Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.И. Львов (Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 классы /Авторы М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.И. Львов -Москва, «Дрофа», 2014 год.)
Программа рассчитана на 105 часов, в неделю - 3 часа. Из них на развитие речи - 29. Рабочая программа подкреплена учебником русского языка для 7 класса (Авторы М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.И. Львов) Программа реализует обязательный (базовый) минимум содержания образования.
♦ Познакомить с самостоятельным (наречие), служебными частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи.
♦ Формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять на письме причастные и деепричастные обороты; работать с текстом.
♦ Совершенствовать речемыслительную деятельность. Коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов.
♦ Воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся VII класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Знать определения основных изученных явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Овладеть следующими умениями и навыками: производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе ;соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала; находить в словах изученные орфограммы, обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.
по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объясняют их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;
по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в V-VII классах знаки препинания; пользоваться разными видами лингвистических словарей.
Основные умения по разделу «Речь».
Чтение. Выразительно читать текст публицистического стиля, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; выделять в тексте описание состояния человека; находить части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояния и пр.
Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей. Писать сочинение-описание внешности и достояния человека (по личным наблюдениям, по картине), характеристику человека, сочинение повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметку в газету.
Совершенствование текста. С учетом стиля речи могут совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного, публицистического стиля экспрессивные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. (1ч)
Понятие о литературном языке. Русский литературный язык – основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы.
Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).
Фонетика. Орфоэпия
Трудные случаи ударения в словах (квартал, договор и т.п.). Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени, краткие причастия и прилагательные и т.д.).
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование.
Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи.
Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.
Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.
Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.
Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.
Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Разряды междометий.
Звукоподражательные слова.
Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.
Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.
Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. (Повторение)
Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.
Правописание гласных в корнях слов.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание суффиксов в словах разных частей речи.
Правописание окончаний в словах разных частей речи.
-н- и –нн- в словах разных частей речи.
Употребление ъ и ь.
Правописание гласных после шипящих и ц.
Слитное и дефисное написание слов.
Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
Правописание наречий.
Правописание предлогов, союзов, частиц.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном.
Русский речевой этикет.
Изменяется ли язык с течением времени.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | УУД | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Русский зык как развивающееся явление. | 1 | Изучение нового материала | Коллективная, самостоятельная | Анализ текстов, выявление главного и существенного | Умение выделять ключевые фразы в тексте, подбирать синонимы, объяснять орфограммы | Упр. 6 Сочинение-миниатюра «Живой,как жизнь» | 3.09 | |
