МОУ Удельнинская гимназия
Раменского муниципального района
Московской области
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ Удельнинская гимназия _____________________/Н.А. Арюлина/ Приказ № _____от «___» ______202__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
10а (техн.), 10б (соц.-эк.) классов
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель: Мирошниченко Ирина Михайловна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
2020 – 2021 учебный год
2. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку, Образовательной программы МОУ Удельнинская гимназия и Программы курса «Русский язык». 10—11 классы. Базовый уровень (авт.-сост. Н.Г. Гольцова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020)
Цель обучения русскому языку на уровне среднего общего образования — обеспечить обучающимся возможность освоить содержание предмета и достичь личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС СОО5, а именно:
сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества и государства;
приобщение через изучение русского языка к ценностям национальной и мировой культуры;
способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
свободное использование словарного запаса;
сформированность умений написания текстов по различным темам на русском языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся.
В соответствии с намеченной целью обучающиеся должны решить следующие главные задачи:
овладеть функциональной грамотностью;
сформировать понятия о нормах современного русского литературного языка, системе функциональных стилей и изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
применять полученные знания в речевой практике;
овладеть умением в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях разных стилей и жанров выражать личную позицию и своё отношение к прочитанным текстам;
овладеть умениями комплексного анализа предложенного текста;
овладеть возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;
овладеть навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.
Планируемые результаты
Предметные результаты освоения учебного курса
Обучающийся научится
разграничивать понятия национальный русский язык и русский литературный язык; представлять язык как многофункциональную развивающуюся систему;
использовать знания о формах русского языка (литературном языке, народных говорах, просторечии, профессиональных разновидностях, жаргоне, арго) при создании текстов;
распознавать тексты научного, официально-делового, публицистического стилей и тексты других функциональных разновидностей по их лингвистическим и экстралингвистическим признакам;
анализировать научные (учебно-научные, научно-познавательные), официально-деловые, публицистические тексты и тексты других функциональных разновидностей с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических и синтаксических средств;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспект, выступление, лекция, отчёт, сообщение, аннотация, реферат, доклад, сочинение);
выражать своё отношение к тексту, позиции автора в развёрнутых устных и письменных высказываниях (с аргументацией своей позиции);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных компонентах;
подбирать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из разных (в том числе представленных в электронном виде) источников (учебно-научных текстов, СМИ, официально-деловых текстов, справочной литературы) и представлять её в текстовой форме;
преобразовывать текст в другие виды представления (и передачи) информации; представлять содержание грамматических правил в форме таблиц, алгоритмов, свёрнутых алгоритмических предписаний;
выбирать тему для публичного выступления, определять его цель и в соответствии с этим подбирать материал для публичного выступления; исправлять (редактировать) самостоятельно созданные тексты; выступать перед аудиторией с докладом;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в повседневном бытовом, учебном, научном и деловом общении; различать обязательность, вариативность и допустимость применительно к нормам литературного языка; применять знания о литературных нормах современного русского языка в речевой практике;
оценивать собственную и чужую речь с позиций соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Обучающийся получит возможность научиться :
распознавать уровни и единицы языка (с учётом их признаков) в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; представлять лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на разные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка (на основе выявления его отличительных признаков);
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, новую и уже известную информацию в предложенном для прослушивания тексте;
самостоятельно осуществлять поиск информации (текстовой, нетекстовой), вести отбор нужной информации и анализировать её;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; — владеть умениями и приёмами информационной переработки прочитанных и предложенных для прослушивания текстов и представлять их в форме тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, слушания (аудирования) и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной формах (в том числе при обсуждении дискуссионных проблем);
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
