Пояснительная записка.
Рабочая программа по коррекции речи составлена на основании:
Учебного плана МБОУ «Лесновская СОШ» в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Законодательными актами Российской Федерации и Рязанской области в области образования, на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для детей с умственной отсталостью;
Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - 1 вариант (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г.№ 29/2065-п), в соответствии с СанПиН (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16 марта 2011 г. N 19993 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10");
Письмом Министерства образования Российской Федерации от 20.06.2002 №29/2194-6;.
На основе программы под редакцией В.В. Воронковой, допущенной Министерством образования Российской Федерации для данного типа школы VIII вида:
-Н.В.Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи». – Санкт-Петербург «Детство – Пресс», 2009 год.
Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.
Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент обучающихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства детей, поступающих в данное учреждение, носят характер системного недоразвития речи, для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушение сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- нарушение чтения;
- нарушение письма.
Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть, направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Обучение в подготовительном классе имеет пропедевтико-диагностическую направленность. Методической основой коррекционно-развивающего обучения является дифференцированный и деятельный подход к организации (доступная предметно-практическая и умственная деятельность).
Для овладения правильным звукопроизношением важным направлением работы является развитие у детей слухового внимания и способности к звукоподражанию. Над правильным звукопроизношением следует работать со всеми детьми и индивидуально на логопедических занятиях с теми, у кого эти нарушения выражены в более грубой форме.
Методологические и теоретические основы программы
Как и любая программа, «Программа по логопедии для обучающихся подготовительного (0), 2 – 7 классов специальной коррекционной школы VIII вида» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней:
- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;
- принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- принцип деятельностного подхода – опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
Цель и задачи программы
Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Основные задачи программы:
Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.
Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
6 класс (34 часа)
1 четверть
№ п\п | Название раздела, темы логопедического занятия | Дидактическая цель | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Обследование. |
1 | Обследование речи, словарного запаса, грамматического строя речи. Обследование чтения и письма. | Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста. Выявить нарушения чтения и письма. Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания. Выявить правильность построения грамматической структуры предложения. | 1 | | |
Гласные первого и второго ряда. |
2 | Гласные звуки. | Учить детей слышать и выделять гласные второго ряда. | 1 | | |
| | | | | |
3 | Безударные гласные. | Показать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции. | 1 | | |
4 | Дифференциация гласных звуков[ А]-[Я]. | Развивать фонематический слух, расширять словарный запас. | 1 | | |
5 | Дифференциация гласных звуков [ О]-[Е]. | Вырабатывать дифференциацию [ О]-[Е] в словах, предложении. Совершенствовать грамматические формы речи. | 1 | | |
6 | Дифференциация гласных звуков [У]-[Ю]. | Обогащать лексический запас, развивать фонематический слух. | 1 | | |
Дифференциация звонких и глухих согласных. |
7 | Дифференциация звуков [ В]-[Ф] | Дифференцировать звуки [В]-[Ф] в словах, предложениях. развивать фонематический слух. | 1 | | |
8 | Дифференциация звуков [ З]-[С] | Развивать умение соотносить звуки[ З]-[С] с буквами З и С, расширять словарный запас | 1 | | |
9. | Дифференциация звуков [Ж]-[Ш] | Учить дифференцировать звуки [Ж]-[Ш] в словах, предложениях | 1 | | |
10. | Дифференциация звуков [Б]-[П] | Развивать слуховую дифференциацию звуков [б]-[п]. | 1 | | |
11 | Дифференциация звуков [Д][-[Т]. | Развивать умение соотносить звуки [д],[т] с буквами д и т. | 1 | | |
12 | Дифференциация звуков [Г]-[-К] | Развивать слуховую дифференциацию звуков [к] и[ г]. Развивать фонематический слух. | 1 | | |
13. | Дифференциация звуков [С]-[Ш] | Формировать умение дифференцировать звуки [ c]-[ш]. | 1 | | |
14 | Дифференциация звуков [ З-[Ж] | Формирование фонематического восприятия; развивать слуховое и речевое внимание. | 1 | | |
Состав слова. |
15. | Корень слова. | Упражнять в подборе однокоренных слов. | 1 | | |
16. | Приставка в слове. | Закрепить знания о слогообразующем значении приставки. | 1 | | |
17. | Суффиксы. | Закрепить знания о словообразующем значении суффикса. | 1 | | |
|
18. | Дифференциация звуков [ Р]-[Л]. | Закрепить дифференциацию звуков [р],[л] в связной речи. | 1 | | |
19 | Значение имени прилагательного в речи | Отметить значение имени прилагательного в речи. Закрепить знания по теме: «Имя прилагательное». | 1 | | |
20 | Мужской род имен прилагательных. | Закрепить знания о мужском роде имен прилагательных | 1 | | |
21 | Женский род имен прилагательных. | Закрепить знания о женском роде имен прилагательных | 1 | | |
