СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для третьего класса УМК " Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для третьего класса УМК " Школа России"»

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

В результате изучения русского языка обучающиеся научатся:

  • понимать, что предложение - это основная единица речи;

  • понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

  • различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);

оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

  • называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

  • понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

  • различать словосочетание и предложение;

  • называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);

  • понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

  • называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);

  • понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова; использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков) в слабой позиции в корне слова;

  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

  • понимать влияние ударения на смысл слова;

  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

  • понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы;

  • проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

  • производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;

  • производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

  • распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);

  • изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;

  • интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

  • вычленять в предложении основу и словосочетания;

  • производить элементарный синтаксический разбор предложения;

  • определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;

  • определять тип текста;

  • писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

Личностные результаты:

• осознание языка как основного средства человеческого общения;

• восприятие русского языка как явления национальной культуры;

• понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной куль­туры человека;

• способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты.

Регулятивные

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять в памяти цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях, проявлять познавательную инициативу;

  • планировать свои действия для решения задачи (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно);

  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — памятках);

  • выполнять учебные действия, используя устную, письменную, а также внутреннюю речь;

  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Предметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:

  • понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;

  • понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявления собственного уровня культуры;

  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), правилами культуры речевого поведения (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

  • овладение основными понятиями и правилами (в объёме материала изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использование этих знаний и умений для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  • овладение основами грамотного письма (в объёме материала изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

Познавательные

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме, переводить её в словесную форму;

  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое чтение, осознавать цель чтения;

  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного), передавать устно или письменно содержание текста;

  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

  • пользоваться словарями и «Справочными материалами» учебника;

  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из их частей;

  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

  • участвовать в диалоге, в общей беседе, в совместной деятельности (в парах, группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.


Изучение внутрипредметного модуля «Развитие речи» формирует следующие универсальные учебные действия:

  • Коммуникативные:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

  • Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

  • Личностные:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

  • Регулятивные

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.




2. Содержание учебного предмета «Русский язык»

Изучение предмета в 3 классе направлено на достижение следующих целей:

  • ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;

  • формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:

  • развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями изучения предмета;

  • формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формировать навыки культуры речи во всех ее проявлениях, умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.


Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи

Тема 1. Язык и речь (3 часа)

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Тема 2.  Текст, предложение, словосочетание (10 часов)

Текст. Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

Предложения с обращением. Состав предложения.

Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов на виды). Распространенные и нераспространенные предложения. Простое и сложное предложения (общее представление). Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Тема 3.Слово в языке и речи (18 часов)

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Слово и словосочетание. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление).

Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

Части речи.

Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы.

Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным в корне слова и ударным гласным после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный мягкий (ь) знак. Упражнение в правописании слов с мягким (ь) знаком и другими изученными орфограммами.


Тема 4. Состав слова (10 часов)

Корень слова. Однокоренные слова. Корень слова. Общее представление о чередовании гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов (дорога — дорожка), о сложных словах с двумя корнями (самолет, пылесос). Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Общее понятие о составе слова.

Тема  5. Правописание частей слова (16часов)

Общее представление о правописании частей слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне. Слова с непроверяемым согласным в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание приставок и суффиксов. Правописание приставов и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым (ъ) знаком.

Тема 6. Части речи (48 часов)

Общее представление о частях речи.

Имя существительное.

Повторение и углубление представлений.. Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Число имен существительных. Число имен существительных (единственное, множественное), изменение имен существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа: единственного (молоко, творог),множественного (ножницы, шахматы).Род имен существительны. Род имен существительных (мужской, женский, средний). Упражнение в определении рода имен существительных. Наблюдение над именами существительными со значением оценки (невежа, плакса, забияка). Мягкий (ь) знак на конце существительных женского рода после шипящих (ночь, рожь)и его отсутствие у существительных мужского рода (врач, сторож).Упражнение в правописании имен существительных с шипящим звуком на конце.

Падеж имен существительных. Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении). Ознакомление с признаками имен существительных, употребляемых в каждом из падежей (именительном, родительном, дательном, винительном, творительном, предложном). Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Все падежи. Начальная форма имени существительного. Роль имен существительных в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).

Имя прилагательное

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном.

Понятие об имени прилагательном как части речи (значение, вопросы). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над употреблением имен прилагательных в описательном тексте (художественном и научном).

Текст – описание. Формы имён прилагательных. Род имён прилагательных.

Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным. Упражнение в определении рода и в изменении имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных (-ий, -ый, -ой, -ая, -яя, -ое,-ее).

Число имен прилагательных.

Число имен прилагательных (единственное, множественное), изменение имен прилагательных по числам при сочетании с именем существительным. Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа (-ые, -не). Падеж имён прилагательных.

Общее представление об изменении имен прилагательных по падежам в зависимости от падежной формы имени существительного. Упражнение в определении падежа имен прилагательных. Начальная форма имени прилагательного. Обобщение знаний об имени прилагательном.

Морфологический разбор имени прилагательного.



Местоимение

Личные местоимения (значение, вопросы). Роль местоимений в речи. Лицо и число личных местоимений. Наблюдение над употреблением местоимений в тексте. Роль местоимений в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).

Глагол

Повторение о глаголе. Понятие о глаголе как части речи (значение, вопросы). Число глаголов (единственное, множественное), изменение глаголов по числам. Формы глагола. Начальная (неопределенная) форма глагола. Число глаголов.

Число глаголов (единственное, множественное), изменение глаголов по числам. Времена глагола (5ч.) Времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам. Упражнение в определении времени глаголов и в изменении глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Правописание частицы не с глаголами. Обобщение знаний о глаголе.

Морфологический разбор глагола.

Тема 7 . Повторение (14)

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.  

Слова с непроверяемыми написаниями

Аккуратно, альбом, берег, вместе, вокруг, восемь, воскресенье, восток, вторник, гвоздика, герой, горох, желать, животное, завтрак, заря, здравствуй, интересный, картофель, килограмм, квартира, коллектив, коллекция, комната, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, одуванчик, около, орех, песок, пирог, погода, помидор, понедельник, поток, поэт, праздник, приветливо, пшеница, пятница, радио, ракета, растение, ромашка, рябина, самолёт, север, сирень, солдат, солома, столица, трактор, трамвай, ужин, чёрный, четверг, четыре, чувство, шоссе.


Содержание внутрипредметнного модуля «Родной язык»

Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.


Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №13 и рассчитана на 4 часа в неделю. Всего – 136 часов, в том числе внутрипредметный модуль «Развитие речи» - 27 часов.


Распределение часов, 3 класс


Наименование разделов и тем


Модуль

1

Язык и речь

3

1

2

Текст. Предложение. Словосочетание

8

2

3

Слово в языке и речи

18

6

4

Состав слова

10

4

5

Правописание частей слова

16

5

Части речи- 56 часов

6

Имя существительное

22

7

7

Имя прилагательное

11

1

8

Местоимение

4

-

9

Глагол

11

-

10

Повторение

6

1

ИТОГО:

109

27

136 часов



Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы.





3. Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»


Тема

Кол-во часов

КПУ

КЭС

Язык и речь -4 часа (3 ч + 1 ч)

Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром.

1

Наша речь. Виды речи

1

2.1

7.2.1

2

Наш язык 

1

2.2

7.2.3

3

Входная контрольная работа №1

1



4/1

Модуль. Многозначные слова.

1



Текст. Предложение. Словосочетание – 10 часов (8 ч + 2 ч)

Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром.

5

Текст. Типы текстов 

1

7.4

7.4.5

6

Предложение. Восстановление деформированного текста

1

6.5

7.4.3

7

Виды предложений по цели высказывания 

1

5.3

5.2

8/2

Модуль. Омонимы, омоформы, омофоны.

1



9

Виды предложений по интонации 

1

5.4

5.3

10

Главные и второстепенные члены предложения 

1

5.5

5.5

11

Простое и сложное предложения 

1

5.6

5.4

12/3

Модуль. Фразеологизмы.

1



13

Словосочетание. Установление связи слов в предложении

1

5.1

4.1

14

Повторение пройдённого

1

5.1-5.6


Слово в языке и речи 24 часа (18 ч + 6 ч)

Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром.

15

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова 

1

3.2


16/4

Модуль. Сравнения.

1



17

Синонимы и антонимы 

1

2.4

3.2

18

Омонимы

1

2.4

3.2

19

Слово и словосочетание 

1

5.1

5.1

20/5

Модуль. Олицетворение.

1



21

Фразеологизмы

1

5.1

5.1

22

Контрольное списывание №1

1

6.4

7.5

23

Части речи. Имя существительное

1

4.1

4.2

24/6

Модуль. Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

1



25

Имя прилагательное

1

4.2

4.3

26

Глагол

1

4.3

4.5

27

Что такое имя числительное?

