Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26» пос. Рудный Кавалеровского муниципального района
Рабочая программа
по театральной деятельности
в старшей группе
Воспитатели:
И. П. Добрынина
А. Э. Шевченко
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Задачи разработки
Здоровьесберегающие технологии
Оборудование
Работа с родителями в старшей группе
Календарно-тематическое планирование в старшей группе
Ожидаемые результаты в старшей группе
Список используемой литературы
Пояснительная записка
Программа «Театр-творчество-дети» способствует развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства. Авторы: Н.Ф. Сорокина, музыкальный руководитель; Л.Г. Миланович, заведующая ясли-садом № 790 Юго-западного округа Москвы. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Вся система работы в детском саду ориентируется на ребенка, на раскрытие и реализацию потенциальных возможностей его развития.
Педагогический процесс в детском саду обеспечивает у детей не только формирование системы знаний, умений и навыков , которые необходимы для обучения в школе, но и потребность в реализации своего творческого потенциала, способностей и интересов, а для этого просто необходимо создать условия, в которых каждый ребенок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания как в обычном разговоре так и публично, не стесняясь слушателей.
В связи с этим театрализованную деятельность можно рассматривать, как деятельность, моделирующую биосоциальные отношения, которые дают возможность развивать эмоциональную сферу ребенка, приобщить его к духовным ценностям, учить сочувствовать, сопереживать, развивать уверенность в себе. Так как она тесно связана с другими видами деятельности: музыкальной, речевой, двигательной, изобразительной, то позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Театрализованные занятия создают условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми других групп и взрослыми. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, которая способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению.
Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Каждый ребенок на занятии имеет возможность проявить себя в какой-либо роли, ненавязчиво и непринужденно он учится перевоплощению, у него развивается уверенность в себе и социальные навыки поведения. Это поможет ребенку более полно реализовать свой творческий потенциал и накопить эмоционально-чувственный опыт.
Предлагаемая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста. У детей 5-6 лет жизни уже сформированы основные речевые, поведенческие, музыкальные, двигательные навыки. У детей этого возраста более устойчивая память, что позволяет им легче чем младшим дошкольникам запоминать предлагаемые тексты. В этом возрасте ребёнок может легко оказаться от сиюминутного желания и подчиниться требованию выполнения взятой на себя роли.
Задачи разработки:
1. Воспитание гуманных чувств детей:
формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
2. Воспитание коллективизма:
Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;
закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
3.Развитие творческих способностей и приобщение к театральному искусству:
Последовательно знакомить детей с различными видами театра;
Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
Формировать умения выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;
Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал;
Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
Здоровьесберегающие технологии
• дыхательная гимнастика
• артикуляционная гимнастика.
• пальчиковые игры со словами,
• гимнастика для глаз,
• физкультминутка, динамические паузы.
Оборудование:
1.Театральная ширма
2.Разные виды кукольных театров:
- пальчиковый
- конусный
- теневой
- фланелеграф
- магнитный
- масочный
- варежковый
- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
3. Ноутбук, колонки.
4. Костюмы
Работа с родителями в старшей группе
Консультация для родителей «Театр - наш друг и помощник» .
Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка». Фотовыставка.
Декабрь:
Помощь детям при участии в конкурсах, изготовление карнавальных костюмов.
Апрель:
Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.
Помощь в организации похода в кукольный театр.