| Повторение (7+5) | | | | | | | | |
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая, самостоятельная | Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам | Умение конструировать предложения, выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложений | Упр. 7.Используя составленные словосочетания придумать текст на тему «Любимый уголок природы» | 4.09 | |
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая, самостоятельная | Объяснительный диктант, контрольное списывание с последующим объяснением постановки знаков препинания | Умение конструировать предложения | Упр.12.Домаш ний диктант | 8.09 | |
4 | Лексика фразеология. | 1 | Комбинированный | Практическая, творческая | Сочинение-миниатюра. Анализ художественного текста, работа со словарем | Навыки работы со словарём, обогащение словарного запаса учащихся | Упр. 14 (списать, расставить знаки препинания, подобрать синонимы, объяснить лексическое значение). Из художественных произведений привести примеры употребления диалектных, профессиональных, устаревших слов, жаргонизмов. Тест №1, с.4 | 10.09 | |
5 | Фонетика и орфография. | 1 | Комбинированный | Практическая, самостоятельная | Фонетический разбор, тест, редактирование звучащей речи | Отработка навыка фонетического разбора, овладение орфографическими умениями, умение пересказывать текст и составлять план по заданному тексту | Упр. 22.Озоглавить текст,составить план, выполнить фонетический разбор указанных слов | 11.09 | |
6-7 | Морфология и орфография морфологический разбор слов. | 2 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая | Работа по карточкам, предупредительный диктант | Отработка навыков морфологического разбора, овладение орфографическими навыками и навыками составления предложений. | Упр.31; выписать слова с пропусками, обозначая в них условия выбора вставленных орфограмм. Упр.38,списать в скобках глагол соответствую- щего вида | 15.09 17.09 | |
8 | Орфография .Урок - практикум | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая | Комплексный анализ текста, предупредительный диктант, творческое и осложненное списывание | Закрепление орфографических навыков | Упр.43 Написание безударных личных окончаний глаголов | 18.09 | |
9 | Контрольный диктант. | 1 | Контрольный урок | | Диктант с грамматическим заданием | | Тест №1 | 22.09 | |
10 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая | Работа по карточкам, Индивидуальная работа ИКТ | | Тест №2 | | |
11 | Р/р. Текст. Стили русского литературного языка. | 1 | Изучение нового материала | Практическая | Работа с текстом: указать признаки текста, сформулировать и записать тему, основную мысль, определить стиль, средства связи предложений в тексте, составить план | Умение составлять тексты определённого стиля | Упр. 47 (озаглавить текст, указать средства связи, разделить на абзацы, списать) | 24.09 | |
12 | Р/р Стили литературного языка | 1 | Урок развития речи | Урок изучения нового материала | Работа с текстом,чтение ,выделение основных компонентов | Составление таблицы | Сочинение-миниатюра в художественном стиле об осени | 25.09 | |
13 | Р/р. Изложение «Домовой» | 1 | Урок развития речи. Описа ние картины | Практическая, творческая | Работа по картине | Уметь составлять план сочинения по картине , собирать рабочие материалы к сочинению | Дописть сочинение – письмо по картине Упр.44, стр 19 | 29.09 | |
| Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие (18+7) | | | | | | | | |
14 | Понятие о причастии | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая | Выборочный диктант, изложение-миниатюра | Умение применять полученные ранее знания на практике | Выучить правило, упр 56,стр 26 | 1.10 | |
15 | Р/Р Публицистический стиль | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, творческая | Работа с текстами | Уметь определять текст публицистического стиля | Упр. 62 (составить выступление-обращение), упр. 63 | 2.10 | |
16 | Склонение причастий. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая | Осложнённое списывание, склонение причастий, работа по карточкам. Тестирование на компьютере. | Научить определять гласные в окончаниях причастий, уметь склонять причастия | §11. Упр. 67 (списать, причастия поставить в нужном падеже, роде, числе). Найти в учебниках физики, истории, географии предложения, в которых употреблены причастия, записать их | 6.10 | |