создавать учебно-научные, официально-деловые, публицистические тексты (в устной и письменной формах) и тексты других функциональных стилей с учётом внеязыковых требований к ним и в соответствии со спецификой языковых средств в том или ином функциональном стиле;
осуществлять речевой самоконтроль; владеть навыками самоанализа и самооценки собственной произвольной или воспроизведённой речи;
анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их соответствия виду и ситуации общения, успешности в достижении прогнозируемого результата, анализировать причины коммуникативных неудач, уметь их объяснять и предупреждать их возникновение;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах современного русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели деятельности, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель деятельности достигнута; самостоятельно составлять план деятельности;
определять собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях и формулировать их;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели деятельности для собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения по достижению цели деятельности (с учётом её соответствия гражданским и нравственным ценностям);
оценивать ресурсы (в том числе время и иные нематериальные ресурсы), необходимые для достижения поставленной цели;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленной цели и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
выбирать путь достижения цели и планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
нести ответственность за принятые решения в процессе учебно-исследовательской и проектной деятельности (при выполнении предложенных учителем или самостоятельно выбранных проектов на лингвистические, межпредметные, этнокультурные или поликультурные темы);
организовывать эффективный поиск ресурсов (в том числе информационных), необходимых для достижения поставленной цели; использовать современные возможности информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач (с учётом требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения и информационной безопасности, а также при соблюдении правовых и этических норм);
осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность в процессе достижения цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
Познавательные УУД
Выпускник научится:
искать и находить обобщённые способы решения задач (в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые учебные и познавательные задачи); владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; применять разные методы познания;
осуществлять информационный поиск по заданным критериям; самостоятельно формулировать критерии информационного поиска при изменении (расширении, сужении) направления учебно-исследовательской деятельности; самостоятельно ориентироваться в разных источниках информации;
критически оценивать информацию, полученную из нескольких источников, и интерпретировать на основе разных позиций (аспектов, точек зрения); распознавать противоречия в источниках информации и фиксировать их (на основе выявления главной и второстепенной информации, анализа системы аргументации);
осуществлять мыслительные операции (выдвижение гипотезы; классификация; интерпретация, поиск аналогий; обоснование и опровержение), необходимые при анализе информации по теме учебного исследования (с последующим приобретением устойчивых навыков научного мышления как мышления классами единиц на основе аналитической работы с текстами разной направленности и стилевой принадлежности);
владеть навыками познавательной рефлексии (осознавать характер и специфику совершаемых мыслительных процессов анализа и синтеза, их результатов);
пользоваться разными способами переработки информации и её сжатия (конспектирование, аннотирование, реферирование, тезирование), а также интерпретации и представления информации в разных формах (помимо текстовой) в соответствии с задачами учебного исследования;
использовать разнообразные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений между фактами и явлениями действительности (в том числе языковой и речевой), а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить критические аргументы (в отношении действий других людей, высказываемых ими мнений и суждений); спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям других людей по отношению к своим суждениям и рассматривать их как ресурс для собственного развития;
осуществлять целенаправленный поиск возможностей для переноса средств и способов действия, освоенных при изучении курса русского языка в другие виды учебной и внеучебной деятельности;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию с учётом ограничений со стороны других участников образовательного процесса, а также ресурсных ограничений;
удерживать и/или изменять (при необходимости) достигнутые позиции в познавательной деятельности; осознавать границы своего знания и определять направления их расширения (при постановке новых познавательных задач и определении средств их достижения);
осуществлять познавательную рефлексию как способ осознания степени правильности, целесообразности, эффективности и экологичности совершаемых действий и мыслительных операций (в процессе выполнения проектных и учебно-исследовательских работ, аналитических лингвистических упражнений, аналитико-синтетических заданий к отрывкам из художественных и публицистических текстов нравственно-этической, научной и социально значимой проблематики).
