СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Адаптивная физкультура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) 5 класс

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету « Адаптивная физкультура» предназначена для обучающихся 5 класса ГУО (по ФГОС УО, 2 вариант) и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Адаптивная физкультура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) 5 класс»

ОКОУ «Пенская школа- интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Курчатовского района Курской области

















АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Адаптивная физкультура»

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями )

5б класс







Программу составил:

учитель физической культуры Кузнецова Е.И.











2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №16 от 30.06.2020 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

  • Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  • Локальных актов образовательного учреждения:

- Учебного плана ОКОУ «Пенская школа-интернат»;

-Календарного учебного графика на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа по учебному предмету « Адаптивная физкультура» предназначена для обучающихся 5 класса ГУО (по ФГОС УО, 2 вариант) и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.


Ф.И. ученика

Группа здоровья

Физкультурная группа

1

Токаренко Даниил

V

Основная

2

Рыжов Вячеслав

V

Основная

3

Бобков Максим

V

Основная

Цель-повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

Задачи и направления:

- Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.

- Освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием технических средств).

- Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

- Формирование двигательных навыков, координации движений, физических качеств.

- Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: велосипедная езда, ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры, туризм и других.

- Формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;

- Формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры;

1. Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных движений, игровой деятельности.

2.Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим.

3. Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса.

4. Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений).

5. Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти.

Место предмета в учебном плане

Предмет входит в обязательную нагрузку и относится к предметам федерального компонента. Программа составлена на основе учебного плана 2021-2022 учебного года, рассчитана на 68 часов, исходя из 34 учебных недель в году (2 часа в неделю).

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Требования к результатам освоения АООП: основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся. Устанавливаются требования к результатам: личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества; предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

  • умение проговаривать последовательность действий;

  • умение совместно с учителем и другими учениками давать оценку действию;

  • умение работать по предложенному учителем плану;

  • организующие умения: вовремя приходить на занятие, организованно входить, знать и выполнять правила внутреннего распорядка, санитарно-гигиенические требования,

  • умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем,

  • умение формулироватьсовместно с учителем задание.

Познавательные УД

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • умение анализировать, сравнивать, группировать различные материалы, инструменты;

Коммуникативные УД

  • умение осуществлять совместную деятельность;

  • умение участвовать в работе группы, распределять обязанности, договариваться друг с другом.

  • умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми, умение слушать и понимать речь других;

  • умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:

1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.

  • Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться

  • Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.

  • Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.

  • Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.

2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

  • Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

Личностные результаты освоения АООП:

  • добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;

  • бережное отношение к своему здоровью;

  • проявление толерантности, уважительного отношения к иному мнению;

  • овладение навыками коммуникации при общении со сверстниками в совместной деятельности

Порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Вариант 2)

1. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития включает в себя оценку по полугодиям и оценивание по итогам года результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Также проводится оценка развития жизненных компетенций ребенка по итогам учебного года.

2. Исключается система отметочного оценивания. В течение учебного года оценки (отметки) обучающимся не выставляются. Для отслеживания учебных достижений выделяют 6 уровней:

с - выполняет самостоятельно;

о – подражает по образцу;

и – выполняет по последовательной инструкции (по изображению или вербально);

п – с частичной помощью взрослого;

пп – со значительной помощью взрослого;

! – ребенок пассивен (действие выполняется взрослым).


С целью отслеживания результативности обучения обучающихся учитель заполняет педагогические наблюдения, составленные согласно программам обучения по каждому предмету.


3. Содержательная оценка знаний и умений при безотметочном обучении предусматривает выявление индивидуальной динамики уровня усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные (даже незначительные) результаты.

4. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью АООП (Вариант 2) должно быть достижение результатов освоения СИПР последнего года обучения и развитие жизненной компетенции обучающихся.

Содержание курса состоит из следующих разделов:

  1. Легкая атлетика.

  2. Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Оздоровительная и корригирующая гимнастика.

  3. Коррекционные подвижные игры, эстафеты.

В раздел программы «Легкая атлетика» включены различные виды бега, прыжков, метаний.

В раздел программы «Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Оздоровительная и корригирующая гимнастика» вошли специально подобранные упражнения, направленные на коррекцию тех или иных отклонений в физическом развитии и психомоторики.

В раздел программы «Коррекционные подвижные игры, эстафеты» включены подвижные игры, направленные на коррекцию нарушенных функций, игры, направленные на развитие координационных способностей, пространственной ориентировки, на формирование зрительно – моторной координации на совершенствование функции дыхания, элементы спортивных игр (настольный теннис, баскетбол, футбол, пионербол)

Основной формой занятий по физической культуре является урок, состоящий из четырех основных частей; вводной, подготовительной, основной и заключительной. На уроке применяются специальные педагогические приёмы, направленные на коррекцию умственной отсталости учеников: анализ выполнения своих движений и товарищей, выполнение упражнений по словесной инструкции, усвоение названий движений и исходных положений, расширение словаря, запоминание комбинаций упражнений, различение движений по темпу, объёму, усилию, ритму.

Практическое содержание программы включает в себя комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц спины, брюшного пресса, укрепление мышц плечевого пояса, мышц опорно-двигательного аппарата, на развитие правильного дыхания, на развитие внимания, упражнения на координацию движений, лечение и профилактику ожирения.





Тематическое планирование

урока

Тема


Количество часов

Основные виды учебной деятельности на уроке


Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.



1

Т/б на уроке .Правила поведения в спортивном зале .Игры

1

Правила поведения в спортивном зале. Игры.ОРУ.

2

Развитие двигательной
памяти и двигательной
активности. Игры

1

Развитие двигательной памяти и двигательной активности. Игры.ОРУ.

3

Игры с мячом на координацию движения. Игры

1

Игры.ОРУ.


Построение и перестроение



4

Построение парами. Перестроение . Игры

1

Построение, перестроение. Игры. ОРУ.

5

Построение по одному в ряд. Игры

1

Построение Игры. ОРУ.

6

Упражнение в построении по два в ряд. Игры

1

Построение Игры. ОРУ.


Ходьба и упражнения в равновесии



7

Ходьба самостоятельно за направляющим..Игры

1

Ходьба. Игры.ОРУ.

8

Виды ходьбы. Ходьба стайкой за учителем. Игры.

1

Виды ходьбы. Ходьба. Игры.ОРУ.

9

Ходьба между предметами. Игры.

1

Ходьба. Игры.ОРУ.


Бег



10

Виды бега, бег за направляющим. Игры.

1

Виды бега, бег .Игры.ОРУ.

11

Бег по сигналу вслед за направляющим.

Игры

1

Бег по сигналу. Игры.ОРУ.

12

Бег по ориентирам в заданном направлении. Игры.

1

Бег по ориентирам. Игры.ОРУ.


Прыжки



13

Совершенствование подскоков на месте держась за руки.

1

Подскоки. Игры.ОРУ.

14

Выполнение подскоков на двух ногах на месте самостоятельно по сигналу.

1

Подскоки. Игры.ОРУ.

15

Подскоки на мячах – фитболах.

1

Подскоки. Игры.ОРУ.


Катание, бросание, ловля округлых предметов.



16

Прокатывание мяча между предметами по ориентирам.

1

Прокатывание мяча . Игры.ОРУ.

17

Упражнения с мячом на координацию движения.

1

Упражнения с мячом . Игры.ОРУ.

18

Итоги четверти. Игры по выбору учащихся.

1

Игры.ОРУ.


Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.



19

Т/б на занятиях. Правила поведения в спортивном зале.

1

Т/б на занятиях. Правила поведения. Игры.ОРУ.

20

Взаимодействия учащихся с оборудованием для физкультурных занятий. Игры.

1

Взаимодействия

с оборудованием спорзала.

Игры.ОРУ.


Построение и перестроение



21

Совершенствование строевой подготовки Игры.

1

Совершенствование строевой подготовки. Игры.ОРУ.

22

Построения парами. Перестроение. Игры.

1

Построения. Перестроение.

Игры.ОРУ.


Ходьба и упражнения в равновесии



23

Ходьба в заданном направлении по ориентирам ..Игры.

1

Ходьба. Игры.ОРУ.

24

Ходьба на носочках, на пяточках. в заданном направлении. Игры.

1

Ходьба. Игры.ОРУ.


Построение и перестроение



25

Совершенствование построения в ряд по сигналу. Игры.

1

Построения в ряд. Игры.ОРУ.

26

Совершенствование построения в колонну друг за другом. Игры.

1

Построения в колонну. Игры.ОРУ.


Ходьба и упражнения в равновесии



27

Совершенствование умения ходить стайкой за направляющим. Игры.

1

Ходьба. Игры.ОРУ.

28

Совершенствование умения переходить от ходьбы к бегу. Игры.

1

Переход от ходьбы к бегу. Игры.ОРУ.


Бег



29

Бег по команде вслед за направляющим.

Игры.

1

Бег. Игры. ОРУ.

30

Совершенствование бегать по команде в заданном направлении. Игры.

1

Бег. Игры.ОРУ.


Прыжки



31

Выполнение подскоков на ногах попеременно. Игры.

1

Подскоки. Игры.ОРУ.

32

Итоги четверти. Игры по выбору учащихся

1

Игры.ОРУ.


Построение и перестроение



33

Т/Б на уроке Строевые упражнения. Игры.

1

Т/Б на уроке Строевые упражнения. Игры.ОРУ.

34

Совершенствование в построении парами по команде. Игры.

1

Построение. Игры.ОРУ.

35

Построения в колонну друг за другом. Игры.

1

Построение. Игры.ОРУ.


Ходьба и упражнения в равновесии



36

Совершенствование умения ходить стайкой за учителем. Игры.

1

Ходьба. Игры.ОРУ.

37

Совершенствование ходьбы по сенсорной тропе. Игры.

1

Ходьба. Игры.ОРУ.

38

Закрепление умения переходить от ходьбы к бегу. Игры.

1

От ходьбы к бегу. Игры.ОРУ.


Бег



39

Бег в заданном направлении по команде. Игры.

1

Бег. Игры.ОРУ.

40

Закрепление умения бегать в медленном и быстром темпе. Игры.

1

Бег. Игры.ОРУ.


Прыжки



41

Выполнение подскоков на ногах попеременно. Игры.

1

Подскоки. Игры.ОРУ.

42

Прыжки, прыжки продвигаясь вперед. Игры.

1

Прыжки. Игры.ОРУ.


Ползание и лазание



43

Совершенствование умения ползать на животе по прямой. Игры.

1

Умения ползать Игры.ОРУ.

44

Закрепление умения ползать на животе и на четвереньках по прямой. Игры.

1

Умения ползать Игры.ОРУ.


Спортивные игры



45

Коррекционные подвижные игры.

1

Игры.ОРУ.

46

Игры с элементами общеразвивающих упражнений.

1

Игры.ОРУ.


Игры на улице



47

Правила поведения при проведении физкультурных занятий на улице. Форма одежды в зимний период времени для занятий физкультурой. .Игры.

1

Правила поведения

на улице.

Игры.ОРУ.

48

Совершенствование построение с санками. Игры.

1

Построение с санками. Игры.ОРУ.

49

Катание на санках друг за другом. .Игры.

1

Катание на санках. Игры.ОРУ.

50

Закрепление умения кататься на санках- ледянках с небольшой горки. .Игры.

1

Катание на санках. Игры.ОРУ

51

Эстафеты с санями ..Игры.

1

Эстафеты. Игры. ОРУ.

52

Итоги четверти. Игры по выбору учащихся.

1

Игры.ОРУ.


Построение и перестроение



53

Совершенствование в перестроении из колонны в шеренгу. Игры.

1

Перестроении из колонны в шеренгу. Игры.ОРУ.

54

Закрепление умения в перестроении из колонны по одному в колонну по два. Игры.

1

Перестроение из колонны по одному в колонну по два. Игры.ОРУ.

55

Закрепление умения в перестроении из колонны по два в колонну по одному. Игры.

1

Перестроении из колонны по два в колонну по одному. Игры.ОРУ.


Ходьба и упражнения в равновесии



56

Ходьба по дорожкам из ковролина. Игры.

1

Ходьба. Игры.ОРУ.

57

Ходьба в заданном направлении . Игры.

1

Ходьба. Игры.ОРУ.

58

Закрепление умения перешагивать через препятствия. Игры.

1

Ходьба. Игры.ОРУ.


Бег



59

Бег в заданном направлении. Игры.

1

Бег. Игры.ОРУ.

60

Бег по сигналу в заданном направлении. Игры.

1

Бег. Игры.ОРУ.


Прыжки



61

Совершенствование умения выполнять подскоки на двух ногах с продвижением вперед. Игры.

1

Подскоки. Игры.ОРУ.

62

Совершенствование прыжки на игрушках- прыгунах со страховкой. Игры.

1

Игры.ОРУ.



Ползание и лазание



63

Совершенствование умения ползать на животе и на четвереньках по прямой. Игры.

1

Умение ползать на животе. Игры.ОРУ.

64

Упражнение в лазании по шведской лестницне. Игры.

1

Лазание. Игры.ОРУ.


Подготовка к спортивным играм



65-66

Коррекционные подвижные игры.

2

Игры.ОРУ.

67

Игры с элементами общеразвивающих упражнений.

1

Игры.ОРУ.


Игры на улице



68

Подвижная игра « Метание мяча в цель».

1

Игры.ОРУ.


Перечень материально-технического обеспечения

учебно-практическое оборудование:

- тренажеры,

- инвентарь для подвижных и спортивных игр:

-маты,

- батуты,

- гимнастические мячи разного диаметра,

- гимнастические скамейки,

- гимнастические лестницы,

- обручи, кегли,

- мягкие модули различных форм,

- гимнастические коврики,

- корзины,

- футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи.

Список литературы

1.Березин А.Ф., Березина Н.Н. Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям. – Ростов-на-Дону: Изд-во РОИКиПРО, 2007.

2. Сычева В. О значении позитивного мышления.//Школьный психолог, №11,2009.

3. Петрусинский В.В. «Игры – обучение, тренинг – досуг…» - М.: Новая школа, 2001г.

4. Снайдер Д. «Практическая психология для подростков», М.: АСТ-Пресс, 2001г.

5. «Школьный психолог» № 30-2003г.; № 2,5,10-2005г

6. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л.

7. Методические рекомендации. (Серия «Инклюзивное образование») М.,СПб : Нестор-История, 2013

8. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты : метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко– М.: ВЛАДОС, 2003. – 136с.
9. Стимульные и диагностические материалы
10. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Занятия интеллектуального тренинга, направленные на развитие мышления, памяти, внимания. - Ростов-на Дону; «Феникс», 2003

11. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 2001.

12. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 2004.

13. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.

14. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.


ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" 

Газета "Школьный психолог"

"Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru

"Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti

"Мир Психологии" - http://psychology.net.ru

Презентации на сайте: http://www.danilova.