МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Школа №3 города Докучаевска»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов. Протокол от « » г. № | СОГЛАСОВАНО заместитель директора . _______________________ «____»___________г. | УТВЕРЖДЕНО приказом по школе от « » г.№ Директор _______________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по трудовому обучению
2 класс
на 2019-2020 учебный год
Составитель рабочей программы:
Саранова И.Е.,
учитель начальных классов,
специалист I категории
Докучаевск
Пояснительная записка
Цель изучения учебного предмета «Трудовое обучение» заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности.
Основные задачи курса:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологии использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой
преобразовательной деятельности;
усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений; развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов;
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
усвоение правил техники безопасности;
использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских
организационных задач;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно - конструкторских задач.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА:
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», утвержденный Постановлением №I – 233П – НС Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015года.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25 июля 2018 года № 665.
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 15.08.2019 г. № 1133.
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению образовательной деятельности общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году» от 15.08.2019 г. № 1135.
Методические рекомендации к оцениванию учебных достижений обучающихся начальных классов по 5-балльной системе, утверждённые решением научно-методического совета Донецкого ИППО, протокол № 1 от 29.01.2015 г.
Основой для составления Рабочей программы стала: примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Трудовое обучение. 1-4 кл.» / сост. Кулик М.С., Беликова И.Г., Чишко П.Н., Полякова М.А., Швецова С.Н., Пасечник Е.Е., Борзило С.А. – 4-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 29 с.
Проверка и оценка знаний и умений учащихся по трудовому обучению
Оценки выставляются со II класса за выполнение изделия в целом, за отдельные технологические операции; за умение составлять план работы, поставить опыт, определить свойства материалов, правильно назвать материалы и инструменты, определить их назначение, назвать правила безопасной работы с ними..
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВНЕСЁННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ – КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ИЗУЧЕНИЕ ТЕМ
№ | Содержание программного материала (разделы программы) | Прим. прогр. (часов) | Рабочая прогр. (часов) | Причины изменения |
1. | Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях. | 7 | 7 | |
2. | Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника. | 8 | 8 | |
3. | Изделия по мотивам народных образцов. | 3 | 3 | |
4. | Обработка ткани. Изделия из ткани. | 7 | 7 | |
5. | Декоративно-прикладные изделия различного назначения. | 8 | 5 | Сокращение часов - по причине праздничных дней. Планируемые результаты освоения программы - за счет самостоятельного изучения. |
| Курс рассчитан на 35 недель | 33 | 30 | |
Календарно-тематическое планирование
Трудовое обучение
2 класс
№ п/п | № урока в теме | Наименование раздела, тем уроков | Кол-во часов на изуч. темы | Дата проведения | Примечание |
| по плану | по факту | |
Тема 1. Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях.(7 ч) |
1 | 1 | Вводный урок. Инструктаж по ТБ. Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. | 1 | 02.09 | | |
2 | 2 | Изготовление квадрата. Оригами. | 1 | | | |
3 | 3 | Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции. | 1 | | | |
4 | 4 | Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции. Использование симметрии и асимметрии в изделии. | 1 | | | |
5 | 5 | Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. | 1 | | | |
6 | 6 | Приемы работы с различными природными материалами. Композиция из засушенных растений. | 1 | | | |
7 | 7 | Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе («Превращения»; «Лесная скульптура»). | 1 | | | |
Тема 2. Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника. (8 ч) |
8 | 1 | Привила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (поздравительная открытка). | 1 | | | |
9 | 2 | Упражнения. Что такое развертка объемного изделия. Получение и построение прямоугольной развертки. | 1 | | | |
10 | 3 | Решение задач на мысленную трансформацию форм, расчетно-измерительных и вычислительных. | 1 | | | |
11 | 4 | Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач. | 1 | | | |
12 | 5 | Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (фонарик). | 1 | | | |
13 | 6 | Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (коробочка). | 1 | | | |
14 | 7 | Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (упаковка для подарка). | 1 | | | |
15 | 8 | Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (ёлочка). | 1 | | | |
Тема 3. Изделия по мотивам народных образцов. (3 ч) |
16 | 1 | Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетерки». | 1 | | | |
17 | 2 | Раньше из соломки –теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы. | 1 | | | |
18 | 3 | Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры. | 1 | | | |
Тема 4. Обработка ткани. Изделия из ткани. (7 ч) |
19 | 1 | Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. | 1 | | | |
20 | 2 | Полотняное переплетение нитей в тканях. | 1 | | | |
21 | 3 | Разметка способом продергивания нити. | 1 | | | |
22 | 4 | Выполнение бахромы. | 1 | | | |
23 | 5 | Шов «вперед иголку». | 1 | | | |
24 | 6 | Вышивка швом «вперед иголку». | 1 | | | |
25 | 7 | Изготовление изделий из ткани с использованием освоенных способов работы (дорожная и декоративная игольницы, салфетка). | 1 | | | |
Тема 5. Декоративно-прикладные изделия различного назначения. (5 ч) |
26 | 1 | Конструирование игрушек из шаровидных форм (клубков, помпонов). Способы соединения деталей; отделка изделий. | 1 | | | |
27 | 2 | Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. | 1 | | | |
28 | 3 | Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. | 1 | | | |
29 | 4 | Декоративная ваза. Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. | 1 | | | |
30 | 5 | Декоративная книжка-календарь. Изготовление записной книжки. | 1 | | | |
Перечень информационных и материально-технических ресурсов
Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 2 класс. -2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 143 с.