СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 3 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе учебника Русский родной язык. Вербицкая Л.А., Богданов С. И. 2019 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку (русскому) для 3 класса.»

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Планируемые результаты освоения программы по родному (русскому) языку на уровне начального общего образования.

В результате изучения родного (русского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

Гражданско-патриотическое воспитание:

-становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;

-осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

-сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;

-уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;

-первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях.

-Духовно-нравственное воспитание:

-признание индивидуальности каждого человека с использованием собственного жизненного и читательского опыта;

-проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

-неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка).

-Эстетическое воспитание:

-уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

-стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова, осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

-Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

-соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;

-бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.

-Трудовое воспитание:

-осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений.

-Экологическое воспитание:

-бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

-неприятие действий, приносящих ей вред.

-Ценности научного познания:

-первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира), познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

 В результате изучения родного (русского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

-сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;

-объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;

-определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы;

-находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения, анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

-выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

-устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

-сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев), проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования), формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

-прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

-выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

-согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

-распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

-соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

-анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

-понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде, проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

-признавать возможность существования разных точек зрения;

-корректно и аргументированно высказывать своё мнение, строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

-создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

-подготавливать небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

-подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

-планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

-выстраивать последовательность выбранных действий.

У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

-устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

-соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

-находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибки;

-сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся, объективно оценивать их по предложенным критериям.

У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

-формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

-проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

-ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;

-выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

К концу обучения обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по родному (русскому) языку:

-распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми, с качествами и чувствами людей, родственными отношениями);

-распознавать русские традиционные сказочные образы, понимать значения эпитетов и сравнений в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;

-осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

-использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

-понимать значения русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными темами, правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

-понимать значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем), осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

-соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

-соблюдать при письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

-произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

-выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

-проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

-заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

-выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

-редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок;

-соблюдать изученные орфографические и пунктуационные нормы при записи собственного текста (в рамках изученного);

-пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;

-пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

-пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;

-различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

-владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

-использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;

-выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;

-строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

-владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

-владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

-анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

-соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;

-составлять план текста, не разделённого на абзацы;

-приводить объяснения заголовка текста;

-владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

-работать с текстом: пересказывать текст с изменением лица;

-создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

-создавать текст как результат собственного мини-исследования, оформлять сообщение в письменной форме и представлять его в устной форме;

-оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

-редактировать предлагаемый письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

-редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы, сопоставлять первоначальный и отредактированный тексты.



2.Содержание курса

3 класс (34 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (13 часов)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь).

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).


Раздел 2. Язык в действии (10 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.


Раздел 3. Секреты речи и текста (10 часов)

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.).

Раздел 4. Резервное время (1 час).



3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Тема

По рабочей программе

Модули воспитания

Кол-во часов

Кол-во к.р.

Проекты

1.Школьный урок.

2.Ключевые общешкольные дела.

1.

Русский язык: прошлое и настоящее

13 ч

1

2

1.Школьный урок.

2.Ключевые общешкольные дела.

2.

Язык в действии

10 ч

1


1.Школьный урок.

2.Ключевые общешкольные дела.


3.


Секреты речи и текста


10 ч

1


1.Школьный урок.

2.Ключевые общешкольные дела.

4.

Резервное время.

1 ч



1.Школьный урок.

2.Ключевые общешкольные дела.


Итого:

34 ч

3

2























Поурочное планирование

п/п

Дата по

плану

Дата по

факту

Тема урока

Кол-во

часов




Русский язык: прошлое и настоящее (13 ч)


1



Где путь прямой, там не езди по кривой. Пословицы, поговорки в современной ситуации речевого общения.

1

2



Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

1

3



Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления. Образные названия солнышка, дождя.

1

4



Сошлись два друга – мороз да вьюга. Образные названия мороза, вьюги.

1

5



Ветер без крыльев летает. Образные названия ветра.

1

6



Какой лес без чудес. Образные названия растений.


7



Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

1

8



Проектное задание: «Откуда в русском языке эта фамилия»

1

9



Заиграйте мои гусли. Слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь).

1

10



Что ни город, то норов. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

1

11



У земли ясно солнце, у человека – слово. Эпитеты и сравнения. Списывание отрывка фольклорного текста с творческим заданием.

1

11



Проектное задание: «История моего имени и фамилии»

1

13



Контрольная работа по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее»

1




Язык в действии (10 ч)

1

14



Как правильно произносить слова.

1

15



Для чего нужны суффиксы. Многообразие суффиксов как специфика русского языка

1

16



Изложение по рассказу Л.Толстого «Котенок»

1

17



Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка.

1

18



Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам.

1

19



Как изменяются имена существительные во множественном числе? Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных

1

20



Редактирование письменных текстов с целью исправления грамматических и орфографических ошибок

1

21



Зачем в русском языке такие разные предлоги? Нормы правильного и точного употребления предлогов

1

22



Восстановление деформированного теста «Зяблик с колечком» (По Н. Сладкову) с творческими дополнениями

1

23



Контрольная работа по разделу

1




Секреты речи и текста (11 ч

1

24



Особенности устного выступления

1

25



Создание мини-доклада о народном промысле «Дымковская игрушка»

1

26



Типы текста. Текст - рассуждение

1

27



Сочинение-рассуждение по пословице «При солнышке тепло, при матушке добро» с использованием различных способов аргументации

1

28



Учимся редактировать тексты

1

29



Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы

1

30



Текст – повествование. Структура текста.

1

31



Творческая работа. Создание заметки о путешествии по городам России

1

32



Творческая работа. Создание заметки о посещении краеведческого музея.

1

33



Итоговая контрольная работа

1

34



Резервный урок.

1

























Оценочно- методические материалы



Предмет

Класс

Программа

Методиче-

ские реко-

мендации,

поурочные

разработки

Учебник

Электронные ресурсы

Русский родной язык

3

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования авторского коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л. А., О.В. Соколова

УМК авторского коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л. А., О.В. Соколова

Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И. Русский родной язык. 3 класс. Учебное пособие.- М.: Просвещение


1.. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info

2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru


3. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru

4.Образовательная платформа "Учи.ру".















График оценочных процедур


1

Контрольная работа по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее»



2

Изложение по рассказу Л.Толстого «Котенок»



3

Контрольная работа по разделу



4

Итоговая контрольная работа