Областное государственное профессиональное образовательное учреждение «Радищевский технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 «Экономические и правовые основы профессиональной деятельности»
__________________________________________________________________
По специальности 43.01.19 «Повар, кондитер»
р.п.Радищево
2019.г.
| СОДЕРЖАНИЕ | |
1. | ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 12
ДИСЦИПЛИНЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, входящей в состав укрупненной группы 43.00.00 Сервис и туризм.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина и имеет связь с дисциплиной Основы калькуляции и учета.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК | | Умения | | | | Знания | | |
ОК 11 | проводить анализ состояния рынка | принципы рыночной экономики; | |
| товаров и услуг в области | организационно-правовые | формы |
| профессиональной деятельности; | | организаций; | | | |
| ориентироваться в общих вопросах | основные ресурсы, задействованные в | |
| основэкономики | организации | профессиональной деятельности; | |
| питания; | | | | | способы ресурсосбережения в | |
| -определять | потребность | в | организации; | | | |
| материальных, трудовых ресурсах; | | понятие, виды предпринимательства; | |
| применять нормы трудового права | виды предпринимательских рисков, | |
| при взаимодействии с подчиненным | способы их предотвращения и | |
| персоналом; | | | | минимизации; | | | |
| применять | экономические | и | нормативно - правовые документы, | |
| правовые | знания в | конкретных | регулирующие хозяйственные | |
| производственных ситуациях; | | отношения; | | | |
| защищать | свои | права | в рамках | основные положения законодательства, |
| действующего | законодательства | регулирующего трудовые отношения; | |
| РФ. | | | | | формы и системы оплаты труда; | |
| | | | | | механизм формирования | заработной |
| | | | | | платы; | | | | |
| | | | | | виды | гарантий, | компенсаций | и |
| | | | | | удержаний из заработной платы | |
ОК 01 | Распознавать задачу и/или | | Актуальный профессиональный и | |
| проблему в профессиональном | | социальный контекст, в котором | |
| и/или социальном контексте. | | приходится работать и жить. | | |
| Анализировать задачу и/или | | Основные источники информации и | |
| проблему и выделять еѐ составные | | ресурсы для решения задач и проблем в |
| части. | | | | | профессиональном и/или социальном | |
| Правильно выявлять и эффективно | | контексте. | | | |
| искать информацию, необходимую | | Алгоритмы выполнения работ в | |
| для решения задачи и/или | | профессиональной и смежных областях. |
| проблемы. | | | | | Методы работы в профессиональной и | |
| Составить план действия. | | смежных сферах. | | | |
| Определять необходимые ресурсы. | | Структура плана для решения задач. | |
| Владеть актуальными методами | | Порядок оценки результатов решения | |
| работы в профессиональной и | | задач профессиональной деятельности | |
| смежных сферах. | | | | | | | | |
Реализовать составленный план. | |
| Оценивать результат и последствия | | | |
| своих действий (самостоятельно | | | | |
| или с помощью наставника). | | | | |
ОК 02 | Определять задачи поиска | | | Номенклатура информационных | |
| информации | | | | | | источников применяемых в | |
| Определять необходимые | | | профессиональной деятельности | |
| источники информации | | | Приемы структурирования информации |
| Планировать процесс поиска | | Формат оформления результатов поиска |
| Структурировать получаемую | | информации | | |
| информацию | | | | | | | |
| Выделять наиболее значимое в | | | | |
| перечне информации | | | | | | |
| Оценивать практическую | | | | | |
| значимость результатов поиска | | | | |
| Оформлять результаты поиска | | | | |
ОК 03 | Определять актуальность | | | Содержание актуальной нормативно- |
| нормативно-правовой | | | | правовой документации | |
| документации в профессиональной | Современная научная и | |
| деятельности | | | | | профессиональная терминология | |
| Выстраивать траектории | | | Возможные траектории | |
