СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по учебной дисциплине ОДБ.03 История
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОМАРИЧСКИЙ МЕХАНИКО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор ГБПОУ КМТТ Зам. директора по УВР
_______________И.В. Гоголь _______С.М. Ольховская
«_____» ___________ 2018 г. «_____» ___________ 2018 г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.03 История
Рассмотрено и одобрено на заседании
методической комиссии
протокол № ____ от «____»__________2018г
Председатель МК _______Л.В. Ольховская
2018
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Укрупненная группа 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Комаричский механико-технологический техникум»
Разработчики: Гоголь Игорь Вениаминович-преподаватель ГБПОУ КМТТ
Рекомендована Методическим Советом ГБПОУ КМТТ.
Протокол № 4 от 31 мая 2018 г.
© Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Комаричский механико-технологический техникум»
© Гоголь Игорь Вениаминович - преподаватель ГБПОУ КМТТ
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 6
3. Условия реализации рабочей программы
учебной дисциплины 29
4. Контроль и оценка результатов освоения
учебной дисциплины 31
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.03 История
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), в соответствии с профессией ФГОС СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: общеобразовательный цикл учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ППССЗ .
1.3. Цели, задачи и результаты освоения дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «История» направлено на достижение следующих целей:
формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентифи-кации в современном мире, гражданской идентичности личности;
формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки;
усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления;
формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основеравенства всех народов России.
Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−− сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, ува-
жения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
−− становление гражданской позиции как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязан-
ности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собствен-
ного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
−− готовность к служению Отечеству, его защите;
−− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития исторической науки и общественной практики, основанного на диа-
логе культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;
−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с об-
щечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность
и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
−− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и спо-
собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• метапредметных:
−− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректи-
ровать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
−− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффек-
тивно разрешать конфликты;
−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
−− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
−− умение использовать средства информационных и коммуникационных техно-
логий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасно-
сти;
−− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
• предметных:
−− сформированность представлений о современной исторической науке, ее
специфике, методах исторического познания и роли в решении задач про-
грессивного развития России в глобальном мире;
−− владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
−− сформированность умений применять исторические знания в профессиональ-
ной и общественной деятельности, поликультурном общении;
−− владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции
с привлечением различных источников;
−− сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в
дискуссии по исторической тематике.__
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Объем образовательной нагрузки- 170 часов, в том числе:
практические занятия-40 час
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) | 170 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 40 |
Контрольная работа | 1 |
|
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.03 История
Наименование разделов и тем. | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов. | Уровень усвоения. | |||||
Введение. | Содержание учебного материала. | 3 | 2 | |||||
1. | Основы исторического знания. Значение изучения истории. Проблема достоверности исторических знаний. | |||||||
2 | Исторические источники, их виды, основные методы работы с ними. | |||||||
3 | Периодизация всемирной истории. История России — часть всемирной истории. | |||||||
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества. |
| 4 |
| |||||
Тема 1.1. Природное и социальное в человеке и человеческом обществе первобытной эпохи. | Содержание учебного материала. | 3
| ||||||
1. | Происхождение человека. Расселение древнейших людей по земному шару. Люди эпохи палеолита. Причины зарождения и особенности первобытной религии и искусства. | 2 | ||||||
2. | Неолитическая революция и ее последствия. Понятие «неолитическая революция». Причины неолитической революции. Зарождение производящего хозяйства, появление земледелия и животноводства. Прародина производящего хозяйства. Последствия неолитической революции. Первое и второе общественное разделение труда. Появление ремесла и торговли. | 2 | ||||||
3 | Начало формирования народов. Эволюция общественных отношений, усиление неравенства. Соседская община. Племена и союзы племен. Возникновение элементов государственности. Древнейшие города. |
| ||||||
| Практические работы | 1 |
| |||||
Практическая работа №1 Тема: Археологические памятники палеолита на территории России. Неолитическая революция и её последствия |
| |||||||
Раздел 2. Цивилизации древнего мира. |
| 8 |
| |||||
Тема 2.1. Ранние и античные цивилизации и их отличительные черты, религии.
| Содержание учебного материала. | 5 | ||||||
1 | Древнейшие государства Понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древнего мира — древневосточной и античной. Специфика древнеегипетской цивилизации. Города-государства Шумера. Вавилон. Законы царя Хаммурапи. Финикийцы и их достижения. Древние евреи в Палестине. Хараппская цивилизация Индии. Индия под властью ариев. Зарождение древнекитайской цивилизации. Практическое занятие | 2 | ||||||
2 | Великие державы Древнего Востока. Предпосылки складывания великих держав, их особенности. Последствия появления великих держав. Хеттское царство. Ассирийская военная держава. Урарту. Мидийско-Персидская держава — крупнейшее государство Древнего Востока. Государства Индии. Объединение Китая. Империи Цинь и Хань. | 3 | ||||||
3 | Древняя Греция. Особенности географического положения и природы Греции. Минойская и микенская цивилизации. Последствия вторжения дорийцев в Грецию. Складывание полисного строя. Характерные черты полиса. Великая греческая колонизация и ее последствия. Развитие демократии в Афинах. Македонское завоевание Греции. Походы Александра Македонского и их результаты. | 2 | ||||||
4 | Древний Рим. Рим в период правления царей. Рождение Римской республики и особенности управления в ней. Борьба патрициев и плебеев, ее результаты. Римские завоевания. Система управления в Римской республике. Внутриполитическая борьба, гражданские войны. Рабство в Риме, восстание рабов под предводительством Спартака. От республики к империи. Римская империя: территория, управление. Кризис Римской империи. Разделение Римской империи на Восточную и Западную. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. | 2 | ||||||
5 | Культура и религия Древнего мира. Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Востока. Монотеизм. Иудаизм. Буддизм — древнейшая мировая религия. Зарождение конфуцианства в Китае. Достижения культуры Древней Греции. Особенности древнеримской культуры. Античная философия, наука, литература, архитектура, изобразительное искусство. Возникновение христианства. Особенности христианского вероучения и церковной структуры. | 3 | ||||||
Практические работы
| 3
|
| ||||||
Практическая работа № 2 Тема: Особенности цивилизаций Древнего мира — древневосточной и античной. |
| |||||||
Практическая работа № 3 Тема: Великое переселение народов и падение Западной Римской империи.
