Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО» Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ №18
Протокол № 1 от _____ _______/Кузина Л.С./ __________ /Гончарова Ю.М./
Рук. ШМО Дата ________________ Приказ № __ от_________
/Василенко Т.А./
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 г. КРАСНОГОРСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру для 3А, 3 Б, 3В, 3Г, 3 Д классов
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Учителя: Леонова Е.А.
Ларионова О.В.
Соболевская М.А.
Чиликина Е.С.
Копченова М.Д.
2018-2019 учебный год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и социальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления:
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
2. Содержание учебного предмета (68 часов)
В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.
Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.
Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях.
Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.
Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.
Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой, завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.
Формы организации урока:
· коллективная;
· фронтальная;· групповая;
· индивидуальная работа;
· работа в парах
3. Тематическое планирование
(по учебнику Плешакова А.А. «Окружающий мир. 3 класс, в 2-х частях, М.: Просвещение, 2015 год)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | фактическая дата | Д/з |
| | 1 триместр |
1 | Природа. | 1 | 01.09 | | С.7, ответить на вопросы |
2 | Человек. ОБЖ Чрезвычайные ситуации | 1 | 03.09 | | С.10-14, чит., ответить на вопрос |
3 | Проект «Богатства, отданные людям». | 1 | | Подготовить проект |
4 | Обшество ОБЖ Природа и безопасность | 1 | 10.09-14.09 | | С.18-23 чит..ответить на вопросы |
5 | Что такое экология. | 1 | | С.26-28, чит., ответить на вопросы |
6 | Природа в опасности! ОБЖ Уроки безопасности | 1 | 17.09-21.09 | | С.29-34, чит |
7 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир» Проверочная работа | 1 | | |
| Эта удивительная природа 18 часов |
8 | Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы» | 1 | 24.09-28.09 | | С.36-39, чит., ответить на вопросы. |
9 | Разнообразие веществ. Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания». ОБЖ Природа и безопасность | 1 | | С.41-45, чит., ответить на вопросы. |
10 | Воздух и его охрана. Практическая работа № 3 «Свойства воздуха». | 1 | 01.10-06.10 | | С.46-50, чит. |
11 | Вода. Практическая работа № 4 «Свойства воды». ОБЖ Предупреждение бытового травматизма | 1 | | С.51-54, чит., ответить на вопросы |
12 | Превращения и круговорот воды. Практическая работа № 5 «Круговорот воды в природе». | 1 | | С.55-58, чит., ответить на вопросы |
13 | Берегите воду! ОБЖ Правила безопасного поведения на воде. | 1 | 15.10-19.10 | | С.59-63, чит., ответить на вопросы |
14 | Что такое почва. | | | С.64-67 ответить на вопросы |
15 | Что такое почва. Практическая работа № 6 «Состав почвы». ОБЖ Правила первой медицинской помощи | 1 | 22.10-26.10 | | С.64-67, чит., ответить на вопросы |
16 | Разнообразие растений. | 1 | | С.69-73, чит. ответить на вопросы |
17 | Солнце, растения и мы с вами. Проверочная работа. ОБЖ Курение | 1 | 29.10-02.11 | | С.74-77, чит., ответить на вопрсы. |
18 | Размножение и развитие растений. Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений». | 1 | | С.78-81, чит., ответить на вопросы |
19 | Разнообразие животных. | 1 | 05.11-09.11 | | С.87-92, чит. Подготовить сообщение о питании животных. |
20 | Кто что ест. Проект «Разнообразие природы родного края». ОБЖ Основные правила безопасного поведения на воде, на льду | 1 | | Приготовить проект |
21 | Размножение и развитие животных. | 1 | 12.11-17.11 | | С.100-105, чит., отвечать на вопросы |
22 | Охрана животных. ОБЖ Умение плавать – основной фактор безопасности на воде | 1 | | С.106-111, чит., отвечать на вопросы |
1 триместр -11 недель (22 часа) |
2 триместр |
23 | В царстве грибов. | 1 | 26.11-30.11 | | С.112-116, чит., ответить на вопросы. |
24 | Великий круговорот жизни. Тест №1. ОБЖ Безопасность при занятиях водными видами спорта | 1 | | С.118-120, чит., ответить на вопросы |
25 | Организм человека. | 1 | 03.12-07.12 | | С.122-124, чит., ответить на вопросы |
| Мы и наше здоровье (10 часов) |
26 | Органы чувств. ОБЖ Оказание первой помощи при утоплении | 1 | 03.12-07.12 | | С.126-129, чит., ответить на вопросы |
27 | Надёжная защита организма. Практическая работа № 8 «Знакомство с внешним строением кожи». | 1 | 10.12-14.12 | | С.130-133, чит., ответить на вопросы |