17-18 19 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Сочинение о природе родного края | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, работа на компьютере Практическая, творческая | Объяснительный, распределительный диктанты, конструирование предложений по схемам. | Уметь определять главное и зависимое слово, графически обозначать причастный оборот на письме, уметь находить границы причастного оборота. | §12. Упр. 70 (выписать предложения с причастными оборотами, расставить знаки препинания). Подготовить связный рассказ о роли причастия в словосочетании Тест №1 Упр 75,стр 34;выучить слова в рамках со с. 26 по с.34 | 8.10 9.10 | |
20 | Р/р. Описание внешности человека. | 1 | Урок изучения нового материала | | Наблюдение над фрагментами художественных произведений, составление миниатюр: описание внешности человека в минуты радости, огорчения, за интересным занятием и др. | Уметь определять типы текстов. Активизирование словарного запаса учащихся. | Упр.82, стр 37 Сочинение-описание «Литературный портрет друга» | 13.10 | |
21 | Р/р. Сочинение-описание «Осень» | 1 | | | | | | 22.10 | |
22-23 | Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия Четвертная контрольная работа | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная | Распределительный диктант | Научиться отличать виды причастий друг от друга | § 14. Упр. 84,85 Стр 39, выучить правило на стр 38. Упр89, свободный диктант. | 23.10 27.10 | |
24 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, работа на компьютере | Работа по карточкам. Тест. Составить словосочетания с причастиями, которые можно использовать при описании внешности человека | Научиться правильно писать гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | §16. Упр. 94, озаглавить текст, определить его стиль, списать, расставить знаки препинания, подобрать синонимы к причастиям | 5.11 | |
25 | | 1 | | | | | | | |
26 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая | Творческое списывание | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | §17. Упр. 98, стр 47 Выписать предложения с действительными причастиями настоящего и прошедшего времени | 6.11 | |
27 | Страдательные причастия настоящего времени. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая | Объяснительный диктант, дополнить таблицу «Суффиксы причастия» | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | § 18. Упр. 102,107, стр 50 Сделать таблички с суффиксами | 10.11 | |
28 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая | Словарный, распределительный диктанты | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | Упр 109,стр 54.Обозначить суффиксы причастий | 12.11 | |
29 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая | | Уметь выбирать гласную перед Н в полных и кратких причастиях | Упр 112,113,стр 56;выучить правило | 13.11 | |
30 | Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Тест на компьютере. Объяснительный диктант, работа по Формирование навыка написания перфокартам | Формирование навыка написания Н-НН в страдательных причастиях, закрепление навыка написания Н-НН в прилагательных | Упр 115,117,стр 59.Выучить правило наизусть | 17.11 | |
31 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | | Работа по карточкам, распределительный диктант | Правило написания н и нн в причастиях и прилагательных , образованных от глагола | Упр 124,стр 62.Написать продолжение текста в публицистиче ском стиле. | 19.11 | |
32 | Отличие причастий от отглагольных прилагательных | 1 | Урок закрепления изученного материала | Практическая | Игра- соревнование | Уметь отличать причастия от отглагольных прилагательных | Упр 126,127,стр 63.Подготовиться к контрольному диктанту | 20.11 | |
33 | Морфологический разбор причастия. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая | Комплексный анализ текста | Повторение знаний, полученных на уроках | §23. Упр. 131 (разобрать причастия как часть речи) | 24.11 | |
34 | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля | | Диктант с грамматическим заданием | Проверка знаний о причастии | Повторить сведения о типах и стилях речи | 26.11 | |
35 | Анализ контрольного диктанта Урок-игра «Своя игра» | 1 | Урок работы над ошибками | Ликвидация пробелов | Работа с текстом диктанта | Уметь анализировать контрольную работу;знать орфограммы | Составить карточку из 15 слов. | | |