1

3.1

3.2

28/7

Модуль. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1



29

Однокоренные слова

1

2.4

2.1.3

30

Звуки и буквы. Гласные звуки

1

1.1

1.2

31

Звуки и буквы. Согласные звуки

1

1.1

1.2

32/8

Модуль. Откуда приходят слова.

1



33

Звонкие и глухие согласные звуки

1

1.2

1.4.2

34

Разделительный мягкий знак

1

1.1

1.8

35

Обучающее изложение

1

6.4

7.4.9

36/9

Модуль. Этимология.

1



37

Контрольный диктант №2 «Слово в языке и речи» 

1



38

Анализ контрольной работы. Обобщение изученного 

1



Состав слова – 14 часов (10 ч + 4 ч)

Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром.

39

Что такое корень слова? Как найти в слове корень?

1

2.3

2.2

40/10

Модуль. Как тебя зовут?

1



41

Сложные слова

1

2.4

2.1.3

42

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

1

2.3

2.2

43

Окончание - изменяемая часть слова. Роль окончания в предложении

1

2.3

2.2

44/11

Модуль. Наши фамилии.

1



45

Что такое приставка? Как найти в слове приставку? Значение приставок

1

2.3

2.2

46

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? Значение суффиксов

1

2.3

2.2

47

Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом пространстве»

1

7.6

7.4.8

48/12

Модуль. Устаревшие слова.

1



49

Что такое основа слова?

1

2.3

6.1

50

Контрольный диктант №3 «Состав слова»

1

2.1-2.4


51

Анализ контрольной работы. Обобщение изученного 

1



52/13

Модуль. Проверочная работа.

1



Правописание частей слова – 21 час (16 ч + 5 ч)

Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, взаимодействие с окружающим миром.

53

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

1

6.1

6.1

54

Правописание слов с безударными гласными в корне. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне

1

6.2

6.5

55

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

1

6.1

6.1

56/14

Модуль. Типы текстов.

1



57

Проверка слов с парными согласными в корне

1

6.2

6.6

58

Контрольное списывание №2

1

6.4

7.5

59

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

1

6.1

6.2

6.7

60/15

Модуль. Темы текстов. Опорные слова.

1



61

Правописание слов с удвоенными согласными

1

6.2

6.1

62

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»

1

7.6

7.4.8

63

Закрепление изученного

1


7.5

64/16

Модуль. Связь предложений в тексте.

1



65

Правописание суффиксов и приставок

1



66

Упражнения в правописании суффиксов и приставок 

1

2.3

2.2

67

Правописание приставок и предлогов. Упражнения в правописании приставок и предлогов 

1

2.3

2.2

68/17

Модуль. Цепная связь предложений в тексте.

1



69

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

1

6.1

1.8

70

Контрольный диктант №5 «Правописание частей слова»

1


7.5

71

Обучающее изложение 

1

6.4

7.5

72/18

Модуль. Параллельная связь предложений в тексте.

1



73

Анализ контрольной работы.

Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Упражнение в правописании слов с разделительным твёрдым и мягким знаками 

1



Части речи- 56 часов

Имя существительное – 29 часов (22 ч + 7 ч)

Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром.

74

Имя существительное и его роль в речи

1

4.1

4.2.1

75

Значение и употребление имён существительных в речи

1

7.1

4.2.1

76/19

Модуль. Единый временной план текста.

1



77

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

4.1

4.2.3

78

Обучающее изложение 

1

6.4

7.5

79

Собственные и нарицательные имена существительные

1

4.4

4.2.4

80/20

Модуль. Стили речи.

1



81

Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам

1

4.1

4.2.5

82

Род имён существительных. Упражнение в определении рода имён существительных 

1

4.1

4.2.4

83

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

1

4.1

6.1

1.8

84/21

Модуль Культура общения.

1



85

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода 

1

6.1

6.11

86

Контрольное списывание №3

1

6.4

7.5

87

Склонение имён существительных

1

4.1

4.2.6

88/22

Модуль. Культура общения.

1



89

Падеж имён существительных

1

4.1

4.2.6

90

Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка - квакушка»

1

7.3

7.4.8

91

Именительный падеж

1

4.1

4.2.6

92/23

Модуль. Научный стиль.

1



93

Родительный падеж

1

4.1

4.2.6

94

Дательный падеж

1

4.1

4.2.6

95

Винительный падеж

1

4.1

4.2.6

96/24

Модуль. Научный стиль.

