Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №29
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ СОШ№29
протокол №_______ по УВР ___________М.Б. Светлова
от «__» _____2018г. ________И. В. Батракова «_____»_________2018 г.
Руководитель МО «____»__________2018г.
_______О.А.Кажанец
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
(общеобразовательный уровень)
Класс: 3Ж
Учитель: Е.Д.Халтурина
На I полугодие - 16 ч
На II полугодие - 18 ч
Всего: из расчета на 34 учебные недели - 34 ч
В неделю: 1 ч
на 2018—2019 учебный год
г. Сургут
Планируемые результаты освоения учебного предмета
предметные
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Учащиеся научатся:
- самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
- готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
- выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
- самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения; делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения – свое или высказанное другими;
- под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
- читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
- соблюдать последовательность выполнения разметки разверток (от габаритов — к деталям) и выполнять ее с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж;
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
- оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
- осуществлять перевалку и пересадку растений;
- выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста;
- безопасно пользоваться бытовыми электрическими приборами и газом.
Учащиеся получат возможность узнать:
- об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия. Асимметрия, равновесие, динамика);
- о гармонии предметов и окружающей среды;
- о профессиях мастеров родного края, характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
- сведения о древесине как сырье для получения искусственных материалов;
- названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
- простейшие способы достижения прочности конструкций;
- последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- линии чертежа (осевая и центровая);
- правила безопасной работы канцелярским ножом;
- косую строчку, ее варианты, назначение;
- агротехнические приемы пересадки и перевалки растений, размножение растений отпрысками и делением куста,
- назначение технологических машин;
- несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся);
- профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которой эти профессии относятся.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Учащиеся научатся:
- читать простейшие чертежи (эскизы);
- выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);
- оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
- решать несложные конструкторско-технологические задачи;
- справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
Учащиеся получат возможность узнать:
- обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- происхождение натуральных тканей и их виды;
- способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;
- основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;
- линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Конструирование и моделирование
Учащиеся научатся:
- конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
- определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.
Учащиеся получат возможность узнать:
- неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
- отличия макета от модели.
Метапредметные
Личностные универсальные учебные действия
Учащиеся получат возможность для формирования :
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно -познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к оценке своей учебной деятельности;
•основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы учебные действия:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
• выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Учащиеся получат возможность для формирования
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль порезультату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы учебные действия:
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
Учащиеся получат возможность для формирования
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельновыбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы учебные действия:
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнера;
Учащиеся получат возможность для формирования
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициямипартнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместнойдеятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐтаинтересов и позиций всех участников;
• с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотруд-ничества с партнѐром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решенияразнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей
Содержание учебного предмета
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2–3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Использование информационных технологий.
Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1. | Информация и ее преобразование | 5 |
2. | Человек – строитель, созидатель, творец. Преобразование сырья и материалов | 15 |
3. | Преобразование энергии сил природы | 7 |
4. | Растения в твоём доме. Секреты агротехнологии | 2 |
5. | Великие изобретения человечества | 5 |
| ИТОГО: | 34 |
Приложение к рабочей программе
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа
Рабочая программа по технологии разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373) с дополнениями и изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г №1241, от 22.09.2011г. №2357, от 18.12. 2012г. №1060, от 31.12 2015г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373»
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №29;
с учётом: Примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол от 08.04.2015г. №1/15)
на основе: на основе: Авторской программы Е. А. Лутцевой «Технология», УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов МБОУ СОШ№29
Описание УМК по предмету
Учебно –методический комплекс:
Учебники
Технология: Ступеньки к мастерству: 3 кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ/ Е.А. Лутцева; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Для составления программы использовались методические пособия:
Технология: Ступеньки к мастерству: 2 кл.: методическое пособие/ Е.А. Лутцева; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014.
3.Место в учебном плане.
По учебному плану- 1 час в неделю,
в том числе
по федеральному базисному плану-1 ч.
Кол-во часов по программе за год- 34 ч,
в том числе
по федеральному базисному плану-34ч.
Реализация регионального компонента курса «Мы – дети природы»
в учебном предмете «Технология»
В рамках регионального компонента учебного плана во 2-4 классах курс «Мы - дети природы» изучается интегрировано за счет выделения 15% учебного времени в программах учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство» и «Технология». (Распоряжение ХМАО-Югры от 07.08.2015г. №451-рп ( с изменениями на 10.06.2016г.) О Концепции по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, проживающих в ХМАО –Югре, и плане мероприятий («дорожной карте») по её реализации.).