28 | Опора тела и движение. ОБЖ Как пешеходы и водители поделили улицу | 1 | | С.134-137, чит., ответить на вопросы |
29 | Промежуточная диагностическая работа. | 1 | 17.12-21.12 | | |
30 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров». ОБЖ Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства | 1 | | Подготовить проект |
31 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 9 «Подсчет ударов пульса». | 1 | 24.12-28.12 | | С.144-146, чит., ответить на вопросы |
32 | Презентация проектов ОБЖ Причины детского дорожно – транспортного травматизма | 1 | | |
33 | Умей предупреждать болезни. | 1 | 09.01-11.01 | | С.147-149, чит., ответить на вопросы |
34 | Здоровый образ жизни. ОБЖ Безопасное поведение на тротуарах и обочинах | 1 | | С.150-153, чит., ответить на вопросы |
35 | Огонь, вода и газ. | 1 | 14.01-18.01 | | С.4-7, чит., ответить на вопросы. |
36 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье « проверочная работа | 1 | | |
| Наша безопасность (7 часов) |
37 | Чтобы путь был счастливым. Тест № 2. ОБЖ Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов | 1 | 21.01-25.01 | | С.8-13, чит., ответить на вопросы |
38 | Дорожные знаки. Тест № 3. | 1 | | С.14-17, чит., ответить на вопросы |
39 | Проект «Кто нас защищает». ОБЖ Перекрестки и их виды | 1 | 28.01-01.02 | | Приготовить проект |
40 | Опасные места. | 1 | | С.20-24, чит., ответить на вопросы |
41 | Природа и наша безопасность. Проверочная работа. ОБЖ Поездка за город | 1 | 04.02-08.02 | | С.30, ответить на вопросы |
42 | Экологическая безопасность. Практическая работа № 10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды». | 1 | | С.31-35, чит., ответить на вопросы |
| Чему учит экономика (12 часов) |
43 | Для чего нужна экономика. ОБЖ Дорога, ее элементы и правила поведения на ней | 1 | 11.02-16.02 | | С.38-41, чит., ответить на вопросы |
44 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | | С.42-45, чит., ответить на вопросы |
2 триместр -11 недель (22 часа) |
3 триместр |
45 | Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые». ОБЖ Как правильно переходить дорогу | 1 | 25.02-01.03 | | с.46-50, чит., ответить на вопросы |
46 | Растениеводство Практическая работа № 12 4 «Знакомство с кльтурными растениями». | 1 | | С.51-54, чит., ответить на вопросы |
47 | Животноводство. ОБЖ Ты – велосипедист | 1 | 04.03-07.03 | | С.56-59, чит., ответить на вопросы |
48 | Какая бывает промышленность. | 1 | | С.60-63, чит., ответить на вопросы |
49 | Проект «Экономика родного края». ОБЖ О чем говорят дорожные знаки | 1 | 11.03-15.03 | | Подготовить проект |
50 | Что такое деньги. Практическая работа № 12 «Знакомство с различными монетами». | 1 | | С.66-70, чит., ответить на вопросы |
51 | Государственный бюджет. Тест №4 ОБЖ Сигналы, регулирующие дорожное движение | 1 | 18.03-22.03 | | С.71-74, чит., ответить на вопросы |
52 | Семейный бюджет. | 1 | | С.75-78, чит., ответить на вопросы |
53 | Экономика и экология. ОБЖ Учите правила дорожного движения | 1 | 25.03-29.03 | | |
54 | Экономика и экология. | 1 | | С.79-84, чит., ответить на вопросы |
55 | Путешествия по городам России (15 часов) | | 01.04-06.04 | | |
| Золотое кольцо России. | 1 | | С.90-92 чит., подготовить сообщеие |
56 | Золотое кольцо России. ОБЖ Мы - пассажиры | 1 | | С.93-95 чит., подготовить сообщение |
57 | Проект «Музей путешествий». | 1 | 15.04-19.04 | | Подготовить проект |
58 | Наши ближайшие соседи. ОБЖ Поездка на автобусе и троллейбусе | 1 | | С.100-105, чит., ответить на вопросы |
59 | На севере Европы. Итоговая диагностическая работа. | 1 | 22.04-26.04 | | С.108-117, чит., ответить на вопросы |
60 | Что такое Бенилюкс. ОБЖ Поездка на трамвае | 1 | | С.118-124, чит., ответить на вопросы Сообщение о любой стране Бенилюкса |
61 | В центре Европы. | 1 | 29.04-03-05 | | С.125-131, чит., ответить на вопросы Подготовить сообщение |
62 | По Франции и Великобритании (Франция). ОБЖ Правила перехода улицы (дороги) после высадки из транспортных средств | 1 | | С.132-137, чит. Подготовить сообщение о Франции |
63 | По Франции и Великобритании (Великобритания). | 1 | 06.05-10.05 | | С.138-141, чит., ответить на вопросы |
64 | На юге Европы. Тест № 5. ОБЖ Поездка на любых видах транспорта | 1 | | С.142-148, чит., ответить на вопросы Сообщение о Греции или Италии |
65 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Итоговая контрольная работа за год. | 1 | 13.05-17.05 | | |
67 | По знаменитым местам мира. ОБЖ Скоро лето. Учимся плавать. Различные способы плавания. | 2 | | С.149-153, чит., ответить на вопросы |
20.05-25.05 |
68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | 1 | | Подготовить проект |
3 триместр- 12 недель (24 часа) |
| Всего уроков в учебном году: 68 |