36 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, работа на компьютере | Составление таблицы «НЕ с причастием», тест на компьютере. | Формирование навыка написания НЕ с причастиями, повторение и закрепление навыка написания НЕ с именами прилагательными | Упр 136,стр 69 Подчеркнуть причастия Запомнить написание слов из рамочек стр 66-68 | 27.11 | |
37 | Р.р. Выборочное изложение по упражнению 130 М.А.Шолохов « Судьба человека» | 1 | Урок развития речи | Практическая | Орфографическая диктовка, работа по карточкам | Уметь излогать мысли , своё мнение на заданную тему, работать с текстом | Подготовиться к словарному диктанту | 1.12 | |
38 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | Рок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, работа на компьютере | Контрольный словарный диктант. Выборочный диктант, Тестирование на компьютере | Формирование навыка написания букв Е-Ё в суффиксах страдательных причастий | §25. Упр. 143 ,домашний диктант | 3.12 | |
39 | Повторение изученного о причастии. Переход причастий в имена существительные. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Работа с текстами разных стилей и жанров. Тестирование на компьютере | Систематизация знаний о причастии | Упр. 158 (привести примеры предложений с причастными оборотами из произведений А. С. Пушкина). Проанализировать подобранные фрагменты с учетом оценки поэтом роли причастий и требования к языку прозы. Составить 45 предложения с причастиями, перешедшими в существительные | 4.12 | |
40 | Повторение темы «Причастие» Тестирование по теме « Причастие» | 1 | Урок повторения и закрепления | Практическая | Грамматико- орфографический разбор | Обобщать сведения о предложении,сравнивать интонации простого предложения,применять изученные орфографические правила | Подготовиться к словарному диктанту со стр 26-71 | 8.12 | |
| Деепричастие (9) | | | | Деепричастие (7+2) | | | | |
41 | Понятие о деепричастии | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая | Объяснительный диктант | Умение находить деепричастия в тексте | §26.Упр. 161 (исправить ошибки в употреблении деепричастий) | 10.12 | |
42 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая, исследовательская | Комментированный диктант, конструирование предложений, сравнительный анализ причастных и деепричастных предложений | Формирование навыков постановки запятой при деепричастном обороте | §27.Упр. 167 Добавить деепричастные обороты | 11.12 | |
43 | НЕ с деепричастиями | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Работа по карточкам, объяснительный диктант, тестирование на компьютере | Уметь распознавать частицу Не и приставку НЕ- в деепричастиях | §28. Упр. 173 (списать, расставляя пропущенные запятые, обозначить условия выбора написания НЕ с разными частями речи). Составить связный рассказ о деепричасти. Тест №1 вариант 2,3,4 на с.43-46 | 15.12 | |
44-45 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая самостоятельная | Диктант «Проверь себя» | Формирование орфографических навыков | §29. Упр. 177 вставить пропущенные запятые. Упр 185,стр 89, выучить словарные слова | 17.12 18.12 | |
46 | Р.Р.Сочинение по картине | 1 | Урок развития речи | Практическая, творческая | | Описывать действия, используя деепричастия; составлять таблицу средсв между частями текста. | Упр 186,стр 89 Домашний диктант | 22.12 | |
47 | Морфологический разбор деепричастия | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая, работа на компьютере | Редактирование текста, осложнённое списывание | Навык морфологического разбора деепричастия | Упр 188,стр 91,выучить план разбора | 24.12 | |
48 | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля | Практическая, самостоятельная | Диктант с грамматическим заданием | Выполнять разные виды разбора | Подгото виться к тестированию | 25.12 | |
49 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Урок работы над ошибками | Практическая, самостоятельная | Работа над ошибками.Тестирование | Анализировать контрольную работу | Подгото виться к словарному диктанту 26-88 стр | | |
| Наречие (15+5) | | | | | | | | |
50 | Наречие как часть речи. | 1 | Урок изучения нового материала | | Выписать словосочетания глаголов с наречиями, проанализировать их структуру, определить, чем наречие отличается от других частей речи. Работа с текстом | Формирование умения находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль. | Упр 199, стр 95 Расставить знаки препинания, ответить на вопросы | 3чтв 12.01 | |