Перспективное планирование по театрализованной деятельности в старшей группе
Сентябрь | Тема, занятие | Цели и задачи | Методические рекомендации |
1.«Пока занавес закрыт» | Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность. | Игра «И я тоже!». Игра на знание театральной терминологии. Игра «Птицы, на гнезда!». Игра на развитие внимания. «Слушай хлопки» |
2. Сказку ты, дружок, послушай и сыграй | Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей. | Упражнения «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок». Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат». Сказка «Зайчик и ежик». Игра на развитие внимания. «Будь внимателен» |
3. Сказка «Зайчик и Ежик» | Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию. | Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке». Скороговорка «Палкой Саша шишки сшиб» Репетиция сказки «Зайчик и ежик». Игра на развитие памяти. «Художник». Упражнение «Я ем». |
| 4. Ходит осень по дорожкам (по сказке «Теремок на новый лад») | Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека. | Чтение сказки Беседа о прочитанной сказке. Скороговорка «Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали!» Игра: «Прогулка» |
Октябрь | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Мы актёры | Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми. | Упражнение для голоса «Воробьи». Беседа о театральной терминологии. Игра “Пантомима” Скороговорка «Кукушка кукушонку купила капюшон» Упражнение на развитие выразительной мимики «Мое настроение» |
2.Драматизация сказки «Теремок на новый лад» | Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию. | Работа над дикцией. Скороговорка «Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку». Упражнение на развитие воображения «Оживи предмет» |
3. Ритмопластика (отработка движений) | Развивать чувства ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность. | Работа над дыханием, артикуляцией. Упражнения на дыхание «Паровоз», «Аист» Работа над голосом. Скороговорка «Орёл на горе, перо на орле» Театрализованные упражнение «Едем, едем на тележке» |
4.Театральные игры | Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память. | Игра «Веселые обезьянки». Игра «Поварята». |
Ноябрь | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Действия с воображаемыми предметами | Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно. | Беседа на тему «Действия с воображаемыми предметами». Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем». |
2.Премьера спектакля «Теремок на новый лад» | Вызвать у детей симпатию к героям сказки. Воспитывать у детей желание выступать. | |
3. «Сказка о глупом мышонке» | Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. | Упражнения на дыхание, на артикуляцию «Капризуля», «Колокольчики». Работа над скороговорками «Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу». Этюд «изобрази животное» |
4.Игра на действие с воображаемыми предметами | Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно | Упражнение со штангой. Игра «День рождения». Работа над скороговорками « Щетинка — у чушки, чешуя — у щучки». Упражнение на развитие воображения «Слушаем звуки» |
Декабрь | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Разыгрывание этюдов | Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | Беседа на тему «Что такое этюд?» Работа над этюдами «Покупка театрального билета», «Утешение». Упражнение на силу голоса «Многоэтажный дом» Этюд «Что я делаю?» «Назови действие» |
2.Репетиция сказки о глупом мышонке (театр кукол бибабо) | Учить владеть куклой, согласовывать движения и речь. | Работа над скороговорками«— Расскажите про покупки. — Про какие, про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки свои». Упражнение для развития речевого дыхания «Вырасти большой», «Пастушок» |
3.Разыгрывание этюдов | Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга. | Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение. «Вкусные конфеты», «Новая кукла", «Лисенок боится». Работа над скороговорками «Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком». |
4.Ритмопластика | Учить детей произвольно реагировать на сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение. | Беседа о театре. Игры на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба Яга». ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОПОРУ ДЫХАНИЯ «Дрессированные собачки» |
Январь | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Театрализованная игра «Угадай, что я делаю» | Развивать память, воображение детей. | Беседа о театрализованной игре. Игра «Угадай, что я делаю?» Скороговорка «Тары- бары, растабары, У Варвары куры стары» Этюды на выразительность жеста. «Тише », «Иди ко мне ». |