| профессионального и личностного | профессионального развития и | |
| развития | | | | | | самообразования | |
ОК 04 | Организовывать работу коллектива | Психология коллектива | |
| и команды | | | | | | Психология личности | |
| Взаимодействоватьс коллегами, | | Основы проектной деятельности | |
| руководством, клиентами. | | | | | |
ОК 05 | Излагать свои мысли на | | | Особенности социального и | |
| государственном языке | | | культурного контекста | |
| Оформлять документы | | | Правила оформления документов. |
| | | |
ОК 06 | Описывать значимость своей | | Сущность гражданско-патриотической |
| профессии | | | | | | позиции | | |
| Презентовать структуру | | | Общечеловеческие ценности | |
| профессиональной деятельности по | Правила поведения в ходе выполнения |
| профессии | | | | | | профессиональной деятельности | |
ОК 07 | Соблюдать нормы экологической | | Правила экологической безопасности |
| безопасности | | | | | при ведении профессиональной | |
| Определять направления | | | деятельности | | |
| ресурсосбережения в рамках | | Основные ресурсы задействованные в |
| профессиональной деятельности по | профессиональной деятельности | |
| профессии | | | | | | Пути обеспечения ресурсосбережения. |
ОК 09 | Применять средства | | | | Современные средства и устройства |
| информационных технологий для | | информатизации | |
| решения профессиональных задач | Порядок их применения и программное |
| Использовать современное | | | обеспечение в профессиональ-ной |
| программное обеспечение | | | деятельности | | |
ОК 10 | Понимать | общий | смысл | четко | правила построения простых и сложных |
| произнесенных высказываний | на | предложений | на профессиональные |
| известные темы (профессиональные | темы | | |
| и бытовые), | | | | | | основные | общеупотребительные |
| понимать | тексты | на | базовые | глаголы (бытовая и профессиональная |
| профессиональные темы | | | лексика) | | |
| участвовать в диалогах на знакомые | лексический минимум, относящийся к |
| общие и профессиональные темы | | описаниюпредметов,средстви |
| строить простые | высказывания | о | процессов | профессиональной |
| себе и о своей профессиональной | деятельности | | |
| деятельности | | | | | особенности произношения | |
| кратко обосновывать | и объяснить | правила | чтения | текстов |
| свои | действия | (текущие | и | профессиональной направленности |
| планируемые) | | | |
| писать простые связные сообщения | |
| на знакомые или | интересующие | |
| профессиональные темы | | |
ОК 11 | Выявлять достоинства и недостатки | Основы предпринимательской |
| коммерческой идеи | | | деятельности |
| Презентовать идеи открытия | | Основы финансовой грамотности |
| собственного дела в | | | Правила разработки бизнес-планов |
| профессиональной деятельности | | Порядок выстраивания презентации |
| Оформлять бизнес-план | | Виды кредитных банковских продуктов |
| Рассчитывать размеры выплат по | | |
| кредитам | | | |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 44 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 20 |
практические занятия | 24 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.04«Экономические и правовые основы профессиональной деятельности»
Наименование | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная | Объем часов | Осваиваемые | |
разделов и тем | | работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | | элементы | |
| | | | компетенций | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
| | | | | |
| | | | | |
| Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-ОК5, ОК7, | |
Введение | | | | ОК9, ОК10,ОК11 | |
1 | Место предмета в системе экономических знаний в условиях рыночных отношений, принципы | | |
| | рыночной экономики, отрасль в условиях рынка, основные направления структурной перестройки. | | | |
Тема 1 Экономические основы функционирования отрасли и предприятия | | | 44 ( 20+24) | | |
Тема 1.1. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10, ОК11. | |
Предприятие – основное звено экономики | 1 | Понятие и классификация предприятий, принципы деятельности, организационно-правовые формы предприятий | | |
