МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МБОУ «Тагнинская ООШ»
УТВЕРЖЕНО
Директор _______Темникова О.В.
Приказ № от 26.08.2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Технология»
для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Третьякова Елена Николаевна
Учитель технологии
Д. Тагна 2022 г
1. Пояснительная записка 1.1.Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по предмету «Технология» на уровне основного общего образования составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” (ФГОС ООО),
в соответствии с Примерной рабочей программой основного общего образования «Технология» (для 5-9 классов образовательных организаций)», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.,
в соответствии с основными направлениями воспитательной деятельности, определенными в разделе "Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций" Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р),
Фундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее значимых аспектов реальности. К таким аспектам, несомненно, относится и преобразовательная деятельность человека.
Деятельность по целенаправленному преобразованию окружающего мира существует ровно столько, сколько существует само человечество. Однако современные черты эта деятельность стала приобретать с развитием машинного производства и связанных с ним изменений в интеллектуальной и практической деятельности человека.
Было обосновано положение, что всякая деятельность должна осуществляться в соответствии с некоторым методом, причём эффективность этого метода непосредственно зависит от того, насколько он окажется формализуемым. Это положение стало основополагающей концепцией индустриального общества. Оно сохранило и умножило свою значимость в информационном обществе.
Стержнем названной концепции является технология как логическое развитие «метода» в следующих аспектах:
процесс достижения поставленной цели формализован настолько, что становится возможным его воспроизведение в широком спектре условий при практически идентичных результатах;
открывается принципиальная возможность автоматизации процессов изготовления изделий (что постепенно распространяется практически на все аспекты человеческой жизни).
Развитие технологии тесно связано с научным знанием. Более того, конечной целью науки (начиная с науки Нового времени) является именно создание технологий.
В ХХ веке сущность технологии была осмыслена в различных плоскостях:
были выделены структуры, родственные понятию технологии, прежде всего, понятие алгоритма;
проанализирован феномен зарождающегося технологического общества;
исследованы социальные аспекты технологии.
Информационные технологии, а затем информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) радикальным образом изменили человеческую цивилизацию, открыв беспрецедентные возможности для хранения, обработки, передачи огромных массивов различной информации. Изменилась структура человеческой деятельности — в ней важнейшую роль стал играть информационный фактор. Исключительно значимыми оказались социальные последствия внедрения ИТ и ИКТ, которые послужили базой разработки и широкого распространения социальных сетей и процесса информатизации общества. На сегодняшний день процесс информатизации приобретает качественно новые черты. Возникло понятие «цифровой экономики», что подразумевает превращение информации в важнейшую экономическую категорию, быстрое развитие информационного бизнеса и рынка. Появились и интенсивно развиваются новые технологии: облачные, аддитивные, квантовые и пр. Однако цифровая революция (её часто называют третьей революцией) является только прелюдией к новой, более масштабной четвёртой промышленной революции. Все эти изменения самым решительным образом влияют на школьный курс технологии, что было подчёркнуто в «Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» (далее — «Концепция преподавания предметной области «Технология»).
Основной методический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности и структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа разнообразных моделей. Только в этом случае можно достичь когнитивно-продуктивного уровня освоения технологий.
Современный курс технологии построен по модульному принципу.
Модульность — ведущий методический принцип построения содержания современных учебных курсов. Она создаёт инструмент реализации в обучении индивидуальных образовательных траекторий, что является основополагающим принципом построения общеобразовательного курса технологии.
Модуль «Производство и технология»
В модуле в явном виде содержится сформулированный выше методический принцип и подходы к его реализации в различных сферах. Освоение содержания данного модуля осуществляется на протяжении всего курса «Технология» с 5 по 9 класс. Содержание модуля построено по «восходящему» принципу: от умений реализации имеющихся технологий к их оценке и совершенствованию, а от них — к знаниям и умениям, позволяющим создавать технологии. Освоение технологического подхода осуществляется в диалектике с творческими методами создания значимых для человека продуктов.
Особенностью современной техносферы является распространение технологического подхода на когнитивную область. Объектом технологий становятся фундаментальные составляющие цифрового социума: данные, информация, знание. Трансформация данных в информацию и информации в знание в условиях появления феномена «больших данных» является одной из значимых и востребованных в профессиональной сфере технологий 4-й промышленной революции.
Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
В данном модуле на конкретных примерах показана реализация общих положений, сформулированных в модуле «Производство и технологии». Освоение технологии ведётся по единой схеме, которая реализуется во всех без исключения модулях. Разумеется, в каждом конкретном случае возможны отклонения от названной схемы. Однако эти отклонения только усиливают общую идею об универсальном характере технологического подхода. Основная цель данного модуля: освоить умения реализации уже имеющихся технологий. Значительное внимание уделяется технологиям создания уникальных изделий народного творчества.
1.2.Цель и задачи изучения учебного предмета
Основной целью освоения предметной области «Технология» является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.
Задачами курса технологии являются:
овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология» как необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальными для жизни в этом социуме технологиями;
овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности;
формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений;
формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментов и технологий;
развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений.
Как подчёркивается в Концепции преподавания предметной области «Технология», ведущей формой учебной деятельности, направленной на достижение поставленных целей, является проектная деятельность в полном цикле: от формулирования проблемы и постановки конкретной задачи до получения конкретных значимых результатов. Именно в процессе проектной деятельности достигается синтез многообразия аспектов образовательного процесса, включая личностные интересы обучающихся. При этом разработка и реализация проекта должна осуществляться в определённых масштабах, позволяющих реализовать исследовательскую деятельность и использовать знания, полученные обучающимися на других предметах.
Важно подчеркнуть, что именно в технологии реализуются все аспекты фундаментальной для образования категории «знания», а именно:
понятийное знание, которое складывается из набора понятий, характеризующих данную предметную область;
алгоритмическое (технологическое) знание — знание методов, технологий, приводящих к желаемому результату при соблюдении определённых условий;
предметное знание, складывающееся из знания и понимания сути законов и закономерностей, применяемых в той или иной предметной области;
методологическое знание — знание общих закономерностей изучаемых явлений и процессов.
Как и всякий общеобразовательный предмет, «Технология» отражает наиболее значимые аспекты действительности, которые состоят в следующем:
технологизация всех сторон человеческой жизни и деятельности является столь масштабной, что интуитивных представлений о сущности и структуре технологического процесса явно недостаточно для успешной социализации учащихся — необходимо целенаправленное освоение всех этапов технологической цепочки и полного цикла решения поставленной задачи. При этом возможны следующие уровни освоения технологии:
уровень представления;
уровень пользователя;
когнитивно-продуктивный уровень (создание технологий);
практически вся современная профессиональная деятельность, включая ручной труд, осуществляется с применением информационных и цифровых технологий, формирование навыков использования этих технологий при изготовлении изделий становится важной задачей в курсе технологии;
появление феномена «больших данных» оказывает существенное и далеко не позитивное влияние на процесс познания, что говорит о необходимости освоения принципиально новых технологий — информационно-когнитивных, нацеленных на освоение учащимися знаний, на развитии умения учиться.
1.3.Место учебного предмета в учебном плане
Освоение предметной области «Технология» в основной школе осуществляется в 5-9 классах из расчёта в 5-7 классах — 2 часа в неделю, в 8—9 классах — 1 час
Дополнительно рекомендуется выделить за счёт резерва учебного времени и внеурочной деятельности в 8 классе — 1 час в неделю и в 9 классе — 2 часа
2. Содержание учебного предмета
Модуль «Производство и технология»
Раздел 1. Преобразовательная деятельность человека. Алгоритмы и начала технологии. Простейшие механические роботы-исполнители.
Технологии вокруг нас Алгоритмы и начала технологии Возможность формального исполнения алгоритма Робот как исполнитель алгоритма Робот как механизм
Раздел 2. Простейшие машины и механизмы. Механические, электротехнические и робототехнические конструкторы. Простые механические модели с элементами управления.
Двигатели машин Виды двигателей Передаточные механизмы Виды и характеристики передаточных механизмов
Механические передачи Обратная связь Механические конструкторы Робототехнические конструкторы Простые механические модели Простые управляемые модели
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»
Раздел 1. Структура технологии: от материала к изделию. Материалы и изделия. Пищевые продукты.
Основные элементы структуры технологии: действия, операции, этапы Технологическая карта
Проектирование, моделирование, конструирование — основные составляющие технологии Технологии и алгоритмы
Раздел 2. Материалы и их свойства.
