Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новомирская средняя общеобразовательная школа Азовского района
РАССМОТРЕНО методическим советом _________ С.А.Ведерина Протокол №1 от 18.08.2022 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________С.А.Ведерина 26.08.2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _________Н.П.Тегляй Приказ от 30.08.2022 №136 М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному языку (русскому)
для 3 класса на 2022-2023 учебный год
Уровень общего образования начальное общее образование
Общее количество часов 34
Количество часов в неделю 1
Учитель: Маяцкая Инна Анатольевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория
п. Новомирский
Азовского района Ростовской области
2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский) для 3 класса составлена на основании Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, авторской программы О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Л.А. Рябина, О.В. Соколова, М: Просвещение, 2020 год и учебно-методического комплекса:
Русский родной язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Авторы: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов и др.- М.: Просвещение, учебная литература, 2020 год.- 144 с
Нормативно-правовые документы, на основе которых разрабатывалась рабочая программа:
Приказ Минпросвещения России от 06.10.2009 г. № 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573)
Методические рекомендации – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278827/2a682f0091a7354a5b60bd9e8e699b237680585c/
Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Общая характеристика учебного предмета «родной язык (русский)»
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Содержание предмета «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса.
В содержании предмета «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка. Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Задачами данного курса являются: совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции; изучение исторических фактов развития языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются три блока. Первый блок — «Русский язык: прошлое и настоящее» —включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок — «Язык в действии» — включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок — «Секреты речи и текста» — связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Цели изучения учебного предмета «родной язык (русский)»
Целями изучения русского родного языка являются:
осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского народа; понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;
овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков народов России; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете; овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного предмета «Родной язык (русский)» в учебном плане
Программа по родному (русскому) языку для 3 класса составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
3 класс (34 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (17 часов)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); связанные с обучением. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов). Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.
Раздел 2. Язык в действии (9 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (8 часов)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Различные виды чтения (изучающее и поисковое) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа.
Приёмы работы с примечаниями к тексту. Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Соотношение частей прочитанного или прослушанного текста: установление причинно-следственных отношений этих частей, логических связей между абзацами текста. Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление первоначального и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение родного языка (русского) в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации основных направлений воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа; обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка;
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
использовать учебный орфоэпический словарь для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определять языковые особенностей текстов;
создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.
В конце третьего года изучения курса русского родного языка в начальной школе учащиеся при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» научится:
распознавать слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры (кухня, одежда);
определять лексическое значение слова, в том числе опираясь на контекст;
понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
понимать значение русских пословиц и поговорок, фразеологизмов, связанных с изученными темами;
находить значение русских традиционных сказочных образов, эпитеты и сравнения;
приобретут опыт поиска информации о происхождении слов
при реализации содержательной линии «Язык в действии» научится:
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
определять лексическое значение слова, в том числе опираясь на контекст, подбирая синонимы, антонимы;
различать слова, употребленные в прямом и переносном значении;
употреблять слова в словосочетании и предложении;
находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать звуки, слова, части речи, словосочетания, предложения;
усовершенствуют навыки орфографического оформления текста.
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научится:
различать этикетные формы обращения, приветствия, просьбы, похвалы, благодарности, утешения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