| ||||||||
Практическая работа № 4 Тема: Возникновение христианства. Особенности христианского вероучения и церковной структуры. | ||||||||
Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в средние века. |
| 12 | ||||||
Тема 3.1 Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе | Содержание учебного материала. | 1 | ||||||
1. | Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе. Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация. Варвары и их вторжения на территорию Римской империи. Варварские королевства, особенности отношений варваров и римского населения в различных королевствах. | 2 | ||||||
Тема 3.2. Цивилизации Востока. | Содержание учебного материала. | 3 |
| |||||
1. | Возникновение ислама. Арабские завоевания. Арабы. Мухаммед и его учение. Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения. Образование Арабского халифата. Арабские завоевания. Халифат Омейядов и Аббасидов. Культура исламского мира. Развитие науки. | 2 | ||||||
2. | Византийская империя. Территория Византии. Византийская империя: власть, управление. Расцвет Византии при Юстиниане. Византия и славяне, славянизация Балкан. Принятие христианства славянскими народами. Турецкие завоевания и падение Византии. Культура Византии. Искусство, иконопись, архитектура. Влияние Византии на государственность и культуру России. | 3 | ||||||
3. | Восток в Средние века. Средневековая Индия. Ислам в Индии. Делийский султанат. Культура средневековой Индии. Особенности развития Китая. Административно-бюрократическая система. Китайская культура и ее влияние на соседние народы. Становление и эволюция государственности в Японии. Самураи. Правление сёгунов. | 2 | ||||||
Тема 3.3. Цивилизации Запада.
| Содержание учебного материала. | 5
|
| |||||
1. | Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе. Королевство франков. Военная реформа Карла Мартела и ее значение. Карл Великий, его завоевания и держава. Каролингское возрождение. Распад Каролингской империи. Причины и последствия феодальной раздробленности. Британия в раннее Средневековье. | 2 | ||||||
2. | Основные черты западноевропейского феодализма.. Средневековое общество. Феодализм: понятие, основные черты. Феодальное землевладение, вассально-ленные отношения. Структура и сословия средневекового общества. Крестьяне, хозяйственная жизнь, крестьянская община. Феодалы. Феодальный замок. Рыцари, рыцарская культура. Средневековый западноевропейский город. Города Средневековья, причины их возникновения. Развитие ремесла и торговли. Коммуны и сеньоры. Повседневная жизнь горожан. Значение средневековых городов. | 3 | ||||||
3. | Зарождение централизованных государств в Европе. Англия и Франция в Средние века. Великая хартия вольностей. Франция под властью Капетингов на пути к единому государству. Оформление сословного представительства (Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции). Столетняя война и ее итоги. Османское государство и падение Византии. Рождение Османской империи и государства Европы. Пиренейский полуостров в Средние века. Реконкиста. | 2 | ||||||
4 | Образование Испании и Португалии. Политический и культурный подъем в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия. Перемены во внутренней жизни европейских стран. Завершение складывания национальных государств. Окончательное объединение Франции. Укрепление королевской власти в Англии. |
| ||||||
5 | Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса. Особенности и достижения средневековой культуры. Наука и богословие. Духовные ценности Средневековья. Школы и университеты. Художественная культура. Изобретение книгопечатания и последствия этого события. Гуманизм. Начало Ренессанса (Возрождения). Культурное наследие европейского Средневековья. | 2 | ||||||
Практические работы | 3 |
| ||||||
Практическая работа № 5 Тема: Сословия средневекового общества. Жизнь горожан в средние века. |
| |||||||
Практическая работа № 6 Тема: Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы. | ||||||||
Практическая работа № 7 Тема: Централизованные государства в Европе | ||||||||
Раздел 4. От Древней Руси к Российскому государству |
| 14 | ||||||
Тема 4.1. Русь и ее соседи в XI-XII веках.
| Содержание учебного материала. | 6
| ||||||
1. | Образование Древнерусского государства. Восточные славяне: происхождение, расселение, занятия, общественное устройство. Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Походы Святослава. | 2 | ||||||
2. | Крещение Руси и его значение. Начало правления князя Владимира Святославича. Крещение Руси: причины, основные события, значение. Христианство и язычество. Церковная организация на Руси. Монастыри. Распространение культуры и письменности. | 2 | ||||||
3. | Общество Древней Руси. Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи. | 2 | ||||||
4. | Раздробленность на Руси. Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Новгородская земля. Зарождение стремления к объединению русских земель. | 2 | ||||||
5. | Древнерусская культура. Особенности древнерусской культуры. Возникновение письменности. Летописание. Литература. Былинный эпос. Деревянное и каменное зодчество. Живопись. Иконы. Развитие местных художественных школ. | 3 | ||||||
6. | Монгольское завоевание и его последствия. Борьба Руси против экспансии с Запада. Монгольское нашествие. Сражение на Калке. Поход монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. | 2 | ||||||
Практические работы | 3 |
| ||||||
Практическая работа № 8 Тема: «Русская правда» - первый письменный свод законов. |
| |||||||
Практическая работа № 9 Тема: Феодальная раздробленность Руси и её последствия | ||||||||
Практическая работа № 10 Тема: Русские княжества в период Золотой Орды. | ||||||||
Тема 4.2. От Руси к России.
| Содержание учебного материала. | 3
| ||||||
1. | Начало возвышения Москвы. Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Причины и ход возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской. Начало борьбы с ордынским владычеством. | 2 | ||||||
2. | Образование единого Русского государства. Русь при преемниках Дмитрия Донского. Автокефалия Русской православной церкви. Иван III. Присоединение Новгорода. Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. | 2 | ||||||
3 | Образование единого Русского государства и его значение. Усиление великокняжеской власти. Судебник 1497 года. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания крепостнической системы. | 2 | ||||||
Практические работы | 2 |
| ||||||
Практическая работа № 11 Тема: Куликовская битва, ее значение. |
| |||||||
Практическая работа № 12 Образование единого Русского государства и его значение. | ||||||||
Раздел 5. Россия в ХVI—ХVII веках: от великого княжества к царству |
| 7 | ||||||
Тема 5.1. От великого княжества к царству
| 1. | Россия в правление Ивана Грозного. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х годов и их значение. Становление приказной системы. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Походы на Казань. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, борьба с Крымским ханством, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия. Опричнина, споры о ее смысле. Последствия опричнины. Россия в конце XVI века, нарастание кризиса. Учреждение патриаршества. Закрепощение крестьян. | 5
| 2
| ||||
2. | Смутное время начала XVII в. Царствование Б.Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И.Болотникова. Вмешательство Речи Посполитой и Швеции в Смуту. Оборона Смоленска. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К.Минина и Д.Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых. | |||||||
3. | Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Народные движения. Новые явления в экономике страны: возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка. Окончательное закрепощение крестьян. | 2 | ||||||
4. | Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в ХVII веке. Усиление царской власти. Развитие приказной системы. Начало становления абсолютизма. Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. Внешняя политика России в XVII веке. Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение к России Левобережной Украины и Киева. | 2 | ||||||
5. | Русская культура в XIII-XVII вв. Культура XIII—XV веков. Летописание. Важнейшие памятники литературы . Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф.Грек, А.Рублев). Культура XVI века. Книгопечатание (И.Федоров). Публицистика. Зодчество (шатровые храмы). «Домострой». Культура XVII века. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Зодчество: основные стили и памятники. Живопись (С. Ушаков). | 2 | ||||||
Практические работы | 2 |
| ||||||
Практическая работа № 13 Тема: Окончание Смуты и возрождение российской государственности. |
| |||||||
Практическая работа № 14 Тема: Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. Восстание под предводительством С.Т. Разина. | ||||||||
Раздел 6. Страны Запада и Востока в ХVI—ХVIII веке |
| 14 | ||||||
Тема 6.1. Переход от традиционного к индустриальному обществу.