№ урока КТП | Тема курса |
8 | Национальные жилища народов ханты и манси. |
10 | Изготовление транспортного средства народов ханты (сани). |
11 | Изготовление транспортного средства народов ханты (сани). |
13 | Национальные костюмы народов ханты и манси. |
20 | Традиционные орнаменты народов ханты и манси. |
5. Особенности классного коллектива
Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности классов, в котором осуществляется образовательный процесс.
3 Ж класс -25 обучающихся
2018-219 учебный год - качество 100%
Результаты мониторинга обучения по технологии за курс 2 класса выявили ряд проблем в изучении отдельных тем, а также слабоусвоенные элементы знаний:
№п/п | Учебные элементы | Количество обучающихся, слабо усвоивших учебные элементы | Процент обучающихся, слабо усвоивших учебные элементы |
1 | Выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз); | 7 | 30% |
2 | справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту. | 9 | 38% |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Основные вопросы, рассматриваемые на уроке | Планируемые результаты обучения | примечание | |
предметные | метапредметные | личностные |
план | факт | план | факт |
Информация и ее преобразование (5 ч) |
1 | Какая бывает информация Вводный инструктаж. Техника безопасности на уроках технологии. | 1 | | 1.09 | | Информация. Виды и источники информации | Повторение сведений о видах и источниках информации | Выявление и формулирование учебной проблемы совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий). | Объяснение своих чувств и ощущений от восприятия объекта | |
2 | Изобретение бумаги. Первичный инструктаж. Техника безопасности на уроках технологии | 1 | | 8.09 | | История появления бумаги | Композиционное представление образцов бумаги. Коллективный проект | Поиск необходимой информации в учебнике и энциклопедиях. Планирование практической деятельности на уроке. Работа в малых группах. | Уважительное отношение к чужому мнению, к результатам труда | |
3 | Изобретение печатной книги | 1 | | 15.09 | | Технология изготовления печатной книги | Изучение этапов развития книги, книгопечатания | Поиск необходимой информации в учебнике и энциклопедиях. Выполнение заданий в паре. | Уважительное отношение к результатам труда мастеров. | |
4 | Книга-источник информации. | 1 | | 22.09 | | Книгу как древнейший носитель информации. Приведение примеров книг в разные времена. | Изучение этапов развития книги, книгопечатания | Понимание необходимости использования проблемно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения. | Уважительно относиться к своему и чужому труду и результатам труда. | |
5 | Конструкции современных книг. | 1 | | 29.09 | | Изготовление конструкции современных книг | Выполнение несложного ремонта книги по инструкционной карте | Планирование практической деятельности на уроке, нахождение необходимой информации ни уроке | Уважительно относиться к своему и чужому труду и результатам труда. | |
Человек – строитель, созидатель, творец. Преобразование сырья и материалов (15 ч) |
6 | Зеркало времени | 1 | | 6.10 | | Знакомство с особенностями профессии архитектора, строителя, модельера. | Изготовление костюма по технологической карте. | Работа над проектом (обдумывание идеи, выбор конструкции и композиции, подбор материала, выполнение и защита проекта) | Уважительное отношение к результатам труда мастеров. | |
7 | Древние русские постройки. | 1 | | 13.10 | | История мастерства Древней Руси на примере русского зодчества. Особенности конструкций крепостного комплекса | Выполнение коллективного проекта из гофр картона | Работа по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления). | Объяснение своих чувств и ощущений от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера. | |
8 | Древние постройки. Национальные жилища народов ханты и манси. | 1 | | 20.10 | | История мастерства народов ханты и манси. Особенности конструкций жилища народов севера. | Выполнение коллективного проекта из гофр картона | Работа по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления). | Объяснение своих чувств и ощущений от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера. | |
9 | Плоские и объёмные фигуры. | 1 | | 27.10 | | Сходство и различие плоских и объемных фигур. Трёхмерность и проекция. | Анализ способа изготовления объемной фигуры, игрушки. Понимание особенностей чертежей объемных фигур. Выполнение макета дивана, кроватки | Под контролем учителя выполнение пробных поисковых действий (упражнений) для выявления оптимального решения проблемы (задачи). | Уважительное отношение к чужому мнению, к результатам труда | |
10 | Изготовление объёмной фигуры. Изготовление транспортного средства народов ханты (сани). | 1 | | 3.11 | | Различие развертки и чертежа. Чтение чертежа развёртки. | Выполнение развертки транспортного средства с опорой на её чертёж. Выполнение расчетно-измерительных и вычислительных заданий | Нахождение необходимой информации в учебнике. Планирование практической деятельности на уроке. | Уважительное отношение к результатам труда. Воспитание уважительного отношения к культурному наследию народов ханты и манси.. | |