Сырьё и материалы как основы производства Натуральное, искусственное, синтетическое сырьё и материалы Конструкционные материалы Физические и технологические свойства конструкционных материалов
Бумага и её свойства Различные изделия из бумаги Потребность человека в бумаге
Ткань и её свойства Изделия из ткани Виды тканей Древесина и её свойства Древесные материалы и их применение Изделия из древесины Потребность человечества в древесине Сохранение лесов
Металлы и их свойства Металлические части машин и механизмов Тонколистовая сталь и проволока
Пластические массы (пластмассы) и их свойства Работа с пластмассами
Наноструктуры и их использование в различных технологиях Природные и синтетические наноструктуры Умные материалы и их применение Аллотропные соединения углерода
Раздел 3. Основные ручные инструменты.
Инструменты для работы с бумагой. Инструменты для работы с тканью. Инструменты для работы с древесиной. Инструменты для работы с металлом. Компьютерные инструменты
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета 3.1.Личностные
Патриотическое воспитание:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Эстетическое воспитание:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов.
Ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
Трудовое воспитание:
активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей;
умение ориентироваться в мире современных профессий.
Экологическое воспитание:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
3.2.Метапредметные
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путём изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения.
Принятие себя и других:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;
понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.
3.3.Предметные
Модуль «Производство и технология»
характеризовать роль техники и технологий для прогрессивного развития общества;
характеризовать роль техники и технологий в цифровом социуме;
выявлять причины и последствия развития техники и технологий;
характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития;
уметь строить учебную и практическую деятельность в соответствии со структурой технологии: этапами, операциями, действиями;
научиться конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической деятельности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
соблюдать правила безопасности;
использовать различные материалы (древесина, металлы и сплавы, полимеры, текстиль, сельскохозяйственная продукция);
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и производственных задач;
получить возможность научиться коллективно решать задачи с использованием облачных сервисов;
оперировать понятием «биотехнология»;
классифицировать методы очистки воды, использовать фильтрование воды;
оперировать понятиями «биоэнергетика», «биометаногенез».
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»
характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека;
соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
классифицировать и характеризовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;
активно использовать знания, полученные при изучении других учебных предметов, и сформированные универсальные учебные действия;
использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, технологического оборудования;
получить возможность научиться использовать цифровые инструменты при изготовлении предметов из различных материалов;
характеризовать технологические операции ручной обработки конструкционных материалов;
применять ручные технологии обработки конструкционных материалов;
правильно хранить пищевые продукты;
осуществлять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов, сохраняя их пищевую ценность;
выбирать продукты, инструменты и оборудование для приготовления блюда;
осуществлять доступными средствами контроль качества блюда;
проектировать интерьер помещения с использованием программных сервисов;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления швейных изделий;
строить чертежи простых швейных изделий;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ;
выполнять художественное оформление швейных изделий;
выделять свойства наноструктур;
приводить примеры наноструктур, их использования в технологиях;
получить возможность познакомиться с физическими основы нанотехнологий и их использованием для конструирования новых материалов.
4. Тематическое планирование уроков технологии 5 класса на 2022-2023 уч. год.
Автор Третьякова Елена Николаевна Учитель технологии
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Модуль 1. Производство и технология |
1.1. | Преобразовательная деятельность человека | 5 | 1 | 2 | | характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека; выделять простейшие элементы различных моделей; | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/8/5/ |
1.2. | Алгоритмы и начала технологии | 5 | 0 | 1 | | выделять алгоритмы среди других предписаний; формулировать свойства алгоритмов; называть основное свойство алгоритма; исполнять алгоритмы; оценивать результаты исполнения алгоритма (соответствие или несоответствие поставленной задаче); реализовывать простейшие алгоритмы с помощью учебных программ из коллекции ЦОРов; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/8/5/ |
1.3. | Простейшие механические роботы- исполнители | 2 | 0 | 0 | | планирование пути достижения целей, выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи; соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата; программирование движения робота; исполнение программы; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/8/5/ |
1.4. | Простейшие машины и механизмы | 5 | 0 | 3 | | называть основные виды механических движений; описывать способы преобразования движения из одного вида в другой; называть способы передачи движения с заданными усилиями и скоростями; изображать графически простейшую схему машины или механизма, в том числе с обратной связью; | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/8/5/ |
1.5. | Механические, электро- технические и робототехнические конструкторы | 2 | 0 | 0 | | называть основные детали конструктора и знать их назначение; конструирование простейших соединений с помощью деталей конструктора; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/8/5/ |
1.6. | Простые механические модели | 10 | 0 | 5 | | выделять различные виды движения в будущей модели; планировать преобразование видов движения; планировать движение с заданными параметрами; сборка простых механических моделей с использованием цилиндрической передачи, конической передачи, червячной передачи, ременной передачи, кулисы; | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/8/5/ |
