Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» для 4 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона № 273-ФЗ 29.12.2012 года «Об образовании в РФ»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями и дополнениями;
Образовательной программы ООО МОУ Новоуренской СШ (Утверждена приказом директора школы №___ от________________)
1.2 Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год на изучение родного языка (русского) в 4 классе отводится 1 час в неделю в первом полугодии, всего 16 часов.
1.3. УМК
При составлении рабочей программы использовался учебно - методический комплект:
1.3.1. для учителя:
- О.М. Александрова Родной русский язык 4 класс учебник М.: «Просвещение» 2019 г.
1.3.2. для обучающихся:
- О.М. Александрова Родной русский язык 4 класс учебник М.: «Просвещение» 2019 г.
1.3.3. электронные ресурсы:
http://school-collection.edu.ru
http://nachalka.info/about/193
www.festival.1september.ru
www.km.ru/education
http://mon.gov.ru./proekt/ideology
http://www.nsc.1september.ru
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
2.1. Личностные:
у обучающихся будут сформированы
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
- внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
2.2. Метапредметные
2.2.1 Познавательные
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделирование различных языковых единиц (слово, предложение);
- использование на доступном уровне логических приемов мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделение существенной информации из небольших читаемых текстов;
- вычитывание всех видов текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- использование словарей, справочников;
- построение рассуждения;
- перерабатывание и преобразование информации из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- использование разных видов чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное.
2.2.2 Регулятивные
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
2.2.3 Коммуникативные
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
2.3. Предметные:
2.3.1. Ученик научится:
распознавать и вести этикетный диалог;
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
находить по абзацным отступам смысловые части текста;
выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника.
2.3.2. Ученик получит возможность научиться:
- распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- определять лексическое значение слова.
3. Содержание учебного предмета
(1 ч в неделю в первом полугодии, всего 16 ч, из них 0 ч — резервное время)
Раздел Русский язык: прошлое и настоящее (9 часов)
В основу раздела положена система лингвистических понятий: традиционные эпитеты, фразеологизмы, многозначные слова, заимствованные слова. Работа со словарями русского языка. Поиск родственных слов в тексте. Объяснение значений пословиц о семье («Семья крепка ладом», «Дом согревает не печь, а любовь и согласие»). Знакомство с диалогами-прибаутками. Нахождение и объяснение фразеологизмов в тексте( идти гуськом, хорош гусь, как с гуся вода, гусь лапчатый). Понятие интернациональных слов(телескоп ,микроскоп, автомобиль, автограф, термометр).
-анти- (греч.)-«против»: антивирус, антициклон, антинаучный.
-слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око, шуйца, десница );
-слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко, кальчуга, шлем, науши, бармица, );
-слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д)
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие слова (например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит).
Практическая работа № 1 Проект «Пословицы с устаревшими словами в картинках»
Раздел Язык в действии (4 часа)
В данном разделе изучаются формы глагола (победить, убедить, дудеть, галдеть и др.), синонимические конструкции (словосочетания и предложения: нора лисы - лисья нора, сок из яблок - яблочный сок; медвежья услуга - неловкая услуга, крокодиловы слезы - притворные слезы ,львиная доля - большая доля), система современной русской пунктуации и история знаков препинания .
Знакомство с этикетными выражениями (слова-просьбы, слова-благодарности, слова-извинения, слова-приветствия, слова-прощания). Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова.
Практическая работа № 2 «Знаки препинания»
Раздел Секреты речи и текста (4 часа)
В данном разделе рассматриваются тема и основная мысль текста, план текста и редактирование, вопросы в диалоге («На уроке русского языка», «Украшение класса к новогоднему празднику»). Правила диалога.
Виды пересказов. Упражнения в повествовании от первого лица и от третьего, в определении жанра текста и языковых средств.
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой). Редактирование заданных текстов.
Практическая работа № 3 «План текста»
4. Тематическое планирование
№ п\п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Кол-во практических работ (творческих) | Кол-во контрольных работ (итоговых тестов) |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 9 | 1 | - |
2 | Язык в действии | 4 | 1 | - |
3 | Секреты речи и текста | 3 | 1 | - |
| Итого | 16 | 3 | - |