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию со сверстниками и взрослыми (в образовательной организации и за её пределами);
выбирать партнёров для деловой коммуникации с учётом максимальной результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
выполнять разные функции при работе в группе (руководитель, участник — «генератор» идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и др.);
координировать работу в условиях реального, виртуального или комбинированного взаимодействия и выполнять её в этих условиях;
владеть качествами «хорошей» речи как основой для логически последовательного и коммуникативно целесообразного оформления собственных высказываний при изложении своих взглядов, позиций и мнений;
развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения в устной и письменной формах с использованием языковых средств, адекватных предмету описания;
использовать языковые средства научного стиля речи (его учебно-научной разновидности) при оформлении результатов учебного лингвистического исследования (лингвистического наблюдения, проектного задания, итогового лингвистического проекта), а также при создании небольших по объёму устных сообщений на лингвистические темы (в частности, связанные с лингвистическим анализом художественного текста);
организовывать эффективное речевое взаимодействие в процессе совместной деятельности с учётом позиций других её участников (на основе сформированных навыков речевого поведения, адекватного характеру конкретной речевой ситуации); использовать в процессе речевого общения этикетные формулы вежливости; при построении собственных устных и письменных высказываний выбирать языковые средства, уместные в конкретных речевых ситуациях;
распознавать конфликтогенные ситуации;
предупреждать возникновение конфликтов (в условиях невозможности этого прекращать их до вхождения в активную фазу);
организовывать образовательную и деловую коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Личностные результаты
Выпускник научится:
в сфере отношения обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентироваться на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив;
проявлять инициативу, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению;
ставить цели и строить жизненные планы;
отстаивать личное достоинство и собственное мнение;
вырабатывать собственную позицию по отношению к прошлому и настоящему на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
в сфере отношения обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
осознавать свою российскую гражданскую и национальную идентичности в поликультурном социуме;
испытывать чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; патриотизм – осознанную готовность к служению Отечеству и его защите; любовь к малой родине и осознание её ценности;
осознавать неразрывную связь между своим будущим и будущим Отечества;
испытывать уважение к русскому народу, его нравственным ценностям и многовековой культуре; чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
испытывать уважение к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской гражданской и национальной идентичности и главным фактором национального самоопределения;
испытывать уважение к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
в сфере отношения обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу:
испытывать осознанное чувство гражданственности; сформированность гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, который осознаёт свои конституционные права и обязанности, уважает закон и правопорядок, осознанно принимает традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; осознанная готовность к участию в общественной жизни;
иметь готовность к договорному регулированию отношений в группе;
формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики и основанного на диалоге культур и различных форм общественного сознания;
осознавать своё место в поликультурном мире и усваивать формы толерантного поведения в нём;
приобщаться к идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
в сфере отношений с окружающими людьми:
формировать нравственные чувства (чести, долга, справедливости, милосердия, дружелюбия), нравственное сознание и навыки нравственного поведения (на основе усвоения общечеловеческих ценностей и осознания норм толерантного поведения в поликультурном мире);
формировать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принимать гуманистические ценности, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
формировать способность к сопереживанию; позитивное, бережное, ответственное и компетентное отношение к людям;
формировать нравственную позиции в поведении; готовность и способность к осознанному нравственному выбору с позиций Добра;
формировать компетенции сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
в сфере отношения к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки; осознание значимости научного мышления; понимание роли науки в жизни общества;
владеть достоверной информацией о передовых научных достижениях и открытиях (в том числе лингвистических); заинтересованностью в приобретении научных знаний об устройстве мира и общества;
формировать готовность и способность к образованию (в том числе самообразованию) на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
формировать экологическое мышление (применительно к изучаемой предметной области трактуемого как неприменение речевой агрессии и умение предупредить её посредством организации гармонизирующего диалогового взаимодействия);
воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира; ответственность за состояние природных ресурсов; нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; эстетическое отношение к миру;
формировать способность к эстетическому восприятию мира;
осознавать эстетическую ценность художественного текста;
формировать духовно-нравственных ценности;
в сфере отношения к семье и родителям (в том числе подготовка к семейной жизни):
формировать положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства);
осознавать принятие ценностей семейной жизни;
в сфере отношения к труду:
осознанно подходить к выбору будущей профессии как пути к реализации собственных жизненных планов;
формировать потребности трудиться; уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям; добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; способность и готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
ощущать безопасность и психологический комфорт;
осознавать информационную безопасность.
Содержание учебного предмета
Общие сведения о языке
Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России.
Русский язык как один из мировых языков.
Литературный язык как высшая форма существования национального языка.
Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи.
Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.
Лексика. Фразеология. Лексикография
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексикография.
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.
Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.
Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.
Морфемика и словообразование
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.
Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.
Неморфологические способы словообразования.
Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
Морфология и орфография
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Орфография
Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после ц.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч.
