процесса: классно – урочная система обучения с использованием объяснительно – иллюстративных, репродуктивных, частично – поисковых, проектно – исследовательских методов обучения; внеурочная деятельность: проведение декады гуманитарных наук, участие во Всероссийской лингвистической игре «Русский медвежонок», в олимпиадах по русскому языку разного уровня, участие в Тотальном диктанте.

Виды деятельности учащихся на уроке:

оценивание устных и письменных высказываний / текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

взаиморецензирование;

анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

разные виды разбора (фонетический, лексический, орфографический, грамматический, словообразовательный, лексико – фразеологический, морфологический, синтаксический, лингвистический, речеведческий);

лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей зыка;

разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста (просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно – изучающее, ознакомительно – реферативное и др.);

аудирование;

информационная переработка устного и письменного текста (составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста, составление тезисов, редактирование);

создание текстов разных функционально – смысловых типов, стилей, жанров (реферирование; докладирование; рецензирование, аннотирование);

создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно – научной, социально – культурной и деловой сферах общения, с учетом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

участие в дискуссии;

создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учетом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

составление орфографических, пунктуационных упражнений, словарных диктантов самими учащимися;

работа с различными информационными источниками (учебно – научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленной в электронном виде, конспектирование);

составление в электронном виде таблиц, тренажеров, тестов под руководством учителя.



2. Общая характеристика учебного предмета

(отражена в образовательной программе образовательного учреждения. См. приложение 1)


3. Описание места учебного предмета в учебном плане в классе

На изучение данного предмета отводится 2 часа в неделю, что при 34 учебных неделях составит 68 часов в год.


4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Родной русский язык» на ступени обучения.

Личностными результатами освоения основной программы по родному(русскому) языку учащимися 9 класса являются:

  • понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа;

  • осознание эстетической ценности русского языка;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств.

Метапредметными результатами освоения основной программы по родному (русскому) языку учащимися 9 класса являются:

  • владение всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение):

  • понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информацией);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт – диски учебного назначения, ресурсы Интернета);

  • свободно пользоваться словарями различных видов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способствовать к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  • говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог – расспрос, диалог – побуждение, диалог – обмен мнениями; сочетание разных видов диалога);

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом, участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способствовать использованию родного языка как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, бурятского, литературы и др.);

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого – либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально – культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения основной программы по родному( русскому )языку учащимися 9 класса являются:

  • представления об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основных научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная, монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический, официально – деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи; функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение; текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  • опознавание и анализ единиц языка, грамматических категорий языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  • понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Предметные результаты освоения учебного предмета «Родной русский язык» в 9в классе отражены в календарно-тематическом планировании.


Приложение.

ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.

Оценивание устных ответов:

Отметка «5»

Ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично.

Отметка «4»

Ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок. 

Отметка «3»

Ставится за ответ,  который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.

Отметка «2»

Ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы.

Отметка «1»

Ставится за полное отсутствие ответа.


Оценивание тестовых работ учащихся

Если тестовые задания содержат не более 10 вопросов с выбором одного правильного ответа, то за каждый правильный ответ даётся 1 балл, и соответственно на:

Отметка «5» - 9-10 баллов;

Отметка «4» - 7-8 баллов;

Отметка «3» - 5-6 баллов;

Отметка «2» - 1-4 балла;

Отметка «1» - полное отсутствие ответа.


Если в тесте содержится более 10 вопросов, то отметки выставляются в соответствии со следующими процентами выполнения работы:

Отметка «5» - 90 – 100 %;

Отметка «4» -70-89 %;

Отметка «3» -50- 69 %;

Отметка «2» - 1-49 %;

Отметка «1» - полное отсутствие ответа.

Оценивание результатов обучения по русскому языку

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. Нормы оценки призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; объем различных видов контрольных работ; количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: знание полученных сведений о языке; орфографические и пунктуационные навыки; речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

  • полнота и правильность ответа;

  • степень осознанности, понимания изученного;

  • языковое оформление ответа.


Отметка «5» ставится, если ученик:


  • полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

  • обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

  • излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ

  • удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет,

  • и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:


  • излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

  • не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

  • излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает

  • незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала,

  • допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

  • Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает

  • полное незнание или непонимание материала.


Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается:


для 5 класса

90-100 слов

для 8 класса

120-150 слов

для 6 класса

100-110 слов

для 9 класса

150-170 слов.

