СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному языку (русскому)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по родному языку (русскому) разработана  на 17 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку (русскому)»

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УР __________Кобыльникова Е.Э.

«___» _______20___г.



УТВЕРЖДЕНА

приказом МОУ «СОШ

№ 4 им. Ю.А. Гагарина»

от 31.08.2022№ ___


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 им. Ю.А. Гагарина»

городского округа «Котлас»





Рабочая программа педагога

по учебному предмету

«Родной язык» (русский)

3 класс

2022-2023 учебный год







Учитель начальных классов

высшей квалификационной

категории

Бачина Наталья Николаевна







Принято

на заседании ШМО

учителей начальных классов

протокол от «___» __________202___ г. № 1

руководитель ШМО ______ / Тросюк Е.Ю.



п. Вычегодский

2022 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» разработана на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012  г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее  — Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 3 августа 2018  г. № 317-ФЗ «О  внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“»;

Закона Российской Федерации от 25 октября 1991  г. № 1807-I «О  языках народов Российской Федерации» (в  редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009  г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в  редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015  г. № 1576);

приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010  г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015  г. № 1577).

основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6  октября 2009  г. № 373 «Об  утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015  г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

УМК:

1.Русский родной язык. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019

2. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования

3. Поурочные разработки по русскому родному языку.3 класс : пособие для учителя / Т.Н. Ситникова. – 2-е изд.,эл. – 1 файл pdf : 225 с. – Москва : ВАКО, 2021. – (В помощь школьному учителю). – Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст: электронный.

Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю, 34 недели).


Содержание учебного предмета


п/п

Название разделов

Количество

часов по программе

1

Русский язык: прошлое и настоящее

10

2

Язык в действии

5

3

Секреты речи и текста

2

Итого

17 часов

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (10 часов)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда  — ложь, друг  — недруг, брат  — братство  — побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История моего имени и фамилии (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

Раздел 2. Язык в действии (5 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён существительных).

Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа).

Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных. Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (2 часа)

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и  т. п.).

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение предмета «Русский родной язык» в 3  классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 3 классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В  конце третьего года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

• при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми;

слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);

распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения;

наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;

использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;

осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

• при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

правильно употреблять отдельные формы множественного числа имён существительных;

пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

• при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:

отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

создавать тексты-повествования об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами;

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;

приводить объяснения заголовка текста; редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.







Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы


п/п

Тема урока

Ключевые воспитательные задачи

Количество

часов

Русский язык: прошлое и настоящее (10 часов )

1

Где путь прямой, там не езди по кривой.

- формирования эмоционально-ценностного (личностного) отношения к усваиваемому учебному материалу;

- поощрение, поддержка инициативы и усилий ребенка в познавательной деятельности.

- воспитание интереса к учению, к процессу познания, создание и поддержание интереса активизации познавательной деятельности обучающихся;

создание ситуации успеха, в особенности – для обучающихся, имеющих низкие образовательные результаты / имеющих затруднения в обучении.

- установление доверительных отношений между учителем и учениками;

- воспитание интереса к учению, к процессу познания, создание и поддержание интереса активизации познавательной деятельности обучающихся;

.1

2

Кто друг прямой, тот брат родной.

1

3

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

1

4

Сошлись два друга - мороз да вьюга.

1

5

Ветер без крыльев летает.

1

6

Какой лес без чудес.

1

7

Дело мастера боится.

1

8

Заиграйте, мои гусли...

1

9

Что ни город, то норов.

1

10

У земли ясно солнце,

у человека - слово.

1

Язык в действии (5 часов)

11

Для чего нужны суффиксы.

- формирования эмоционально-ценностного (личностного) отношения к усваиваемому учебному материалу;

- поощрение, поддержка инициативы и усилий ребенка в познавательной деятельности.

- воспитание интереса к учению, к процессу познания, создание и поддержание интереса активизации познавательной деятельности обучающихся;

1

12

Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке?

1

13

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?

1

14

Как изменяются имена существительные во множественном числе?

1

15

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

1

Секреты речи и текста (2 часа)

16

Создаем тексты-рассуждения.

- формирования эмоционально-ценностного (личностного) отношения к усваиваемому учебному материалу;

- поощрение, поддержка инициативы и усилий ребенка в познавательной деятельности.

- воспитание интереса к учению, к процессу познания, создание и поддержание интереса активизации познавательной деятельности обучающихся;

- воспитание интереса к учению, к процессу познания, создание и поддержание интереса активизации познавательной деятельности обучающихся;

1

17

Создаем тексты-повествования

1




















































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарно – тематическое планирование


п/п


Тема урока

Количество

часов

Русский язык: прошлое и настоящее (10 часов)

1(1)


Где путь прямой, там не езди по кривой.

