ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.
3.Учебный план МБОУ «Глебовская СОШ» на 2016-2017 учебный год
4.Программы основного общего и среднего (полного) общего образования по предмету «Русский язык» (С. И. Львова Программа по русскому языку для 5-11-х классов общеобразовательных учреждений, Москва издательство «Мнемозина», 2012 год.)
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
5. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа» (утверждено приказом №1-88 от 17 июня 2016 г.)
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Цель изучения русского языка в школе – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка различных сферах и ситуациях общения, достижения которой осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций. В связи с этим главной особенностью программы является ее направленность на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления его основных закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка для 10 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА.
В результате изучения русского языка в 10 классе ученик должен
знать/понимать
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Язык как средство общения (19 ч)
Русский язык как хранитель духовных ценностей нации (5ч)
Русский язык как один из важнейших современных языков мира, как национальный язык русского народа, как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения.
Русский язык как один из европейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. 3начение старославянского языка в истории русского литературного языка.
Отражение в языке исторического опыта народа, культурных достижений всего человечества.
Основные формы существования национального языка: литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), городское просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны. Национальный язык — единство его различных форм (разновидностей).
Основные признаки литературного языка: обработанность, нормированность, относительная устойчивость (стабильность), обязательность для всех носителей языка, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка.
Речевое общение как социальное явление (4ч)
Социальная роль языка в обществе.
Изучение разных аспектов речевого общения в лингвистике, философии, социологии, культурологии, психологии.
Общение как обмен информацией, как передача и восприятие смысла высказывания.
Активное использование невербальных средств общения (жесты, мимика, поза). Учёт национальной специфики жестов как необходимое условие речевого общения. Виды жестов (дублирующие актуальную речевую информацию, замещающие речевое высказывание, регулирующие речевое общение, усиливающие содержание речи и др.).
Использование разнообразных видов графических знаков в речевом общении (графических символов, логотипов и т.п.).
Монолог, диалог и полилог как основные разновидности речи.
Виды монолога: внутренний (обычно протекает во внутренней речи) и внешний (целенаправленное сообщение, сознательное обращение к слушателю).
Виды монологической речи по цели высказывания: информационная, убеждающая и побуждающая.
Виды диалога и полилога в соответствии с ситуацией общения: бытовой диалог (полилог) и деловая беседа.
Искусственные языки и их роль в речевом общении. Эсперанто.
Речь устная и письменная (6ч)
Основные особенности устной речи: неподготовленность, спонтанность, прерывистость; ориентированность на слуховое и зрительное восприятие, на присутствие собеседника, его реакцию; передача эмоций при помощи интонации, мимики, жестов; возможность воспроизведения речи только при наличии специальных технических устройств; необходимость соблюдения орфоэпических и интонационных норм.
Наличие в устной речи неполных предложений, незаконченных фраз, лексических повторов, конструкций с именительным темы, подхватов, самоперебивов и др.
Основные жанры устной речи: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке, дружеская беседа, диспут, дискуссия и т.д.
Типичные недостатки устной речи: интонационная и грамматическая нерасчлененность, бедность.
Различные формы фиксации устной речи (фонетическая транскрипция, интонационная разметка текста, использование современных звукозаписывающих технических средств).
Письменная форма речи как речь, созданная с помощью графических знаков на бумаге, экране монитора, мобильного телефона и т.п.
Основные особенности письменной речи: подготовленность, логичность, точность изложения; ориентированность только на зрительное восприятие и отсутствие собеседника; передача эмоций при помощи знаков препинания и некоторых других графических средств; возможность многократного воспроизведения, возвращения к тексту, возможность многократного совершенствования; необходимость соблюдения орфографических и пунктуационных норм.
Использование в письменной речи различных способов графического выделения важных для передачи смысла фрагментов печатного текста (разные типы шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчёркивание, обрамление, особое размещение текста на странице и т.п.).
Основные жанры: пи´сьма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т.п.
Основные требования к письменному тексту: 1) соответствие содержания текста теме и основной мысли; 2) полнота раскрытия темы; 3) достоверность фактического материала; 4) последовательность изложения (развертывания содержания по плану); логическая связь частей текста, правильность выделения абзацев; 5) смысловая и грамматическая связь предложений и частей текста; 6) стилевое единство; 7) соответствие текста заданному (или выбранному) типу речи; 8) соответствие нормам русского литературного языка (грамматическим, речевым, правописным – орфографическим и пунктуационным).
Основные отличия устного научного высказывания от письменного научного текста.