51 | Смысловые группы наречий. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, творческая, самостоятельная | Составить таблицу, распределить наречия по группам в зависимости от значения | Умение определять смысловые группы наречий, формирование орфографических навыков. | Упр 206,стр 98 Выучить разряды и группы наречий Упр 208,стр 99 Подчеркнуть выделенные наречия как члены предложения | 14.01 | |
52-53 | Степени сравнения наречий | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, исследовательская | Рассказать по плану о степенях сравнения наречия, подобрать к глаголам различные наречия, образовать степени сравнения | Умение образовывать наречия в сравнительной и превосходной степени, умение отличать их от степени сравнения имён прилагательных. | Упр 214,стр 102. Выучить правило на стр 102 Выучить правило на стр 102, упр 215,подчеркнуть наречия | 15.01 19.01 | |
54 | Морфологический разбор наречия. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая, самостоятельная, | Распределительный диктант. Устный ответ: что общего у наречия с другими частями речи и чем они отличаются? | Формирование навыка морфологического разбора наречия | Упр. 216.стр 103 Сделать морфологический разбор двух наречий из текста | 21.01 | |
55 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | 1 | Урок контроля | Практическая, самостоятельная | Диктант с грамматическим заданием | Применять полученные знания ,соблюдать орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка | Выписать из Толкового словаря лексическое значение слов добрый, доброта. | 22.01 | |
56-57 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Подобрать к наречиям синонимы с приставкой НЕ, затем антонимы. Тест на компьютере | Формирование навыка написания Не с наречиями. | Выучить правило упр 222, стр 106 Списать, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями Упр 226,стр 107. Разделить текст на абзацы подчеркнуть наречия,образованные приставочным способом | 26.01 28.01 | |
58 | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Распределительный диктант. Ответить на вопрос: что общего в написании НЕ-/НИ- в отрицательных наречиях и местоимениях? Тест на компьютере | Формирование умения различать на письме буквы Е-И в приставках Не-, НИ- | Упр 229, стр 109,выучить правило .сочинение – миниатюра «Вид из окна», используя наречия | 29.01 | |
59 | Изложение с элементами сочинения | 1 | Урок развития речи | Практическая | Беседа по вопросам, изложение с элементами рассуждения | Вырабатывать умение рассуждать , выделяя в тексте главное; формировать умение выстраивать текст-рассуждение | Повторить правописание н и нн в прилагательных и причастиях; подготовить сигнальные карточки | 2.02 | |
60 | Н и НН в наречиях на -о и -е. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Используя схему рассуждения, обосновать выбор Н и НН в суффиксах наречий. Комментированное письмо. Тест на компьютере | Формирование навыка написания Н-НН в наречиях | Образовать от прилагательных наречия, графически обозначить орфограмму. Упр. 236. | 4.02 | |
61 | Р/р. Сочинение-описание «Учимся работать" | 1 | Урок развития речи | Творческая | Сочинение о труде «Учимся работать». Заметка в газету | Формирование умения писать сочинения в жанре заметки или репортажа | Упр 240: написать сочинение о труде | 5.02 | |
62 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 1 | Урок изучения нового материала. | Практическая, самостоятельная, работа на компьютере | Распределительный диктант. Заменить наречия синонимами, имеющими после шипящих на конце -0/-Е. Тест на компьютере | Формирование навыка написания букв О-Е после шипящих на конце наречий | Упр 243,стр 114 Распределить слова по группам, составить диктовку из 30 слов на изученную орфограмму. | 9.02 | |
63 | Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, работа на компьютере | «Четвертое лишнее». Определить роль наречий в тексте | Формирование навыка написания букв О-А на конце наречий | Из толкового словаря выписать по 3 слова с разными приставками, придумать с ними предложения | 11.02 | |
