Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Архангельская средняя школа имени А.А. Кудрявцева»
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов _______________________ Жук С.И. Протокол №____от___2018 | Утверждаю Директор школы _______________ Иванчикова О. Н. Протокол № от ____2018 |
Согласовано
Заместитель директора по УВР
________________________
Махалкина Л.Н.
«__» ______ 2018 г.
Принято на МС
________________________
Максимова Л.В.
Протокол № ___ от ____ 2018 г.
Адаптированная рабочая программа для учащихся с ЗПР.
Вариант 7.2
на 2018-2019 учебный год
Предмет: русский язык
Классы: 1- 4
Составитель: учитель начальных классов Малахова Валентина Дмитриевна, первая квалификационная категория.
с. Архангельское
2018г
ОГЛАВЛЕНИЕ.
1.Пояснительная записка………………………………………………………………………………………3
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)…………………………………………………………………………………………………………..4
3. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины … ……………………………………………… 7
4. Тематическое планирование………………………………………………………………………. 13 - 28
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования для учащихся с задержкой психического развития ( Вариант 7.2) Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Архангельская средняя школа имени А. А. Кудрявцева», на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2), авторской рабочей программы предметная линия учебников Канакиной В.П., Горецкого В.Г. Рабочие программы 1- 4классы: пособие для учителя общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011г.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
«Прописи» Н.А.Федосова, В.Г.Горецкий (обучение письму);
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. Москва «Просвещение»
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1. Москва «Просвещение»
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.2. Москва «Просвещение»
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.1. Москва «Просвещение»
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч.Ч.2. Москва «Просвещение»
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч.1. Москва «Просвещение»
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч.2. Москва «Просвещение»
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)
Срок реализации программы – 4 года.
Количество контрольных работ по русскому языку:
Класс Классы | Кол –во к/р диктантов | Кол- во к\р списываний | Кол – во контрольных изложений | итого |
1 | 1 | - | - | 1 |
2 | 6 | 2 | - | 8 |
3 | 9 | 3 | - | 12 |
4 | 9 | 2 | 1 | 12 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Русский язык» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:
расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение;
развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения звуков, слов и т.п.);
улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради, размещение элементов букв выше или ниже опорной строки и т.п.);
улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса, предъявления эталонных речевых образцов;
развитие действий самоконтроля при оценке полученного результата.
Личностные результаты освоения ПРП по учебному предмету «Русский язык» могут проявиться в:
принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;
формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе овладения каллиграфией);
развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).
Метапредметные результаты освоения ПРП по учебному предмету «Русский язык» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);
кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом и пр.);
осуществлять разносторонний анализ объекта (звучащего слова);
сравнивать звуки и буквы по разным классификационным основаниям (гласные-согласные, глухие-звонкие, твердые-мягкие, заглавные-прописные);
обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор слов к схеме, предполагающей стечение согласных);
различать способы и результат действия (записывать слово печатными или письменными буквами);
вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
Учебный предмет «Русский язык» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по представленным ниже направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
– организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме, удержание ручки, расположение тетради и т.п.);
– задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента;
– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;
– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется в умениях:
– слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;
– отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется в понимании роли письменной речи в трансляции культурного наследия.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в стремлении научиться красиво и правильно писать.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
овладение основами грамотного письма;
овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
По итогам обучения в первом классе можно определенным образом оценить успешность достижений обучающихся, хотя какие-либо однозначные выводы делать преждевременно.
В конце первого класса обучающийся:
знает все буквы;
различает гласные и согласные;
выделяет звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные, обозначает их схематически;
делит слово на слоги;
выделяет голосом ударный слог;
называет последовательность слогов и звуков в слове, определяет место звука в слове;
составляет и декодирует схемы слов, предложений;
умеет писать все заглавные и прописные буквы соблюдая правила каллиграфии;
может писать под диктовку слоги и слова с простой слоговой структурой;
может списывать с печатного текста;
употреблять заглавную букву в начале и точку в конце предложения;
использует заглавную букву в именах собственных;
соблюдает правило написания жи-ши, чу-щу, ча-ща;
слушает и понимает задания, небольшие тексты, стихотворения, рассказы;
читает текст по слогам;
может самостоятельно составлять предложения по картинкам, отвечать на поставленный вопрос, задавать вопрос;
умеет самостоятельно составлять небольшие рассказы повествовательного характера с опорой на сюжетную картинку;
переносит знания, полученные на уроках русского языка на оформление решения текстовой задачи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ). Русский язык
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста. Создание небольших собственных текстов по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое
чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев
свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на
пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв,
буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение
разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых
не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного
списывания текста. Проверка написанного при помощи сличения с текстом- образом и послогового
чтения написанных слов.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в
конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках животных.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение
над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография.
Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи.
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок,
материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия.
Гласные и согласные звуки, различение гласных и согласных звуков. Мягкие и твердые согласные
звуки, различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по
твёрдости — мягкости согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки, различение звонких и
глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных
звуков. Ударение, нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Деление слов на
слоги. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный
ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий —
глухой, парный — непарный. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами
современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика.
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения
звуков буквами.
Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Буквы гласных как показатель
твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель
мягкости предшествующего согласного звука. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с
йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Знание алфавита: правильное
название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями,
справочниками, каталогами: умение найти слово в школьном орфографическом словаре по первой
букве, умение расположить слова в алфавитном порядке (например, фамилии, имена).
Состав слова (морфемика).
Общее понятие о частях слова: корне, приставке, суффиксе, окончании. Выделение в словах с
однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Корень, общее понятие о корне слова. Однокоренные слова, овладение понятием «родственные
(однокоренные) слова». Выделение корней в однокоренных (родственных) словах. Наблюдение за
единообразием написания корней (корм — кормить — кормушка, лес — лесник — лесной).
Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Представление о значении суффиксов и приставок. Умение отличать приставку от предлога. Умение
подбирать однокоренные слова с приставками и суффиксами.
Различение изменяемых и неизменяемых слов. Разбор слова по составу.
Морфология. Общие сведения о частях речи: имя существительное, имя прилагательное,
местоимение, глагол, предлог. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Его значение и употребление в речи. Вопросы, различение имён
существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Умение опознавать имена собственные.
Род существительных: мужской, женский, средний. Различение имён существительных мужского
женского и среднего рода.
Изменение имен существительных по числам.
Изменение имен существительных по падежам в единственном числе (склонение). 1, 2, 3-е
склонение, определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3му склонению.
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Умение правильно употреблять
предлоги с именами существительными в различных падежах.
Склонение имен существительных во множественном числе.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Его значение и употребление в речи, вопросы. Изменение имен
прилагательных по родам, числам и падежам, в сочетании с существительными (кроме
прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ов, -ин). Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употреблени
в речи. Личные местоимения 1, 2, 3го лица единственного и множественного числа. Склонение
личных местоимений. Правильное употребление местоимений в речи (меня, мною, у него, с ней, о
нем).
Глагол. Его значение и употребление в речи, вопросы. Общее понятие о неопределенной форме
глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Время глагола: настоящее, прошедшее, будущее. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Лексика1. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова. Умение выделить словосочетания (пары слов), связанные между собой по смыслу (без предлога и с предлогом); составить предложение с изученными грамматическими формами и распространить предложение.
Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Выделение голосом важного по смыслу слова в предложении. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без разделения на виды). Нахождение главных членов предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.Предложения с однородными членами с союзами и (без перечисления), а, но и без союзов. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами, запятая при перечислении. Умение составить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знакомство со сложным предложением. Сложные предложения, состоящие из двух простых. Различение простых и сложных предложений. Запятая в сложных предложениях. Умение составить сложное предложение и поставить запятую перед союзами и, а, но.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи—ши2, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);
безударные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Овладение краткими и полными ответами на вопросы. Составление вопросов устно и письменно. Составление диалогов в форме вопросов и ответов. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (повествование, описание). Составление и запись рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, с помощью вопросов; составление сюжетных рассказов по готовому плану (в форме вопросов, повествовательных предложений). Введение в рассказы элементов описания. Построение устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи).Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.Знакомство с жанрами письма и поздравления.Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.Понятие об изложении и сочинении. Изложение под руководством учителя, по готовому и коллективно составленному плану. Подробный и сжатый рассказ (сочинение) по картинке и серии картинок.
Тематическое планирование по предмету «Русский язык» во 2 «б» классе (ЗПР).