Текущий, фронтальный контроль.

2 (2)


Кто друг прямой, тот брат родной.

Текущий, фронтальный контроль.

3 (3)


Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

Текущий, фронтальный контроль.

4 (4)


Сошлись два друга - мороз да вьюга.

Текущий, фронтальный контроль.

5 (5)


Ветер без крыльев летает.

Текущий, фронтальный контроль, самостоятельная работа.

6 (6)


Какой лес без чудес.

Текущий, фронтальный контроль.

7 (7)


Дело мастера боится.

Текущий, фронтальный контроль.

8 (8)


Заиграйте, мои гусли...

Текущий, фронтальный контроль.

9 (9)


Что ни город, то норов.

Текущий, фронтальный контроль.

10 (10)


У земли ясно солнце,

у человека - слово.

Текущий, фронтальный контроль.

Язык в действии (5 часов)

1 (11)


Для чего нужны суффиксы.

Текущий, фронтальный контроль.

2 (12)


Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке?

Текущий, фронтальный контроль.

3 (13)


Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?

Текущий, фронтальный контроль.

4 (14)


Как изменяются имена существительные во множественном числе?

Текущий, фронтальный контроль.

5 (15)


Зачем в русском языке такие разные предлоги?

Текущий, самостоятельная работа.

Секреты речи и текста (2 часа)

1 (16)


Итоговая проверочная работа.

Контроль знаний.

2 (17)


Создаем тексты-рассуждения.

Создаем тексты-повествования

Текущий, фронтальный контроль.





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Контрольно – измерительные материалы

Итоговая проверочная работа

«Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка»


Задание 1 (за каждое слово – 1 балл).

– Образуйте с помощью суффиксов однокоренные имена существительные.

Река – … (Речка, речник, речушка, реченька.)

Задание 2 (за каждое слово – 0,5 балла).

– Напишите, как называется профессия мастера.

мотор – … (моторист)

баян – … (баянист)

стол – … (столяр)

сапог – … (сапожник)

кран – … (крановщик)

касса – … (кассир)

рыба – … (рыбак)

машина – … (машинист)

Задание 3 (за каждое слово – 0,5 балла).

– Образуйте с помощью суффиксов слова, обозначающие большой и маленький предметы. Запишите их в два столбика.

Папка, рука, рыба, друг.

Ответ.

Большой Маленький

папище папочка

ручища ручка

рыбина рыбка

дружище дружок

Задание 4 (за каждое слово – 1 балл).

– Подберите к имени существительному имя прилагательное, чтобы оно соответствовало оценочному суффиксу. Запишите.

… котище

… собачонка

… старуха

… ребеночек

… домишко

Задание 5 (за каждый суффикс – 1 балл).

– Запишите уменьшительно-ласкательные суффиксы. (-к-,-еньк-, -ок-, -ик-, -чик-, -очк-, -ушк-.)

Задание 6. Аукцион (за каждое слово – 1 балл).

– Назовите имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.

Задание 7. Игра «Раскрой скобки» (за каждое слово – 1 балл).

– Заполните пропуски в тексте, поставив слова из скобок в нужной форме.

1) Сегодня нас водили в сад. Там много фруктов. Мы наелись (мандарин, яблоко, груша и апельсин).

После этого мы обедали в столовой. Нам приготовили вкусное блюдо из жареных (кабачок) и (баклажан). А я попросил к нему тарелку отварных (макароны). Затем мы гуляли в саду по траве без (ботинки и сапоги).

(Мандаринов, яблок, груш, апельсинов, кабачков, баклажанов, макарон, без ботинок, без сапог.)

2) У бабушки нет с собой (очки). (Очков.)

У Маши нет красных (туфли). (Туфель.)

У меня нет (ножницы). (Ножниц.)

Лена потеряла (один (одну) тапки). (Одну тапку.)

Задание 8. Игра «Говорим правильно» (за каждое слово –1 балл).

– Прочитайте слова с правильным ударением.

Торты, туфля, банты, шарфы, шоферы, порты, алфавит.



















































ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Инструментарий для оценивания результатов

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

Критерии оценивания

Процесс контроля и оценки в курсе «Русский родной язык» имеет особенности, которые связаны с целями изучения этого курса. Курс не направлен на заучивание каких-либо фактов из истории языка  — приоритетной целью является формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а  через него  — к родной культуре. Чрезмерная формализация и стандартизация контроля может вызвать обратный эффект.

В  ходе текущей проверки знаний целесообразно использовать критериальное оценивание на основе критериев, которые заранее согласованы с учениками. Объектом оценки является письменное или устное высказывание (сообщение) отдельного ученика или группы учеников.