для 7 класса

110-120 слов

для 10 -11 класса

170-200 слов


(При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)


Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:


для 5 класса

15 - 20 слов

для 8 класса

30 - 35 слов

для 6 класса

20 - 25 слов

для 9 класса

35 - 40 слов.

для 7 класса

25 - 30 слов

для 10 -11 класса

45 - 50 слов


Оценивание контрольного словарного диктанта


«5» - ошибки отсутствуют;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями.

В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать: убрать


в 5 классе

12 (10) различных орфограмм и 2-3 пунктограммы

в 8 классе

24 (15) различных орфограмм и 10 (6-7) пунктограмм

в 6 классе

16 (12) различных орфограмм и 3-4 пунктограммы

в 9 классе

24 (15) различных орфограмм и 15 (6-7) пунктограмм

в 7 классе

20 (12) различных орфограмм и 4-5 пунктограмм

в 10 -11 классах

30 (15) различных орфограмм и 20 (8-9) пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3-х предыдущих уроках).


В диктантах должны быть вновь изучаемые орфограммы:

в 5 классе

не более 5 (2)слов

в 6-7 классах

не более 7 (3) слов

в 8-9 классах

не более 10 (5)различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались

в 10-11 классах

не более 20(6) различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.


До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  • в переносе слов;

  • на правила, которые не включены в школьную программу;

  • на еще не изученные правила;

  • в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

  • в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например:

  • «рапотает» (вместо «работает»),

  • «дулпо» (вместо «дупло»),

  • «мемля» (вместо «земля»).


При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

  • в исключениях из правил; - убрать

  • в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

  • в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  • в случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

  • В написании Ы и И после приставок;

  • в случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной как...; ничто иное не...; не что иное как... и др.);

  • в собственных именах нерусского происхождения;

  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются), в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.

Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.




Отметка «5» выставляется

за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки (0/0; 0/1).

Отметка «4» выставляется

при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Отметка «4» может выставляться

при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные (2/0; 1/3; 0/4).


Отметка «3» выставляется

за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

В 5 классе допускается выставление Отметка «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках.

Отметка «3» может быть поставлена также

при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки (4/4; 3/5; 0/7).


Отметка «2» выставляется

за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.


При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является:

  • для отметки «4» - 2 орфографические ошибки;

  • для отметки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок);

  • для отметки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:


Отметка «5» ставится

если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится

если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Отметка «3» ставится за работу

если ученик выполнил не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу

если ученик не выполнил более половины заданий.

Отметка «1» ставится

если ученик не выполнил ни одного задания.


Примечание. 

Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

  • Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

  • Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

  • Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

  • Отметка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».


Оценка сочинений и изложений


Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в 5-11 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Рекомендуется следующий примерный объем сочинений:


в 5 классе

0,5 – 1,0 страницы

в 8 классе

2,0 – 3,0 страницы

в 6 классе

1,0 – 1,5 страницы

в 9 классе

2,5 3,0 – 4,0 страницы

в 7 классе

1,5 – 2,0 страницы

в 10 -11 классах

2,5-3 4,0-6,0 страницы


К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка. С помощью сочинений и изложений проверяются:

  • умение раскрывать тему;

  • умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

  • соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками:

  • первая ставится за содержание и речевое оформление,

  • вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе.

В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.



Отметка «5»


  • Содержание работы полностью соответствует теме.

  • Фактические ошибки отсутствуют.

  • Содержание излагается последовательно.

  • Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  • Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

  • В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

  • Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4»


  • Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  • Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  • Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  • Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  • Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

  • В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

  • Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Отметка «3»


  • В работе допущены существенные отклонения от темы.

  • Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  • Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  • Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  • Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

  • В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

  • Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Отметка «2»


  • Работа не соответствует теме.

  • Допущено много фактических неточностей.

  • Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

  • Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  • Нарушено стилевое единство текста.

  • В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

  • Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Отметка «1»


  • В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

  • Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

  • При оценке сочинения также необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.


Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы.

Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3;

«3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Оценка обучающих работ (домашних и классных)

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающихся работ учитывается:

  • степень самостоятельности учащегося;

  • этап обучения;

  • объем работы;

  • четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, отметки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для отметки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


Содержание учебного предмета


Перечень и название раздела и тем курса

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Раздел 1.

Русский язык как отражение духовной жизни народа.

1

Читают разные тексты, определяют тему, заглавие, основные мысли, членят текст на абзацы. Выявляют проблематику текстов. Пересказыва­ют сжато тексты на тему урока. Рассуждают на публицистическую тему. Пишут выборочное изложение по тексту об учёном.