№ урока | Раздел (количество часов). Тема урока | Количество часов, отводимых на изучение темы |
| Наша речь.3ч | |
1 | Знакомство с учебником. Виды речи. Адекватное восприятие звучащей речи. | 1 |
2 | Речь устная, письменная, внутренняя. Осознание цели и ситуации устного общения. | 1 |
3. | Диалог и монолог. Самостоятельная работа. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. | 1 |
| Текст 4ч | |
4 | Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. | 1 |
5 | Тема и главная мысль текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. | 1 |
6 | Части текста. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Последовательность частей текста. Развитие речи. Составление нового текста на основе данного. | |
7 | Развитие речи. Составление нового текста по рисунку, данному началу и опорным словам. | 1 |
| Предложение. 12ч | |
8 | Предложение. Предложение как единица речи, его назначение и признаки. Различение предложения, словосочетания, слова. | 1 |
9 | Наблюдение за значением предложений, различных по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, и побудительное. | |
10 | Логическое (смысловое) ударение в предложении. Проверочная работа. | |
11 | Главные члены предложения(основа предложения).Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. | 1 |
12 | Второстепенные члены предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. | 1 |
13 | Стартовая контрольная работа по тексту администрации. Диктант. | 1 |
14 | Работа над ошибками диктанта. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. | 1 |
15 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Самостоятельная работа. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого | 1 |
16 | Распространённые и нераспространённые предложения. Самостоятельная работа. | 1 |
17 | Связь слов в предложении. Установление связи между словами в предложении. | |
18 | Сочинение по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень» Создание собственных текстов. Знакомство с основными видами сочинений: сочинение- описание. | 1 |
19 | Проверочная работа по теме «Текст, предложение». | 1 |
| Слова, слова, слова. 20ч | |
20 | Работа над ошибками. Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. | 1 |
21 | Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. | 1 |
22 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова | 1 |
23 | Слово и его значение. Прямое и переносное значения слов. Развитие речи. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. | 1 |
24 | Синонимы. Словарь синонимов русского языка. Наблюдение за использованием в речи синонимов. | 1 |
25 | Антонимы. Наблюдение за использованием в речи антонимов. | 1 |
26 | Развитие речи. Изложение текста воспринятого зрительно по данным к нему вопросам. Самостоятельная работа. Знакомство с основными видами изложений: изложения подробные и выборочные. | 1 |
27 | Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Обобщение по теме. | 1 |
28 | Родственные слова. Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова» | 1 |
29 | Родственные слова и синонимы. Родственные слова и слова с омонимичными корнями. Однокоренные слова. Корень слова. | 1 |
30 | Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах. | 1 |
31 | Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Закрепление. | 1 |
32 | Проверочная работа по теме: «Слово и его значение». Корень. Однокоренные слова. | 1 |
33 | Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. | 1 |
34 | Ударение. Определение места ударения. | 1 |
35 | Ударение. Закрепление. Определение места ударения. | 1 |
36 | Сочинение по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | 1 |
37 | Перенос слов по слогам. | 1 |
38 | Перенос слов по слогам. Самостоятельная работа. | 1 |
39 | Контрольный диктант №1 по теме «Предложение и слова» | 1 |
| Звуки и буквы 60ч | 1 |
40 | Работа над ошибками диктанта. Звуки и буквы. Различение звука и буквы: буква как знак звука. | 1 |
41 | Звуки и буквы. Самостоятельная работа. Различение звука и буквы: буква как знак звука. | 1 |
42 | Русский алфавит, или Азбука. Словарный диктант. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. | 1 |
43 | Использование алфавита при работе. | 1 |
44 | Использование прописной (заглавной) буквы. Сочинение по Репродукции картины З. Е. Серебряковой «За обедом». Прописная буква в начале предложения, в именах собственных | 1 |
45 | Гласные звуки. Самостоятельная работа. Различение гласных и согласных звуков. | 1 |
46 | Проверочная работа по теме: «Звуки и буквы». | 1 |
47 | Гласные звуки. Слова с буквой э. | 1 |
48 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки. Проверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 |
49 | Ударные и безударные гласные звуки. | 1 |
50 | Правило обозначения буквой безударного гласного звука | 1 |
51 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. Проверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 |
52 | Способы проверки написания буквы, обозначающих безударный гласный звук в корне слова. Проверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 |
53 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. | 1 |
54 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Закрепление. | 1 |
55 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова Самостоятельная работа. | 1 |
56 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Обобщение. | 1 |