11 | Изготовление объёмной фигуры. Изготовление транспортного средства народов ханты (сани). | 1 | | 17.11 | | Различие развертки и чертежа. Чтение чертежа развёртки. | Выполнение развертки коробки с опорой на её чертёж. Выполнение расчетно-измерительных и вычислительных заданий. | Нахождение необходимой информации в учебнике. Планирование практической деятельности на уроке. | Уважительное отношение к результатам труда. Воспитание и развитие внимательного и доброжелательного отношения к сверстникам. | |
12 | Доброе мастерство. Дымковская игрушка | 1 | | 24.11 | | Знакомство с ремёслами на Руси в древние времена. Прослеживание связи времен. Рассказ о современных производствах, возникших в нашем крае из старинных ремесел, традиционных для данной местности. | Сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта. Осуществление контроля точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов). | Восприятие и оценивание текстовой и визуальной информации, её обсуждение. Принятие учебной задачи; понимание смысла предлагаемой информации, действует в соответствии с ней. | Объяснение своих чувств и ощущений от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. | |
13 | Русский костюм. Национальные костюмы народов ханты и манси. | 1 | | 1.12 | | Знакомство с культурой народов, отраженной в одежде. Рассказ о свойствах натуральных тканей. Понимание важности сохранения национальных традиций. | Понимание взаимосвязи конструктивных особенностей одежды и ее отделки в древности и в наше время. Воспринимает новую информацию по изучаемой теме, обсуждает ее. Открывает новое знание. Проводит практическое исследование. | Определение с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. | Сотрудничество в совместном решении проблемы, поиск нужной информации, её переработка. | |
14 | Какие бывают ткани. | 1 | | 8.12 | | Анализ изготовления ткани во времена наших предков, из чего изготавливают ткани сегодня. Понимание значения использования ткани в повседневной жизни человека. | Сравнивание натуральных, искусственных и синтетических тканей, способы их получения и свойства. Коллекция образцов ткани. | Выявление и формулирование учебной проблемы совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий). | Воспитание и развитие заботливости. Сотрудничество в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. | |
15 | Новогодняя мастерская | 1 | | 15.12 | | Проверка качества усвоение программного материала и достижения планируемого результата обучения | Умение самостоятельно разбирать задание и выполнять его. | Планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата. | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | |
16 | Новогодняя мастерская | 1 | | 22.12 | | Выбор декоративно художественных средств в соответствии с художественным замыслом | Решение творческих, художественно-конструкторских задач | Определение с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. | Сотрудничество в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. | |
17 | Застежки и отделка одежды. Повторный инструктаж. Техника безопасности на уроках технологии | 1 | | 12.01 | | Анализ и характеристика видов отделки одежды (национальная отделка одежды народов ханты и манси). Примеры застежек, которые использовали в одежде в разные времена. | Выполнение декоративного панно, связанного с освоением приемов пришивания пуговиц и использование национальных орнаментов. | Определение с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. | Сотрудничество в малых группах, уважительное отношение к труду людей ремесленных профессий, к национальным и региональным традициям. | |
18 | Знакомство с косой строчкой. Закладка. | 1 | | 19.01 | | Анализ и характеристика видов швов. | Выполнение работы с использованием «косой строчки» | Определение с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. | Сотрудничество в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. | |
19 | От замысла - к результату: семь технологических задач. | 1 | | 26.01 | | Понимание особенностей организации работы над проектом. Осознание задач, которые предстоит решить каждому автору проекта. | Перечисление последовательности этапов работы над проектом от замысла до воплощения. Обсуждение общих этапов (технологию) изготовления изделий. | Определение в диалоге с учителем успешности выполнения своего задания. | Сотрудничество в совместном решении проблемы, поиск нужной информации, её переработка. | |
20 | От замысла - к результату: семь технологических задач. Традиционные орнаменты народов ханты и манси. | 1 | | 2.02 | | Понимание особенностей организации работы над проектом. Осознание задач, которые предстоит решить каждому автору проекта. | Перечисление последовательности этапов работы над проектом от замысла до воплощения. Обсуждение общих этапов (технологию) изготовления изделий. | Определение в диалоге с учителем успешности выполнения своего задания. | Сотрудничество в совместном решении проблемы, поиск нужной информации, её переработка. | |
Преобразование энергии сил природы (7 ч) |