22 | Средний род имен прилагательных. | Закрепить знания о среднем роде имен прилагательных | 1 | | |
23 | Число имен прилагательных. | Закрепление знаний о числе имен прилагательных. | 1 | | |
24 | Склонение имен прилагательных во множественном числе. | Закрепление на практике склонения имен прилагательных во множественном числе. | 1 | | |
25 | Слуховой диктант | Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. | 1 | | |
26 | Умение различать род, число и падеж прилагательного по соответствующим признакам существительного и согласовывать эти части речи. | Учить различать на практике род, число и падеж имен прилагательных. | 1 | | |
27 | Простое предложение. | Научить различать виды простых предложений, правильно составлять предложения. | 1 | | |
28 | Простое предложение с однородными членами. | Закреплять знания о простом предложении с однородными членами, развивать умение строить простые предложения с однородными членами | 1 | | |
29 | Сложное предложение, знаки препинания в сложном предложении. | Формировать умения распознавать сложные предложения в устной и письменной речи. | 1 | | |
30 | Работа с деформированным текстом. | Конструировать предложения из слов, текст из предложений. | 1 | | |
31 | Распространение текста путем включения в него имен прилагательных. | Упражнять обучающихся путем включения имен прилагательных в текст. | 1 | | |
32 | Контрольный диктант. | Проверить полученные знания . | | | |
33-34 | Обследование устной и письменной речи. | | 2 | | |
Основные требования к умениям учащихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
4 этап: 6 – 7 классы
К концу 4 этапа обучающиеся должны
знать:
уметь:
полноценно разбираться в звуковом составе слова, используя навыки анализа и синтеза;
читать правильно, осознанно, выразительно целыми словами, используя логические ударения, читать «про себя»;
выделять главную мысль;
пересказывать полно и выборочно по плану;
подбирать группы родственных слов;
различать части речи;
строить и распространять простые предложения и предложения с однородными членами;
образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
различать предлоги и приставки; устанавливать причинно-следственные связи;
выделять предложения из сплошного текста;
составлять предложения из слов, словосочетаний;
письменно отвечать на вопросы;
работать с деформированным текстом.
2 уровень (к концу 7 класса):
- Активно пользоваться различными способами словообразования;
-Правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций ( т.е. устанавливать связь в предложении);
-Ориентироваться в составе слова, т. е. определять при помощи каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются их значения;
-Определять основную мысль, тему рассказа;
-Определять последовательность и связность предложений в тексте;
-Устанавливать смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте;
-Составлять план связного высказывания и записывать самостоятельно предложения.
Учебно – методический комплекс
1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
5. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.
6.Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
7.М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.
8. Логопедическая гимнастика. – СПб.: «Детство», 1999.
9. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.
10.Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.
11.М.М.Безруких, С.П.Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997.
12. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
13. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
14. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
15. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
16.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.
17.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие. – М.: «Глобус», 2007.
18. О.С.Гомзяк. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. – М.: «ТЦ Сфера», 2007.
19. З.Е.Агранович. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2005.
20. Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.
21. Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.
Учебные пособия для работы с детьми:
О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.
И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2004.
И.Д.Коненкова. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал. – М., 2005.
Н.И.Соколенко. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1966.
Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М., 2004.
Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М., 2005.
А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.
Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М., 2005.
В.А.Ракитина. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста: Пособие для логопеда: Животные в загадках в алфавитном порядке. – М., 2005.
С.Д.Дмитриев, В.С.Дмитриев. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М., 2005.
Л.Н.Ефименкова, Н.Н.Садовникова. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: «Просвещение», 1970.
Г.Ванюхина. Речецветик. – Екатеринбург: «Уральский рабочий», 1993.
В.П.Свириденков. Сборник упражнений по русскому языку 5-8 классы вспомогательной школы. М.: «Просвещение» 1969.
А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков Сь, Зь. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2005.
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 1998.
В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.
В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Л. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.