Интернет-общение как специфическая форма речевого взаимодействия, совмещающего черты устной и письменной речи.
Основные условия эффективного общения (4ч)
Виды речевой деятельности: 1) связанные с восприятием и пониманием чужой речи (аудирование, чтение); 2) связанные с созданием собственного речевого высказывания (говорение, письмо).
Четыре этапа речевой деятельности: 1) ориентировочный, 2) этап планирования, 3) этап исполнения, 4) этап контроля.
Речь внешняя как речь, доступная восприятию (слуху, зрению) других людей. Речь внутренняя как речь, недоступная восприятию других людей. Особенности внутренней речи (очень сокращена, свёрнута). Несобственно-прямая речь как один из способов передачи внутренней речи персонажа литературного произведения.
Виды речевой деятельности и информационная переработка текста (42ч)
Виды речевой деятельности (4ч)
Виды речевой деятельности. Четыре этапа речевой деятельности.
Речь внешняя и внутренняя
Чтение как вид речевой деятельности (3ч)
Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного высказывания.
Основные виды чтения: поисковое просмóтровое, ознакомительное, изучающее (обобщение).
Основные этапы работы с текстом.
Маркировка фрагментов текста при изучающем чтении (закладки с пометками; подчёркивание карандашом; выделения с помощью маркера; использование специальных знаков и др.).
Гипертекст и его особенности.
Типичные недостатки чтения: 1) отсутствие гибкой стратегии чтения, 2) непонимание смысла прочитанного текста или его фрагментов, 3) наличие регрессий, то есть неоправданных, ненужных возвратов к прочитанному, 4) сопровождение чтения артикуляцией, 5) низкий уровень организации внимания, 6) малое поле зрения, 7) слабое развитие механизма смыслового прогнозирования.
Аудирование как вид речевой деятельности (3ч)
Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.
Нерефлексивное (слушатель не вмешивается в речь собеседника, не высказывает своих замечаний и вопросов) и рефлексивное аудирование (слушатель активно вмешивается в речь собеседника). Основные приёмы рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, резюмирование, проявление эмоциональной реакции.
Основные виды аудирования зависимости от необходимой глубины восприятия исходного аудиотекста: выборочное, ознакомительное, детальное.
Правила эффективного слушания: максимальная концентрация внимания на собеседнике; демонстрация с помощью реплик, мимики, жестов своего внимания к собеседнику, понимания/непонимания, одобрения/неодобрения его речи; максимальная сдержанность в выражении оценок, советов.
Типичные недостатки аудирования: 1) отсутствие гибкой стратегии аудирования, 2) непонимание смысла прослушанного текста или его фрагментов, 3) отсеивание важной информации, 4) перебивание собеседника во время его сообщения, 5) поспешные возражения собеседнику.
Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста (11ч)
Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста как процесс извлечения необходимой информации из текста-источника и передача её разными способами.
Основные способы сжатия исходного текста: 1) смысловое сжатие текста (выделение и передача основного содержания текста) – исключение, обобщение; 2) языковое сжатие текста (использование более компактных, простых языковых конструкций) - замена одних синтаксических конструкций другими; сокращение или полное исключение (повторов, синонимов, синтаксических конструкций и т.п.); слияние нескольких предложений в одно (обобщение изученного).
Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения: составление плана, тезисов, аннотации, конспекта, реферата, рецензии.
Виды плана: назывной, вопросный, тезисный, цитатный (обобщение изученного).
Тезисы как кратко сформулированные основные положения исходного, первичного текста.
Аннотация как краткая характеристика печатного произведения (статьи, книги) с точки зрения её назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.
Конспект как это краткое связное изложение содержания исходного текста (статьи, параграфа учебника, лекции).
Основные рекомендации к сокращению слов при конспектировании.
Реферат как письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.
Реферат как итог проведённого мини-исследования или проектной работы; как демонстрация знаний по исследуемой проблеме, описание результатов проведённого исследования, формулировка выводов.
Основные части реферата: вступление, в котором объясняется выбор темы, обосновывается её важность, формулируется цель и задачи исследования; основная часть, где должен чётко, связно, логично и последовательно излагаться основной материал по теме; внутри основной части выделяются подразделы; заключение, в котором подводятся итоги работы, формулируются выводы; список использованной литературы; приложение, в котором обычно помещают таблицы, схемы, фотографии, макеты и т.п.
Типичные языковые конструкции, характерные для реферативного изложения.
Реферат как письменная форма доклада или выступления по теме исследования. Мультимедийная презентация как видео- и/или аудиосопровождения реферата и как синтез текста, разных видов наглядности (рисунки, иллюстрации, фотографии, фотоколлажи, схемы, таблицы, диаграммы, графики и т.п.).