21 | Человек и стихии природы. | 1 | | 9.02 | | Знакомство с основными стихиями (силами) природы и их ролью в жизни человека. | Примеры основных стихий (сил) природы и рассказ об их роли в жизни человека. Анализ, от каких стихий работают технические устройства. | Работает по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления). | Сотрудничество в совместном решении проблемы, поиск нужной информацию, её переработка. | |
22 | Человек и стихии природы. Огонь. | 1 | | 16.02 | | Знакомство с основными стихиями (силами) природы и их ролью в жизни человека. | Примеры основных стихий (сил) природы и рассказ об их роли в жизни человека. Анализ, от каких стихий работают технические устройства. | Работает по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления). | Сотрудничество в совместном решении проблемы, поиск нужной информацию, её переработка. | |
23 | Главный металл. | 1 | | | | Металл как искусственный материал. Происхождение, свойства, виды и применение металлов. | Называние профессий людей, добывающих природное сырье и получающих из него металл. | Работа с текстом как с источником информации. | Умение сотрудничать в малых группах; положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. | |
24 | Ветер работает на человека. | 1 | | | | Знакомство с основными стихиями (силами) природы и их ролью в жизни человека. | Примеры основных стихий (сил) природы и рассказ об их роли в жизни человека. Анализ, от каких стихий работают технические устройства. | Нахождение необходимой информации в учебнике. Планирование практической деятельности на уроке. | Сотрудничество в совместном решении проблемы, поиск нужной информации, её переработка. | |
25 | Вода работает на человека. | 1 | | | | Знакомство с основными стихиями (силами) природы и их ролью в жизни человека. | Примеры основных стихий (сил) природы и рассказ об их роли в жизни человека. Анализ, от каких стихий работают технические устройства. | Нахождение необходимой информации в учебнике. Планирование практической деятельности на уроке. | Сотрудничество в совместном решении проблемы, поиск нужной информации, её переработка. | |
26 | Паровые двигатели. | 1 | | | | Значение термина «паровой двигатель». Примеры паровых двигателей. | Чтение и анализ материала «Из истории парового двигателя». Выводы о достоинствах парового двигателя. | Познавательный диалог по теме урока. | Сотрудничать в малых группах. | |
27 | Получение и использование электричества. | 1 | | | | Ответ на вопросы: какую роль играет электричество в жизни современного человека, где применяют электроэнергию? | Правила безопасного обращения с электрическими бытовыми приборами. | Познавательный диалог по теме урока, коллективный анализ изделия. Определение с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. | Сотрудничество в совместном решении проблемы. Объяснение своих чувств и ощущений от восприятия результатов трудовой деятельности. | |
Растения в твоём доме. Секреты агротехнологии (2 ч) |
28 | Цветочное убранство интерьера | 1 | | | | Интерьер, дизайнер | Выполнение творческого проекта. | Ведение познавательного диалога по теме урока. Определение цели деятельности на уроке. | Сотрудничество в малых группах. | |
29 | Выращивание растений из черенка | 1 | | | | Черенок, деление куста, отпрыски | Знания основ агротехнологии выращивания растений и ухода за ними. | Ведение познавательного диалога по теме урока. Определение цели деятельности на уроке. | Объяснение своих чувств и ощущений от восприятия результатов трудовой деятельности. | |
Великие изобретения человечества (5 ч) |
30 | Изобретение колеса. | 1 | | | | Виды транспорта. История возникновения колеса | Знания истории изобретения колеса | Нахождение необходимой информации в учебнике. Планирование практической деятельности на уроке. | Сотрудничество в совместном решении проблемы, поиск нужной информации, её переработка. | |
31 | Изобретение часов. | 1 | | | | Виды часов, история возникновения часов | Знания истории изобретения часов | Нахождение необходимой информации в учебнике. Планирование практической деятельности на уроке. | Сотрудничество в совместном решении проблемы, поиск нужной информации, её переработка. | |
32 | Изобретение телескопа и микроскопа. | 1 | | | | Телескоп, микроскоп | Знания истории изобретения телескопа и микроскопа | Нахождение необходимой информации в учебнике. Планирование практической деятельности на уроке. | Сотрудничество в совместном решении проблемы, поиск нужной информации, её переработка. | |
33 | Урок-мастерская «Что я умею» | 1 | | | | Проверка качества усвоение программного материала и достижения планируемого результата обучения | Умение самостоятельно разбирать задание и выполнять его. | Планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата. | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | |
34 | Изобретение фотоаппарата и кинокамеры | 1 | | | | Фотоаппарат, кинокамера | Знания истории изобретения фотоаппарата и кинокамеры | Нахождение необходимой информации в учебнике. Планирование практической деятельности на уроке. | Сотрудничество в совместном решении проблемы, поиск нужной информации, её переработка. | |