РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии основного общего образования 5 класс
Количество часов: 60 часов
Программа разработана на основе ФГОС ООО и программы «Технология». Рабочие программы. Предметная линия учебников В. М. Казакевича и др. — 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова. — М. :Просвещение, 2018.
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Данная рабочая программа по технологии для 5 класса составлена на основе ФГОС ООО и программы «Технология». Рабочие программы. Предметная линия учебников В. М. Казакевича и др. — 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова. — М. :Просвещение, 2018.
2. Представленная программа по технологии составлена на основе ФГОС ООО.
Общая характеристика учебного предмета
Целью преподавания предмета «Технология» является практико-ориентированное общеобразовательное развитие учащихся:
· прагматическое обоснование цели созидательной деятельности;
· выбор видов и последовательности операций, гарантирующих получение запланированного результата (удовлетворение конкретной потребности) на основе использования знаний и умений о техносфере, общих и прикладных знаний по основам наук;
· выбор соответствующего материально-технического обеспечения с
учётом имеющихся материально-технических возможностей;
· создание преобразования или эффективное использование потреби-
тельных стоимостей.
Специфика учебного предмета
Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования учащихся, предоставляя им возможность применять на практике знания основ различных наук. Это школьный учебный курс, в содержании которого отражаются общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. В основу методологии структурирования содержания учебного предмета «Технология» положен принцип блочно-модульного построения информации.
Содержание учебного предмета «Технология» строится по годам обучения концентрически. В основе такого построения лежит принцип усложнения и тематического расширения базовых компонентов.
В соответствии с принципами проектирования содержания обучения технологии в системе общего образования можно выделить следующие базовые компоненты содержания обучения технологии:
— методы и средства творческой и проектной деятельности;
— производство;
— технология;
— техника;
— технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов;
— технологии обработки текстильных материалов;
— технологии обработки пищевых продуктов;
— технологии получения, преобразования и использования энергии;
— технологии получения, обработки и использования информации;
— технологии растениеводства;
— технологии животноводства;
— социальные технологии.
Данный компонентный состав позволяет охватить все основные сферы приложения технологий. Кроме того, он обеспечивает преемственность с существовавшим ранее содержанием обучения технологии по техническому, обслуживающему и сельскохозяйственному труду.
Программа предусматривает широкое использование межпредметных связей. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках
отдельных разделов.
Место учебного предмета в учебном плане
Изучение предметной области «Технология» в 5 классе предусматривает 2 часа в неделю, в объеме 60 часов за год.
Содержание учебного предмета
Раздел 1.Производство.
Что такое техносфера. Что такое потребительские блага. Производство потребительских благ. Общая характеристика производства.
Раздел 2. Методы и средства творческой и проектной деятельности.
Проектная деятельность. Что такое творчество.
Раздел 3. Технология.
Что такое технология. Классификация производств и технологий.
Раздел 4. Техника.
Что такое техника. Инструменты, механизмы и технические устройства.
Раздел 5. Материалы для производства материальных благ.
Виды материалов. Натуральные, искусственные и синтетические материалы. Конструкционные материалы. Текстильные материалы.
Раздел 6. Свойства материалов.
Механические свойства конструкционных материалов. Механические, физические и технологические свойства тканей из натуральных волокон.
Раздел 7. Технологии обработки материалов.
Технология механической обработки материалов. Графическое отображение формы предмета.
Раздел 8. Пища и здоровое питание.
Кулинария. Основы рационального питания. Витамины и их значение в питании. Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне.
Раздел 9. Технология обработки овощей.
Овощи в питании человека. Технологии механической кулинарной обработки овощей. Украшение блюд. Фигурная нарезка овощей. Технологии тепловой обработки овощей.
Раздел 10. Технология получения, преобразования и использования энергии.
Что такое энергия. Виды энергии. Накопление механической энергии.
Раздел 11. Технологии получения, обработки и использования информации.
Информация. Каналы восприятия информации человеком. Способы материального представления и записи визуальной информации.
Раздел 12. Технологии растениеводства.
Растения как объект технологии. Значение культурных растений в жизнедеятельности человека. Общая характеристика и классификация культурных растений. Исследования культурных растений или опыты с ними.
Раздел 13. Животный мир в техносфере.
Животные и технологии XXI века. Животные и материальные потребности человека.
Раздел 14. Технологии животноводства.
Сельскохозяйственные животные и животноводство. Животные — помощники человека. Животные на службе безопасности жизни человека. Животные для спорта, охоты, цирка и науки.
Раздел 15.Социальные технологии.
Человек как объект технологии. Потребности людей. Содержание социальных технологий.