| Содержание учебного материала. | 10
| ||||||
1.
| Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе. Зарождение ранних капиталистических отношений. Мануфактура. Открытия в науке, усовершенствование в технике, внедрение технических новинок в производство. Развитие торговли и товарно-денежных отношений. Революция цен и ее последствия. | 2
| ||||||
| Великие географические открытия. Образование колониальных империй. Великие географические открытия, их технические, экономические и интеллектуальные предпосылки. Поиски пути в Индию и открытие Нового Света (Х.Колумб, Васко да Гама, Ф.Магеллан). Разделы сфер влияния и начало формирования колониальной системы. Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий. | 3 | ||||||
2. | Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Эпоха Возрождения. Понятие «Возрождение». Истоки и предпосылки становления культуры Ренессанса в Италии. Гуманизм и новая концепция человеческой личности. Идеи гуманизма в Северной Европе. Высокое Возрождение в Италии. Искусство стран Северного Возрождения. | 2 | ||||||
3. | Реформация и контрреформация. Понятие «протестантизм». Мартин Лютер. Реформация в Германии, лютеранство. Религиозные войны. Крестьянская война в Германии. Жан Кальвин и распространение его учения. Новая конфессиональная карта Европы. Контрреформация и попытки преобразований в католическом мире. Орден иезуитов. | 2 | ||||||
4. | Становление абсолютизма в европейских странах. Абсолютизм как общественнополитическая система. Абсолютизм во Франции. Религиозные войны и правление Генриха IV. Людовик XIV — «король-солнце». Абсолютизм в Испании. Испания и империя Габсбургов в XVII—XVIII веках. Англия в эпоху Тюдоров. Общие черты и особенности абсолютизма в странах Европы. «Просвещенный абсолютизм», его значение и особенности в Пруссии, при монархии Габсбургов. | 2 | ||||||
5. | Англия в XVII—ХVIII века. Протекторат О.Кромвеля. Реставрация монархии. Итоги, характер и значение Английской революции. «Славная революция». Английское Просвещение. Дж.Локк. Политическое развитие Англии в XVIII веке. Подъем мануфактурного производства. Начало промышленной революции. Изменения в социальной структуре общества. | 2 | ||||||
6. | Страны Востока в XVI – XVIII вв. и колониальная экспансия европейцев. Османские завоевания в Европе. Борьба европейских стран с османской опасностью. Маньчжурское завоевание Китая. Начало проникновения европейцев в Китай. Цинская политика изоляции. Сёгунат Токугавы в Японии. Колониальные захваты Англии, Голландии и Франции. колониальной системы. Колонизаторы и местное население. Значение колоний для развития стран Западной Европы. Испанские и португальские колонии Америки. Английские колонии в Северной Америке: социально-экономическое развитие и политическое устройство. Рабовладение. Европейские колонизаторы в Индии. Захват Индии Англией и его последствия. | 2 | ||||||
7. | Международные отношения в XVII – XVIII вв. Религиозные, экономические и колониальные противоречия. Причины, ход, особенности, последствия Тридцатилетней войны. Династические войны XVIII века. (Война за испанское наследство, Война за австрийское наследство). Семилетняя война — прообраз мировой войны. | 2 | ||||||
8. | Развитие европейской культуры и науки в XVII—XVIII веках. Эпоха просвещения. Новые художественные стили: классицизм, барокко, рококо. Крупнейшие писатели, художники, композиторы. Просвещение: эпоха и идеология. Развитие науки, важнейшие достижения. Идеология Просвещения и значение ее распространения. Учение о естественном праве и общественном договоре. Вольтер, Ш.Монтескьё, Ж.Ж.Руссо. | 2 | ||||||
9 | Война за независимость и образование США. Причины борьбы английских колоний в Северной Америке за независимость. Декларация независимости США. Образование США. | 2 | ||||||
10 | Французская революция конца XVIII века. Предпосылки и причины Французской революции конца XVIII века. Начало революции. Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 года. Свержение монархии и установление республики. Якобинская диктатура. Террор. Падение якобинцев. От термидора к брюмеру. Установление во Франции власти Наполеона Бонапарта. Итоги революции. Международное значение революции. | 2 | ||||||
Практические работы | 4 |
| ||||||
Практическая работа № 15 Тема: Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий. |
| |||||||
Практическая работа № 16 Тема: Итоги, характер и значение Английской революции.
| ||||||||
Практическая работа № 17 Тема: Война за независимость как первая буржуазная революция в США.
| ||||||||
Практическая работа № 18 Тема: Якобинская диктатура. | ||||||||
Раздел 7. Россия в конце ХVII—ХVIII веков: от царства к империи |
| 10 |
| |||||
Тема 7.1. От царства к империи
| Содержание учебного материала. | 8 | ||||||
1. | Россия в эпоху петровских преобразований. Дискуссии о Петре I, значении и цене его преобразований. Начало царствования Петра I. Начало самостоятельного правления Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Северная война: причины, основные события, итоги. Значение Полтавской битвы. Провозглашение России империей. Государственные реформы Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма
|
| 1 | |||||
2 | Церковная реформа. Развитие экономики. Восстания в Астрахани, на Дону. Итоги и цена преобразований Петра Великого. | |||||||
3 | Россия в период дворцовых переворотов. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Семилетней войне. Короткое правление Петра III. | 2 | ||||||
4 | Россия в период правления Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма»: основные направления, мероприятия, значение. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.
| 2 | ||||||
5 | Внутренняя политика Павла I, его свержение.
| |||||||
6 | Внешняя политика Екатерины II. Русско-турецкие войны и их итоги. Великие русские полководцы и флотоводцы (П.А.Румянцев, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков). Г.А.Потемкин. Участие России в разделах Речи Посполитой. Внешняя политика Павла I. Итальянский и Швейцарский походы А.В.Суворова. Средиземноморская экспедиция Ф.Ф.Ушакова. | |||||||
7 | Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. Народные движения. Развитие промышленности и торговли во второй четверти — конце ХVIII века. Рост помещичьего землевладения. Основные сословия российского общества, их положение. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е.И.Пугачева и его значение. | 2 | ||||||
8 | Культура России в XVIII в. Нововведения в культуре петровских времен. Просвещение и научные знания (Ф.Прокопович. И.Т.Посошков). Литература и искусство. Культура и быт России во второй половине XVIII века. Становление отечественной науки; М.В.Ломоносов. Историческая наука (В.Н.Татищев). Русские изобретатели (И.И.Ползунов, И.П.Кулибин). Общественная мысль (Н.И.Новиков, А.Н.Радищев). Литература: основные направления, жанры, писатели (А.П.Сумароков, Н.М.Карамзин, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и течения, художники и их произведения). Театр (Ф.Г.Волков). | 2 | ||||||
Практические работы | 2 |
| ||||||
Практическая работа № 19 Тема: Итоги и цена преобразований Петра Великого |
| |||||||
Практическая работа № 20 Тема: Восстание под предводительством Е.И.Пугачева и его значение | ||||||||
Раздел 8. Становление индустриальной цивилизации. |
| 6 | ||||||
Тема 8.1. Страны Запада в XIX веке.