57 | Буквы безударных гласных корня, которые надо запомнить. Непроверяемые гласные в корне слова. | 1 |
58 | Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. | 1 |
59 | Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. | 1 |
60 | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами Самостоятельная работа. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове | 1 |
61 | Контрольный диктант №2 по теме: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» | |
62 | Работа над ошибками диктанта. Закрепление о правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 |
63 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство». Знакомство с основными видами сочинений: сочинение - рассуждение. | 1 |
64 | Согласные звуки . Различение гласных и согласных звуков. | 1 |
65 | Согласный звук [й'] и буква й (и краткое). Различение гласных и согласных звуков. | 1 |
66 | Слова с удвоенными согласными. Самостоятельная работа. | 1 |
67 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси». | 1 |
68 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Подготовка к проекту «И в шутку и всерьёз». | 1 |
69 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 |
70 | Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука на письме. | 1 |
71 | Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине слова перед согласными | 1 |
72 | Подробное обучающее изложение по коллективно составленному плану Составление планов к данным текстам. | 1 |
73 | Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине слова перед согласными. | 1 |
74 | Проверочная работа за первое полугодие. | 1 |
75 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Сочетания- чк. –чн, -чт, -щн | 1 |
76 | Обучающее изложение. Сочетания- чк. –чн, -чт, -щн | 1 |
77 | Контрольный диктант №3 по теме «Правописание слов с изученными орфограммами» | 1 |
78 | Работа над ошибками. Развитие речи. Работа с текстом. План текста. Типы текстов: текст- повествование. | 1 |
79 | Проект №2 «Рифма». Сочинение собственных текстов. | |
80 | Буквосочетания жи—ши, ча— ща, чу—щу. Словарный диктант Сочетания жи—ши, ча— ща, чу—щу в положении под ударением. | |
81 | Правописание буквосочетания жи—ши, ча— ща, чу—щу. Самостоятельная работа. | 1 |
82 | Звонкие и глухие согласные звуки. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости и глухости согласных звуков. | 1 |
83 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Особенности проверочного и проверяемого слова. | 1 |
84 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости и глухости согласных звуков. | 1 |
85 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости и глухости согласных звуков. Закрепление. | 1 |
86 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. | 1 |
87 | Развитие речи. Составление праздничной открытки «С Рождеством!» Знакомство с жанрами письма и поздравления. | 1 |
88 | Обобщение изученного. Письмо слов с изученными орфограммами. Составление собственных текстов. | 1 |
89 | Упражения в написании парных согласных на конце слова. Парные звонкие и глухие согласные . | 1 |
90 | Упражнения в написании парных согласных в корне и на конце слова. | 1 |
91 | Упражнения в написании парных согласных в корне и на конце слова. Самостоятельная работа. | 1 |
92 | Развитие речи. Обучающее изложение текста по вопросам. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте | 1 |
93 | Работа над ошибками. Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. | 1 |
94 | Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и формах одного и того же слова. | 1 |
95 | Контрольный диктант №4 по теме: «Правописание слов с парными согласными на конце слова и перед согласными» | 1 |
96 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 |
97 | Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). Использование на письме разделительного мягкого знака | 1 |
98 | Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). Использование на письме разделительного мягкого знака. Самостоятельная работа. | 1 |
99 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 |
| Части речи. 50ч | |
100 | Части речи. Значение и употребление в речи. | 1 |
101 | Употребление частей речи в тексте. Значение и употребление в речи. | 1 |
102 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Самостоятельная работа. | 1 |
103 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Словарный диктант. | 1 |
104 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» | 1 |
105 | Неодушевлённые имена существительные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» | 1 |
106 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Закрепление. | 1 |
107 | Упражнения в различении имён существительных. Самостоятельная работа. | 1 |
108 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных. Умение опознавать имена собственные. | 1 |
109 | Обучающее сочинение. Составление рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя). Знакомство с основными видами сочинений: сочинение – описание. | 1 |
110 | Правописание собственных имён существительных. Названия и клички животных. Развитие речи. Составления рассказа по собственным наблюдением. | 1 |
111 | Правописание собственных имён существительных. Географические названия. Умение опознавать имена собственные. | 1 |
112 | Единственное и множественное число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. | 1 |
