Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 38 г.Шахты Ростовской области»
РАССМОТРЕНО Протокол №1 заседания методического объединения учителей ______________________ МБОУ СОШ № 38 г.Шахты от ___________ 2018 г. ___________ _________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ __________ подпись зам.директора по УВР Ф.И.О. ______________ 2018 г. | ««Утверждаю» Директор ММБОУ СОШ №38 г.Шахты _____________ Стурова И.П. ППриказ от______ №_______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Уровень общего образования (класс) начальное общее
образование, 3 «В» класс
Количество часов в год 169 , в неделю 5
Учитель: Сакович Тамара Владимировна
Программа разработана на основе программы Л.Ф. Климановой,
Т.В. Бабушкиной «Русский язык »
М. «Просвещение» 2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основании программы «Русский язык», авторы Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина - М., «Просвещение» 2011г.
Программа по русскому языку реализуется с использованием УМК «Перспектива» и обеспечена следующим методическим комплектом:
Учебник по русскому языку для 3 класса, в 2-х частях, автор Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, изд-во «Просвещение» Москва, 2011 год.
Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной рабочая тетрадь в двух частях «Русский язык» 3 класс М.: Просвещение, 2017 год.
Согласно учебному плану на изучение предмета «Русский язык» отводится 170 часов при пятидневной рабочей неделе.
В связи с расписанием на 2018-2019 уч. год, праздничными днями (23февраля,8марта,1мая, 9мая) количество часов на освоение программы согласно Учебному плану в 3 классе из расчета 5 часа в неделю(34 учебных недели) отводится 169часов.
В соответствии с этим программа будет реализована в объеме 169 часов.
Результаты изучения курса.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
• сравнение, анализ, синтез;
• классификация и обобщение по родовидовым признакам;
• установление аналогий и причинно-следственных связей;
• построение рассуждений;
• отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание учебного предмета.
Речевое общение. Текст.
Коммуникативно-речевые умения и навыки. Умение учитывать условия речевого общения, знание адресата, понимать тему и цель речевого высказывания, поддерживать общение с помощью вопросов и вспомогательных средств (жесты, мимика), которые показывают, как партнёр воспринимает услышанное; обращать внимание на смысловую сторону речи и словесную форму её выражения. Наблюдение за целевыми установками высказывания (сообщить, спросить, побудить к действию, выразить чувство) в предложениях, различных по цели высказывания.
Текст. Письменная форма общения. Понимание того, что чтение и письмо – это письменная форма общения. Представление о тексте, план текста. Текст – описание, текст – рассуждение, текст – повествование. Художественный и научный тексты. составление и запись текстов делового характера: записки, объявления и др. Изложение текста –повествования по плану. Сочинение небольших текстов повествовательного и описательного характера. Списывание различных типов текста.
Речевой этикет. Совершенствование умения выразить просьбу, пожелание,благодарность, извинение; поздравить, пригласить друзей, правильно обратиться к собеседнику и вести разговор по телефону. Правила этикета в общественных местах, формирование культуры общения во всех сферах жизни ребёнка.
Слово и его значение. Лексическое значение слова, его связь со звукобуквенной формой; антонимы и синонимы, сопоставление значений слов на основе их моделей. Употребление слов в переносном значении, многозначность слов. Происхождение имён, фамилий; легенды о происхождении географических названий. Мотивированные названия слов (подснежник, подберёзовик). Работа со словарями ( толковым, словарь синонимов, словарь антонимов)
Состав слова. Словообразование. Основа и окончание. Роль окончания в слове. закрепление понятий «корень слова», «приставка», «суффикс». Однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. Разбор слова по составу. Корень – главная значимая часть слова.
Обозначение на письме безударных гласных и парных согласных звуков и непроизносимых согласных в корне слова.
Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корнях слов: снег-снежок.
Приставка – значимая часть слова: её роль в словообразовании.
Правописание букв гласных и согласных в приставках.
Разделительный твёрдый знак в словах с приставками.
Приставка и предлог (сопоставление).
Суффикс как значимая часть слова: его роль в словообразовании. Правописание суффиксов –ик, -ек.
Сложные слова – слова с двумя корнями (знакомство). Наблюдение за образованием новых слов.
Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи.
Имя существительное. Общее значение, вопросы. Отсеивание слов типа белизна, бег, счастье, мысль, туман к категории существительных на основе вопроса и общего значения предметности. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые как группы слов, имеющих свои общие признаки и вопросы. Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах собственных.
Род, число имён существительных. Правописание родовых окончаний. Имена существительные употребляемые только в единственном или множественном числе. изменение имён существительных по числам и вопросам (падежам). Понятие о склонении существительных. Распознавание падежей. Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода и его отсутствие в мужском роде. Образование имён существительных с помощью суффиксов. Роль имён существительных в предложении и в речи.