Раздел 2.

Повторение пройденного в 5-8 классах.

6

Повторить понятия и термины раздела «Морфемика и словообразование», способы образования слов, порядок морфемного и словообразовательного разборов, углубить полученные знания по морфемике и словообразованию, познакомить с новыми понятиями («аффикс», «префикс», «интерфикс»); развивать умение различать морфемы в составе слова и определять их значение, совершенствовать навыки аргументированного изложения своей точки зрения, логическое мышление; воспитывать интерес к  изучаемому предмету.

Раздел 3.

Сложные предложения. Культура речи.

1

Формирование  и систематизация понятий основного элементарного курса грамматики: предложение,  предложение сложное (СП), грамматическая основа, смысловые связи.

Раздел 4.

Сложносочинённые предложения.


5

Повторить и обобщить знания о группах сложносочинённых предложений по значению и союзам, о знаках препинания между частями сложносочинённых предложений, о построении схем ССП.

Раздел 5.

Сложноподчинённые предложения.


18

Формирование умений находить главное  и придаточное предложения; определять место придаточного, его связи с главным; производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочинённых сложноподчинёнными; правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Раздел 6.

Бессоюзные сложные предложения.


6

  • Формировать навыки грамотного письма (подготовка к экзамену);

  • работа по развитию речи (подготовка к экзамену);

  • сформировать понятие о БСП как единстве предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов;

  • научить отличать БСП от сложных союзных


Раздел 7.

Сложные предложения с различными видами связи.

3

Актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной;формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания;


Раздел 8.

Синтаксические средства экспрессивной речи.

3

Повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка;

совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы;


Раздел 9.

Систематизация и обобщение изученного.

6

Закрепить полученные знания о СПП;формировать умения находить придаточные предложения в составе СПП;

тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

систематизировать знания учащихся с целью подготовки к ГИА.


Итого


68




































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 9 В КЛАССЕ

ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ


урока

Кол-во часов

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Форма контроля


план

факт

1

1



Русский язык как отражение духовной жизни народа.

Практикум

Анализ текста

2

1



Понятие « литературный» язык

Лекция


Анализ текста

3

1



Стилистическое использование различных типов простого предложения.

Лекция


Анализ текста

4

1



Стилистическое использование различных типов простого предложения.

Лекция


Анализ текста

5

1



Стилистическое использование порядка слов.

Лекция


Работа с текстом.

6

1




Основные виды сложных предложений.

Лекция


Самостоятельная работа

7

1



Союзы и значения ССП

Лекция


Работа в группах

8

1



Знаки препинания в ССП.

Практикум

Цифровой диктант

9

1



Знаки препинания в ССП.

Практикум

Цифровой диктант

10

1



Повторим орфографию.Приставки

Практикум

Распределительный диктант

11

1



Повторим орфографию.Суффиксы.

Практикум

Распределительный диктант

12

1



Написание сжатого изложения.

Развитие речи

Изложение

13

1



Повторим орфографию

Практикум

Словарный диктант

14

1



Строение сложноподчинённого предложения.

Лекция


Конспект

15

1



Подчинительные союзы и союзные слова.

Практикум

Цифровой диктант

16

1



Подчинительные союзы и союзные слова. Роль указательных слов в подчинении предложении.

Практикум

Анализ предложений.

17

1



Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

Лекция


Работа с текстом

18

1



Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.


Практикум

Тест

19

1



Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.


Практикум

Тест

20

1



Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.


Практикум

Тест

21

1



Повторение изученного по теме « СПП».

Практикум

Тест

22

1



Виды придаточных предложений.

Лекция


Работа с карточками

23

1



Придаточные подлежащные и сказуемные.

Практикум

Цифровой диктант

24

1



Придаточные определительные

Практикум

Зрительный диктант

25

1



Придаточные изъяснительные.

Практикум

Работа с карточками

26

1



Придаточные обстоятельственные.

Практикум

Тест

27

1



Придаточные обстоятельственные.

Практикум

Тест

28

1



Написание сжатого изложения.

Развитие речи

Изложение

29

1



Значения сложных бессоюзных предложений.

Лекция

Лекция


30

1



Урок-практикум « Сложное предложение».

Практикум

Тест.

31

1



Придаточные места и времени.

Практикум

Работа с карточками

32

1



Придаточные условия.

Практикум

Цифровой диктант

33

1



Придаточные причины

Практикум

Зрительный диктант

34

1



Придаточные сравнительные.