64 | Дефис между частями слова в наречиях | 1 | Изучение нового материала | Практическая, самостоятельная, работа на компьютере | Образовать наречия по схемам, подобрать к ним однокоренные слова других частей речи. Тест на компьютере. Словарная диктовка | Формирование навыка написания наречий через дефис | Упр 253,стр 119 Выучить таблицу на стр 119 Упр 254.стр 119 Обозначить условия ыбора дефисных написаний | 12.02 | |
65 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 1 | Изучение нового материала | Практическая, самостоятельная, работа на компьютере, словарная | Предупредительный диктант. Составить таблицу «Слитное и раздельное написание наречий». Тест на компьютере | Формирование навыка слитного и раздельного написания наречий, обогащение словарного запаса. | Заполнить таблицу своими примерами, запомнить написание слов в рамках на с. 119-120. Подготовиться к словарному диктанту. Упр. 262 | 16.02 | |
66 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | Изучение нового материала | Практическая, самостоятельная, работа на компьютере | Выборочный диктант, работа по перфокартам, тест на компьютере | Формирование навыка употребления мягкого знака в наречиях | Упр 266, стр 123 Заполнить таблицу «Ь после шипящих в разных частях речи» своими примерами, составить связный рассказ на основе таблицы | 18.02 | |
67 | Повторение и систематизация изученного по теме «Наречие». | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | | Редактирование текста. Привести примеры на каждый случай правописания наречий, используя таблицы. Распределительный диктант | Систематизация знаний, умений навыков | Упр 271.стр 125 Повторить орфограммы по теме «Наречие», составить диктант для соседа по парте с непроверяемыми орфограммами. | 19.12 | |
68-69 | Контрольный диктант. Работа над ошибками | 2 | Урок контроля | Проверка ЗУН по теме | Диктант с дополнительными заданиями | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы СРЯ | Подготовить карточку из словарных слов | 25.02 | |
70 | Категория состояния (2 часа) | 1 | Урок сообщения новых знаний | Практическая, самостоятельная | Беседа, тестирование, работа с текстом | Умение выделять слова категории состояния, определять их значение | Упр. 277, стр 128 Упр 282, стр 132 Сочинеие на лингвистическую тему | 26.02 2.03 | |
71 | Сжатое изложение с описанием состояния природы | 1 | Урок развития речи | Практическая | Анализ текста , составление и заполнение таблицы, написание изложения | Анализировать текст с целью выявления существенных фактов, уметь находить ключевые слова в тексте и определять тему текста | Подготовить ответы на контрольные вопросы стр 132 | 4.03 | |
| Служебные части речи. Культура речи | | | | | | | | |
72 | Самостоятельные и служебные части речи | | Урок совершенствования ЗУН | Самостоятельная, практическая работа | Работа с текстом | Закрепление навыков о самостоятельных и служебных частях речи. | § 47, упр 284,стр 134.Раставлять пропушенные знаки препинания | 5.03 | |
| Предлог (6+1) | | | | | | | | |
| Предлог как часть речи. Употребление предлогов | 1 | Изучение нового материала | Самостоятельная, практическая работа | Определить роль предлогов в предложении. Сгруппировать словосочетания по значению предлога | Уметь выделять предлог в тексте | Упр289.Устный текст научного стиля | 9.03 | |
73 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая работа | Проверочная работа: заменить непроизводные предлоги производными | Умение отличать производные и непроизводные предлоги | § 50. Упр. 301,302(исправить ошибки, указать их вид) | 11.03 | |
74 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. | 1 | Урок изучения нового материала | Самостоятельная, практическая | Работа по карточкам. Упр. 306 (озаглавить текст, прочитать вслух, выписать словосочетания с предлогами, сделать морфологический разбор предлогов) Из словаря фразеологизмов выписать 4-5 устойчивых выражений, куда входили бы производные предлоги, записать с ними предложения, разобрать синтаксически | Умение отличать простые и составные предлоги | §51. Упр. 304 (выписать предложные словосочетания с зависимыми словами; сделать анализ текста по вопросам) § 47-53, повторить. Придумать и записать по 2 предложения с деепричастием (не) смотря и производным предлогом (не) смотря на Тест №1, вариант 2,3 на с.91-92 | 12.03 | |
75-76 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 2 | Изучение нового материала | Практическая и самостоятельная работа. Работа на компьютере | Осложнённое списывание. Объяснительный диктант. Составить таблицу «Различайте предлоги и существительные» | Формирование навыков слитного и раздельного написания предлогов | § 53. Упр. 309 Выучить правило и таблицу Упр 310,стр 145 Сделать сигнальные карточки с буквами П и Н | 16.03 | |
