Рабочая программа учебного предмета «Технология» в 3 классе рассчитана на 34 часа
Используемый УМК:
1. Авторская программа Т.М. Рагозиной, И.Б. Мыловой по предмету «Технология», изданной в сборнике «Примерные программы начального общего образования» издательство «Академкнига/Учебник» УМК «Перспективная начальная школа»
2. Т.М. Рагозиной, И.Б. Мыловой Технология: учебник 3 кл. , М.: Академкнига/Учебник
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»
Планируемые предметные результаты
Обучающиеся научатся:
рассказывать о современных профессиях, связанных с сельскохозяйственной техникой, и описывать их особенности;
анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;
выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды);
отбирать картон с учётом его свойств;
применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник), колющими (шило);
экономно размечать материалы на просвет, по линейке и по угольнику;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
изготавливать плоскостные изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисункам, простейшему чертежу, эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Обучающиеся получат возможность научиться:
ценить традиции трудовых династий (своего региона, страны);
осуществлять проектную деятельность: собирать информацию о создаваемом изделии, выбирать лучший вариант, проверять изделие в действии;
создавать образ конструкции с целью разрешения определённой конструкторской задачи, воплощать этот образ в материале;
использовать приёмы с графическими объектами с помощью компьютерной программы (графический редактор), с программными продуктами, записанными на электронных дисках.
Планируемые личностные результаты
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 3–м классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Планируемые метапредметные результаты
Развитие познавательных УУД
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Развитие регулятивных УУД
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов)
Развитие коммуникативных УУД
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 3-го года обучения
Обучающиеся научатся:
• рассказывать о практическом применении картона и текстильных материалов в жизни;
• рассказывать о мастерах своего региона и их профессиях, связанных с обработкой текстильных материалов;
• рассказывать о современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с сельскохозяйственной техникой, и описывать их особенности;
• анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
• осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;
• выполнять доступные действия по самообслуживанию (подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по перечню в учебнике, декоративное оформление культурно-бытовой среды);
• отбирать картон с учетом его свойств;
• применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник), колющими (шило);
• экономно размечать материалы по линейке и по угольнику;
• работать с простейшей технической документацией: распознавать эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы, металлы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
• изготавливать плоскостные изделия по эскизам;
• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
• выполнять действия по моделированию и преобразованию модели;
• создавать несложные конструкции изделий по технико-технологическим условиям.
По разделу «Практика работы на компьютере» обучающиеся научатся:
• рассказывать об основных источниках информации;
• рассказывать о правилах организации труда при работе за компьютером;
• называть основные функциональные устройства компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон);
• называть дополнительные компьютерные устройства (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);
• рассказывать о назначении основных функциональных устройств компьютера, периферийных компьютерных устройств; устройств внешней памяти;
• соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере;
• включать и выключать компьютер;
• использовать приемы работы с дисководом и электронным иском;
• использовать приемы работы с мышью;
• работать с прикладной программой, используя мышь, осуществлять навигацию по программе, используя элементы управления (кнопки);
• работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
• соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с компьютерной клавиатурой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• ценить традиции трудовых династий (своего региона, страны);
• осуществлять проектную деятельность;
• создавать образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи, воплощать этот образ в материале;
• использовать приемы работы с графическими объектами с помощью компьютерной программы (графический редактор), с программными продуктами, записанными на электронных дисках.
II.Содержание учебного предмета «Технология»
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Разнообразие предметов рукотворного мира из картона, текстильных материалов. Традиции и творчество мастеров в создании изделий из текстильных материалов. Распространенные виды профессий, связанных с транспортом для перевозки грузов и сельскохозяйственной техникой (с учетом региональных особенностей).
Организация рабочего места для работы с глиной, металлами, деталями конструктора. Анализ задания, планирование трудового процесса, поэтапный контроль за ходом работы, навыки сотрудничества.
Групповые проекты. Сбор информации о создаваемом изделии, выбор лучшего варианта. Результата проектной деятельности – «Парк машин для перевозки грузов», «Модели сельскохозяйственной техники».
Самообслуживание: подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по перечню в учебнике, выполнение ремонта книг, декоративное оформление культурно-бытовой среды.
2. Технология изготовления изделий из различных материалов (24 ч)
Пластические материалы Глина. Применение глины для изготовления предметов быта и художественных предметов. Сравнение глины и пластилина по основным свойствам: цвет, пластичность, способность впитывать влагу. Подготовка глины к работе.
Приемы работы с глиной: формование деталей, сушка, раскрашивание.
Практические работы: лепка декоративных игрушек, рельефных пластин.
Бумага и картон Практическое применение картона в жизни. Виды картона, используемые на уроках: цветной, коробочный, гофрированный. Свойства картона: цветной и белый, гибкий, толстый и тонкий, гладкий и шероховатый, однослойный и многослойный, блестящий и матовый. Виды бумаги, используемые на уроках и их свойства: чертежная (белая, толстая, матовая, плотная, гладкая, прочная). Сравнение свойств разных видов картона между собой и с бумагой. Выбор картона для изготовления изделия с учетом свойств по внешним признакам. Экономное расходование картона.
