ОКОУ «Пенская школа- интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Курчатовского района Курской области
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Адаптивная физкультура»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями )
5б класс
Программу составил: учитель физической культуры Кузнецова Е.И. |
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №16 от 30.06.2020 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Локальных актов образовательного учреждения:
- Учебного плана ОКОУ «Пенская школа-интернат»;
-Календарного учебного графика на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа по учебному предмету « Адаптивная физкультура» предназначена для обучающихся 5 класса ГУО (по ФГОС УО, 2 вариант) и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.
№ | Ф.И. ученика | Группа здоровья | Физкультурная группа |
1 | Токаренко Даниил | V | Основная |
2 | Рыжов Вячеслав | V | Основная |
3 | Бобков Максим | V | Основная |
Цель-повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Задачи и направления:
- Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
- Освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием технических средств).
- Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
- Формирование двигательных навыков, координации движений, физических качеств.
- Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: велосипедная езда, ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры, туризм и других.
- Формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;
- Формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры;
1. Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных движений, игровой деятельности.
2.Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим.
3. Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса.
4. Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений).
5. Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти.
Место предмета в учебном плане
Предмет входит в обязательную нагрузку и относится к предметам федерального компонента. Программа составлена на основе учебного плана 2021-2022 учебного года, рассчитана на 68 часов, исходя из 34 учебных недель в году (2 часа в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Требования к результатам освоения АООП: основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся. Устанавливаются требования к результатам: личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества; предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
умение проговаривать последовательность действий;
умение совместно с учителем и другими учениками давать оценку действию;
умение работать по предложенному учителем плану;
организующие умения: вовремя приходить на занятие, организованно входить, знать и выполнять правила внутреннего распорядка, санитарно-гигиенические требования,
умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем,
умение формулироватьсовместно с учителем задание.
Познавательные УД
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
умение анализировать, сравнивать, группировать различные материалы, инструменты;
Коммуникативные УД
умение осуществлять совместную деятельность;
умение участвовать в работе группы, распределять обязанности, договариваться друг с другом.
умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми, умение слушать и понимать речь других;
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться
Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.
Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.
Личностные результаты освоения АООП:
добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
бережное отношение к своему здоровью;
проявление толерантности, уважительного отношения к иному мнению;
овладение навыками коммуникации при общении со сверстниками в совместной деятельности
Порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Вариант 2)
1. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития включает в себя оценку по полугодиям и оценивание по итогам года результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Также проводится оценка развития жизненных компетенций ребенка по итогам учебного года.
2. Исключается система отметочного оценивания. В течение учебного года оценки (отметки) обучающимся не выставляются. Для отслеживания учебных достижений выделяют 6 уровней:
с - выполняет самостоятельно;
о – подражает по образцу;
и – выполняет по последовательной инструкции (по изображению или вербально);
п – с частичной помощью взрослого;
пп – со значительной помощью взрослого;
! – ребенок пассивен (действие выполняется взрослым).
С целью отслеживания результативности обучения обучающихся учитель заполняет педагогические наблюдения, составленные согласно программам обучения по каждому предмету.
3. Содержательная оценка знаний и умений при безотметочном обучении предусматривает выявление индивидуальной динамики уровня усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные (даже незначительные) результаты.
4. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью АООП (Вариант 2) должно быть достижение результатов освоения СИПР последнего года обучения и развитие жизненной компетенции обучающихся.
Содержание курса состоит из следующих разделов:
Легкая атлетика.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Оздоровительная и корригирующая гимнастика.
Коррекционные подвижные игры, эстафеты.
В раздел программы «Легкая атлетика» включены различные виды бега, прыжков, метаний.
В раздел программы «Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Оздоровительная и корригирующая гимнастика» вошли специально подобранные упражнения, направленные на коррекцию тех или иных отклонений в физическом развитии и психомоторики.