Критериальное оценивание  — это прежде всего коммуникация «ученик  — ученик», содержанием которой является определение степени освоения того или иного умения. Роль учителя в таком оценивании существенно меняется: он только способствует тому, чтобы ученики удерживали основную цель коммуникации-оценивания  — помочь однокласснику научиться лучше говорить, читать, писать, слушать. Именно одноклассники и учитель становятся своеобразным зеркалом, позволяющим ученику увидеть, оценить свои усилия, обнаружить пробелы в своём опыте и понять, что делать дальше, чтобы улучшить результаты. А  это означает, что ученик активно включается в  своё обучение, у него существенно повышается мотивация. Для учителя критериальное оценивание  — это:

1) основа для оценки-поддержки учеников, а не жёсткий контроль;

2) способ получить информацию о том, как учится каждый ученик (такая информация нужна для поиска 66 наиболее эффективных методов обучения конкретного ученика, конкретного класса);

3) возможность дать ученикам обратную связь в виде развёрнутого высказывания о том, как они осваивают содержание курса.

Чтобы оценивание было продуктивным, оно должно отвечать следующим требованиям.

1. В  качестве критериев оценки используются те умения, которые осваивает ученик на уроке. Например, для оценки устного сообщения ученика может быть такой набор критериев: точность (вся информация передана без искажения), ясность (говорить так, чтобы тебя понимали одноклассники), чёткость (не торопиться, не «съедать окончания», без запинок) и т. п.

2. Критерии вырабатываются совместно с учениками, они должны быть сформулированы кратко и обязательно на «детском» языке.

Когда ребёнок использует «своё» слово, осмысленное им в коммуникации с учителем и другими детьми, он легко восстанавливает содержание критерия. Ученики предлагают не только сами критерии, но и форму их краткой записи, что позволяет оперативно делать пометы в тетради или на оценочном листе. Например, «детские» критерии оценки могут выглядеть так: «Я»  — ясность изложения, «Ч»  — чёткость речи и т. д. Ученики также делают пометы при выслушивании сообщения одноклассников, например: «?»  — есть вопрос и т. п. При отсутствии развитого навыка письма, например у первоклассников, краткая запись даёт возможность сэкономить время, не упустив ничего важного.

3. В  1 и 2 классах для оценки по критериям у ребёнка должны быть своеобразные «опоры»  — вопросы, иллюстрации и т. п. Например, после работы с текстом педагог предлагает выполнить задание в парах: «Опираясь на прочитанный текст, подготовьте два коротких устных сообщения. Подготовить эти сообщения вам помогут вопросы». Для подготовки каждого из сообщений педагог предлагает по шесть вопросов, ответы на которые и составляют основу сообщения. После того как сообщения готовы, педагог каждому ребёнку выдаёт оценочный лист  — таблицу с вопросами, рядом с которыми ученик, выслушивая сообщение одноклассника, ставит галочку, если в сообщении дан ответ на вопрос, и какой-то значок, отражающий правильность ответа. Затем дети в паре обсуждают, какой информации не было в сообщении, какая передана не совсем точно, ищут эту информацию в тексте. Далее на основании этого оценочного листа идёт общая оценка сообщения по таким критериям:

1) На все ли вопросы удалось ответить?

2) Вся ли информация передана верно?

3) Удалось ли рассказать уверенно, чётко, ясно?

Если у ребёнка что-то не получилось, то нужно очень доброжелательно обсудить, как ему можно помочь. Учитель, наблюдая работу учеников на уроке, отмечает продуктивные образцы взаимодействия в паре, группе (типы помощи друг другу) и делает их предметом обсуждения всего класса. Выделение таких способов и умение построить их обсуждение в классе, чтобы другие дети смогли ими воспользоваться,  — важная учительская задача.

4. Критерии должны изменяться. Если все ученики в классе освоили какое-то умение, например «говорить чётко», то данный критерий больше не используется для оценки; появляется новый, связанный с умением, которое осваивается в данный момент. Слишком общие критерии конкретизируются.

5. Критические замечания должны высказываться в форме совета.

Основная цель оценки  — стимулировать осмысленное обсуждение устного сообщения или письменного текста, дружеское взаимодействие в группе, поэтому на уроке сначала обсуждается то, что получилось хорошо, а критические замечания каждый стремится сделать в мягкой форме. Этому надо специально обучать детей, поэтому сначала учитель помогает формулировать «щадящие» высказывания, обращает внимание на самые удачные, постепенно дети смогут делать это сами. Обратная связь  — ключевая цель критериального оценивания. Качественная обратная связь обязательно показывает, что уже умеет делать ученик, какие затруднения у него возникают и как он может с ними справиться.