Тематическое планирование технология 5 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Сроки проведения | Всего часов | В том числе на: |
Уроки | Контрольные работы | Практические (лабораторные) работы |
1 | Производство. | | 4 | 4 | | |
2 | Методы и средства творческой и проектной деятельности. | | 4 | 4 | | |
3 | Технология. | | 4 | 4 | | |
4 | Техника. | | 4 | 3 | Тест- | |
5 | Материалы для производства материальных благ. | | 8 | 8 | | |
6 | Свойства материалов. | | 4 | 4 | | |
7 | Технологии обработки материалов. | | 4 | 3 | | Пр. р.- |
8 | Пища и здоровое питание. | | 6 | 5 | | Реферат - |
9 | Технология обработки овощей. | | 8 | 7 | | Лабораторно-практич. работа – |
10 | Технология получения, преобразования и использования энергии. | | 2 | 2 | | |
11 | Технологии получения, обработки и использования информации. | | 2 | 2 | | |
12 | Технологии растениеводства | | 2 | 2 | | |
13 | Животный мир в техносфере. | | 2 | 2 | | |
14 | Технологии животноводства. | | 1 | 1 | Тест- | |
15 | Социальные технологии. | | 4 | 4 | | |
Календарное планирование технология 5 класс
№ п/п | Тема урока | кол- во часов на изучение | Дата |
план | факт |
1-2 | Что такое техносфера. Что такое потребительские блага. | 2 | | |
3-4 | Производство потребительских благ. Общая характеристика производства. | 2 | | |
5-6 | Проектная деятельность. | 2 | | |
7-8 | Что такое творчество. | 2 | | |
9-10 | Что такое технология. | 2 | | |
11-12 | Классификация производств и технологий. | 2 | | |
13-14 | Что такое техника. | 2 | | |
15-16 | Инструменты, механизмы и технические устройства. | 2 | | |
17-18 | Виды материалов. | 2 | | |
19-20 | Натуральные, искусственные и синтетические материалы. | 2 | | |
21-22 | Конструкционные материалы. | 2 | | |
23-24 | Текстильные материалы. | 2 | | |
25-26 | Механические свойства конструкционных материалов. | 2 | | |
27-28 | Механические, физические и технологические свойства тканей из натуральных волокон. | 2 | | |
29-30 | Технология механической обработки материалов. | 2 | | |
31-32 | Графическое отображение формы предмета. | 2 | | |
33-34 | Кулинария. Основы рационального питания. | 2 | | |
35-36 | Витамины и их значение в питании. | 2 | | |
37-38 | Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне. | 2 | | |
39-40 | Овощи в питании человека. | 2 | | |
41-42 | Технологии механической кулинарной обработки овощей. | 2 | | |
43-44 | Украшение блюд. Фигурная нарезка овощей. | 2 | | |
45-46 | Технологии тепловой обработки овощей. | 2 | | |
47-48 | Что такое энергия. Виды энергии. Накопление механической энергии. | 2 | | |
49-50 | Информация. Каналы восприятия информации человеком. Способы материального представления и записи визуальной информации | 2 | | |
51-52 | Растения как объект технологии. Значение культурных растений в жизнедеятельности человека. Общая характеристика и классификация культурных растений. Исследования культурных растений или опыты с ними. | 2 | | |
53-54 | Животные и технологии XXI века. Животные и материальные потребности человека. | 2 | | |
55-56 | Сельскохозяйственные животные и животноводство. Животные — помощники человека. Животные на службе безопасности жизни человека. Животные для спорта, охоты, цирка и науки. | 2 | | |
57-58 | Человек как объект технологии. Потребности людей. Содержание социальных технологий. | 2 | | |
59-60 | Итоговое занятие. Обобщающая беседа по изученному курсу. | 2 | | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
1. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. М. Казакевича и др. — 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова. — М. :Просвещение, 2018.
2.Технология. Методическое пособие 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова. — М. :Просвещение, 2017.
3. Технология. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В. М. Казакевич и др.; под ред. В.М.Казакевича — М. :Просвещение, 2019.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
— познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности;
— желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
— трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;
— умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;
— самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
— умение планировать образовательную и профессиональную карьеры;
— осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
— бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
— технико-технологическое и экономическое мышление и их использование при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты
У учащихся будут сформированы:
— умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;
— умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
— творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса;
— самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;
— способность моделировать планируемые процессы и объекты;
— умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;
— способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности;
— умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;
— умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;
— умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива;
— способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
— умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;
— понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.
Предметные результаты
В познавательной сфере у учащихся будут сформированы:
— владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
— ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг;
— ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах;
— использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
— навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда;
— владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
— владение методами творческой деятельности;
— применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы:
— способности планировать технологический процесс и процесс труда;
— умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда;
— умение проводить необходимые опыты и исследования при подборе материалов и проектировании объекта труда;
— умение подбирать материалы с учётом характера объекта труда и технологии;
— умение подбирать инструменты и оборудование с учётом требований технологии и имеющихся материально-энергетических ресурсов;
— умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать прикладные технические проекты;
— умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать технологические проекты, предполагающие оптимизацию технологии;
— умение обосновывать разработки материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса потенциальных потребителей;
— умение разрабатывать план возможного продвижения продукта на региональном рынке;
— навыки конструирования механизмов, машин, автоматических устройств, простейших роботов с помощью конструкторов;
— навыки построения технологии и разработки технологической карты для исполнителя;
— навыки выполнения технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, правил безопасности труда;
— умение проверять промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных измерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
— способность нести ответственность за охрану собственного здоровья;
— знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
— ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине;
— умение выбирать и использовать коды и средства представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
— умение документировать результаты труда и проектной деятельности с учётом экономической оценки.
В мотивационной сфере у учащихся будут сформированы:
— готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере;
— навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности;
— навыки доказательного обоснования выбора профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или пути получения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
— навыки согласования своих возможностей и потребностей;
— ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;
— проявление экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ;
— экономность и бережливость в расходовании материалов и денежных средств.
В эстетической сфере у учащихся будут сформированы:
— умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ;
— владение методами моделирования и конструирования;
— навыки применения различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг;
— умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности;
— композиционное мышление.
В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы:
— умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации;
— способность бесконфликтного общения;
— навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов;
— способность к коллективному решению творческих задач;
— желание и готовность прийти на помощь товарищу;
— умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др.
В физиолого-психологической сфере у учащихся будут сформированы:
— развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
— достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
— соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учётом технологических требований;
— развитие глазомера;
— развитие осязания, вкуса, обоняния. | |
Лист коррекции и внесения изменений
Класс/ предмет | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
11