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки пре- и при-.
Гласные и и ы после приставок.
Употребление ъ и ь.
Употребление прописных и строчных букв.
Правила переноса слов.
Самостоятельные части речи
Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных.
Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур.
Число имён существительных.
Падеж и склонение имён существительных.
Морфологический разбор имён существительных.
Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний.
Гласные в суффиксах имён существительных.
Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имён прилагательных.
Правописание окончаний имён прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных.
Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.
Правописание суффиксов имён прилагательных.
Правописание н и нн в суффиксах имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Простые, сложные и составные числительные.
Морфологический разбор числительных.
Особенности склонения имён числительных.
Правописание имён числительных.
Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.
Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений.
Правописание местоимений.
Глагол. Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола.
Категория вида русского глагола.
Переходность/непереходность глагола.
Возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное).
Категория времени глагола.
Спряжение глагола.
Две основы глагола. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глаголов.
Правописание глаголов.
Причастие. Причастие как особая глагольная форма.
Признаки глагола и прилагательного у причастий.
Морфологический разбор причастий.
Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий.
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие. Деепричастие как особая глагольная форма.
Образование деепричастий.
Морфологический разбор деепричастий.
Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие. Наречие как часть речи. Разряды наречий.
Морфологический разбор наречий.
Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия, оканчивающиеся на шипящий. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния. Грамматические особенности слов категории состояния.
Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч.
Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи
Предлог. Предлог как служебная часть речи.
Особенности употребления предлогов.
Морфологический разбор предлогов.
Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова. Союз как служебная часть речи. Союзные слова.
Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.
Морфологический разбор союзов.
Правописание союзов.
Частицы. Частица как служебная часть речи.
Разряды частиц.
Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы не и ни, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи.
Междометие. Звукоподражательные слова. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Морфологический разбор междометий.
Правописание междометий.
Функционально-стилистические особенности употребления междометий.
Повторение и обобщение пройденного.
Тематическое планирование
Общие сведения о языке Лексика. Фразеология. Лексикография Фонетика. Графика. Орфоэпия Морфемика и словообразование Морфология и орфография Орфография Самостоятельные части речи Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол. Причастие. Деепричастие. Наречие. Слова категории состояния. Служебные части речи Предлог. Союзы и союзные слова. Частицы. Междометие. Звукоподражательные слова. Повторение и обобщение пройденного. | 2 часа 5 часов 2 часа 2 часа 22 часа 5 часов 1 час 1 час |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические (коррекция) сроки прохождения темы |
I ЧЕТВЕРТЬ |
Общие сведения о языке (2 часа) |
1 | Русский язык — хранитель истории и духовной культуры народа (§ 1) | 01.09-04.09 | |
2 | Язык как система. Уровни языка. Активные процессы в русском языке. Экология языка (§ 2, 3) | 07.09-11.09 | |
Лексика. Лексикология. Лексикография (5 часов) |
3 | Слово и его значение (§ 4, 5) | 14.09-18.09 | |
4 | Изобразительно-выразительные средства русского языка (§ 6) | 21.09-25.09 | |
5 | Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы (§ 7–10) | 28.09-02.10 | |
6 | Происхождение лексики. Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления (§ 11–13) | | |
7 | Фразеология. Лексикография (§ 14, 15) | 05.10-09.10 | |
Фонетика. Графика. Орфоэпия (2 часа) | |
8 | Звуки и буквы (§ 16) | 12.10-16.10 | |
9 | Орфоэпия (§ 17) | 19.10-23.10 | |
Морфемика и словообразование (2 часа) | |
10 | Состав слова (§ 18) | 26.10-30.11 | |
II четверть |
11 | Словообразование. Формообразование (§ 19, 20) | 09.11-13.11 | |