анализировать информацию из прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты;
владеть различными приемами чтения и слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи;
оценивать свою речь с точки зрения соблюдения языковых норм;
читать и понимать тексты о русской национальной культуре, о культуре народов России;
рассказывать о русских народных традициях, богатстве русского языка.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Даты изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
| Русский язык: прошлое и настоящее. | 17 | 2 | 5 | 02.09-30.12 | Узнают о общении людей, устной и письменной речи. Знакомятся с понятием «россказни». Изучают стандартные обороты речи для участия в диалоге. Тренируются в диалоге. Узнают о общении людей, устной и письменной речи. Знакомятся с понятием «диалекты». Узнают новые слова, обозначающие предметы традиционно русского быта: что как называлось (бус, омуль, глухомань, чаща, роща, изба, терем, хоромы, опушка, майник и др.). Знакомятся с понятиями «мастер», «ямщик». Узнают русские народные пословицы со старинными словами, объясняют их смысл. Знакомятся с понятием «смычок», «куга», «балакать». Узнают русские народные пословицы со старинными словами, объясняют их смысл. Знакомятся с понятием «закорма», «Кремль», «горододелец». Узнают русские народные пословицы со старинными словами, объясняют их смысл. Знакомятся с понятием «затон», «дубравушка», «лебёдушка». Узнают русские народные пословицы со старинными словами, объясняют их смысл. Узнают новые слова, обозначающие предметы традиционно русского быта: что как называлось (лад, мать, семья, отец, батя и др.). Знакомятся с секретами речи: понятия «добросердечный», «добродушный», «доброжелательный» и др. Знакомятся новыми фразеологизмами, ищут их в тексте, подбирают в текст необходимые. Узнают новые заимствованные слова, их смысл и лексическое значение. | Устный опрос. Письменный контроль. Контрольная работа. Практическая работа. | uchi.ru resh.edu.ru education.yandex.ru |
| Язык в действии. | 9 | 1 | 2 | 13.01-17.03 | Знакомятся с ролью суффиксов в словах. Знакомятся с понятием рода имен существительных, а также с родами частей речи других народов. Знакомятся с понятием числа имен существительных. Знакомятся с понятием множественного числа имен существительных. Знакомятся с ролью предлогов в словах русского языка. Знакомятся с образование форм глагола в русском языке. Сравнивают значения словосочетаний и предложений, находят близкие по значению слова, находят слова со сложными прилагательными. Знакомятся с понятиями «пунктуация», «однокоренными словами». Учатся расставлять знаки препинания в текстах. | Устный опрос. Письменный контроль. Контрольная работа. Практическая работа. | uchi.ru resh.edu.ru education.yandex.ru |
| Секреты речи и текста. | 8 | 1 | 5 | 31.03-19.05 | Учатся составлять тексты рассуждения, аргументировать свой ответ. Учатся редактировать тексты различных видов и жанров. Учат правила при диалоге, придумывают свои диалоги, исправляют в диалогах ошибки друг у друга. Повторяют понятия «тема текста», «основная мысль текста». Находят в текстах тему и основную мысль. Учатся пересказывать текст по картинному плану. Учатся пересказывать текст по плану по вопросам. | Устный опрос. Письменный контроль. Контрольная работа. Практическая работа. | uchi.ru resh.edu.ru education.yandex.ru |
Поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения |
всего | контрольные работы | практические работы | план | факт |
| Где путь прямой, там не езди по кривой. | 1 | | | 02.09 | |
| Кто друг прямой, тот брат родной | 1 | | | 09.09 | |
| Дождик вымочит, а красно солнышко высушит | 1 | | 1 | 16.09 | |
| Сошлись два друга – мороз да вьюга. | 1 | | 1 | 23.09 | |
| Ветер без крыльев летает. | 1 | | | 30.09 | |
| Какой лес без чудес. Слова, называющие растения | 1 | | | 07.10 | |
| Дело мастера боится. | 1 | | 1 | 14.10 | |
| Проверочная работа за 1 четверть по теме «Такие разные слова» | 1 | 1 | | 21.10 | |
| Заиграйте, мои гусли… | 1 | | | 28.10 | |
| Что ни город, то норов | 1 | | | 11.11 | |
| У земли ясно солнце, у человека - слово | 1 | | 1 | 18.11 | |
| Не стыдно не знать, стыдно не учиться. | 1 | | | 25.11 | |
| Вся семья вместе, так и душа на месте. | 1 | | | 02.12 | |
| Красна сказка складом, а песня – ладом. | 1 | | | 09.12 | |
| Красное словцо не ложь. | 1 | | 1 | 16.12 | |
| Контрольная работа за 1 полугодие. | 1 | 1 | | 23.12 | |
| Язык языку весть подаёт. | 1 | | | 30.12 | |
| Для чего нужны суффиксы? | 1 | | 1 | 13.01 | |
| Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке? | 1 | | | 20.01 | |
| Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? | 1 | | | 27.01 | |
| Как изменяются имена существительные во множественном числе? | 1 | | 1 | 03.02 | |
| Зачем в русском языке такие разные предлоги? | 1 | | | 10.02 | |
| Трудно ли образовывать формы глагола? | 1 | | | 17.02 | |
| Можно ли об одном и том же сказать по-разному? | 1 | | | 03.03 | |
| Проверочная работа за 3 четверть по теме «Части речи» | 1 | 1 | | 10.03 | |
| Как и когда появились знаки препинания? | 1 | | | 17.03 | |
| Создаем тексты рассуждения | 1 | | 1 | 31.03 | |
| Учимся редактировать тексты. | 1 | | 1 | 07.04 | |
| Создаём тексты-повествования. | 1 | | 1 | 14.04 | |
| Задаём вопросы в диалоге. | 1 | | | 21.04 | |
| Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста. | 1 | | 1 | 28.04 | |
| Учимся составлять план текста. Учимся пересказывать текст. | 1 | | 1 | 05.05 | |
| Контрольная работа за курс 3 класса. | 1 | 1 | | 12.05 | |
| Учимся оценивать и редактировать тексты. | 1 | | | 19.05 | |