77 | Повторение по теме «Предлог» | 1 | Урок повторения и закрепления пройденного | | Беседа,работа с сигнальными карточками | Уметь грамотно апотреблять предлоги в письменной речи , правильно писать их | Подготовиться к контрольному диктанту | 18.03 | |
78 | Контрольный диктант | 1 | Урок контроля | Проверка ЗУН по теме | Диктант | Уметь применять изученные орфографические правила | Повторить материал на стр 216 | 19.03 | |
| Союз (5+2) | | | | | | | | |
79 | Союз как часть речи. Простые и составные союзы. | 1 | Изучение нового материала | | Объяснительный диктант Графический диктант. Составление предложений по схемам | Умение составлять блок-схемы | § 54 Упр 317,стр 148 Определить тип и стиль текста Упр 316 Письмо по памяти | 4 чтв 1.04 | |
80 | Сочинительные и подчинительные союзы. | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая | Закончить начатое предложение. Синтаксический разбор | Умение отличать сочинительные и подчинительные союзы | §56. Упр. 322 (закончить предложения,используя подчинительные союзы | 2.04 | |
81 | Морфологический разбор союза. | 1 | Изучение нового материала | Практическая | Комплексный анализ текста. Найти ошибки в построении предложений, исправить их | Формировать навыки морфологического разбора союза | Подобрать пословицы, загадки о книге;выучить порядок морфологическо го разбора | 6.04 | |
82 | Р/р. Сочинение публицистического стиля о пользе чтения | 1 | Контрольный урок | Творческая | Беседа, составление схемы, плана сочинения | Знать особенности текста-рассуждения | Подготовиться к словарному дктанту | 8.04 | |
83-84 | Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. | 2 | Изучение нового материала | Практическая, самостоятельная, работа на компьютере | Составить таблицу «Отличайте союзы от других частей речи». Тест на компьютере | Формирование навыков слитного и раздельного написания союзов | § 61. Упр. 345 (списать, расставить знаки препинания, сгруппировать слова по видам орфограмм) Упр 350 Диктант | 9.04 13.04 | |
85 | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля | Проверка ЗУН по теме | Диктант с грамматическим заданием | Знать морфологические признаки союза ,орфографию предлога и союза | § 54-61, повторить | 15.04 | |
| Частица (16+4) | | | | | | | | |
86 | Частица как часть речи. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая | Определить значение частиц в тексте | Получить представление о частице как служебной части речи. Умение отличать частицу от других частей речи. | §62. Упр. 359 (переписать, расставить знаки препинания, определить значение частиц). Упр. 358 (на основе данного текста составить собственный, используя в тексте частицы) | 16.04 | |
87 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 | Урок изучения нового материала. Совершенствование знаний | Практическая, самостоятельная, творческая | Составить связный текст «Мир и дружба», употребить глаголы в повелительном наклонении с частицами «пусть», «да», «давайте», используя обращения | Уметь находить частицы в тексте, определять формообразующие частицы | § 62. Упр 262,263 Выучить таблицу | 20.04 | |
88 | Смысловые частицы. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая | Объяснительный диктант | Уметь находить частицы в тексте, определять смысловые частицы и их значение | §64.Упр 369,371Выучить таблицу Упр 372,(устно) | 22.04 | |
89 | Р.Р. Сочинение на тему «Как мне стать чемпионом?» | 1 | Урок развития речи | Творческая | Сочинение-рассуждение | Знать признаки текста | Дописать сочинение в тетрадь | 23.04 | |
90 | Раздельное и слитное написание частиц. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая | Свободный диктант. Работа с текстом | Формирование навыка дефисного написания частиц | §65. Упр. 378 (списать, определить, где то является частицей, место-имением, суффиксом, союзом) Упр 381.стр 177 | 27.04 | |
91 | Морфологический разбор частиц. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | Практическая, самостоятельная, | Составить тексты (3-4 предложения), которые бы заканчивались восклицательными частицами («Как чудесно в лесу!») или начинались вопросительными частицами («Разве это лето?»). Составить и записать предложения, включив в них функциональные омонимы ДА (союз-частица), ЛИ (частица-союз) | Формирование навыка морфологического разбора частицы | §66. Упр. 384 (записать частицы группами). Составить обобщающую таблицу «НЕ с разными частями речи») | 29.04 | |