Морфология и орфография (22 часа) |
12 | Принципы русской орфографии (§ 21–23) | 16.11-20.11 | |
13 | Употребление гласных после шипящих и ц (§ 24, 25) | 23.11-27.11 | |
14 | Правописание звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных (§ 26–28) | 30.11-04.12 | |
15 | Правописание гласных и согласных в приставках (§ 29 –31) | 07.12-11.12 | |
16 | Употребление ъ и ь. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса (§ 32–34) | 14.12-18.12 | |
Самостоятельные части речи (12 ч) |
17 | Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний существительных (§ 35, 36) | 21.12-25.12 | |
III ЧЕТВЕРТЬ |
18 | Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных (§ 37, 38) | 11.01-15.01 | |
19 | Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных (§ 39, 40) | 18.01-22.01 | |
20 | Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных (§ 41–43) | 25.01-29.01 | |
21 | Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имён числительных (§ 44–46) | 01.02-05.02 | |
22 | Употребление имён числительных в речи (§ 47) | 08.02-12.02 | |
23 | Местоимение как часть речи. Правописание местоимений (§ 48, 49 | 15.02-19.02 | |
24 | Глагол как часть речи. Правописание глаголов (§ 50, 51) | 22.02-26.02 | |
25 | Причастие как глагольная форма. Правописание причастий (§ 52–54) | 01.03-05.03 | |
26 | Деепричастие как глагольная форма (§ 55) | 15.03-19.03 | |
IV ЧЕТВЕРТЬ |
27 | Наречие как часть речи. Правописание наречий (§ 56, 57) | 29.03-02.04 | |
28 | Слова категории состояния (§ 58) | 05.04-09.04 | |
29 | Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов (§ 59, 60) | 12.04-16.04 | |
30 | Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов (§ 61, 62) | 19.04-23.04 | |
31 | Частица как служебная часть речи. Правописание частиц. Частицы не и ни. Их значение и употребление (§ 63–65) | 26.04-30.04 | |
32 | Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи (§ 66) | 03.05-07.05 | |
33 | Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова (§ 67 | 11.05-14.05 | |
34, 35 | Повторение по курсу 10 класса (итоговый тест) | 17.05-21.05 24.05-28.05 | |
ИТОГО: 35часов |
16
Перечень материально-технического и учебно-методического обеспечения
Библиотечный фонд;
Печатные пособия;
Информационно-коммуникационные средства (мультимедийные программы и электронные учебники);
Экранно-звуковые пособия (видеофильмы, аудиозаписи);
Учебно-практическое оборудование
Учебно-методический комплект
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык: учебник для 10—11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч.
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Контрольные тесты: орфография и пунктуация. 10—11 классы: пособие для учащихся.
Словари и справочники
Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка: грамматические формы. Ударение. – М.: Русский язык, 2001
Макаров В.И. Матвеева Н.Н. Словарь лексических трудностей. – М.: Былина, 2010
Новинская Н.И. Орфоэпический словарь русского языка. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2010.
Розенталь Д. Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 2003 и послед. изд.
Розенталь, Д.Э и др. Справочник по русскому языку. Прописная или строчная? – М.: Мир и образование, 2003
Розенталь, Д.Э . Справочник по русскому языку. Управление в русском языке. – М.: Мир и образование, 2003
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка. М., 2003.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: происхождение слов. М., 2004
Дополнительная литература
Розенталь, Д.Э и др. Секреты стилистики. – М.: Айрис-Пресс, 2007
Богданова Г. А. Русский язык без репетитора: в 2 ч. Ч. 1. Орфография. М., 2012.
Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. М., 2009.
Воронина Н. В., Егорова Т. В. 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку. М., 2013.
Горшков А. И. Русская словесность: от слова к словесности. М., 2010.
Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам: window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: scool-collection.edu.ru
Справочно-информационный портал «Грамота»: www.gramota.ru.
Справочный портал по русскому языку «Культура письменной речи»: www.gramma.ru.
Ф
17
ундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ): feb-web.ru. Федеральный институт педагогических измерений: o ld.fipi.ru.
Электронная версия газеты для учителя «Первое сентября»: ps.1september.ru.
8.Диагностические материалы
Диагностические материалы для подготовки к ВПР, РДР, ОГЭ, ЕГЭ взяты с ресурса СтатГрад.
СОГЛАСОВАНО Протокол №___ заседания кафедры учителей русского языка и литературы от «___» _______________2020 года СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УМР______________ «___» _______________2020 года |