1



97

Творительный падеж

1

4.1

4.2.6

98

Предложный падеж

1

4.1

4.2.6

99

Контрольное списывание №4. Обобщение изученного

1

6.4

7.5

100/25

Модуль. Словари.

1



101

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

1

7.3

7.4.8

102

Контрольный диктант №6 «Правописание падежных окончаний имён существительных

1



Имя прилагательное 12 часов (11 ч + 1 ч)

Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром.

103

Анализ контрольной работы.

Значение и употребление имён прилагательных в речи 

1

4.2

4.3.1

104/26

Модуль. Словари..

1



105

Роль прилагательных в тексте 

1

4.2

4.3.1

106

Текст – описание. Отзыв по картине  М. А. Врубеля «Царевна – Лебедь» 

1

6.5

7.4.8

107

Род имён прилагательных

1

4.2

4.3.2

108

Изменение имён прилагательных по родам . Правописание родовых окончаний имён прилагательных

1

4.2

4.3.2

109

Контрольный диктант №7 «Имя прилагательное» 

1



110

Число имён прилагательных

1

4.2

4.3.2

111

Изменение имён прилагательных по числам

1

4.2

4.3.2

112

Изменение имён прилагательных по падежам. Упражнения в определении падежа имён прилагательных 

1

4.2

4.3.2

113

Обобщение знаний. Упражнения в определении рода, числа, падежа имён прилагательных 

1

4.2

4.4

4.3

114

Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками» 

1

7.3

7.4.8

Местоимение – 4 часа

Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром.

115

Личные местоимения

1

3.1

4.4

116

Изменение личных местоимений по родам

1

3.1

4.4

117

Определение лица, числа и рода (для 3-го лица ед. ч.) местоимений 

2

3.1

4.4

118

Обучающее изложение 

1

6.4

7.5

Глагол -11 часов

Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром.

119

Значение и употребление глаголов в речи Распознавание глаголов среди других частей речи

1

4.3

4.5.1

120

Неопределённая форма глагола. Распознавание глаголов в неопределённой форме 

1

4.3

4.5.2

121

Число глаголов

1

4.3

4.5.4

122

Времена глаголов

1

4.3

4.5.4

123

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов

1

4.3

4.5.5

124

Изменение глаголов по временам

2

4.3

4.5.5

4.5.6

125

Обучающее изложение 

1

6.4

7.5

126

Род глаголов в прошедшем времени

1

4.3

4.5.6

127

Правописание частицы НЕ с глаголами 

1

4.3

4.9

128

Обобщение изученного 

1

4.3

4.4

4.5

129

Контрольный диктант №8 «Глагол»

1



Повторение 7 часов (6 ч + 1 ч)

Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром.

130

Анализ контрольной работы. Обобщение и систематизация знаний о частях речи. Упражнения в распознавании частей речи 

2



131

Обобщение и систематизация знаний о частях речи. Морфологический разбор слов

2

4.1-4.4

4.1

132

Роль слова и предложения в речи, виды предложений по цели высказывания, по интонации

2

5.1-5.5

5.1

133

Правописание окончаний имён прилагательных

1

4.2

6.14

134

Правописание приставок и предлогов

1

2.3

2.2

135

Правописание безударных гласных. Однокоренные слова

1

6.1

2.1.1

136/27

Модуль. Проверь себя. Промежуточная аттестация. Контрольная работа.

1



Всего: 136 часов, в том числе внутрипредметный модуль «Развитие речи» - 27 часов.


ПРИЛОЖЕНИЕ

КОДИФИКАТОР

планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки учебных достижений обучающихся

Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Русский язык» разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.) и с учетом Планируемых результатов начального общего образования по русскому языку1 и Примерной программы начального общего образования по предмету «Русский язык»2.

Перечень элементов содержания

Коды элементов содержания указаны курсивом, чтобы отличить их от кодов планируемых результатов обучения (ПРО). В правом столбце указаны коды ПРО, которые предусмотрены для указанных элементов содержания.


Код

Элементы содержания

Коды ПРО

1

Фонетика, графика и орфоэпия


1.1.