Имя прилагательное. Общее значение и вопросы. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Понятие о склонении прилагательных. Прилагательное с твёрдой и мягкой основами. Правописание окончаний. Суффиксы имён прилагательных (наблюдение). Роль имён прилагательных в предложение и тексте.
Глагол. Общее значение, вопросы. Изменение глагола по временам. Настоящее, прошедшее и будущее время.
Окончания глаголов в прошедшем времени. Неопределённая форма глаголов. правописание мягкого знака после ч в глаголах неопределённой формы. Наблюдение за изменением глаголов по лицам и числам.
Правописание НЕ с глаголами. Роль глагола в предложении и речи.
Многозначность глаголов, прямое и переносное значение, выбор глагола для точной передачи мысли в речи.
Местоимение. Личные местоимения (общее понятие).
Наблюдение за ролью местоимений в речи (замена повторяющихся имён существительных личными местоимениями).
Имя числительное. Общее представление. Упражнения в правильном употреблении форм имён числительных в речи.
Предлог. Общее знакомство с предлогами. Правила написания предлогов с другими словами. Наблюдение за ролью предлогов в словосочетании.
Предложение. Словосочетание. Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), по интонации (восклицательное, невосклицательное). Точка, восклицательный, вопросительный знаки в конце предложения.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Предложения распространённые и нераспространённые. Связь слов в предложении. Умение ставить вопросы и определять, какие второстепенные члены предложения относятся к подлежащему, а какие к сказуемому.
Однородные члены предложения (знакомство). Интонация перечисления. Запятая
в предложении с однородными членами.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1. | Мир общения. Повторяем – узнаём новое. | 33 ч |
2. | Слово в речевом общении. | 35 ч |
3. | Словосочетание, предложение и текст в речевом общении. | 19 ч |
4. | Части речи. | 5 ч |
5. | Имя существительное. | 39 ч |
6. | Местоимение. | 2 ч |
7. | Глагол. | 24 ч |
8. | Имя прилагательное. | 12ч |
9. | Повторение. | 1 ч |
Практическая часть программы:
Вид работы | I ч. | II ч. | III ч. | Год |
Диктант | 2 | 3 | 6 | 11 |
Контрольный словарный диктант | 1 | 1 | 2 | 4 |
Контрольное списывание | - | 1 | 1 | 2 |
Контрольная работа | 2 | 2 | 3 | 7 |
Изложение | - | 1 | 1 | 2 |
Сочинение | 1 | 1 | 2 | 4 |
Календарно — тематическое планирование уроков русского языка
№ п\п | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов |
план | факт |
Мир общения. Повторяем – узнаем новое 14ч |
1 | 3.09 | | Собеседники. Диалог. | 1 |
2 | 4.09 | | Собеседники. Диалог. | 1 |
3 | 5.09 | | Собеседники. Диалог. | 1 |
4 | 6.09 | | Собеседники. Диалог. | 1 |
5 | 10.09 | | Собеседники. Диалог. | 1 |
6 | 11.09 | | Собеседники. Диалог. | 1 |
7 | 12.09 | | Культура устной и письменной речи | 1 |
8 | 13.09 | | Культура устной и письменной речи. Словарный диктант | 1 |
9 | 14.09 | | Текст. | 1 |
10 | 17.09 | | Текст. Виды текстов. | 1 |
11 | 19.09 | | Списывание текстов различных типов. | 1 |
12 | 18.09 | | Текст. Обучающее изложение по тексту К.Паустовского | 1 |
13 | 20.09 | | Контрольный диктант по теме «Текст» | 1 |
14 | 21.09 | | Текст. Работа над ошибками. | 1 |
Язык – главный помощник в общении – 40 часов |
15 | 24.09 | | Язык – главный помощник в общении | 1 |
16 | 25.09 | | Звуки и буквы | 1 |
17 | 26.09 | | Звуки и буквы | 1 |
18 | 27.09 | | Слог, ударение | 1 |
19 | 28.09 | | Девять правил орфографии. | 1 |
20 | 1.10 | | Прописная буква в именах собственных. | 1 |
21 | 2.10 | | Буква безударных гласных. | 1 |
22 | 3.10 | | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 |
23 | 4.10 | | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 |
24 | 5.10 | | Проверяемые и непроверяемые парные по глухости звонкости согласные в корне слова. | 1 |
25 | 8.10 | | Тематическая работа по теме «Безударная гласная в корне и проверяемые и непроверяемые парные согласные в корне | 1 |
26 | 9.10 | | Непроизносимые согласные. | 1 |
27 | 10.10 | | Непроизносимые согласные. | 1 |