113 | Изменение имён существительных по числам. | 1 |
114 | Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном. Изменение имён существительных по числам. | 1 |
115 | Подробное обучающее изложение повествовательного текста по вопросам. | 1 |
116 | Тематическая самостоятельная работа по теме: «Имя существительное». Обобщение знаний об имени существительном. | 1 |
117 | Закрепление знаний об имени существительном. | 1 |
118 | Контрольный диктант №5 по теме: «Имя существительное» | 1 |
119 | Работа над ошибками диктанта. Обобщение знаний об имени существительном. Закрепление знаний об изученных правилах письма. | 1 |
120 | Глагол как часть речи. Значение и употребление глаголов в речи. | 1 |
121 | Значение глаголов в речи. Признаки глаголов. | 1 |
122 | Признаки глаголов. Значение и употребление глаголов в речи. | 1 |
123 | Сочинение по репродукции картины художника А. К. Саврасова «Грачи прилетели» Знакомство с основными видами сочинений: сочинение – описание. | 1 |
124 | Единственное и множественное число глаголов. | 1 |
125 | Правописание частицы не с глаголами. Словарный диктант. Применение правил правописания: не с глаголами. | 1 |
126 | Обобщение знаний о глаголе. Самостоятельная работа. | 1 |
127 | Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Текст – повествование и роль в нём глаголов. | 1 |
128 | Текст – повествование. Составление текста повествования на заданную тему. | 1 |
129 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 |
130 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Закрепление. | 1 |
131 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Обобщение. | 1 |
132 | Значение и употребление в речи имени прилагательного. | 1 |
133 | Значение и употребление в речи имени прилагательного. Закрепление. | 1 |
134 | Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Словарный диктант. | 1 |
135 | Употребление имён прилагательных в единственном и множественном числе. Самостоятельная работа. Изменение имён прилагательных по числам. | 1 |
136 | Текст – описание и роль в нём имён прилагательных. | 1 |
137 | Обобщение знаний об именах прилагательных. Составление текста - описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птица». Знакомство с основными видами сочинений: сочинение – описание. | 1 |
138 | Составление текста – описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного или комнатного растения). Создание собственных текстов. | 1 |
139 | Проверь себя. Обобщение знаний об имени прилагательном. Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление). Общее представление о местоимении. | 1 |
140 | Годовая промежуточная аттестация. Контрольный диктант. | 1 |
141 | Анализ контрольного диктанта. Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление). Общее представление о местоимении. | 1 |
142 | Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление). Общее представление о местоимении. Закрепление. | 1 |
143 | Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление). Общее представление о местоимении. Обобщение. | 1 |
144 | Текст – рассуждение. Обучающее изложение текста – рассуждения, воспринятого зрительно. Знакомство с основными видами изложения. | 1 |
145 | Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Раздельное написание предлогов другими словами. | 1 |
146 | Итоговая комплексная работа. | 1 |
147 | Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов. | 1 |
148 | Правописание предлогов с именами существительными. Самостоятельная работа. Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 |
149 | Наши проекты. Проект «В словари за частями речи!» | 1 |
| Повторение 21ч | |
150 | Части текста. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Последовательность частей текста. Развитие речи. Составление нового текста на основе данного. Закрепление. | 1 |
151 | Тема и главная мысль текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Закрепление. | 1 |
152 | Сочинение по репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Сочинение –описание. | 1 |
153 | Предложение. Предложение как единица речи, его назначение и признаки. Различение предложения, словосочетания, слова. Закрепление. | 1 |
154 | Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. | 1 |
155 | Контрольное списывание №1. | 1 |
156 | Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Обобщение. | 1 |
157 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Закрепление. | 1 |
158 | Упражнения в правописании слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 |
159 | Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. | 1 |
160 | Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. Обобщение. | 1 |
161 | Контрольное списывание №2. | 1 |
162 | Повторение о частях речи. Имя существительное. | 1 |
163 | Повторение о частях речи. Имя прилагательное. | 1 |
164 | Повторение о частях речи. Глагол. | 1 |
165 | Повторение о частях речи. Местоимение. | 1 |
166 | Предлог. Написание предлогов с другими словами. | 1 |
167 | Звуко - буквенный разбор слов. | 1 |
168 | Звуко - буквенный разбор слов. Фонетический разбор слов. | 1 |
169 | Закрепление о правописании слов с изученными орфограммами. | 1 |
170 | Игра «Страна Грамотность!» | 1 |
| Итого | 170ч |
1 Изучается во всех разделах курса.
2 Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа «желток», «железный».
39