| | предприятий. | | | |
Тема 1.2. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-ОК5, ОК7, | |
Ресурсы предприятия | 2 | Уставной капитал и имущество предприятия, основные фонды предприятия, учет и оценка основных фондов, амортизация основных фондов, | | |
| | показатели использования основных производственных фондов. | | ОК9, ОК10,ОК11 | |
| | | | | |
| Практические занятия | 4 | ОК 1-ОК5, ОК7, | |
| 1.Решение задач по теме: Показатели использования основных производственных фондов. | 2 | ОК9, ОК10,ОК11 | |
| 2. Определение организационно-правовых форм и видов коммерческих и некоммерческих организаций. | 2 | | |
| | | | | | |
Тема 1.3 Оборотные средства предприятия | Содержание учебного материала | | 2 | | | | |
| 3 | Состав и структура оборотных средств, коэффициент оборачиваемости оборотных средств | | | | | |
| | | | | | | | |
Практическое занятие | | 2 | | | ОК 1-ОК5, ОК7, | |
| 3.Решение задач по теме: Расчет коэффициента оборачиваемости оборотных средств. | | | | | ОК9, ОК10,ОК11 | |
Тема 1.4. | | Содержание учебного материала | | 2 | | | | |
Нормирование оборотных средств | 4 | Величина оборотных средств, норма оборотных средств, виды запасов. | | | | | |
| | | | | | | | |
Практические занятия | | 2 | | | ОК 1-ОК5, ОК7, | |
| 4.Решение задач по теме: Расчет норм оборотных средств. | | | | | ОК9, ОК10,ОК11 | |
Тема 1.5. | Содержание учебного материала | | 2 | | | | |
Трудовые ресурсы | 5 | Понятие и структура трудовых ресурсов, расчет численности работников предприятия, производительность труда. | | | | | |
предприятия | | | | | | | | |
| | | | | | | |
| Практическое занятие | | 2 | | | ОК 1-ОК5, ОК7, | |
| 1.Решение задач по теме: Расчет численности работников. | | | | | ОК9, ОК10,ОК11 | |
| | | | | | | |
Тема 1.6. Формы и системы оплаты труда | Содержание учебного материала | | 2 | | | | |
6 | Форма и организация зарплаты на предприятии | | 2 | | | |
| | | | | |
Практическое занятие | 4 | ОК 1-ОК5, ОК7, | |
| 6.Решение задач по теме: Расчет заработной платы при различных формах оплаты труда | | ОК9, ОК10,ОК11 | |
| | | |
Тема 1.7. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-ОК5, ОК7, | |
Себестоимость | | | | ОК9, ОК10,ОК11 | |
продукции | 7 | Калькуляция: виды, группировка по статьям, себестоимость продукции: ее состав и структура, налогообложение продукции общественного питания. | | |
| | | | | |
| | | | | |
Тема 1.8. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-ОК5, ОК7, | |
Издержки производства | 8 | Сущность и классификация издержек производства, факторы влияющие на издержки производства и обращения, товарооборачиваемость, статьи | | |
и обращения | | издержек по предприятию. | | ОК9, ОК10,ОК11 | |
| Практическое занятие | 4 | ОК 1-ОК5, ОК7, | |
| 7.Решение задач на тему: Расчет постоянных и переменных издержек производства. | | ОК9, ОК10,ОК11 | |
| | | | |
Тема 1.9. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-ОК5, ОК7, | |
Прибыль и | 9 | Прибыль ее сущность и формирование, виды, распределение и использование прибыли, | | |
рентабельность | | рентабельность и методика ее определения. | | ОК9, ОК10,ОК11 | |
предприятия | | | | | |
Практическое занятие | 4 | ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9, ОК10,ОК11 | |
| 8.Решение задач по теме: Расчет рентабельности предприятия. | |
| | Итого: | 44 | | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Информационных технологий в профессиональной деятельности», оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором); персональными компьютерами (по числу обучающихся) с выходом в интернет, специализированным программным обеспечением, мультимедийными пособиями.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
Жабина С.Б., Бурдюгова О.М., Колесова А.В. Основы экономики, менеджмента и маркетинга в общественном питании: учебник для студентов СПО/ С.Б. Жабина, О.М. Бурдюгова, А.В.Колесова. 3-е изд. Стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 336 с.
Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для студентов сред.проф. Учеб. Заведений / В.В. Румынина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014г.