В раздел программы «Коррекционные подвижные игры, эстафеты» включены подвижные игры, направленные на коррекцию нарушенных функций, игры, направленные на развитие координационных способностей, пространственной ориентировки, на формирование зрительно – моторной координации на совершенствование функции дыхания, элементы спортивных игр (настольный теннис, баскетбол, футбол, пионербол)
Основной формой занятий по физической культуре является урок, состоящий из четырех основных частей; вводной, подготовительной, основной и заключительной. На уроке применяются специальные педагогические приёмы, направленные на коррекцию умственной отсталости учеников: анализ выполнения своих движений и товарищей, выполнение упражнений по словесной инструкции, усвоение названий движений и исходных положений, расширение словаря, запоминание комбинаций упражнений, различение движений по темпу, объёму, усилию, ритму.
Практическое содержание программы включает в себя комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц спины, брюшного пресса, укрепление мышц плечевого пояса, мышц опорно-двигательного аппарата, на развитие правильного дыхания, на развитие внимания, упражнения на координацию движений, лечение и профилактику ожирения.
Тематическое планирование
№ урока | Тема | Количество часов | Основные виды учебной деятельности на уроке |
| Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде. | | |
1 | Т/б на уроке .Правила поведения в спортивном зале .Игры | 1 | Правила поведения в спортивном зале. Игры.ОРУ. |
2 | Развитие двигательной памяти и двигательной активности. Игры | 1 | Развитие двигательной памяти и двигательной активности. Игры.ОРУ. |
3 | Игры с мячом на координацию движения. Игры | 1 | Игры.ОРУ. |
| Построение и перестроение | | |
4 | Построение парами. Перестроение . Игры | 1 | Построение, перестроение. Игры. ОРУ. |
5 | Построение по одному в ряд. Игры | 1 | Построение Игры. ОРУ. |
6 | Упражнение в построении по два в ряд. Игры | 1 | Построение Игры. ОРУ. |
| Ходьба и упражнения в равновесии | | |
7 | Ходьба самостоятельно за направляющим..Игры | 1 | Ходьба. Игры.ОРУ. |
8 | Виды ходьбы. Ходьба стайкой за учителем. Игры. | 1 | Виды ходьбы. Ходьба. Игры.ОРУ. |
9 | Ходьба между предметами. Игры. | 1 | Ходьба. Игры.ОРУ. |
| Бег | | |
10 | Виды бега, бег за направляющим. Игры. | 1 | Виды бега, бег .Игры.ОРУ. |
11 | Бег по сигналу вслед за направляющим. Игры | 1 | Бег по сигналу. Игры.ОРУ. |
12 | Бег по ориентирам в заданном направлении. Игры. | 1 | Бег по ориентирам. Игры.ОРУ. |
| Прыжки | | |
13 | Совершенствование подскоков на месте держась за руки. | 1 | Подскоки. Игры.ОРУ. |
14 | Выполнение подскоков на двух ногах на месте самостоятельно по сигналу. | 1 | Подскоки. Игры.ОРУ. |
15 | Подскоки на мячах – фитболах. | 1 | Подскоки. Игры.ОРУ. |
| Катание, бросание, ловля округлых предметов. | | |
16 | Прокатывание мяча между предметами по ориентирам. | 1 | Прокатывание мяча . Игры.ОРУ. |
17 | Упражнения с мячом на координацию движения. | 1 | Упражнения с мячом . Игры.ОРУ. |
18 | Итоги четверти. Игры по выбору учащихся. | 1 | Игры.ОРУ. |
| Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде. | | |
19 | Т/б на занятиях. Правила поведения в спортивном зале. | 1 | Т/б на занятиях. Правила поведения. Игры.ОРУ. |
20 | Взаимодействия учащихся с оборудованием для физкультурных занятий. Игры. | 1 | Взаимодействия с оборудованием спорзала. Игры.ОРУ. |