1.7. | Простые модели с элементами управления | 5 | 1 | 4 | | планировать движение с заданными параметрами с использованием механической реализации управления; сборка простых механических моделей с элементами управления; осуществление управления собранной моделью, определение системы команд, необходимых для управления; | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/8/5/ |
Итого по модулю | 34 | |
Модуль 2. Технологии обработки материалов и пищевых продуктов |
2.1. | Структура технологии: от материала к изделию | 5 | 0 | 2 | | называть основные элементы технологической цепочки; называть основные виды деятельности в процессе создания технологии; объяснять назначение технологии; читать (изображать) графическую структуру технологической цепочки; | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/8/5/ |
2.2. | Материалы и изделия. Пищевые продукты | 10 | 0 | 5 | | называть основные свойства бумаги и области её использования; называть основные свойства ткани и области её использования; называть основные свойства древесины и области её использования; называть основные свойства металлов и области их использования; называть металлические детали машин и механизмов; сравнивать свойства бумаги, ткани, дерева, металла; предлагать возможные способы использования древесных отходов; | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/8/5/ |
2.3. | Современные материалы и их свойства | 5 | 0 | 1 | | называть основные свойства современных материалов и области их использования; формулировать основные принципы создания композитных материалов; сравнивать свойства бумаги, ткани, дерева, металла со свойствами доступных учащимся видов пластмасс; | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/8/5/ |
2.4. | Основные ручные инструменты | 14 | 1 | 10 | | называть назначение инструментов для работы с данным материалом; оценивать эффективность использования данного инструмента; выбирать инструменты, необходимые для изготовления данного изделия; создавать с помощью инструментов простейшие изделия из бумаги, ткани, древесины, железа; | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/8/5/ |
Итого по модулю | 34 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 3 | 33 | |
4.3.Поурочное планирование
5 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Технологии вокруг нас. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
2. | Алгоритмы и начала технологии. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
3. | Возможность формального исполнения алгоритма. контрольная работа | 1 | 1 | 0 | | Устный опрос; контрольная работа |
4. | Робот как исполнитель алгоритма. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
5. | Робот как механизм. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
6. | Алгоритмы и первоначальные представления о технологии. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
7. | Алгоритмы и первоначальные представления о технологии. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
8. | Свойства алгоритмов, основное свойство алгоритма, исполнители алгоритмов (человек, робот) | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
9. | Свойства алгоритмов, основное свойство алгоритма, исполнители алгоритмов (человек, робот) | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
10. | Свойства алгоритмов, основное свойство алгоритма, исполнители алгоритмов (человек, робот) | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
11. | Двигатели машин. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
12. | Виды двигателей. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
13. | Передаточные механизмы. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
14. | Механические конструкторы. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
15. | Виды и характеристики передаточных механизмов. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
16. | Механические передачи. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
17. | Обратная связь. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
18. | Механические конструкторы. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
19. | Робототехнические конструкторы. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
20. | Робототехнические конструкторы. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
21. | Робототехнические конструкторы. | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; |
22. | Робототехнические конструкторы. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
23. | Робототехнические конструкторы. | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; |
24. | Робототехнические конструкторы. | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; |
25. | Простые механические модели. | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; |
26. | Простые управляемые модели. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
27. | Сборка простых механических конструкций по готовой схеме и их модификация. Знакомство с механическими передачами | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
28. | Сборка простых механических конструкций по готовой схеме и их модификация. Знакомство с механическими передачами | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
29. | Сборка простых механических конструкций по готовой схеме и их модификация. Знакомство с механическими передачами | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; |
30. | Сборка простых механических конструкций по готовой схеме с элементами управления | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
31. | Сборка простых механических конструкций по готовой схеме с элементами управления контрольная работа | 1 | 1 | 1 | | Устный опрос; контрольная работа |
32. | Сборка простых механических конструкций по готовой схеме с элементами управления | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
33. | Сборка простых механических конструкций по готовой схеме с элементами управления | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
34. | Сборка простых механических конструкций по готовой схеме с элементами управления | 1 | 0 | 1 | | Зачет; |
35. | Составляющие технологии: этапы, операции действия. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
36. | Понятие о технологической документации. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
37. | Основные виды деятельности по созданию технологии: проектирование, моделирование, конструирование | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
38. | Основные виды деятельности по созданию технологии: проектирование, моделирование, конструирование | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
39. | Основные виды деятельности по созданию технологии: проектирование, моделирование, конструирование | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
40. | Сырьё и материалы как основы производства. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
41. | Натуральное, искусственное, синтетическое сырьё и материалы. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