Рецензия как анализ и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения.
План, тезис, аннотация, конспект, реферат, рецензия как жанры научного стиля речи. Речевые стандартные обороты (клише), характерные для текстов указанных жанров.
Говорение как вид речевой деятельности ( 6 ч)
Говорение вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, происходит обмен информацией.
Основные качества образцовой речи: правильность, ясность, точность, богатство, выразительность, чистота, вежливость.
Смыслоразличительная роль интонации в речевом устном высказывании.
Эмфатическое ударение как эмоционально-экспрессивное выделение слова в процессе говорения.
Критерии оценивания устного высказывания учащегося (сообщения, выступления, доклада): 1) содержание устного высказывания (правильность и точность понимания темы; соответствие высказывания теме и полнота её раскрытия; чёткость и определённость выражения основной мысли высказывания; смысловое и стилистическое единство, связность и последовательность изложения; наличие/отсутствие логических ошибок; наличие/отсутствие аргументов, обосновывающих точку зрения учащегося; соответствие устного высказывания заданной речевой ситуации (коммуникативная цель высказывания, адресат, место и условия общения), сфере общения, заданному жанру и стилю речи); 2) речевое оформление устного высказывания (точность выражения мысли, использование разнообразных грамматических конструкций; соответствие языковых средств заданной речевой ситуации и стилю речи; употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилистической окрашенностью; наличие/отсутствие слов, выходящих за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты и др.); наличие/отсутствие орфоэпических ошибок; наличие/отсутствие грамматических ошибок; наличие/отсутствие речевых ошибок); 3) выразительность речи (уместное использование в речевом высказывании выразительных языковых средств (интонационных, лексических, грамматических) в соответствии с заданной речевой ситуацией, коммуникативной целью речи и стилем речи; уместное использование языковых средств привлечения и удерживания внимания слушателей; уместность и корректность использования невербальных средств общения - мимика, жесты); 4) взаимодействие с собеседниками в процессе обсуждения устного высказывания (адекватное восприятие и понимание вопросов по содержанию устного высказывания; способность кратко и точно формулировать мысль, убеждать собеседников в своей правоте, аргументированно отстаивать свою точку зрения).
Публичное выступление (обобщение изученного).
Основные виды публичной речи: социально-политическая, научно-академическая, судебная, социально-бытовая, духовная, дипломатическая, военная, лекционно- пропагандистская и др.
Письмо как вид речевой деятельности (15 ч)
Письмо как вид речевой деятельности, связанный с созданием письменного высказывания. Связь письма с другими видами речевой деятельности человека (говорением, чтением, аудированием).
Письмо как вид речевой деятельности, востребованный в сфере образования. Виды письменных речевых высказываний школьника.
Основные требования в письменной речи: правильность, ясность, чистота, точность, богатство, выразительность.
Критерии оценивания письменного высказывания учащегося (содержание письменного высказывания, речевое оформление и выразительность высказывания, соответствие его грамматическим, орфографическим и пунктуационным нормам).
Из истории эпистолярного жанра.
Культура письменного общения с помощью современных технических средств коммуникации (мобильные телефоны, электронная почта, социальные сети и т.п.).
Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.
Орфографическое и пунктуационное правило как разновидность языковой нормы, обеспечивающей правильность письменной речи.
Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии и основные принципы написания (обобщение на основе изученного).
Пунктуация как система правил правописания предложений. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них (обобщение на основе изученного).
Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания
Повторение в конце учебного года (7ч)
IY. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел. Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
планируемая | фактическая |
| Язык как средство общения (19 ч) Русский язык – хранитель духовных ценностей нации (5 ч) | 5 ч | | |
1 | Язык как средство общения | 1 | | |
2 | Русский язык как хранитель духовных ценностей нации | 1 | | |
3 | Контрольная работа № 1. Входной контроль (тестирование) | 1 | | |
4 | Анализ контрольной работы. Основные формы существования национального языка | 1 | | |
5 | Основные признаки литературного языка | 1 | | |
| Речевое общение как социальное явление | 4 ч | | |
6 | Социальная роль языка в обществе. | 1 | | |
7 | Активное использование невербальных средств общения (жесты, мимика, поза). | 1 | | |
8 | Монолог, диалог и полилог как основные разновидности речи. | 1 | | |
9 | Виды монологической речи по цели высказывания | 1 | | |
| Речь устная и письменная | 6 ч | | |
10 | Основные особенности устной речи: | 1 | | |
11 | Типичные недостатки устной речи | 1 | | |
12 | Различные формы фиксации устной речи | 1 | | |
13 | Письменная форма речи как речь, созданная с помощью графических знаков на бумаге, экране монитора, мобильного телефона и т.п | 1 | | |
14 | Основные жанры: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т.п. | 1 | | |
15 | Контрольная работа № 2 (Тесты по теме «Нормы русского литературного языка») | 1 | | |
| Основные условия эффективного общения | 4 ч | | |
16 | Необходимые условия успешного, эффективного общения | 1 | | |
17 | Причины неэффективного общения. Правила говорящего и слушающего. | 1 | | |
18 | Контрольная работа № 3 (Диктант с грамматическим заданием) | 1 | | |
19 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | |
| Виды речевой деятельности и информационная переработка текста Виды речевой деятельности | 42 ч 4 ч | | |
20 | Виды речевой деятельности | 1 | | |
21 | Четыре этапа речевой деятельности | 1 | | |
22 | Р.Р. Лингвистический анализ текста и сочинение. | 1 | | |
23 | Речь внешняя и внутренняя | 1 | | |
| Чтение как вид речевой деятельности | 3 ч | | |
24 | Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного высказывания. Основные виды чтения. Типичные недостатки, снижающие эффективность работы с письменным текстом. | 1 | | |
25 | Контрольная работа №4. (Тесты) | 1 | | |
26 | Р. Р. Сочинение-рассуждение (по тексту упр. 135) | 1 | | |
| Аудирование как вид речевой деятельности | 3 ч | | |
27 | Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Способы аудирования. Приёмы слушания. | 1 | | |
28 | Основные виды аудирования. Типичные ошибки слушания. | 1 | | |
29 | Р.Р. Изложение аудиотекста. | 1 | | |
| Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста | 11 ч | | |
30 | Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста | 1 | | |
31 | Основные способы сжатия исходного текста | 1 | | |
32 | Основные способы информационной переработки и преобразования текста. План и его виды. Тезисы. | 1 | | |
33 | Р. Р. Изложение. | 1 | | |
34 | Контрольная работа № 5 (Диктант с грамматическим заданием) | 1 | | |
35 | Аннотация | 1 | | |
36 | Конспект | 1 | | |
37 | Реферат как письменный доклад. Основные части реферата | 1 | | |
38 | Рецензия | 1 | | |
39 | Жанры научного стиля речи. Речевые стандартные обороты | 1 | | |
40 | Р. Р. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту | 1 | | |
| Говорение как вид речевой деятельности | 6 ч | | |
41 | Говорение вид речевой деятельности. Основные качества образцовой речи. | 1 | | |
42 | Критерии оценивания устного высказывания учащегося (сообщения, выступления, доклада) | 1 | | |
43 | Содержание устного высказывания | 1 | | |
44 | Речевое оформление устного высказывания. | 1 | | |
45 | Выразительность речи | 1 | | |
46 | Р.Р. Публичное выступление | 1 | | |
| Письмо как вид речевой деятельности | 15 ч | | |
47 | Письмо как вид речевой деятельности, | 1 | | |
48 | Письмо как вид речевой деятельности, востребованный в сфере образования | 1 | | |
49 | Основные требования в письменной речи | 1 | | |
50 | Роль орфографии и пунктуации в письменном общении. | 1 | | |
51 | Контрольная работа №6 (Диктант с грамматическим заданием) | 1 | | |
52 | Орфография как система правил правописания слов и их форм. | 1 | | |
53 | Пунктуация как система правил правописания предложений. | 1 | | |
54-55 | Р.Р Контрольная работа № 7. (Сочинение – рассуждение по предложенному тексту) | 2 | | |
56 | Принципы русской пунктуации. | 1 | | |
57 | Абзац как пунктуационный знак. | 1 | | |
58 | Знаки препинания, их функции. | 1 | | |
59 | Одиночные и парные знаки препинания. | 1 | | |
60 | Сочетание знаков препинания. | 1 | | |
61 | Контрольная работа №8 (Тесты) | 1 | | |
| Повторение изученного в 10 классе | 7ч | | |
62 | Повторение и обобщение изученного | 1 | | |
63 | Повторение и обобщение изученного | 1 | | |
64 | Контрольная работа №9 (Диктант с грамматическим заданием) | 1 | | |
65 | Повторение и обобщение изученного | 1 | | |
66 | Повторение и обобщение изученного | 1 | | |
67 | Контрольная работа №10. (Итоговое тестирование) | 1 | | |
68 | Анализ результатов итогового тестирования. | 1 | | |
|
13