| Содержание учебного материала. | 4
| ||||||
1. | Промышленный переворот и его последствия. Промышленный переворот (промышленная революция), его причины и последствия. Важнейшие изобретения. От мануфактуры к фабрике. Машинное производство. Социальные последствия промышленной революции. Индустриальное общество. Экономическое развитие Англии и Франции в ХIХ веке. Концентрация производства и капитала. Монополии и их формы. Роль государства в экономике. | 2 | ||||||
2. | Международные отношения в XIX веке. Войны Французской революции и Наполеоновские войны. Антифранцузские коалиции. Крушение наполеоновской империи и его причины. Создание Венской системы международных отношений. Крымская (Восточная) война и ее последствия. Франко-прусская война и изменение расстановки сил на мировой арене. Колониальные захваты. Складывание системы союзов. Тройственный союз. Франко-русский союз — начало образования Антанты. | 2 | ||||||
3. | Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX веке. Страны Европы после Наполеоновских войн. Июльская революция во Франции. Образование независимых государств в Латинской Америке. Эволюция политической системы Великобритании, чартистское движение. Революции во Франции, Германии, Австрийской империи и Италии в 1848—1849 годах: характер, итоги и последствия. Пути объединения национальных государств: Италии, Германии. Социально-экономическое развитие США в конце XVIII — первой половине XIX века. Распространение социалистических идей. Учение К.Маркса. Рост рабочего движения. Деятельность I Интернационала. Возникновение социал-демократии. Образование II Интернационала. | 2 | ||||||
4. | Развитие Западноевропейской культуры XIX в. Литература. Изобразительное искусство. Музыка. Романтизм, реализм, символизм в художественном творчестве. Секуляризация науки. Теория Ч. Дарвина. Важнейшие научные открытия. Влияние культурных изменений на повседневную жизнь и быт людей. Автомобили и воздухоплавание. | 2 | ||||||
Практические работы | 2 |
| ||||||
Практическая работа № 21 Тема: Социальные последствия промышленной революции. Индустриальное общество. |
| |||||||
Практическая работа № 22 Тема: Гражданская война в США. | ||||||||
Тема 9.1. Модернизация стран Востока в XIX веке
| Содержание учебного материала. | 3 | ||||||
1. | Колониальная экспансия европейских стран. Индия. Особенности социально- экономического и политического развития стран Востока. Значение колоний для ускоренного развития западных стран.
| 2 | ||||||
2 | Колониальный раздел Азии и Африки. Традиционные общества и колониальное управление. Освободительная борьба народов колоний и зависимых стран. | |||||||
3 | Китай и Япония. Начало превращения Китая в зависимую страну. Упадок и окончательное закабаление Китая западными странами. Особенности японского общества в период сёгуната Токугава. Насильственное «открытие» Японии. Революция Мэйдзи и ее последствия. Усиление Японии и начало ее экспансии в Восточной Азии. | 2 | ||||||
Раздел 10. Российская империя в XIX веке. |
| 15 |
| |||||
Тема 10.1. Власть и реформы в России в первой половине XIX века. | Содержание учебного материала. | 5 | ||||||
1. | Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века. Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Проект М.М.Сперанского. Учреждение Государственного совета. Участие России в антифранцузских коалициях. Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816—1825 годах. Аракчеевщина. Военные поселения. | 2 | ||||||
2. | Движение декабристов. Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П.И.Пестеля. Северное общество; Конституция Н.М.Муравьева. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 года) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов. | 2 | ||||||
3. | Внутренняя политика Николая I. Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов. Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселева. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина. Политика в области образования. Теория официальной народности (С.С.Уваров). | 2 | ||||||
4. | Общественное движение во второй четверти XIX века. Оппозиционная общественная мысль. «Философическое письмо» П.Я.Чаадаева. Славянофилы (К.С. и И.С.Аксаковы, И.В. и П.В.Киреевские, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин и др.) и западники (К.Д.Кавелин, С.М.Соловьев, Т.Н.Грановский и др.). Революционносоциалистические течения (А.И.Герцен, Н.П.Огарев, В.Г.Белинский). Общество петрашевцев. Создание А.И.Герценом теории русского социализма и его издательская деятельность. | 2 | ||||||
5. | Внешняя политика России во второй четверти XIX века. Восточный вопрос. Войны с Ираном и Турцией. Кавказская война. Крымская война 1853—1856 годов: причины, этапы военных действий, итоги. Героическая оборона Севастополя и ее герои. | 2 | ||||||
Практические работы | 3 |
| ||||||
Практическая работа № 23 Тема: Отечественная война 1812 года. Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Герои войны (М.И.Кутузов, П.И.Багратион, Н.Н.Раевский, Д.В.Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне 1812 года Заграничный поход русской армии 1813—1814 годов. Венский конгресс. | ||||||||
Практическая работа № 24 Тема: Значение движения декабристов. | ||||||||
Практическая работа № 25 Тема: Героическая оборона Севастополя в 1854—1855 годах и ее герои. | ||||||||
Тема 10.2. Власть и реформы в России во второй половине XIX в.
| Содержание учебного материала. | 5 | ||||||
1. | Отмена крепостного права и реформы 60—70-х годов XIX века. Контрреформы. Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр II и его окружение. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян. Значение отмены крепостного права. Земская и городская реформы, создание системы местного самоуправления. Судебная реформа, суд присяжных. Введение всеобщей воинской повинности. Реформы в области образования и печати. Итоги и следствия реформ 1860—1870-х годов. «Конституция М.Т.Лорис-Меликова». Александр III. Причины контрреформ, их основные направления и последствия. | 2 | ||||||
2. | Общественное движение во второй половине XIX века. Общественное движение в России в последней трети XIX века. Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли. Народническое движение: идеология (М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев), организации, тактика. Деятельность «Земли и воли» и «Народной воли». Основные идеи либерального народничества. Распространение марксизма и зарождение российской социал-демократии. Начало рабочего движения. | 2 | ||||||
3. | Экономическое развитие во второй половине XIX века. Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Завершение промышленного переворота, его последствия. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Экономические и финансовые реформы (Н.X.Бунге, С.Ю.Витте). Разработка рабочего законодательства. | 2 | ||||||
4. | Внешняя политика России во второй половине XIX века. Европейская политика. А.М.Горчаков и преодоление последствий поражения в Крымской войне. Русскотурецкая война 1877—1878 годов, ход военных действий на Балканах — в Закавказье. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Заключение русско-французского союза. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в международных отношениях конца XIX века. | 2 | ||||||
5. | Русская культура XIX века. Развитие науки и техники (Н.И.Лобачевский, Н.И.Пирогов, Н.Н.Зинин, Б.С.Якоби, А.Г.Столетов, Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов и др.). Расширение сети школ и университетов. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Золотой век русской литературы: писатели и их произведения (В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь и др.). Общественное звучание литературы (Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский). Становление и развитие национальной музыкальной школы (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, Могучая кучка). Расцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архитектура: стили (русский ампир, классицизм), зодчие и их произведения. Место российской культуры в мировой культуре XIX века. | 2 | ||||||
Практические работы | 2 |
| ||||||
Практическая работа № 26 Тема: Значение отмены крепостного права в России. |
| |||||||
Практическая работа № 27 Тема: Народническое движение.