| Построение и перестроение | | |
21 | Совершенствование строевой подготовки Игры. | 1 | Совершенствование строевой подготовки. Игры.ОРУ. |
22 | Построения парами. Перестроение. Игры. | 1 | Построения. Перестроение. Игры.ОРУ. |
| Ходьба и упражнения в равновесии | | |
23 | Ходьба в заданном направлении по ориентирам ..Игры. | 1 | Ходьба. Игры.ОРУ. |
24 | Ходьба на носочках, на пяточках. в заданном направлении. Игры. | 1 | Ходьба. Игры.ОРУ. |
| Построение и перестроение | | |
25 | Совершенствование построения в ряд по сигналу. Игры. | 1 | Построения в ряд. Игры.ОРУ. |
26 | Совершенствование построения в колонну друг за другом. Игры. | 1 | Построения в колонну. Игры.ОРУ. |
| Ходьба и упражнения в равновесии | | |
27 | Совершенствование умения ходить стайкой за направляющим. Игры. | 1 | Ходьба. Игры.ОРУ. |
28 | Совершенствование умения переходить от ходьбы к бегу. Игры. | 1 | Переход от ходьбы к бегу. Игры.ОРУ. |
| Бег | | |
29 | Бег по команде вслед за направляющим. Игры. | 1 | Бег. Игры. ОРУ. |
30 | Совершенствование бегать по команде в заданном направлении. Игры. | 1 | Бег. Игры.ОРУ. |
| Прыжки | | |
31 | Выполнение подскоков на ногах попеременно. Игры. | 1 | Подскоки. Игры.ОРУ. |
32 | Итоги четверти. Игры по выбору учащихся | 1 | Игры.ОРУ. |
| Построение и перестроение | | |
33 | Т/Б на уроке Строевые упражнения. Игры. | 1 | Т/Б на уроке Строевые упражнения. Игры.ОРУ. |
34 | Совершенствование в построении парами по команде. Игры. | 1 | Построение. Игры.ОРУ. |
35 | Построения в колонну друг за другом. Игры. | 1 | Построение. Игры.ОРУ. |
| Ходьба и упражнения в равновесии | | |
36 | Совершенствование умения ходить стайкой за учителем. Игры. | 1 | Ходьба. Игры.ОРУ. |
37 | Совершенствование ходьбы по сенсорной тропе. Игры. | 1 | Ходьба. Игры.ОРУ. |
38 | Закрепление умения переходить от ходьбы к бегу. Игры. | 1 | От ходьбы к бегу. Игры.ОРУ. |
| Бег | | |
39 | Бег в заданном направлении по команде. Игры. | 1 | Бег. Игры.ОРУ. |
40 | Закрепление умения бегать в медленном и быстром темпе. Игры. | 1 | Бег. Игры.ОРУ. |
| Прыжки | | |
41 | Выполнение подскоков на ногах попеременно. Игры. | 1 | Подскоки. Игры.ОРУ. |
42 | Прыжки, прыжки продвигаясь вперед. Игры. | 1 | Прыжки. Игры.ОРУ. |
| Ползание и лазание | | |
43 | Совершенствование умения ползать на животе по прямой. Игры. | 1 | Умения ползать Игры.ОРУ. |
44 | Закрепление умения ползать на животе и на четвереньках по прямой. Игры. | 1 | Умения ползать Игры.ОРУ. |
| Спортивные игры | | |
45 | Коррекционные подвижные игры. | 1 | Игры.ОРУ. |
46 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений. | 1 | Игры.ОРУ. |
| Игры на улице | | |
47 | Правила поведения при проведении физкультурных занятий на улице. Форма одежды в зимний период времени для занятий физкультурой. .Игры. | 1 | Правила поведения на улице. Игры.ОРУ. |
48 | Совершенствование построение с санками. Игры. | 1 | Построение с санками. Игры.ОРУ. |
49 | Катание на санках друг за другом. .Игры. | 1 | Катание на санках. Игры.ОРУ. |
50 | Закрепление умения кататься на санках- ледянках с небольшой горки. .Игры. | 1 | Катание на санках. Игры.ОРУ |
51 | Эстафеты с санями ..Игры. | 1 | Эстафеты. Игры. ОРУ. |
52 | Итоги четверти. Игры по выбору учащихся. | 1 | Игры.ОРУ. |
| Построение и перестроение | | |
53 | Совершенствование в перестроении из колонны в шеренгу. Игры. | 1 | Перестроении из колонны в шеренгу. Игры.ОРУ. |
54 | Закрепление умения в перестроении из колонны по одному в колонну по два. Игры. | 1 | Перестроение из колонны по одному в колонну по два. Игры.ОРУ. |
55 | Закрепление умения в перестроении из колонны по два в колонну по одному. Игры. | 1 | Перестроении из колонны по два в колонну по одному. Игры.ОРУ. |
| Ходьба и упражнения в равновесии | | |
56 | Ходьба по дорожкам из ковролина. Игры. | 1 | Ходьба. Игры.ОРУ. |
57 | Ходьба в заданном направлении . Игры. | 1 | Ходьба. Игры.ОРУ. |
58 | Закрепление умения перешагивать через препятствия. Игры. | 1 | Ходьба. Игры.ОРУ. |
| Бег | | |
59 | Бег в заданном направлении. Игры. | 1 | Бег. Игры.ОРУ. |
60 | Бег по сигналу в заданном направлении. Игры. | 1 | Бег. Игры.ОРУ. |
| Прыжки | | |
61 | Совершенствование умения выполнять подскоки на двух ногах с продвижением вперед. Игры. | 1 | Подскоки. Игры.ОРУ. |
62 | Совершенствование прыжки на игрушках- прыгунах со страховкой. Игры. | 1 | Игры.ОРУ. |
| Ползание и лазание | | |
63 | Совершенствование умения ползать на животе и на четвереньках по прямой. Игры. | 1 | Умение ползать на животе. Игры.ОРУ. |
64 | Упражнение в лазании по шведской лестницне. Игры. | 1 | Лазание. Игры.ОРУ. |
| Подготовка к спортивным играм | | |
65-66 | Коррекционные подвижные игры. | 2 | Игры.ОРУ. |
67 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений. | 1 | Игры.ОРУ. |
| Игры на улице | | |
68 | Подвижная игра « Метание мяча в цель». | 1 | Игры.ОРУ. |
Перечень материально-технического обеспечения
учебно-практическое оборудование:
- тренажеры,
- инвентарь для подвижных и спортивных игр:
-маты,
- батуты,
- гимнастические мячи разного диаметра,
- гимнастические скамейки,
- гимнастические лестницы,
- обручи, кегли,
- мягкие модули различных форм,
- гимнастические коврики,
- корзины,
- футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи.
Список литературы
1.Березин А.Ф., Березина Н.Н. Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям. – Ростов-на-Дону: Изд-во РОИКиПРО, 2007.
2. Сычева В. О значении позитивного мышления.//Школьный психолог, №11,2009.
3. Петрусинский В.В. «Игры – обучение, тренинг – досуг…» - М.: Новая школа, 2001г.
4. Снайдер Д. «Практическая психология для подростков», М.: АСТ-Пресс, 2001г.
5. «Школьный психолог» № 30-2003г.; № 2,5,10-2005г
6. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л.
7. Методические рекомендации. (Серия «Инклюзивное образование») М.,СПб : Нестор-История, 2013
8. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты : метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко– М.: ВЛАДОС, 2003. – 136с.
9. Стимульные и диагностические материалы
10. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Занятия интеллектуального тренинга, направленные на развитие мышления, памяти, внимания. - Ростов-на Дону; «Феникс», 2003
11. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 2001.
12. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 2004.
13. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
14. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии"
Газета "Школьный психолог"
"Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru
"Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
"Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
Презентации на сайте: http://www.danilova.