Виды условных графических изображений: эскиз, развертка (их узнавание). Разметка деталей с опорой на эскиз.
Инструменты и приспособления для обработки картона: карандаши простой (твердость ТМ), ножницы, канцелярский макетный нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, дощечка для выполнения работ с макетным ножом и шилом. Приемы безопасного использования канцелярского макетного ножа, шила.
Приемы работы с картоном: разметка циркулем, разрезание и вырезание ножницами, надрезание канцелярским макетным ножом, прокалывание шилом, разметка по линейке и угольнику, сшивание деталей нитками и скобами, сборка скотчем и проволокой, оклеивание кантом, оформление аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление меры для измерения углов, подставок для письменных принадлежностей, коробок со съемной крышкой, упаковок для подарков, новогодних игрушек, открыток, ремонт книг с заменой обложки, декоративных панно, фигурок для театра с подвижными элементами по рисунку, простейшему чертежу, схеме, эскизу.
Текстильные материалы Общее понятие о текстильных материалах, их практическое применение в жизни. Виды тканей животного происхождения, используемые на уроках, их сопоставление по цвету, толщине, мягкости, прочности. Экономное расходование ткани при раскрое парных деталей. Выбор ткани и ниток для изготовления изделия в зависимости от их свойств.
Приемы работы с текстильными материалами: закрепление конца нитки петелькой, сшивание деталей из ткани петельным швом, вышивание стебельчатым и тамбурным швами.
Практические работы: изготовление кукол для пальчикового театра, коллажей, аппликаций из ниток, декоративное оформление изделий (открыток, обложек записных книг, подвесок для новогодней елки).
Металлы Виды проволоки, используемой на уроках: цветная в пластиковой изоляции, тонкая медная. Экономное расходование материалов при разметке.
Приемы работы с проволокой: разметка на глаз, разрезание ножницами, плетение.
Практические работы: изготовление брелка, креплений для подвижного соединения деталей картонных фигурок.
Пластмассы Пластмассы, используемые в виде вторичного сырья: разъемные упаковки-капсулы. Наблюдения и опыты за технологическими свойствами пластмасс.
Инструменты и приспособления для обработки упаковок-капсул: ножницы, шило, фломастер, дощечка для выполнения работ с шилом.
Приемы работы с упаковками-капсулами: прокалывание шилом, надрезание, соединение деталей гвоздиком, оформление самоклеящейся бумаги.
Практические работы: изготовление игрушек-сувениров.
Конструирование и моделирование
Виды и способы соединения деталей. Общее представление о конструкции прибора для определения движения теплового воздуха, часов, грузового транспорта и сельскохозяйственной техники (трактора). Конструирование и моделирование из металлических стандартных деталей технических моделей по технико-технологическим условиям.
Практические работы: создание устройства из полос бумаги, устройства, демонстрирующего циркуляцию воздуха, змейки для определения движения теплого воздуха, палетки, моделей часов для уроков математики, тележки-платформы.
Практика работы на компьютере (10 ч)
Компьютер и дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру (2 ч)
Компьютер как техническое устройство для работы с информацией. Основные устройства компьютера. Назначение основных устройств компьютера.
Дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру, их назначение. Носители информации. Электронный диск. Дисковод как техническое устройство для работы с электронными дисками. Приемы работы с электронным диском, обеспечивающие его сохранность.
Основы работы за компьютером (5 ч)
Организация работы на компьютере. Подготовка компьютера к работе (включение компьютера). Правильное завершение работы на компьютере. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Мышь. Устройство мыши. Приемы работы с мышью. Компьютерные программы. Понятие о тренажере как программном средстве учебного назначения. Первоначальное понятие об управлении работой компьютерной программы. Управление работой компьютерной программы с помощью мыши.
Клавиатура как устройство для ввода информации в компьютер. Работа на клавиатуре с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Технология работы с инструментальными программами (3 ч)
Графические редакторы, их назначение и возможности использования. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Вывод изображения на принтер. Использование графического редактора для реализации творческого замысла.
Основные виды учебной деятельности
Уроки с 1 по 18.
Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности.
Наблюдать связи конструкции технических объектов с моделями этих объектов.
Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, отделять известное от неизвестного, осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения; читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).
Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных материалов).
Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы, инструменты и приспособления, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слышать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми).
Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) виды материалов (пластилин-глина, виды картона, бумага-картон), их свойства - физические (цвет, размер, фактура поверхности, блеск), механические (пластичность, влагопроницаемость, упругость, плотность, прочность, твердость), технологические (прокалывание шилом, надрезание), приемы обработки пластических материалов (формование деталей, сушка, раскрашивание), картона (разметка циркулем, разрезание и вырезание ножницами, надрезание макетным ножом, прокалывание шилом, разметка по линейке и угольнику, сшивание деталей нитками и скобами, сборка скотчем и проволокой, оклеивание кантом, оформление аппликацией, сушка), текстильных материалов (закрепление конца нитки петелькой, сшивание деталей из ткани петельным швом, вышивание стебельчатым и тамбурным швами), проволоки (разметка на глаз, разрезание ножницами, плетение), пластмасс (прокалывание шилом, надрезание, соединение деталей гвоздиком, оформление самоклеящейся бумаги), конструктивные особенности используемых инструментов (макетный нож, шило), чертежных инструментов (угольник).
Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать с помощью учителя наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.
Создавать под руководством учителя мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда.
Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении практических работ: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности.
Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата под руководством учителя .
Обобщать (структурировать) с помощью учителя то новое, что открыто и освоено на уроке.
Оценивать с помощью учителя результаты деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.
Уроки с 19 по 23.
Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки.
Характеризовать с помощью учителя основные требования к изделию.
Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя с помощью учителя разную художественную технику (в пределах изученного).
Конструировать объекты с учетом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкций, подбирать под руководством учителя соответствующие материалы и инструменты; читать с помощью учителя простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу.
Осуществлять самоконтроль и корректировку под руководством учителя хода работы.
Обобщать (структурировать) с помощью учителя то новое, что открыто и освоено на уроке.
Урок 24.
Проектировать под руководством учителя изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию ее изготовления.
Уроки с 25 по 27.
Использовать различные технические устройства для получения, сохранения и применения информации.
Характеризовать, описывать технические устройства, из которых состоит компьютер. Применять правила безопасной работы на компьютере.
Осуществлять деятельность с использованием компьютерных программ и электронных дисков.
Пользоваться клавиатурой, мышью, графическим интерфейсом компьютера. Использовать компьютерные программы для создания и показа презентаций.
III. Тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов на изу чение | Страницы учебника | Дата |
| Технология изготовления изделий из различных материалов | 24 | | |
1. | Лепка птиц и декоративных пластин из глины. Раскрашивание. | 1 | С.6-9 | |
2. | Лепка птиц и декоративных пластин из глины. Раскрашивание. | 1 | С.6-9 | |
3. | Картон. Модель шара из бумаги. Мера для измерения углов. | 1 | С.10-12 | |
4. | Подставка для письменных принадлежностей | 1 | С.13-14 | |
5. | Коробка со съёмной крышкой | 1 | С.15-16 | |
6 | Прибор, демонстрирующий циркуляцию воздуха. Змейка для определения направления движения теплого воздуха | 1 | С.17, 23 | |
7. | Текстильные материалы | 1 | С.18 | |
8 | Куклы для пальчикового театра | 1 | С.19-20 | |
9 | Коллаж «Семейные портреты» | 1 | С.21-22 | |
10. | Упаковка для подарков | 1 | С.24-25 | |
11 | Аппликация из ниток | 1 | С.26-27 | |
12 13 | Декоративное оформление изделий вышивкой | 2 | С.28-31. | |
14. | Палетка | 1 | С.33 | |
15 | Новогодние игрушки | 1 | С.34-35 | |
16 | Брелок из проволоки | 1 | С.36-37 | |
17 | Открытка-ландшафт | 1 | С.38-42 | |
18 | Ремонт книг с заменой обложки | 1 | С.43-44 | |
19 | Подарочные открытки из гофрированного картона | 1 | С.45 | |
20 | Игрушки из пластмассовых упаковок-капсул | 1 | С.46-47 | |
21 | Декоративное панно | 1 | С.48-50 | |
22 | Картонные фигурки с элементами движения для театра | 1 | С.52-53 | |
23 | Работа с конструктором | 1 | С.54-58 | |
24 | Проект коллективного создания моделей грузовых машин, сельскохозяйственной техники | 1 | С.59 | |
| Практика работы на компьютере | 10 ч | | |
25 | Технические устройства для работы с информацией | 1 | С.66-67 | |
26. | Компьютер. Правила безопасной работы на компьютере Технические устройства, которые можно подключить к компьютеру | 1 | С.68-71 | |
27 | Носители информации. Работа с электронным диском | 1 | С.73-75 | |
28. | Компьютерные программы | 1 | С.76 | |
29. | Как работать с компьютерной мышью. Клавиатура компьютера. | 1 | С.77-79. | |
30. | Компьютерная программа для создания и показа презентаций | 1 | С.82 | |
31 | Главное меню программы для создания и показа презентаций | 1 | С.83 | |
33. | Работаем с программой для создания и показа презентаций | 1 | С.85-88 | |
32 | Графические редакторы. Как выключить компьютер. | 1 | С.89-91, 95 | |
34 | Работаем с графическим редактором. | 1 | С.92-94 | |