| ||||||||
Раздел 11. От новой истории к новейшей. |
| 15 | ||||||
Тема 11.1. Мир в начале XX в. | Содержание учебного материала. | 2 | ||||||
1. | Мир в начале ХХ века. Понятие «новейшая история». Важнейшие изменения на карте мира. Первые войны за передел мира. Окончательное формирование двух блоков в Европе (Тройственного союза и Антанты), нарастание противоречий между ними. Особенности экономического развития Великобритании, Франции, Германии, США. Социальные движения и социальные реформы. Реформизм в деятельности правительств. Влияние достижений научно-технического прогресса. |
| 2 | |||||
2 | Пробуждение Азии в начале ХХ века. Колонии, зависимые страны и метрополии. Начало антиколониальной борьбы. Синьхайская революция в Китае. Сун Ятсен. Гоминьдан. Национально-освободительная борьба в Индии против британского господства. Индийский национальный конгресс. М.Ганди. | 2 | ||||||
Тема 11.2. Россия в начале XX века.
| Содержание учебного материала. | 4
|
| |||||
1. | Россия на рубеже XIX—XX веков. Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России. Император Николай II, его политические воззрения. Общественное движение Возникновение социалистических и либеральных организаций и партий: их цели, тактика, лидеры (Г.В.Плеханов, В.М.Чернов, В.И.Ленин, Ю.О.Мартов, П.Б.Струве). Усиление рабочего и крестьянского движения. Внешняя политика России. Конференции в Гааге. Русско-японская война 1904—1905 годов: планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир. | 2 | ||||||
2. | Революция 1905—1907 годов в России. Причины революции. «Кровавое воскресенье» и начало революции. Советы как форма политического творчества масс. Манифест 17 октября 1905 года. Московское восстание. Спад революции. | 2 | ||||||
3. | Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества. Опыт российского парламентаризма 1906—1917 годов: особенности парламентской системы, ее полномочия и влияние на общественно-политическую жизнь, тенденции эволюции. Результаты Первой российской революции в политических и социальных аспектах | 2 | ||||||
4. | Серебряный век русской культуры. Открытия российских ученых в науке и технике. Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. Изобразительное искусство: традиции реализма, «Мир искусства», авангардизм, его направления. Архитектура. Скульптура. Музыка. | 2 | ||||||
Практические работы | 2 |
| ||||||
Практическая работа № 28 Тема: Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества.
| ||||||||
Практическая работа № 29 Тема: Основное содержание и этапы реализации столыпинской аграрной реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России. | ||||||||
Тема 11.3. Первая мировая война, приход к власти большевиков.
| Содержание учебного материала. | 5
| ||||||
1. | Первая мировая война. Боевые действия 1914—1918 годов. Первая мировая война и общество. Особенности и участники войны. Восточный фронт и его роль в войне. Переход к позиционной войне. Основные сражения в Европе в 1915—1917 годах. Брусиловский прорыв и его значение. Поражение Германии и ее союзников. | 2 | ||||||
2. | Первая мировая война и общество. Развитие военной техники в годы войны. Государственное регулирование экономики. Власть и общество на разных этапах войны. Нарастание тягот и бедствий населения. Антивоенные и национальные движения. Нарастание общенационального кризиса в России. Итоги Первой мировой войны. Парижская и Вашингтонская конференции и их решения. |
| ||||||
3. | Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю. Причины революции. Отречение Николая II от престола. Падение монархии как начало Великой российской революции. Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов: начало двоевластия. Причины апрельского, июньского и июльского кризисов Временного правительства. Конец двоевластия. На пороге экономической катастрофы и распада: Россия в июле—октябре 1917 года. Деятельность А.Ф.Керенского во главе Временного правительства. Выступление Л.Г.Корнилова и его провал. Изменения в революционной части политического поля России: раскол эсеров, рост влияния большевиков в Советах. | 2 | ||||||
4. | Октябрьская революция в России и ее последствия. События 24—25 октября в Петрограде, приход к власти большевиков во главе с В. И. Лениным. II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле. Формирование новых органов власти. Создание ВЧК, начало формирования Красной Армии.
| 2 | ||||||
5 | Отношение большевиков к созыву Учредительного собрания. Причины разгона Учредительного собрания. Создание федеративного социалистического государства и его оформление в Конституции РСФСР 1918 года. Советско-германские переговоры и заключение Брестского мира, его условия, экономические и политические последствия.
| |||||||
Практические работы | 2 |
| ||||||
Практическая работа № 30 Тема: Восточный фронт и его роль в Первой мировой войне.
| ||||||||
Практическая работа № 31 Тема: Россия в годы Гражданской войны. Причины Гражданской войны. Красные и белые: политические ориентации, лозунги и реальные действия, социальная опора. Другие участники Гражданской войны. Цели и этапы участия иностранных государств в Гражданской войне. Причины победы красных. Россия в годы Гражданской войны. Экономическая политика большевиков. Национализация, «красногвардейская атака на капитал». Политика «военного коммунизма», ее причины, цели, содержание, последствия. Последствия и итоги Гражданской войны. | ||||||||
Раздел 12. Межвоенный период (1918-1939) |
| 14 | ||||||
Тема 12.1. Страны Мира в 20-30 годы.