2.Путешествие по сказкам «Новогодняя карусель» | Воспитывать интерес к сказкам, развивать фантазию. Накапливать запас художественных произведений. Учить детей владеть куклами марионетками. | Упражнения на дыхание «Эхо», «Пьем чай», «Колокольчики» Этюд на развитие выразительной мимики Игра «Волшебное зеркало» |
3.Показ сказки о глупом мышонке (театр кукол би-ба-бо) | Воспитывать интерес к театру, желание выступать перед детьми. | |
Февраль | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Этюд «Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил» | Учить детей выражать основные эмоций. | Скороговорка «Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель». Этюд на выражение основных эмоций «Ваське стыдно ». |
2.Культура и техника речи (игры и упражнения) | Совершенствовать чёткость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация) | Игра «Весёлые стихи»или «Забавные стихи» Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Задуй упрямую свечу», «Паровоз», «Каша» |
3.Театральная игротека: «Весёлые стихи» (с использованием театра «живой руки») | Игры на расширение диапазона Упражнять во владении куклой. | Игры на расширение диапазона «Чудо – лесенка», «Самолёт» |
4.Сказка «Морозко» | Познакомить детей со сказкой «Морозко» | Чтение сказки. Беседа о прочитанной сказке. |
Март | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Репетиция сказки «Морозко» | Объяснить детям значение слова «событие»; продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность). | Упражнение для голоса «Воробьи». Беседа о театральной терминологии. Репетиция сказки «Морозко» Этюд «Уходи» |
2. Репетиция сказки «Морозко» | Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию. | Работа над дикцией. Скороговорка «Три сороки-тараторки тараторили на горке». Репетиция события «Ленивица и Рукодельница». Упражнение на развитие воображения «Фантазеры» |
3.Репетиция сказки «Морозко» | Совершенствовать память, внимание, общение детей. Работать над голосом. | Работа над дыханием, артикуляцией «Самолётики», «Часики», «Трубач» Работа над голосом «Муха». Репетиция событий «Рукодельница в лесу». Упражнение «Мое настроение» |
4.Свет мой зеркальце скажи | Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое | Игра: «Зеркало». Скороговорка «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» |
Апрель | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1. Репетиция сказки «Морозко» | Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать чувство правды и веры в предлагаемые обстоятельства. | Упражнение на дыхание и на артикуляцию согласных «Комар», Капризуля». Репетиция эпизодов «рукодельница с подарками» Упражнение на развитие воображения «Слушаем звуки» |
2. Репетиция сказки «Морозко» | Продолжать работу над эпизодами сказки. | Упражнения на дыхание «Бабочка», на артикуляцию «Паровоз». Работа над скороговорками «Слишком много ножек у сороконожек». Репетиция события «Ленивица с подарками». |
3.«Игрушки» Агнии Барто | Развивать творчество в процессе выразительного чтения стихотворения; совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев стихотворений мимикой, жестами. | Знакомство с понятием «Интонация». Беседа. Упражнения и игры на отработку интонационной выразительности.Диалогическая скороговорка « Краб крабу сделал грабли, Подал грабли крабу краб: — Грабь граблями гравий, краб». Выразительное чтение стихов А.Барто |
4.Репетиция сказки «Морозко» | Добиваться сведения всех эпизодов сказки «Морозко» в единый спектакль. Совершенствовать чувства правды, веры в вымысел. | Работа над техникой речи. Скороговорки «Лежебока рыжий кот отлежал себе живот», «Наш Полкан попал в капкан». Репетиция спектакля «Морозко». |
Май | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Показ сказки «Морозко» | Творческий отчет по театральной деятельности. | |
2.Театральная игра | Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма. | Беседа о спектакле «Морозко». Работа по технике речи: упражнения на дыхание и дикцию, игра «Японская машинка». |
3.Театральная игра «Любитель-рыболов» | Развивать воображение, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами | Этюд «Любитель-рыболов». Скороговорка «Улов у Поликарпа — три карася, три карпа" |
Ожидаемые результаты в старшей группе:
-воспитание в ребенке готовность к творчеству;
-развитие произвольного внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, быстроты реакции, инициативности и выдержки;
-активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
-привитие навыков вежливого поведения;
-воспитание зрительской культуры;
-воспитание доброжелательности и контактности в отношении со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях.
Список используемой литературы
«Театрализованные игры дошкольников» Сорокина М.Ф.
«Театр в детском саду» Кошманская И.П.
«Театрализованные игры в детском саду» Петрова Т.И., Сергеева Е.Л.
«Театрализованная деятельность в детском саду» Аншинина А.Е.
«Театрализованные игры дошкольников» Артемова Л.В. М.:1983г.