28 | 11.10 | | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. | 1 |
29 | 12.10 | | Обучающее изложение по тексту Н. Сладкова | 1 |
30 | 15.10 | | Удвоенные согласные | 1 |
31 | 16.10 | | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн | 1 |
32 | 17.10 | | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, | 1 |
33 | 18.10 | | Перенос слова. | 1 |
34 | 19.10 | | Что рассказало слово. | 1 |
35 | 22.10 | | Что рассказало слово | 1 |
36 | 23.10 | | Что рассказало слово | 1 |
37 | 24.10 | | Что рассказало слово | 1 |
38 | 25.10 | | Проверка знаний учащихся. Контрольное списывание. | 1 |
39 | 26.10 | | Работа над ошибками | 1 |
40 | 29.10 | | Синонимы. | 1 |
41 | 30.10 | | Употребление синонимов в тексте. | 1 |
42 | 31.10 | | Слово и его значение Антонимы. | 1 |
43 | 12.11 | | Слово и его значение Омонимы Словарный диктант | 1 |
44 | 13.11 | | Многозначные слова. | 1 |
45 | 14.11 | | Слово и его значение | 1 |
46 | 15.11 | | Словосочетание | 1 |
47 | 16.11 | | Словосочетание | 1 |
48 | 19.11 | | Предложение | 1 |
49 | 20.11 | | Главные члены предложения | 1 |
50 | 21.11 | | Главные члены предложения | 1 |
51 | 22.11 | | Контрольный диктант по теме «Девять правил орфографии» с грамматическим заданием | 1 |
52 | 23.11 | | Работа над ошибками. Работа с изученными орфограммами. Что рассказало слово | 1 |
53 | 26.11 | | Предложения с однородными членами | 1 |
54 | 27.11 | | Предложения с однородными членами | 1 |
Состав слова - 13 ч. |
55 | 28.11 | | Состав слова | 1 |
56 | 29.11 | | Корень. | 1 |
57 | 30.11 | | Корень. | 1 |
58 | 3.12 | | Корневые орфограммы. | 1 |
59 | 4.12 | | Изложение по тексту К. Паустовского | 1 |
60 | 5.12 | | Приставка. | 1 |
61 | 6.12 | | Приставка. Предлог. | 1 |
62 | 7.12 | | Суффикс. | 1 |
63 | 10.12 | | Уменьшительно-ласкательные суффиксы. | 1 |
64 | 11.12 | | Окончание и основа слова | 1 |
65 | 12.12 | | Окончание и основа слова | 1 |
66 | 13.12 | | Как образуются слова | 1 |
67 | 14.12 | | Как образуются слова | 1 |
Части речи 3ч |
68 | 17.12 | | Части речи | 1 |
69 | 18.12 | | Части речи | 1 |
70 | 19.12 | | Тематическая работа по теме «Части речи» | 1 |
Имя существительное – 41ч |
71 | 20.12 | | Имя существительное. | 1 |
72 | 21.12 | | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 |
73 | 24.12 | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 |
74 | 25.12 | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 |
75 | 26.12 | | Тематический диктант по теме «Имя существительное» | 1 |
76 | 27.12 | | Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного материала. | 1 |
77 | 28.12 | | Новогоднее путешествие с Дедом Морозом. | 1 |
78 | 14.01 | | Число имен существительных | 1 |
79 | 15.01 | | Изменение имён существительных по числам. | 1 |
80 | 16.01 | | Сочинение – описание с использованием приёма олицетворения. | 1 |
81 | 17.01 | | Род имён существительных. | 1 |
82 | 18.01 | | Род имён существительных. | 1 |
83 | 21.01 | | Род имён существительных. | 1 |
| 22.01 | | Род имён существительных. | |
84 | 23.01 | | Род имён существительных. | 1 |
85 | 24.01 | | Обучающее изложение по тексту И. Тургенева | 1 |
86 | 25.01 | | Мягкий знак после шипящих в конце имен существительных женского рода | 1 |
87 | 28.01 | | Мягкий знак после шипящих в конце имен существительных женского рода | 1 |
88 | 29.01 | | Контрольное списывание | 1 |
89 | 30.01 | | Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного материала | 1 |
90 | 31.01 | | Изменение имен существительных по падежам | 1 |
91 | 1.02 | | Изменение имен существительных по падежам | 1 |
92 | 2.02 | | Изменение имен существительных по падежам | 1 |
93 | 3.02 | | Изменение имен существительных по падежам Именительный падеж. | 1 |
94 | 4.02 | | Изменение имен существительных по падежам Родительный падеж | 1 |
95 | 5.02 | | Изменение имен существительных по падежам Родительный падеж | 1 |
96 | 6.02 | | Изменение имен существительных по падежам Дательный падеж | 1 |
97 | 7.02 | | Тематическая работа по теме «Падежи» | 1 |
98 | 8.02 | | Работа над ошибками. | 1 |
99 | 11.02 | | Изменение имен существительных по падежам Винительный падеж | 1 |
100 | 12.02 | | Изменение имен существительных по падежам Творительный падеж | 1 |
101 | 13.02 | | Изменение имен существительных по падежам Предложный падеж | 1 |
102 | 14.02 | | Изменение имен существительных по падежам Предложный падеж | 1 |
103 | 15.02 | | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 |
104 | 18.02 | | Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного материала | 1 |
105 | 19.02 | | Изменение имен существительных по падежам | 1 |
106 | 20.02 | | Изменение имен существительных по падежам | 1 |
107 | 21.02 | | Обучающее изложение по тексту В. Бианки | 1 |
108 | 22.02 | | Разбор имени существительного как части речи. | 1 |
109 | 26.02 | | Разбор имени существительного как части речи. | 1 |
110 | 27.02 | | Проверочная работа по теме «Имя существительное» | 1 |
111 | 28.02 | | Разбор имени существительного как части речи. | 1 |
Местоимение 3 ч |
112 | 4.03 | | Местоимение | 1 |
113 | 5.03 | | Местоимение | 1 |
114 | 6.03 | | Местоимение | 1 |
Глагол 30 ч |
115 | 7.03 | | Глагол как часть речи. | 1 |
116 | 11.03 | | Глагол как часть речи. | 1 |
117 | 12.03 | | Глагол как часть речи. Словарный диктант | 1 |
118 | 13.03 | | Изменение глаголов по временам | 1 |
119 | 14.03 | | Изменение глаголов по временам | 1 |
120 | 15.03 | | Изменение глаголов по временам | 1 |
121 | 18.03 | | Глаголы настоящего времени. | 1 |
122 | 19.03 | | Глаголы прошедшего времени. | 1 |
123 | 20.03 | | Глаголы прошедшего времени. | 1 |
124 | 21.03 | | Глаголы будущего времени | 1 |
125 | 22.03 | | Глаголы будущего времени | 1 |
126 | 1.04 | | Неопределённая форма глагола | 1 |
127 | 2.04 | | Неопределённая форма глагола | 1 |
128 | 3.04 | | Неопределённая форма глагола | 1 |
129 | 4.04 | | Тематический диктант по теме «Глагол» | 1 |
130 | 5.04 | | Работа над ошибками. | 1 |
131 | 8.04 | | Изменение глаголов по времени. Неопределённая форма глагола | 1 |
132 | 9.04 | | Изменение глаголов по числам | 1 |
133 | 10.04 | | Изменение глаголов по числам | 1 |
134 | 11.04 | | Изложение | 1 |
135 | 12.04 | | Изменение по родам глаголов прошедшего времени | 1 |
136 | 15.04 | | Изменение по родам глаголов прошедшего времени | 1 |
137 | 16.04 | | Изменение по родам глаголов прошедшего времени | 1 |
138 | 17.04 | | Сочинение по теме на выбор | 1 |
139 | 18.04 | | НЕ с глаголами | 1 |
140 | 19.04 | | НЕ с глаголами | 1 |
141 | 22.04 | | Разбор глагола как части речи | 1 |
142 | 23.04 | | Разбор глагола как части речи | 1 |
143 | 24.04 | | Контрольный диктант по теме: «Глагол» | 1 |
144 | 25.04 | | Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного материала | 1 |
Имя прилагательное 14 ч |
145 | 26.04 | | Имя прилагательное | 1 |
146 | 29.04 | | Имя прилагательное | 1 |
147 | 30.04 | | Имя прилагательное | 1 |
148 | 2.05 | | Имя прилагательное | 1 |
149 | 3.05 | | Имя прилагательное | 1 |
150 | 6.05 | | Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам | 1 |
151 | 7.05 | | Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам | 1 |
152 | 8.05 | | Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам | 1 |
153 | 10.05 | | Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам | 1 |
154 | 13.05 | | Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам | 1 |
155 | 14.05 | | Обобщение знаний по разделу «Имя прилагательное». | 1 |
156 | 15.05 | | Обобщение знаний по разделу «Имя прилагательное». | 1 |
157 | 16.05 | | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 |
158 | 17.05 | | Работа над ошибками. | 1 |
Повторение 12 ч |
159 | 20.05 | | Повторение. Слово. Предложение. Текст. | 1 |
160 | | | Повторение. Слово. Предложение. Текст. Словарный Диктант | 1 |
161 | 23.05 | | Повторение изученных орфограмм. | 1 |
162 | | | Повторение изученных орфограмм. | 1 |
163 | 21.05 | | Контрольное списывание. | 1 |
164 | 22.05 | | Работа над ошибками. Повторение. Правила правописания. | 1 |
165 | 24.05 | | Обобщающий урок. Игра «По океану» | 1 |
166- 167 168 169 170 | | | Повторение изученного за год | 5 |