| Содержание учебного материала. | 6
| ||||||
1. | Европа и США между двумя мировыми войнами. Мировой экономический кризис и Великая депрессия. Территориальные изменения в Европе и Азии после Первой мировой войны. Революционные события 1918 — начала 1920-х годов в Европе. Ноябрьская революция в Германии и возникновение Веймарской республики. Революции в Венгрии. Зарождение коммунистического движения, создание и деятельность Коммунистического интернационала. Экономическое развитие ведущих стран мира в 1920-х годах. Причины мирового экономического кризиса 1929—1933 годов. Дж.М.Кейнс и его рецепты спасения экономики. Государственное регулирование экономики и социальных отношений. «Новый курс» президента США Ф.Рузвельта и его результаты. | 2 | ||||||
2 | Недемократические режимы. Захват фашистами власти в Италии. Победа нацистов в Германии. А.Гитлер — фюрер германского народа. Внутренняя политика А.Гитлера, установление и функционирование тоталитарного режима, причины его устойчивости. Авторитарные режимы в большинстве стран Европы: общие черты и Гражданская война в Испании, национальные особенности. Создание и победа Народного фронта во Франции, Испании. | 2 | ||||||
3. | Турция, Китай, Индия, Япония. Воздействие Первой мировой войны и Великой российской революции на страны Азии. Установление республики в Турции, деятельность М.Кемаля. Великая национальная революция 1925—1927 годов в Китае. Создание Компартии Китая. Установление диктатуры Чан Кайши и гражданская война в Китае. Создание Национального фронта борьбы против Японии. Кампания гражданского неповиновения в Индии. Идеология ненасильственного сопротивления английским колонизаторам М.Ганди. Милитаризация Японии, ее переход к внешнеполитической экспансии. | 2 | ||||||
4. | Международные отношения в 20-е – 30-е годы XX века. Деятельность Лиги Наций. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Агрессия Японии на Дальнем Востоке. Начало японокитайской войны.
| 2 | ||||||
5 | Столкновения Японии и СССР. События у озера Хасан и реки Халхин-Гол. Складывание союза агрессивных государств «Берлин — Рим — Токио». Западная политика «умиротворения» агрессоров. Аншлюс Австрии. Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии. | |||||||
6 | Культура в первой половине ХХ века. Развитие науки. Открытия в области физики, химии, биологии, медицины. Формирование новых художественных направлений и школ. Развитие реалистического и модернистского искусства. Изобразительное искусство. Архитектура. Основные направления в литературе. Писатели: модернисты, реалисты; писатели «потерянного поколения», антиутопии. Музыка. Театр. Развитие киноискусства. Нацизм и культура. | 2 | ||||||
|
|
| ||||||
Тема 12.2. Строительство социализма в СССР.
| Содержание учебного материала. | 6
| ||||||
1. | Образование СССР. Укрепление позиций страны на международной арене. Экономический и политический кризис. Крестьянские восстания, Кронштадтский мятеж и др.
| 2 | ||||||
2 | Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа. Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания. Политическая жизнь в 1920-е годы. Образование СССР: предпосылки объединения республик, альтернативные проекты и практические решения. Укрепление позиций страны на международной арене. | |||||||
3 | Индустриализация и коллективизация в СССР. Обострение внутрипартийных разногласий и борьбы за лидерство в партии и государстве. Советская модель модернизации. Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и социальные последствия. | 2 | ||||||
4 | Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги и следствия. Первые пятилетки: задачи и результаты. | |||||||
5 | Советское государство и общество в 1920—1930-е годы. Особенности советской политической системы: однопартийность, сращивание партийного и государственного аппарата, контроль над обществом. Культ вождя. И.В.Сталин. Массовые репрессии, их последствия. Положение основных социальных групп. Повседневная жизнь и быт населения городов и деревень. Итоги развития СССР в 1930-е годы. Конституция СССР 1936 года. | 2 | ||||||
6 | Советская культура в 1920—1930-е годы. «Культурная революция»: задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования. Культурное разнообразие 1920-х годов. Достижения литературы и искусства. Развитие кинематографа. Введение обязательного начального преподавания. Восстановление преподавания истории. Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Развитие советской науки. | 2 | ||||||
Практические работы | 2 |
| ||||||
Практическая работа № 32 Тема: Новая экономическая политика в Советской России. Сущность нэпа. Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания. | ||||||||
Практическая работа № 33 Тема: Советская модель модернизации. | ||||||||
Раздел 13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война. |
| 12 | ||||||
Тема 13.1. Вторая мировая война. Великая Отечественная война.
| Содержание учебного материала. | 11
| ||||||
1. | Накануне мировой войны. Политика «умиротворения» агрессора и переход Германии к решительным действиям. Англо-франко-советские переговоры в Москве, причины их неудачи. Советско-германский пакт о ненападении и секретный дополнительный протокол. Военно-политические планы сторон. Подготовка к войне. | 2 | ||||||
2. | Первый период Второй мировой войны. Военные действия на Западном фронте. Нападение Германии на Польшу. «Странная война» на Западном фронте. Поражение Франции.
|
| ||||||
3 | Укрепление безопасности СССР: присоединение Западной Белоруссии и Западной Украины, Бессарабии и Северной Буковины, Советско-финляндская война, советизация прибалтийских республик. Нацистская программа завоевания СССР. Подготовка СССР и Германии к войне. Соотношение боевых сил к июню 1941 года. | |||||||
4. | Великая Отечественная война. Основные сражения и их итоги на первом этапе войны. Великая Отечественная война как самостоятельный и определяющий этап Второй мировой войны. Цели сторон, соотношение сил. Основные сражения и их итоги на первом этапе войны (22 июня 1941 года — ноябрь 1942 года). | 2 | ||||||
5 | Деятельность советского руководства по организации обороны страны. Историческое значение Московской битвы. Нападение Японии на США. Боевые действия на Тихом океане в 1941—1945 годах. | |||||||
6 | Второй период Второй мировой войны Военные действия на советско-германском фронте на втором этапе войны. Военные действия на советско-германском фронте в 1942 году. Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе войны. Складывание антигитлеровской коалиции и ее значение. Курская битва и завершение коренного перелома. | 2 | ||||||
7 | Оккупационный режим. Партизанское движение в СССР. Советский тыл в годы войны. Оккупационный режим. Геноцид. Холокост. Движение Сопротивления. Партизанское движение в СССР, формы борьбы, роль и значение. Коллаборационизм, его причины в разных странах Европы и Азии. Советский тыл в годы войны. Эвакуация. Вклад в победу деятелей науки и культуры. Изменение положения Русской православной церкви и других конфессий в годы войны. | 2 | ||||||
8 | Главные задачи и основные наступательные операции Красной Армии на третьем этапе войны (1944). | 3 | ||||||
9. | Открытие Второго фронта в Европе. Военные операции 1945 года. Разгром Германии. | 2 | ||||||
10 | Советско-японская война. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Окончание Второй мировой войны. | |||||||
11 | Значение победы над фашизмом. Решающий вклад СССР в Победу. Людские и материальные потери воюющих сторон. | |||||||
Контрольная работа по теме: «Россия в первой половине ХХ века» | 1 |
| ||||||
Раздел 14. Соревнование социальных систем. Современный мир |
| 12 |
| |||||
Тема 14.1. Мир во второй половине XX века начале ХХI века
| Содержание учебного материала. | 10
| ||||||
1. | Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны». Итоги Второй мировой войны и новая геополитическая ситуация в мире. Решения Потсдамской конференции. Создание ООН и ее деятельность. Начало «холодной войны». Создание НАТО и СЭВ. Формирование двухполюсного (биполярного) мира. Создание НАТО и ОВД. Берлинский кризис. Раскол Германии. Война в Корее. Гонка вооружений. | 2 | ||||||
2. | Ведущие капиталистические страны. Превращение США в ведущую мировую державу. Факторы, способствовавшие успешному экономическому развитию США. Развитие научно-технической революции. Послевоенное восстановление стран Западной Европы. «План Маршалла». Важнейшие тенденции развития Великобритании, Франции, ФРГ. Падение авторитарных режимов в Португалии, Испании, Греции. Европейская интеграция, ее причины, цели, ход, последствия. Особенности развития Японии. | 2 | ||||||
3. | Страны Восточной Европы. Установление власти коммунистических сил после Второй мировой войны в странах Восточной Европы. Начало социалистического строительства. Антикоммунистическое восстание в Венгрии и его подавление. Попытки реформ. Я.Кадар. «Пражская весна». Кризисные явления в Польше. Особый путь Югославии под руководством И.Б.Тито.