Различение звуков и букв: буква как знак звука

1.1

1.2

Различение гласных и согласных звуков

1.2

1.3

Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков

1.2

1.4

Различение качества согласных звуков



1.4.1

Различение мягких и твёрдых согласных звуков

1.2


1.4.2

Различение звонких и глухих согласных звуков

1.2

1.5

Определение качественной характеристики звука



1.5.1

Характеристика «гласный-согласный»

1.2


1.5.2

Характеристика «гласный ударный–гласный безударный»

1.2


1.5.3

Характеристика «согласный твёрдый–согласный мягкий»

1.2


1.5.4

Определение парных и непарных по твёрдости–мягкости согласных звуков

1.2


1.5.5

Характеристика «согласный звонкий–согласный глухой»

1.2


1.5.6

Определение парных и непарных по звонкости–глухости согласных звуков

1.2

1.6

Деление слов на слоги. Слог как минимальная произносительная единица

1.2

1.7

Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка

1.2

1.8

Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь

1.2

1.9

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова



1.9.1

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь

1.2


1.9.2

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах с гласными е, ё, ю, я

1.2


1.9.3

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах с непроизносимыми согласными

1.2

1.10

Использование небуквенных графических средств



1.10.1

Использование пробела между словами

1.2


1.10.2

Использование знака переноса

1.2


1.10.3

Оформление абзаца

1.2

1.11

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами

1.3

2

Состав слова (морфемика)


2.1

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова»



2.1.1

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова

2.2


2.1.2

Различение однокоренных слов и синонимов

2.4


2.1.3

Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями

2.4

2.2

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса

2.3

2.3

Различение изменяемых и неизменяемых слов

2.1

3

Лексика


3.1

Понимание слова как единства звучания и значения.


3.2

Выявление слов, значение которых требует уточнения

3.1

4

Морфология


4.1

Части речи


4.2

Имя существительное



4.2.1

Значение и употребление в речи

4.4


4.2.2

Умение опознавать имена собственные

4.1


4.2.3

Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»

4.1


4.2.4

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода

4.1


4.2.5

Изменение существительных по числам

4.1


4.2.6

Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное

4.1


4.2.7

Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению

4.1

4.3

Имя прилагательное



4.3.1

Значение и употребление в речи

4.4


4.3.2

Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин

4.2

4.4

Местоимение. Общее представление о местоимении


4.5

Глагол



4.5.1

Значение и употребление в речи

4.4


4.5.2

Неопределённая форма глагола

4.3


4.5.3

Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?»

4.3


4.5.4

Изменение глаголов по временам

4.3


4.5.5

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение)

4.3


4.5.6

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам

4.3


4.5.7

Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение)

4.3

4.6

Наречие


4.7

Предлог. Отличие предлогов от приставок


4.8

Союзы и, а, но, их роль в речи


4.9

Частица не, её значение


5

Синтаксис


5.1

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий)

5.1

5.2

Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные

5.3

5.3

Различение предложений по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные

5.4

5.4

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого

5.5

5.5

Различение главных и второстепенных членов предложения.

5.5

5.6

Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении

5.2

5.7

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но

5.6

5.8

Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами

5.6

6

Орфография и пунктуация


6.1

Формирование орфографической зоркости. Использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря

6.2

6.2

Написание прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

6.1

6.3

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением

6.1

6.4

Правописание сочетании чк-чн, чт, щн

6.1

6.5

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

6.1

6.6

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова

6.1

6.7

Правописание непроизносимых согласных

6.1

6.8

Правописание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (на ограниченном перечне слов)

6.1

6.9

Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках

6.1

6.10

Правописание разделительных ъ и ь

6.1

6.11

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь)

6.1

6.12

Правописание мягкого знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь)

6.1

6.13

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин)

6.1

6.14

Правописание безударных окончаний имён прилагательных

6.1

6.15

Раздельное написание предлогов с личными местоимениями

6.1

6.16

Правописание не с глаголами

6.1

6.17

Правописание мягкого знака в глаголах в сочетании тся-ться

6.1

6.18

Раздельное написание предлогов с другими словами

6.1

6.19

Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки

6.1

6.20

Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами

6.1

7

Развитие речи


7.1

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение

7.1

7.2

Ведение разговора



7.2.1

Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.)



7.2.2

Практическое овладение диалогической формой речи



7.2.3

Выражение собственного мнения, его аргументация

7.3


7.2.4

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком

7.2

7.3

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение)


7.4


Текст



7.4.1

Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте



7.4.2

Заглавие текста

7.4


7.4.3

Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев)



7.4.4

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев)



7.4.5

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности

6.3


7.4.6

План текста. Составление планов к данным текстам

7.5


7.4.7

Знакомство с жанрами письма и поздравления

7.6


7.4.8

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи



7.4.9

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений)


7.5

Написание диктанта

6.4, 6.5


1 Планируемые результаты начального общего образования / (л.л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2011.


2 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.

17