42. | Конструкционные материалы. Физические и технологические свойства конструкционных материалов | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
43. | Бумага и её свойства. Различные изделия из бумаги. Потребность человека в бумаге | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
44. | Ткань и её свойства. Изделия из ткани. Виды тканей | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
45. | Древесина и её свойства. Древесные материалы и их применение. Изделия из древесины. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
46. | Потребность человечества в древесине. Сохранение лесов | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
47. | Отходы древесины и их рациональное использование | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
48. | Металлы и их свойства. Металлические части машин и механизмов. Тонколистовая сталь и проволока. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
49. | Чёрные и цветные металлы. Свойства металлов. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
50. | Пластмассы и их свойства. Различные виды пластмасс. | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; |
51. | Использование пластмасс в промышленности и быту | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
52. | Наноструктуры и их использование в различных технологиях. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
53. | Природные и синтетические наноструктуры. Композиты и нанокомпозиты, их применение. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
54. | Умные материалы и их применение. Аллотропные соединения углерода | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
55. | Инструменты для работы с бумагой: ножницы, нож, клей. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
56. | Изготовление изделий из бумаги | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
57. | Инструменты для работы с тканью: ножницы, иглы, клей. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
58. | Изготовление изделий из ткани | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
59. | Изготовление изделий из ткани | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
60. | Изготовление изделий из ткани Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | 1 | | Практическая работа; контрольная работа |
61. | Инструменты для работы с деревом: — молоток, отвёртка, пила; — рубанок, шерхебель, рашпиль, шлифовальная шкурка. Столярный верстак. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
62. | Изготовление изделий из дерева | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
63. | Изготовление изделий из дерева | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
64. | Изготовление изделий из дерева | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
65. | Изготовление изделий из дерева | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
66. | Инструменты для работы с металлами: — ножницы, бородок, свёрла, молоток, киянка; кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, зубило, напильник. Слесарный верстак | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
67. | Изготовление изделий из металла | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
68. | Изготовление изделий из металла | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 3 | 30 | |
5. Приложение 5.1.Система оценки достижения планируемых результатов
При устной проверке.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить учебный материал своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
Оценка «2» ставится, если учащийся:
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка «1» ставится, если учащийся:
не может изложить учебный материал своими словами;
не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
При выполнении практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «1» ставится, если учащийся:
не может спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
отказывается выполнять задания.
При выполнении творческих и проектных работ
Технико-экономические требования | Оценка «5» ставится, если учащийся: | Оценка «4» ставится, если учащийся: | Оценка «3» ставится, если учащийся: | Оценка «2» ставится, если учащийся: |
Защита проекта | Обнаруживает полное соответствие содержания доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы. Умеет самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами. | Обнаруживает, в основном, полное соответствие доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает почти на все поставленные вопросы. Умеет, в основном, самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами | Обнаруживает неполное соответствие доклада и проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на отдельные вопросы. Затрудняется самостоятельно подтвердить теоретическое положение конкретными примерами. | Обнаруживает незнание большей части проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на многие вопросы. Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами. |
Оформление проекта | Печатный вариант. Соответствие требованиям последовательности выполнения проекта. Грамотное, полное изложение всех разделов. Наличие и качество наглядных материалов (иллюстрации, зарисовки, фотографии, схемы и т.д.). Соответствие технологических разработок современным требованиям. Эстетичность выполнения. | Печатный вариант. Соответствие требованиям выполнения проекта. Грамотное, в основном, полное изложение всех разделов. Качественное, неполное количество наглядных материалов. Соответствие технологических разработок современным требованиям. | Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок v современным требованиям. | Рукописный вариант. Несоответствие требованиям выполнения проекта. Неграмотное изложение всех разделов. Отсутствие наглядных материалов. Устаревшие технологии обработки. |
Практическая направленность | Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта. | Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения. | Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренного в проекте, но может использоваться в другом практическом применении. | Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению. |
Соответствие технологии выполнения | Работа выполнена в соответствии с технологией. Правильность подбора технологических операций при проектировании | Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имеют принципиального значения | Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению | Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется |
Качество проектного изделия | Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия | Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается | Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворительно, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению | Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия |