СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Литературное чтение» 3 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Литературное чтение» 3 класс»

«Рассмотрено»

на заседании М.О, учителей у начальных классов

Руководитель

__________ /Москаленко Н.А./


«___»___________2020г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


___________ /Куприн А.А./


«_____»____________2020г.


«Утверждаю»

Директор


__________/ Л.А. Ермакова./


«_____»___________2020г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Литературное чтение»

3 класс



2020-2021 учебный год













Составитель: учитель начальных классов

МКОУ «СОШ п. Тимофеевка»

Крупянко Елена Анатольевна




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по литературному чтению в 3 классе


Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО и науки РФ от 17.12.2010г. №1897), примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой (М.: Просвещение, 2014).

Данная программа предназначена для обучения третьеклассников литературному чтению в образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК «Литературное чтение» авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой (М.: Просвещение, 2012). В УМК входит: учебник в двух частях для 3 класса четырёхлетней начальной школы, «Просвещение» 2012г, приложение к учебнику - DVD-диск, рабочая тетрадь, книга для учителя. На изучение предмета в соответствии с базисным учебным планом отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год. В авторскую программу были внесены следующие изменения: Стартовый, промежуточный и итоговый контроль (15-20 минут от урока).


Цели:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно - ассоциативное мышление;

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы.


1.Содержание учебного предмета

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

Самое великое чудо на свете (4 ч)   

Рукописные книги Древней Руси.

Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (14 ч)

Русские народные песни.

Докучные сказки.

Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван – царевич и серый волк», «Сивка – бурка».

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

Проект «Как научиться читать стихи?» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского

 Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой»

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно», «Встреча зимы»

И. З. Суриков «Детство», «Зима».

Великие русские писатели (24 ч)

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

И. А. Крылов. Басни

Лирические стихотворения М. Ю. Лермонтова

Детство Л. Н. Толстого. Рассказы Л. Н. Толстого

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы»

Стихотворения К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина

Литературные сказки (8 ч)

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки»

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Былины и небылицы (10 ч)

М. Горький «Случай с Евсейкой»

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

А. И. Куприн «Слон».

Поэтическая тетрадь 3 (6 ч)

С. Чёрный. Стихи о животных

А. А. Блок. Картины зимних забав

С. А. Есенин

Люби живое (16 ч)

М. М. Пришвин «Моя Родина»

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

В. И. Белов «Малька провинилась». «Ещё про Мальку»

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

Б. С. Житков «Про обезьянку»

В. П. Астафьев «Капалуха»

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 4 (8 ч)

С. Я Маршак «Гроза днем». «В лесу над росистой поляной»

А. Л. Барто «Разлука». «В театре».

С. В. Михалков «Если»

Е. Благинина «Котёнок», «Кукушка».

Проект «Праздник поэзии»

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч)

В. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок »

А. П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»

М. М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники»

Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон».

В. Ю. Драгунский «Друг детства»

Сборник юмористических рассказов Н. Носова

По страницам детских журналов (8 ч)

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки»

Ю. И. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели»

Г. Б. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды»

Р. Сеф «Веселые стихи».

Зарубежная литература (8 ч)

Древнегреческий миф «Храбрый Персей»

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»







Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Введение.

2

Самое великое чудо на свете.

4 ч

3

Устное народное творчество.

14 ч

4

Поэтическая тетрадь №1

11 ч

5

Великие русские писатели.

24ч

6

Поэтическая тетрадь №2

7

Литературные сказки

8

Были—небылицы

10 ч

9

Поэтическая тетрадь №3

10

Люби живое.

16ч

11

Поэтическая тетрадь №4

12

Собирай по ягодке –наберешь кузовок.

12ч

13

По страницам детских журналов.

14

Зарубежная литература.


                                                                             Итого:

136 часов.


2.Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

  • Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • Продолжать развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  • Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • Использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

  • Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные

  • Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

  • Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

  • Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  • Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев).


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

3-й класс

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  • неправильная постановка ударений (более 2);

  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения;

  • нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.

Техника чтения в 3 классе

Переход к осмысленному правильному чтению целыми словами. В I-м полугодии темп чтения вслух незнакомого текста – 60 слов. Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя – на 10 и более слов быстрее, чем при чтении вслух. II-е  полугодие. Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи. Темп чтения вслух незнакомого текста – 75 слов, про себя – на 10 и более слов быстрее.


Критерии оценки по технике чтения в III классе

отметки

класс

«5»

«4»

«3»

«2»

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

III

не менее 60 слов

не менее 75 слов

не менее 55 слов

не менее 70 слов

не менее 50 слов

не менее 65 слов

не менее 35 слов

не менее 50 слов


Объём прочитанного на оценку текста должен быть не менее 1/3 страницы.

Оценка «5» ставится ученику, если он:

  • читает в 1 полугодии осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, темп чтения - не менее 60 слов в минуту;

  • во 2 полугодии - бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию, темп чтения - не менее 75 слов в минуту;

  • полно, кратко и выборочно пересказывать текст, самостоятельно составлять простейший пан, выявляет основной смысл прочитанного;

  • самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);

  • знает и читает наизусть стихотворение.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

  • читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;

  • темп чтения - не менее 55 слов в минуту в 1 полугодии, во втором полугодии - не менее 70 слов;

  • делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;

  • составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);

  • самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;

  • читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

  • читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, темп чтения - не менее 50 слов в минуту в 1 полугодии;

  • во 2 полугодии - целыми словами, недостаточно выразительно, темп чтения - не менее 65 слов в минуту, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок;

  • передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др.  помощью наводящих вопросов учителя;

  • воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправления их только с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

  • читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, темп чтения - 35 слов в минуту в 1 полугодии, во 2 полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок, темп чтения до 50 слов в минуту;

  • пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;

  • не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;

  • при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.

Чтение наизусть

Оценка "5" – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка "4" – знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,    

                         самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" – читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

  • Правильная постановка логического ударения

  • Соблюдение пауз

  • Правильный выбор темпа

  • Соблюдение нужной интонации

  • Безошибочное чтение

Оценка "5" – выполнены правильно все требования

Оценка "4" – не соблюдены 1–2 требования

Оценка "3" – допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" – допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

  • Своевременно начинать читать свои слова

  • Подбирать правильную интонацию

  • Читать безошибочно

  • Читать выразительно

Оценка "5" – выполнены все требования

Оценка "4" – допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" – допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" – допущены ошибки по трем требованиям

        

Пересказ

Оценка "5" – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" – допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3" – пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" – не может передать содержание прочитанного.



3. Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование раздела и тем


Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки (и/или коррекция)

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час)


1

Вводный урок по курсу литературного чтения




Самое великое чудо на свете (4 часа)

2

Самое великое чудо на свете




3

Рукописные книги Древней Руси.




4

Первопечатник Иван Фёдоров

Стартовая диагностика




5

Обобщающий урок по теме «Самое великое чудо на свете».




Устное народное творчество (14 часов)

6

Устное народное творчество




7

Русские народные песни. Заклички.



8

Русские народные лирические песни



9

Докучные сказки




10

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка




11

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»




12

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» в иллюстрациях И.Я.Билибина




13

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Сравнение сюжетов разных сказок





14

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Составление плана сказки




15

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Характеристика героев сказки




16

Русская народная сказка «Сивка-бурка». Особенности волшебной сказки




17

Русская народные волшебные сказки. Обобщающий урок




18

Проверим и оценим свои достижения




19

Проект:

«Сочиняем волшебную сказку»




Поэтическая тетрадь 1 (11 часов)

20

Вводный урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».




21

Я.Смоленский «Как научиться читать стихи»




22

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»




23

Ф.И. Тютчев «Листья».




24

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»,

«Зреет рожь над жаркой нивой…»




25

И.С. Никитин «Полно, степь моя…»




26

И.С. Никитин «Встреча зимы». Подвижные картины природы





27

И.З. Суриков «Детство». Сравнение как средство создания картины природы в стихотворении




28

И.З. Суриков «Зима».

Сравнение как средство создания картины природы в стихотворении




29

Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 1».




30

Проверим себя и оценим свои достижения




Великие русские писатели (24 часа)

31

Великие русские писатели




32

Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина»




33

Лирические стихотворения А.С.Пушкина.




34

А.С. Пушкина «Зимнее утро»




35

А.С. Пушкина «Зимний вечер»




36

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»




37

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» Анализ




38-39

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» Действующие лица




40-41

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» Обобщение



42

Жизнь и творчество И.А. Крылова




43

И.А. Крылов «Мартышка и очки». Характеристика героев басен.




44

И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна». Мораль, характеристика персонажей




45

И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Мораль, характеристика персонажей




46

Знакомство с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова. Статья В. Воскобойникова о М.Ю.Лермонтове




47

М.Ю. Лермонтова «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»




48

М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Осень»




49

Л.Н. Толстой. Детство писателя. Рассказы




50

Л.Н. Толстой «Акула». Тема и главная мысль рассказа




51

Л.Н. Толстой «Прыжок». Характеристика героя




52

Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Тема и главная мысль




53

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из

моря?». Сравнение двух типов текста – рассуждения и описания




54

Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели».

Проверим себя и оценим свои достижения




Поэтическая тетрадь 2 (6 часов)

55

Вводный урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»





56

Н.А. Некра­сов. Стихотворения о природе. Картины природы, настроение, средства художественной выразительности





57

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»




58


К.Д. Бальмонт «Золотое слово»



59

И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги». Создание словесных картин




60

Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2».

Промежуточная диагностика




Литературные сказки (8 ч)

61

Вводный урок по разделу «Литературные сказки».




62

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»




63

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Характеристика героев.




64

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки




65

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Характеристика героев




66

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение русской народной и литературной сказки




67

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Герои сказок. Выборочный пересказ




68

Обобщающий урок по теме «Литературная сказка».

Проверим себя и оценим свои достижения



Были-небылицы (10 часов)

69

Вводный урок по разделу «Были, небылицы».





70

М. Горький «Случай с Евсейкой». Прием сравнения – основной прием описания подводного мира




71

М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ текста




72

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения




73

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Характеристика героев




74

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Выборочный пересказ




75

А.И. Куприн «Слон». Основные события произведения. Определение жанра




76

А.И. Куприн «Слон». Деление на части




77

А.И. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана




78

Обобщающий урок по теме «Были-небылицы».

Проверим себя и оценим свои достижения




Поэтическая тетрадь (6 часов)

79

Вводный урок «Поэтическая тетрадь».




80

С. Чёрный «Стихи о животных». Средства художественной выразительности




81

А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Картины зимних забав».




82

А.А. Блок

«Ворона». Саша Чёрный «Воробей». Сравнение стихотворений разных авторов на одну тему





83

С.А. Есенин «Черёмуха». Средства художественной выразительности




84

Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь ».

Проверим себя и оценим свои достижения




Люби живое (16 ч)

85

Вводный урок раздела «Люби живое».




86

М.М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь в текст»




87

Моя Родина.




88

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»




89-90

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Составление плана. Пересказ.




91

В.И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку».




92

В.И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Герои рассказа




93

В.В. Бианки «Мышонок Пик». Знакомство с произведением




94

В.В. Бианки «Мышонок Пик». Чтение текста




95

В.В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названий глав




96

Б.С. Житков «Про обезьянку».




97

Б.С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения




98

В.Л. Дуров «Наша Жучка».




98

В.П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения




99

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».




100

Обобщающий урок по теме «Люби живое».

Проверим себя и оценим свои достижения




Поэтическая тетрадь (8 часов)

101

Вводный урок по разделу «Поэтическая тетрадь».




102

С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой

поляной…».




103

А.Л. Барто «Разлука».




104

А.Л. Барто «В театре».




105

С.В. Михалков «Если».




106

Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок».




107

Обобщающий урок по теме

«Поэтическая тетрадь».




108

Проверим себя и оценим свои достижения




Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 часов)


109

Вводный урок по разделу «Собирай по ягодке –

наберёшь кузовок».




110

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения




111

А.П. Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа




112

А.П. Платонов «Еще мама». Герои рассказа. Особенности речи героев




113

М.М. Зощенко «Золотые слова».




114

М.М. Зощенко «Золотые слова». Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий



115

М.М. Зощенко «Великие путешественники».




116

М.М. Зощенко «Великие путешественники». Пересказ




117

Н.Н. Носов «Федина задача»




118

Н.Н. Носов «Телефон». Особенности юмористического рассказа




119

Работа с книгой. Сборники произведений Н.Н.Носова




120

Обобщающий урок по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Проверим себя и оценим свои достижения




По страницам детских журналов (8 ч)

121

Вводный урок по разделу «По страницам детских журналов».




122

Журнал «Пионер» Рассказы о войне. Л.А.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»




123

По страницам детских журналов. Ю.И. Ермолаев «Проговорился»




124

Ю.И. Ермолаев «Воспитатели»




125

Г.Б. Остер «Вредные советы»




126

Г.Б. Остер «Как получаются легенды»




127

Р. Сеф «Весёлые стихи»




128

Обобщающий урок по теме «По страницам детских журналов». Итоговая диагностика




Зарубежная литература (8 часов)


129

Вводный урок по разделу «зарубежная литература»




130

Древнегреческий миф «Храбрый Персей»




131

Древнегреческий миф «Храбрый Персей»




132

Подготовка сообщения о великом сказочнике

Г.-Х.Андерсене




133

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»




134

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок» Анализ




135

Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература».

Проверим себя и оценим свои достижения




136

Обобщающий урок по курсу