Практикум

Работа с карточками

35

1



Придаточные следствия.


Практикум

Тест

36

1



Придаточные присоединительные.

Практикум

Тест

37

1



Типы придаточных в СПП. Обобщение изученного.

Практикум

Тест

38

1



СПП с несколькими придаточными.

Практикум

Цифровой диктант

39

1



СПП с несколькими придаточными.

Практикум

Зрительный диктант

40

1



СПП с несколькими придаточными.

Практикум

Работа с карточками

41

1



Написание сжатого изложения.

Развитие речи

Изложение

42

1



Повторим пунктуацию. Знаки препинания в предложениях с однородными членами).

Практикум

Работа с карточками

43

1



Повторим пунктуацию.Пунктуация в предложених с вводными словами.

Практикум

Работа с карточками

44

1



Значения бессоюзных сложных предложений.

Практикум

Работа с карточками

45

1



Запятая и точка с запятой в БСП.

Практикум

Самостояте-льная работа

46

1



Двоеточие в БСП.

Практикум

Работа с карточками

47

1



Двоеточие в БСП.

Практикум

Работа с карточками

48

1



Тире в БСП.


Практикум

Тест

49

1



Тире в БСП.


Практикум

Тест

50

1



Повторение пунктуации в простом предложении.

Практикум

Работа с карточками

51

1



Повторение орфографию.Корень.

Практикум

Работа с карточками

52

1



Повторение орфографию.Окончание.

Практикум

Цифровой диктант

53

1



Анализ текста « Сосна-великанша».

Развитие речи

Анализ текста

54

1



Сложные предложения с разными видами связи.

Лекция


Работа с карточками

55

1



Сложные предложения с разными видами связи.

Практикум

Тест

56

1



Стилистическое использование различных типов сложного предложения.

Практикум

Работа с текстом.

57

1



Способы передачи чужой речи.

Практикум

Словарный диктант

58

1



Предложение с прямой речью.

Практикум

Работа в группах с текстом

59

1



Предложение с прямой речью.

Практикум

Работа в группах с текстом

60

1



Предложения с косвенной речью.

Практикум

Работа с текстом

61

1



Предложения с косвенной речью.

Практикум

Работа с текстом

62

1



Цитаты и способы цитирования.

Практикум

Самостоятельная работа с текстом

63

1



Цитаты и способы цитирования.

Практикум

Самостоятельная работа с текстом

64

1



Цитаты и способы цитирования.

Практикум

Самостоятельная работа с текстом

65

1



Контрольный диктант

« Достопримечательности Москвы».

Контроль знаний

Диктант

66

1



Анализ диктанта.

Параллельные синтаксические конструкции.

Практикум

Тест

67

1



Синтаксические средства экспрессивной речи.

Практикум

Работа с текстом.

68

1



Повторение изученного за курс 9 класса.

Практикум

Работа с текстом.
































Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1.Учебные пособия других авторов, используемые учителем для подготовки к учебным занятиям:


Автор

Название

Издательство

Год издания

1.

Голуб И.Б.

Сочинения и изложения без репетитора.

М.:ВЛАДОС

2013

2.

  • Львова С.И.

Работа со схемами таблицами по орфографии и пунктуации.

М.: Просвещение

2014


2.Методическая литература:


Автор

Название

Издательство

Год издания


1.

Богданова Г.А.


Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. – 3-е изд.


М.: Просвещение,


2011


2.

Бунеева Е.,Комиссарова Л.Ю.

Русский язык.9 класс.методические рекомендации для учителя.

М.: БАЛАСС

2010


3. Учебные пособия других авторов, используемые учеником для подготовки к учебным занятиям:

1.


Мультимедийные пособия

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.




2.

Комиссарова Л.Ю.,Текучёва В.И.

Краткий справочник по русскому языку для школьников 5-9 классов.

М.: БАЛАСС

2010

3


Словари русского языка.





Источники контрольно-измерительных материалов

п/п

Название

Автор

Выходные данные

1.

1С: русский язык .9 класс

Под редакцией О.Руденко-Моргун


2.

Материалы фестиваля « Портфолио» и « Открытый урок»




Анализ выполнения программы


Параметры

Учебный период

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

Кол-во часов

%

Кол-во часов по программе







Проведено фактически








Разница в часах










Причины





































Выполнение программы








Дата выполнения








Подпись учителя























ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ


Дата внесения изменений, дополнений

Тема урока

Причина

изменений в программе

Способ корректировки

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись