СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» (базовый уровень) для 5 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской рабочей программы «Музыка» для 5-8 классов общеобразовательных учреждений по музыке авторов Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой (М.: Просвещение, 2017г.)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» (базовый уровень) для 5 класса»

ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП ООО


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением английского языка

г. Жуковского Московской области




«Утверждаю»

Директор МОУ школа № 3

____________Е.В.Лукашова

Приказ № 236 от 01.09.2021 г.






Рабочая программа

по учебному предмету «Музыка»

(базовый уровень)

для 5 класса









Составитель программы:

Коровина Е.С.

учитель музыки













2021 -2022 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской рабочей программы «Музыка» для 5-8 классов общеобразовательных учреждений по музыке авторов Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой (М.: Просвещение, 2017г.)

Выбор программы обусловлен анализом образовательных потребностей, запросов и возможностей обучающихся и их родителей, с учетом специфики данного образовательного учреждения.


Реализация учебной программы обеспечивается:

  • Музыка: учебник для 5 класса / Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой – М.: Просвещение, 2021г.

Учебник по данной программе входит в Федеральный перечень на 2021 – 2022 уч. год

В соответствии с учебным планом МОУ школы №3 курс «Музыка» изучается в 5 классе 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа в год (34 учебные недели).


Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.


Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи;

  • размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.


Предметные результаты:

  • степень развития основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

  • сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • становление общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение, создание проектов и др.);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих и исследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Обучающийся научится:

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;

  • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

  • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицирования;

  • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей;

  • высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;

  • понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

  • осуществлять проектную и исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в исследовательских и творческих проектах, в том числе связанных с музицированием;

  • Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

  • разбираться в событиях отечественной и зарубежной культурной жизни, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

  • определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох;

  • применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.


Содержание учебного предмета.


В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.


Основное содержание темы/курса

Основные виды учебной деятельности

(характеристика основных видов деятельности обучающихся)

Тема №1 «Музыка и литература» (17 часов)

Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, театрализации. Находить ассоциативные связи между музыкальными художественными образами и образами других видов искусства. Владеть музыкальными термина ми и понятиями в пределах изучаемой темы. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах её воплощения. Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом.

Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. Понимать особенности воплощения в музыке образов стихотворных текстов. Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные образы и/или произведения к изучаемой музыке. Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов. Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т. п.

Исполнять отдельные образцы народного музыкального творче ства своей республики, края, региона и т. п.

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на музыкальных инструментах — элементарных и электронных).

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Самостоятельно работать в творческих тетрадях.

Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т. п. Использовать электронные образовательные ресурсы для поиска литературных и музыкальных произведений, видеозаписей исполнения небольших музыкальных сочинений, опер, балетов, мюзиклов, музыкальных фильмов; самостоятельно работать с обучающими программами. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений, видеофильмов

Тема №2 «Музыка и изобразительное искусство» (17 часов)

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое — к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтения музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении

содержания музыкальных образов.

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Находить ассоциативные связи между музыкальными художественными образами и образами изобразительного искусства. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различия интонаций, тем, образов в произведениях разных стилей, форм и жанров. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. Участвовать в совместной деятельности при воплощении раз личных музыкальных образов. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литературой, изобразительным искусством, театром, кино и др.) на основе осознания специфики языка каждого из них. Владеть музыкальными терминами и терминами из области изобразительного искусства в пределах изучаемой темы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии, исполнении. Использовать различные формы музицирования при выполнении творческих заданий, освоении содержания музыкальных произведений. Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Различать виды оркестров и группы музыкальных инструментов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре, пластике, создании художественных образов (рисование под музыку). Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства. Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные образы произведений изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литературой, изобразительным искусством, театром, кино и др.) на основе осознания специфики языка каждого из них. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Использовать различные формы музицирования и других творческих заданий при освоении содержания музыкальных произведений. Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в Интернете. Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами, электронными образовательными ресурсами. Оценивать собственную музыкально-творческую, художественную деятельность и деятельность своих сверстников. Защищать творческие исследовательские проекты в ходе уроков и во внеурочной деятельности


Тематическое планирование с указанием количества часов.


п/п

Разделы авторской программы

Разделы авторской программы

1.

Музыка и литература.

17

2.

Музыка и изобразительное искусство.

17


ИТОГО

34

Календарно-тематическое планирование

5а класс


п/п

урока в триместре

Название раздела (количество часов), темы/урока

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

I триместр (10 недель/ 10 часов)

Тема №1 «Музыка и литература» (17 часов)

1

1

Что роднит музыку с литературой

01.09-03.09


2

2

Вокальная музыка Россия, Россия, нет слова красивей…

06.09-10.09


3

3

Вокальная музыка Песня русская в березах, песня русская в хлебах…

13.09-17.09


4

4

Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…

20.09-24.09


5

5

Фольклор в музыке русских композиторов «Стучит, гремит Кикимора…»

27.09-01.10


6

6

Фольклор в музыке русских композиторов «Что за прелесть эти сказки…»

11.10-15.10


7

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою»

18.10-22.10


8

8

Вторая жизнь песни Живительный родник творчества.

25.10-29.10


9

9

Всю жизнь мою несу родину в душе… «Перезвоны» «Звучащие картины»…

01.11-03.11


10

10

Всю жизнь мою несу родину в душе... «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

08.11-12.11


II триместр (12 недель/ 12 часов)

11

1

Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Гармонии задумчивый поэт»

22.11-26.11


12

2

Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»

29.11-03.12


13

3

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика. М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

06.12-10.12


14

4

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

13.12-17.12


15

5

Музыка в театре, кино, на телевидении

20.12-24.12


16

6

Третье путешествие в музыкальный театр.

27.12-29.12


17

7

Мир композитора.

10.01-14.01


Тема №2 «Музыка и изобразительное искусство» (17 часов)

18

8

Что роднит музыку с изобразительным искусством

18.01-22.01


19

9

Небесное и земное в звуках и красках «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»

25.01-29.01


20

10

Звать через прошлое к настоящему «Александр Невский». «За отчий дом за русский край».

01.02-05.02


21

11

Звать через прошлое к настоящему «Ледовое побоище». «После побоища».

08.02-12.02


22

12

Музыкальная живопись и живописная музыка «Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…»

14.02-18.02


III триместр (12 недель/ 12 часов)

23

1

Музыкальная живопись и живописная музыка «Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности.

28.02-04.03


24

2

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве «Весть святого торжества».

09.03-11.03


25

3

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали…»

14.03-18.03


26

4

Урок-резерв.

21.03-25.03


27

5

Волшебная палочка дирижера. «Дирижеры мира»

28.03-01.04


28

6

Образы борьбы и победы в искусстве

04.04-08.04


29

7

Застывшая музыка

18.04-22.04


30

8

Полифония в музыке и живописи

25.04-29.04


31

9

Музыка на мольберте

04.05-.06.05


32

10

Импрессионизм в музыке и живописи

10.05-13.05


33

11

О подвигах, о доблести, о славе...

16.05-20.05


34

12

В каждой мимолетности вижу я миры... Мир композитора. С веком наравне.

23.05-27.05



Календарно-тематическое планирование

5б класс


п/п

урока в триместре

Название раздела (количество часов), темы/урока

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

I триместр (10 недель/ 10 часов)

Тема №1 «Музыка и литература» (17 часов)

1

1

Что роднит музыку с литературой

01.09-03.09


2

2

Вокальная музыка Россия, Россия, нет слова красивей…

06.09-10.09


3

3

Вокальная музыка Песня русская в березах, песня русская в хлебах…

13.09-17.09


4

4

Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…

20.09-24.09


5

5

Фольклор в музыке русских композиторов «Стучит, гремит Кикимора…»

27.09-01.10


6

6

Фольклор в музыке русских композиторов «Что за прелесть эти сказки…»

11.10-15.10


7

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою»

18.10-22.10


8

8

Вторая жизнь песни Живительный родник творчества.

25.10-29.10


9

9

Всю жизнь мою несу родину в душе… «Перезвоны» «Звучащие картины»…

01.11-03.11


10

10

Всю жизнь мою несу родину в душе... «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

08.11-12.11


II триместр (12 недель/ 12 часов)

11

1

Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Гармонии задумчивый поэт»

22.11-26.11


12

2

Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»

29.11-03.12


13

3

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика. М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

06.12-10.12


14

4

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

13.12-17.12


15

5

Музыка в театре, кино, на телевидении

20.12-24.12


16

6

Третье путешествие в музыкальный театр.

27.12-29.12


17

7

Мир композитора.

10.01-14.01


Тема №2 «Музыка и изобразительное искусство» (17 часов)

18

8

Что роднит музыку с изобразительным искусством

18.01-22.01


19

9

Небесное и земное в звуках и красках «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»

25.01-29.01


20

10

Звать через прошлое к настоящему «Александр Невский». «За отчий дом за русский край».

01.02-05.02


21

11

Звать через прошлое к настоящему «Ледовое побоище». «После побоища».

08.02-12.02


22

12

Музыкальная живопись и живописная музыка «Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…»

14.02-18.02


III триместр (12 недель/ 12 часов)

23

1

Музыкальная живопись и живописная музыка «Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности.

28.02-04.03


24

2

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве «Весть святого торжества».

09.03-11.03


25

3

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали…»

14.03-18.03


26

4

Урок-резерв.

21.03-25.03


27

5

Волшебная палочка дирижера. «Дирижеры мира»

28.03-01.04


28

6

Образы борьбы и победы в искусстве

04.04-08.04


29

7

Застывшая музыка

18.04-22.04


30

8

Полифония в музыке и живописи

25.04-29.04


31

9

Музыка на мольберте

04.05-.06.05


32

10

Импрессионизм в музыке и живописи

10.05-13.05


33

11

О подвигах, о доблести, о славе...

16.05-20.05


34

12

В каждой мимолетности вижу я миры... Мир композитора. С веком наравне.

23.05-27.05



Лист согласования


«Согласовано»

Зам.директора по УВР

___________________________________/_____________/