| 2 | ||||||
4 | Перемены в странах Восточной Европы в конце ХХ века. Объединение Германии. Распад Югославии и война на Балканах. «Шоковая терапия» и социальные последствия перехода к рынку. Восточная Европа в начале ХХ века. | |||||||
5 | Крушение колониальной системы. Освобождение от колониальной зависимости стран Азии (Вьетнама, Индии, Индонезии). Деколонизация Африки. Освобождение Анголы и Мозамбика. Падение режима апартеида в ЮАР. Основные проблемы освободившихся стран. Поиск путей модернизации. «Азиатские тигры». Основы ускоренного экономического роста. Исламская революция в Иране. Вторжение войск западной коалиции в Ирак. «Арабская весна», ее причины и последствия. | 2 | ||||||
6 | Индия, Пакистан, Китай. Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании. Особенности внутри- и внешнеполитического развития этих государств. Реформы в Индии. Успехи в развитии Индии в начале XXI века. Завершение гражданской войны в Китае. Образование КНР. Мао Цзэдун. «Большой скачок», народные коммуны и «культурная революция» в КНР. Реформы в Китае. Дэн Сяопин. Успехи и проблемы развития социалистического Китая на современном этапе. | 2 | ||||||
7 | Страны Латинской Америки. Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки. Между диктатурой и демократией. Господство США в Латинской Америке. Кубинская революция. Ф.Кастро. Строительство социализма на Кубе. Куба после распада СССР. Чилийская революция. С.Альенде. Сандинистская революция в Никарагуа. «Левый поворот» в конце ХХ — начале ХХI века. Президент Венесуэлы У.Чавес и его последователи в других странах. | |||||||
8 | Международные отношения во второй половине ХХ в. – в начале XXI в. Международные конфликты и кризисы в 1950— 1960-е годы. Борьба сверхдержав — СССР и США. Суэцкий кризис. Берлинский кризис. Карибский кризис — порог ядерной войны. Война США во Вьетнаме. Ближневосточный конфликт. Образование государства Израиль. Арабо-израильские войны. Палестинская проблема.
| 2 | ||||||
9 | Достижение примерного военно-стратегического паритета СССР и США. Разрядка международной напряженности в 1970-е годы. Хельсинкское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Введение ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Кризис разрядки. Новое политическое мышление. Конец двухполярного мира и превращение США в единственную сверхдержаву. Расширение НАТО на Восток. Многополярный мир, его основные центры | |||||||
10 | Развитие культуры второй половине XX века начале ХХI века. Крупнейшие научные открытия второй половины ХХ — начала XXI века. Освоение космоса. Новые черты культуры. Реалистические и модернистские направления в искусстве. Экзистенциализм. Театр абсурда. Поп-арт и его черты. Развитие кинематографа. Итальянский неореализм. Развлекательный кинематограф Голливуда. Звезды экрана. Появление рок-музыки. Массовая культура. Постмодернизм — стирание грани между элитарной и массовой культурой. Глобализация и национальные культуры.
| 3 | ||||||
Практические работы | 2 |
| ||||||
Практическая работа № 34 Тема: Создание ООН и ее деятельность Послевоенное восстановление стран Западной Европы. «План Маршалла». | ||||||||
Практическая работа № 35 Тема: Разрядка международной напряженности в 1970-е годы. | ||||||||
Раздел 15. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 годы |
| 12 | ||||||
Тема 15.1. СССР в послевоенный период.
| Содержание учебного материала. | 9
| ||||||
1. | СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Начало «холодной войны». Атомная монополия США; создание атомного оружия и средств его доставки в СССР. Конверсия, возрождение и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Голод 1946 года. | 2 | ||||||
2 | Послевоенное общество, духовный подъем людей. Противоречия социально-политического развития. Репрессии. Идеология и культура в послевоенный период; идеологические кампании и научные дискуссии 1940-х годов. | |||||||
3 | СССР в 1950-х — начале 1960-х годов. Перемены после смерти И.В.Сталина. Борьба за власть, победа Н.С.Хрущева. XX съезд КПСС и его значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Основные направления реформирования советской экономики и его результаты. Освоение целины. Курс на строительство коммунизма. Социальная политика; жилищное строительство. Усиление негативных явлений в экономике. Выступления населения. | 2 | ||||||
4 | СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов. Противоречия внутриполитического курса Н.С.Хрущева. Причины отставки Н.С.Хрущева. Л.И.Брежнев. Концепция развитого социализма. Власть и общество. Конституция СССР 1977 года.
| 2 | ||||||
5 | Преобразования в сельском хозяйстве. Экономическая реформа 1965 года: задачи и результаты. Достижения и проблемы в развитии науки и техники. Нарастание негативных тенденций в экономике. Застой. Теневая экономика. Инакомыслие, диссиденты. Социальная политика, рост благосостояния населения. Причины усиления недовольства.
| |||||||
6 | СССР в системе международных отношений. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности. Участие СССР в военных действиях в Афганистане. | |||||||
7 | СССР в годы перестройки. Предпосылки перемен. М.С.Горбачев. Политика ускорения и ее неудача. Экономические реформы, их результаты. Реформы политической системы.
| 2 | ||||||
8 | Национальная политика и межнациональные отношения. Национальные движения в союзных республиках. Политика гласности и ее последствия. Изменения в общественном сознании. Власть и церковь в годы перестройки. Августовские события 1991 года. Распад СССР. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР. | |||||||
9 | Развитие советской культуры (1945—1991 годы) в начале 80-х гг. XX века. Развитие культуры в послевоенные годы. Советская культура в конце 1950-х — 1960-е годы. Новые тенденции в художественной жизни страны. «Оттепель» в литературе, молодые поэты 1960-х годов. Театр, его общественное звучание. Власть и творческая интеллигенция. Советская культура в середине 1960—1980-х годов. Культура в годы перестройки. Развитие науки и техники в СССР. Научно-техническая революция. Успехи советской космонавтики (С.П.Королев, Ю.А.Гагарин). Развитие образования в СССР. | 2 | ||||||
Практические работы | 3 |
| ||||||
Практическая работа № 36 Тема: XX съезд КПСС и его значение.