Обратная связь может быть представлена в разных формах. Прежде всего это устное оценочное высказывание, которое содержит три структурных элемента: похвалу (что получилось), замечание (что пока не получается), совет (что сделать, чтобы получилось). Например, устное оценочное высказывание может быть таким: «Таня, ты сегодня написала интересно про медведя, особенно про его танец. Но ты забыла про музыкантов. Посмотри на третью картинку! Допиши предложение в текст. А  в следующий раз, чтобы не забыть, сравни картинки и текст. В  черновике отметь предложения, которые описывают картинку».

Эту форму устной оценки ученики осваивают в 1 и 2  классах, а затем используют на протяжении всей начальной школы. Наряду с устным оценочным высказыванием появляется письменная фиксация в тетради оценочных шкал или особые фразы («кто молодец», «кому хочу дать совет»). Кроме того, ученики осваивают оценивание с помощью значков («плюс», «минус», «полуплюс» и др.), которые они показывают однокласснику после его выступления. Этот тип оценивания нужно активно использовать на уроке. Выступающий видит оценки всех одноклассников, но может сам обратиться к тем детям, чьё обоснование оценки хочет услышать. Для оценивания устного сообщения группы по критериям можно использовать шкалы с магнитами. Шкалы нарисованы на доске и подписаны. Каждая шкала отражает один из критериев, по которым идёт оценивание, например, на доске может быть представлено три шкалы: «чёткость», «ясность», «уверенность». Одна группа делает сообщение, другая группа оценивает выступление, передвигая магниты по соответствующим шкалам. В  случае необходимости комментирует (аргументирует) свою оценку.

Поскольку взаимооценка при работе в паре, группе (этап подготовки) и при предъявлении результатов классу  — неотъемлемый элемент каждого урока, ученики достаточно быстро овладевают содержанием критериев и умеют их применять. Через некоторое время эти критерии становятся опорой для самооценки. Появляются такие оценочные суждения по отношению к собственному действию: «Я  сегодня рассказал всё чётко, но неинтересно, слова выбрал трудные», «Рассказ про игрушку я напи сала лучше, чем про город, и ничего не забыла», «Забываю ставить восклицательные знаки. Что делать?» и т. п. Эти суждения  — индикатор того, что стратегия работы в классе выбрана верно, что у ребёнка формируется адекватная самооценка, которая побуждает его к самостоятельному преодолению возникших трудностей.

Таким образом, введение критериального оценивания на уроках русского родного языка в начальной школе  — один из ключевых факторов, влияющих не только на формирование устной и письменной речи младшего школьника, но и на становление учебной самостоятельности. Для учителя, осознающего важность критериального оценивания, ученик  — это равноправный партнёр, помогающий взрослому наставнику эффективно выстроить учебное взаимодействие, активно строящий своё обучение.

Основным видом промежуточного и итогового контроля является представление учащимися подготовленных ими проектных заданий. Оценивается и качество выполнения проектного задания, и представление его перед классом. Как и при оценивании других сообщений, при оценивании подготовленного проекта предпочтение отдаётся качественной доброжелательной оценке, позволяющей учащемуся при подготовке и представлении следующего проекта учесть результаты предыдущего выступления. Такой подход к контролю позволяет соединить усвоение содержательной части разделов программы «Русский язык: прошлое и настоящее» и «Язык в действии» с развитием речевых умений (устного выступления, письменной творческой работы), отрабатываемых в разделе «Секреты речи и текста».

Оценивать выполнение представленных проектных заданий также целесообразно по критериям, которые обсуждены с учениками и понятны им. Это могут быть такие критерии:

1) глубина раскрытия темы проектного задания, использование знаний из других областей;

2) доказательность представленного материала, обоснованность выводов;

3) качество оформления проектного задания, если оно выполнено письменно;

4) чёткость и ясность представления проектного задания перед классом;

5) содержательность и аргументированность ответов на вопросы одноклассников.

По каждому из критериев, используемых при оценивании проектного задания, выставляется балл. Можно использовать такой подход к выставлению баллов:

2 балла высокий уровень

1 балл средний уровень

0 баллов низкий уровень

Далее баллы суммируются, и выставляется общий балл за выполнение проектного задания. При необходимости перевода балла в школьную отметку педагог самостоятельно разрабатывает шкалу перевода. Безусловно, большинству первоклассников сложно сразу самостоятельно выполнять проектные задания, аналогичные приведённым, поэтому в течение первого года обучения можно использовать и разнообразные проверочные задания, в том числе в тестовой форме. Важно, чтобы эти задания не носили слишком формальный характер и не приводили к заучиванию.

В  последующих классах также можно использовать разнообразные проверочные задания, чётко осознавая, что важно не допускать формального подхода, провоцирующего учащихся на механическое запоминание определённых фрагментов учебного пособия.