Дополнительные источники (печатные издания):
Быстров С.А. Экономика и организация ресторанного бизнеса: учебное пособие/ С.А.
Быстров. – М.: Форум, 2011. - 464с.
Ефимова О.П. Экономика общественного питания: учеб.пособие для вузов / О.П.
Ефимова; Под ред. Н.И. Кабушкина. - 6-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2008. - 348с.
Казанцева С.Я. Основы права: учебник для студ. Сред. Проф. заведений/ С.Я. Казанцева. – М.: Издательский центр «Академия», 2009г.
Капустина А.Я. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учеб.пособие/ под
общ. Ред. Проф. А.Я. Капустина. – М.:Гардарики, 2009г.
Солдатенков Д.В. Ресторанный персонал: как избежать проблем. / Д.В. Солдатенков.: М.ЗАО. Издательский дом Ресторанные ведомости,2005.-192с.
Румынина В.В.Основы права: учебник для студ. сред.проф. образования./ В.В. Румынина – М.:
ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007г.
Право: основы правовой культуры: учебник для 10 и 11 классов образовательный учреждений.
Базовый и профильный уровни: в 2 частях – 4-е изд. – М. ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008г.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | | | | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
-принципы рыночной экономики; | | Полнота ответов, | Текущий контроль |
-организационно-правовые | формы | точность формулировок, | при провдении: |
организаций; | | | | | не менее 70% правильных | -письменного/устного |
-основные ресурсы, задействованные | ответов. | опроса; |
в профессиональной деятельности; | | Не менее 75% правильных | |
-способы ресурсосбережения в | | | ответов. | -тестирования; |
организации; | | | | | | |
-понятие, виды | | | | | Актуальность темы, | -оценки результатов |
предпринимательства; | | | | адекватность | внеаудиторной |
-виды предпринимательских рисков, | | результатов | (самостоятельной) работы |
способы их предотвращения и | | | поставленным целям, | (докладов, рефератов, |
минимизации; | | | | | полнота ответов, | теоретической части |
-нормативно - правовые документы, | | точность формулировок, | проектов, учебных |
регулирующие хозяйственные | | | адекватность применения | исследований и т.д.) |
отношения; | | | | | | профессиональной | |
-основные | | | положения | терминологии | |
законодательства, | регулирующего | | Промежуточная |
трудовые отношения; | | | | | | аттестация |
-формы и системы оплаты труда; | | | в форме |
-механизм формирования заработной | | дифференцированного |
платы; | | | | | | | | зачета/ экзамена по МДК в |
-виды гарантий, компенсаций и | | | виде: |
удержаний из заработной платы | | | -письменных/ устных |
| | | | | | | | ответов, |
| | | | | | | | -тестирования. |
-проводить анализ состояния рынка | Правильность, полнота | Текущий контроль: |
товаровиуслугвобласти | выполнения заданий, | - защита отчетов по |
профессиональной деятельности; | | точность формулировок, | практическим/ |
-ориентироваться в общих вопросах | точность расчетов, | лабораторным занятиям; |
основ | экономики | | организации | соответствие | - оценка заданий для |
питания; | | | | | | | требованиям | внеаудиторной |
-определять | потребность | | в | | (самостоятельной) работы |
материальных, трудовых ресурсах; | | -Адекватность, | |
-применять нормы трудового права | оптимальность выбора | - экспертная оценка |
при взаимодействии с подчиненным | способов действий, | демонстрируемых умений, |
персоналом; | | | | | методов, техник, | выполняемых действий в |
-применять | экономические | и | последовательностей | процессе |
правовые | | знания | в | конкретных | действий и т.д. | практических/лабораторных |
производственных ситуациях; | | | -Точность оценки | занятий |
-защищать | свои права | в | рамках | -Соответствие | |
действующего законодательства РФ. | требованиям инструкций, | Промежуточная |
| | | | | | | регламентов | аттестация: |
| | | | | | | -Рациональность действий | - экспертная оценка |
| | | | | | | и т.д. | выполнения практических |
| | | | | | | | заданий на зачете/экзамене |
2