| ||||||||
Практическая работа № 37 Тема: Экономическая реформа 1965 года в СССР: задачи и результаты. | ||||||||
Практическая работа № 38 Тема: Политика гласности в СССР и ее последствия
| ||||||||
Раздел 16. Российская Федерация на рубеже ХХ—ХХI веков |
| 9
| ||||||
Тема 16.1. Российская федерация на современном этапе.
| Содержание учебного материала. | 7
| ||||||
|
|
| ||||||
1 | Становление новой российской государственности. Б.Н. Ельцин. Политический кризис осени 1993 года. Принятие Конституции России 1993 года.
| 2 | ||||||
2 | Экономические реформы 1990-х годов: основные этапы и результаты. Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в Чечне. Отставка Б.Н. Ельцина. | |||||||
3 | Деятельность Президента В. В. Путина. | 2 | ||||||
4 | Президентские выборы 2008 года. Президент России Д. А. Медведев. Россия сегодня. Деятельность Президента России В.В.Путина: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной сферы в начале ХХI века. Роль государства в экономике. Политические лидеры и общественные деятели современной России. Президентские выборы 2008 года. Президент России Д.А.Медведев. Государственная политика в условиях экономического кризиса, начавшегося в 2008 году. Президентские выборы 2012 года. | 2 | ||||||
5 | Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е годы. Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е годы. Россия и Запад. Балканский кризис 1999 года. Отношения со странами СНГ. Восточное направление внешней политики. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом. | 2 | ||||||
6 | Российская Федерация в системе современных международных отношений. Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией. | 2 | ||||||
7 | Культура и духовная жизнь общества в конце ХХ — начале XXI века. Многообразие стилей художественной культуры. Достижения и противоречия культурного развития. | 2 | ||||||
Практические работы | 2 |
| ||||||
Практическая работа № 39 Тема: Экономические реформы 1990-х годов в России: основные этапы и результаты. | ||||||||
Практическая работа № 40 Тема: Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией |
3. условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы имеется учебный кабинет «Истории».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-наглядных пособий по истории.
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
для студентов
1.Аверьянов К. А., Ромашов С. А. Смутное время: Российское государство
в начале ХVII в.: исторический атлас. –М., 2015.
2.Артасов И. А. Данилов А. А., Крицкая Н. Ф., Мельникова О. Н. Я сдам
ЕГЭ! История: модульный курс: практикум и диагностика. –М., 2017.
3.Артемов В.в., Лубченков Ю.Н. История: в 2 ч.: учебник для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
4.Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Дидактические материалы:
учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных
организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
5.Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: электронный учебно-
методический комплекс.–М., 2017
6.Булдаков В. П., Леонтьева Т. Г. Война, породившая революцию. – М.,
2015.
7.Вторая мировая война в истории человечества: 1939—1945 гг.
Материалы международной научной конференции / Под ред. С. В. Девятова и др. – М., 2015.
8.Дорожина Н. И. Современный урок истории. – М., 2017.
9.Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия. / Сост. Е. А.
Мельникова, В. Я. Петрухин. –М., 2014.
10.Краткий курс истории ВКП(б). Текст и его история. В 2 ч. / Сост. М. В.
Зеленов, Д. Бренденберг. – М., 2014.
11.Критический словарь Русской революции: 1914—1921 гг. / Сост. Э.
Актон, У. Г. Розенберг, В. Ю. Черняев. СПб, 2014.
12.Мусатов В. Л. Второе «освобождение» Европы. –М., 2016.
13.Розенталь И. С., Валентинов Н. и другие. ХХ век глазами современников. –М., 2015.
14.Победа-70: реконструкция юбилея / Под ред. Г. А. Бордюгова. –М., 2015.
15.Формирование территории Российского государства. ХVI — начало ХХ
в. (границы и геополитика) / Под ред. Е. П. Кудрявцевой. – М., 2015.
Для преподавателей
1.Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N
1578 "О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
3.Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования, одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
4.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. — М., 2012.
5.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории. — М., 2015.
6.Шевченко Н.И. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации. — М., 2013.
7. История России. 1900—1946 гг.: кн. для учителя / под ред. А.В.Филиппова, А.А.Данилова. — М., 2010.
8.Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. — 2014. — № 13. — С. 10—124.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
|
|
Уметь: - Объяснять и применять исторические термины и понятия; | Исторические диктанты, тестирование, практические работы
|
- использовать историческую карту для характеристики и описания важнейших исторических процессов и событий; | Устный опрос, практические работы |
- раскрывать причины, сущность и последствия исторических процессов; | Устный опрос, тестирование, контрольная работа, практические работы |
- характеризовать, анализировать исторические источники; | Практические работы |
- составлять характеристику личности, оценивать, сравнивать исторических деятелей; | Практические работы, подготовка сообщений, докладов |
- систематизировать исторические события в виде таблиц и схем; | Практические работы |
- описывать памятники культуры, характеризовать их историческое значение; | Устный опрос, подготовка сообщений, докладов, презентаций |
- осуществлять поиск информации для сообщений, докладов, презентаций; | представление результатов своей работы в виде сообщений, докладов, реферата |
- ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать; | представление результатов своей работы в виде сообщений, докладов, реферата |
- вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике; | Участие в прениях на уроках истории |
- осуществлять познавательную, учебно-исследовательскую и проектную деятельности, владеть навыками разрешения проблем; | - представление результатов своей работы в виде реферата, научно-исследовательской работы, презентаций, доклада и т.д. |
- самостоятельно осуществлять поиск методов решения практических задач, применять различные методы познания; | -применение различных методов познания в выполнении проектов |
Знать: - специфику исторической науки, методы исторического познания; | -фронтальный опрос |
- эволюцию хозяйственной деятельности людей в зависимости от уровня развития производительных сил и характера экономических отношений; | -тестирование, практические работы |
- процессы формирования и развития этнонациональных, социальных, религиозных и политических общностей; | -тестирование |
- образование и развитие государственности в последовательной смене форм и типов, моделей взаимоотношений власти и общества, эволюция политической системы; | - контрольная работа |
- социальные движения со свойственными им интересами, целями и противоречиями; | - тестирование, фронтальный опрос, практическая работа |
- эволюцию международных отношений и развитие культуры разных стран и народов. | - тестирование |
- важнейшие открытия в науке, усовершенствования в технике, кораблестроении, военном деле | - устный опрос, представление сообщений |
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; | - дифференцированный зачет |
- основные исторические термины и даты; | -тестирование, дифференцированный зачет |
2