92 | Отрицательные частицы. | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая | Предупредительный диктант. Заменить личные формы глагола синонима ми с частицей НЕ | Формирование навыка написания отрицательных частиц | §67. Упр.. 390,391 Дописать словосочетания и предложения | 30.04 | |
93 | Различение на письме частицы НИ и приставки НИ | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Осложнённое списывание. Работа с перфокартами. Объяснительный диктант | Умение различать частицу и приставку НИ | §69. Упр. 406 (списать, расставить знаки препинания, обозначить условия выбора НЕ и НИ). Стр. 183, контрольные вопросы. Упр. 403 (подготовьтесь с словарному диктанту). Используя таблицу, подготовить материал о том, как различать НЕ-НИ | 4.05 | |
94 | Обобщение и систематизация по теме «Частица» | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Объяснить, как вы понимаете высказывание лингвиста Т. Николаева о том, что частицы - «это слова, максимально ответственные за передачу общения» | Систематизация знаний по теме «Частица» | Подготовиться к зачёту. Упр 414 стр 189 | 6.05 | |
95 | Контрольный диктант. | 1 | Контрольный урок | Проверка ЗУН по теме | Диктант с грамматическим заданием | Знать морфологические признаки частицы | С. 183-184 (повторить) | 7.05 | |
96 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Проверка ЗУН по теме | Работа над ошибками | | Составить словарный диктант «Мои ошибки» | | |
97 | Междометие | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, творческая | Составить таблицу «Использование междометий для выражения эмоций, некоторых форм общения, команд, приказов». Конструирование предложений с междометиями | Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков | §70. Упр. 416 (списать, подчеркнуть междометия, употреблённые в значении других частей речи). Подготовить устное высказывание о группах междометий на основе таблицы Упр 419, стр 192 | 11.05 | |
98 | Контрольное изложение | 2 | Урок развития речи | | Изложение с элементами сочинения | | Повторить разделы науки о языке | 13.05 | |
| Повторение обобщение изученного в 5 – 7 классах() | | | | | | | 14.05 | |
99 | Р/р. Текст. Стили речи | .1 | Комбинированный урок | Практическая | Анализ текста Лингвистический тренажёр. С.120-124 | Закрепить знания, полученные на уроках русского языка | Упр 427,устно | 18.05 | |
100 | Фонетика.Графика Лексические нормы | 1 | Комбинированный урок | Практическая, творческая | Работа с текстом, с отдельными предложениями. Пользуясь орфоэпическим словарем, составить упражение: определить цель выполнения, сформулировать задание, после этого подобрать материал из словарика | | Упр 432,выучить русский алфавит | 20.05 | |
101 | Лексика.Фразеология Грамматические нормы | 1 | Комбинированный урок | Практическая, творческая | Анализ текстов разных типов и стилей | Формирование умения не допускать нарушения грамматических норм | Упр 434.Списать,раставляя пропущенные знаки препинания | 21.05 | |
102 | Морфемика.Словообразование Интонационные нормы | 1 | Комбинированный урок | Практическая, творческая | Редакторская правка. Объяснить причину появления ошибок | Формирование умения не допускать нарушения интонационных норм | Написать рекомендации своим одноклассникам «Как не допускать лексических ошибок» | 25.05 | |
103 | Морфология Нормы построения текста | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Практическая, творческая | Творческое списывание. Уметь производить композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста, языковой анализ отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации | Формирование умении построения текста | Упр 445 Составить предложения, правильно употребляя предлоги С, ИЗ, В, НА Объяснить, как вы понимаете высказывание древнегреческого философа Сократа «Заговори, чтобы я тебя увидел»? | 27.05 | |
104 | Синтаксис | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Синтаксис и пунктуация простого предложения, синтаксические нормы | | | Упр 460,стр 207 | 28.05 | |
105 | Пунктуация | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Общеобязательные правила пунктуации | | | | | |