ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП ООО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением английского языка
г. Жуковского Московской области
«Утверждаю»
Директор МОУ школа № 3
____________Е.В.Лукашова
Приказ № 236 от 01.09.2021 г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Музыка»
(базовый уровень)
для 5 класса
Составитель программы:
Коровина Е.С.
учитель музыки
2021 -2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской рабочей программы «Музыка» для 5-8 классов общеобразовательных учреждений по музыке авторов Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой (М.: Просвещение, 2017г.)
Выбор программы обусловлен анализом образовательных потребностей, запросов и возможностей обучающихся и их родителей, с учетом специфики данного образовательного учреждения.
Реализация учебной программы обеспечивается:
Музыка: учебник для 5 класса / Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой – М.: Просвещение, 2021г.
Учебник по данной программе входит в Федеральный перечень на 2021 – 2022 уч. год
В соответствии с учебным планом МОУ школы №3 курс «Музыка» изучается в 5 классе 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа в год (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи;
размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
степень развития основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
становление общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение, создание проектов и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;
сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих и исследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Обучающийся научится:
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;
понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицирования;
раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей;
высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;
понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в исследовательских и творческих проектах, в том числе связанных с музицированием;
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
разбираться в событиях отечественной и зарубежной культурной жизни, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох;
применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Содержание учебного предмета.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Основное содержание темы/курса | Основные виды учебной деятельности (характеристика основных видов деятельности обучающихся) |
Тема №1 «Музыка и литература» (17 часов) |
Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, театрализации. Находить ассоциативные связи между музыкальными художественными образами и образами других видов искусства. Владеть музыкальными термина ми и понятиями в пределах изучаемой темы. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах её воплощения. Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом. Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. Понимать особенности воплощения в музыке образов стихотворных текстов. Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные образы и/или произведения к изучаемой музыке. Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов. Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т. п. Исполнять отдельные образцы народного музыкального творче ства своей республики, края, региона и т. п. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на музыкальных инструментах — элементарных и электронных). Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Самостоятельно работать в творческих тетрадях. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т. п. Использовать электронные образовательные ресурсы для поиска литературных и музыкальных произведений, видеозаписей исполнения небольших музыкальных сочинений, опер, балетов, мюзиклов, музыкальных фильмов; самостоятельно работать с обучающими программами. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений, видеофильмов |
Тема №2 «Музыка и изобразительное искусство» (17 часов) |
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое — к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтения музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Находить ассоциативные связи между музыкальными художественными образами и образами изобразительного искусства. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различия интонаций, тем, образов в произведениях разных стилей, форм и жанров. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. Участвовать в совместной деятельности при воплощении раз личных музыкальных образов. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литературой, изобразительным искусством, театром, кино и др.) на основе осознания специфики языка каждого из них. Владеть музыкальными терминами и терминами из области изобразительного искусства в пределах изучаемой темы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии, исполнении. Использовать различные формы музицирования при выполнении творческих заданий, освоении содержания музыкальных произведений. Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Различать виды оркестров и группы музыкальных инструментов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре, пластике, создании художественных образов (рисование под музыку). Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства. Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные образы произведений изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литературой, изобразительным искусством, театром, кино и др.) на основе осознания специфики языка каждого из них. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Использовать различные формы музицирования и других творческих заданий при освоении содержания музыкальных произведений. Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в Интернете. Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами, электронными образовательными ресурсами. Оценивать собственную музыкально-творческую, художественную деятельность и деятельность своих сверстников. Защищать творческие исследовательские проекты в ходе уроков и во внеурочной деятельности |
Тематическое планирование с указанием количества часов.
№ п/п | Разделы авторской программы | Разделы авторской программы |
1. | Музыка и литература. | 17 |
2. | Музыка и изобразительное искусство. | 17 |
| ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование
5а класс
№ п/п | № урока в триместре | Название раздела (количество часов), темы/урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
I триместр (10 недель/ 10 часов) |
Тема №1 «Музыка и литература» (17 часов) |
1 | 1 | Что роднит музыку с литературой | 01.09-03.09 | |
2 | 2 | Вокальная музыка Россия, Россия, нет слова красивей… | 06.09-10.09 | |
3 | 3 | Вокальная музыка Песня русская в березах, песня русская в хлебах… | 13.09-17.09 | |
4 | 4 | Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно… | 20.09-24.09 | |
5 | 5 | Фольклор в музыке русских композиторов «Стучит, гремит Кикимора…» | 27.09-01.10 | |
6 | 6 | Фольклор в музыке русских композиторов «Что за прелесть эти сказки…» | 11.10-15.10 | |
7 | 7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою» | 18.10-22.10 | |
8 | 8 | Вторая жизнь песни Живительный родник творчества. | 25.10-29.10 | |
9 | 9 | Всю жизнь мою несу родину в душе… «Перезвоны» «Звучащие картины»… | 01.11-03.11 | |
10 | 10 | Всю жизнь мою несу родину в душе... «Скажи, откуда ты приходишь, красота?» | 08.11-12.11 | |
II триместр (12 недель/ 12 часов) |
11 | 1 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Гармонии задумчивый поэт» | 22.11-26.11 | |
12 | 2 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!» | 29.11-03.12 | |
13 | 3 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика. М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила» | 06.12-10.12 | |
14 | 4 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | 13.12-17.12 | |
15 | 5 | Музыка в театре, кино, на телевидении | 20.12-24.12 | |
16 | 6 | Третье путешествие в музыкальный театр. | 27.12-29.12 | |
17 | 7 | Мир композитора. | 10.01-14.01 | |
Тема №2 «Музыка и изобразительное искусство» (17 часов) |
18 | 8 | Что роднит музыку с изобразительным искусством | 18.01-22.01 | |
19 | 9 | Небесное и земное в звуках и красках «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…» | 25.01-29.01 | |
20 | 10 | Звать через прошлое к настоящему «Александр Невский». «За отчий дом за русский край». | 01.02-05.02 | |
21 | 11 | Звать через прошлое к настоящему «Ледовое побоище». «После побоища». | 08.02-12.02 | |
22 | 12 | Музыкальная живопись и живописная музыка «Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…» | 14.02-18.02 | |
III триместр (12 недель/ 12 часов) |
23 | 1 | Музыкальная живопись и живописная музыка «Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности. | 28.02-04.03 | |
24 | 2 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве «Весть святого торжества». | 09.03-11.03 | |
25 | 3 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали…» | 14.03-18.03 | |
26 | 4 | Урок-резерв. | 21.03-25.03 | |
27 | 5 | Волшебная палочка дирижера. «Дирижеры мира» | 28.03-01.04 | |
28 | 6 | Образы борьбы и победы в искусстве | 04.04-08.04 | |
29 | 7 | Застывшая музыка | 18.04-22.04 | |
30 | 8 | Полифония в музыке и живописи | 25.04-29.04 | |
31 | 9 | Музыка на мольберте | 04.05-.06.05 | |
32 | 10 | Импрессионизм в музыке и живописи | 10.05-13.05 | |
33 | 11 | О подвигах, о доблести, о славе... | 16.05-20.05 | |
34 | 12 | В каждой мимолетности вижу я миры... Мир композитора. С веком наравне. | 23.05-27.05 | |
Календарно-тематическое планирование
5б класс
№ п/п | № урока в триместре | Название раздела (количество часов), темы/урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
I триместр (10 недель/ 10 часов) |
Тема №1 «Музыка и литература» (17 часов) |
1 | 1 | Что роднит музыку с литературой | 01.09-03.09 | |
2 | 2 | Вокальная музыка Россия, Россия, нет слова красивей… | 06.09-10.09 | |
3 | 3 | Вокальная музыка Песня русская в березах, песня русская в хлебах… | 13.09-17.09 | |
4 | 4 | Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно… | 20.09-24.09 | |
5 | 5 | Фольклор в музыке русских композиторов «Стучит, гремит Кикимора…» | 27.09-01.10 | |
6 | 6 | Фольклор в музыке русских композиторов «Что за прелесть эти сказки…» | 11.10-15.10 | |
7 | 7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою» | 18.10-22.10 | |
8 | 8 | Вторая жизнь песни Живительный родник творчества. | 25.10-29.10 | |
9 | 9 | Всю жизнь мою несу родину в душе… «Перезвоны» «Звучащие картины»… | 01.11-03.11 | |
10 | 10 | Всю жизнь мою несу родину в душе... «Скажи, откуда ты приходишь, красота?» | 08.11-12.11 | |
II триместр (12 недель/ 12 часов) |
11 | 1 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Гармонии задумчивый поэт» | 22.11-26.11 | |
12 | 2 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!» | 29.11-03.12 | |
13 | 3 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика. М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила» | 06.12-10.12 | |
14 | 4 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | 13.12-17.12 | |
15 | 5 | Музыка в театре, кино, на телевидении | 20.12-24.12 | |
16 | 6 | Третье путешествие в музыкальный театр. | 27.12-29.12 | |
17 | 7 | Мир композитора. | 10.01-14.01 | |
Тема №2 «Музыка и изобразительное искусство» (17 часов) |
18 | 8 | Что роднит музыку с изобразительным искусством | 18.01-22.01 | |
19 | 9 | Небесное и земное в звуках и красках «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…» | 25.01-29.01 | |
20 | 10 | Звать через прошлое к настоящему «Александр Невский». «За отчий дом за русский край». | 01.02-05.02 | |
21 | 11 | Звать через прошлое к настоящему «Ледовое побоище». «После побоища». | 08.02-12.02 | |
22 | 12 | Музыкальная живопись и живописная музыка «Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…» | 14.02-18.02 | |
III триместр (12 недель/ 12 часов) |
23 | 1 | Музыкальная живопись и живописная музыка «Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности. | 28.02-04.03 | |
24 | 2 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве «Весть святого торжества». | 09.03-11.03 | |
25 | 3 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали…» | 14.03-18.03 | |
26 | 4 | Урок-резерв. | 21.03-25.03 | |
27 | 5 | Волшебная палочка дирижера. «Дирижеры мира» | 28.03-01.04 | |
28 | 6 | Образы борьбы и победы в искусстве | 04.04-08.04 | |
29 | 7 | Застывшая музыка | 18.04-22.04 | |
30 | 8 | Полифония в музыке и живописи | 25.04-29.04 | |
31 | 9 | Музыка на мольберте | 04.05-.06.05 | |
32 | 10 | Импрессионизм в музыке и живописи | 10.05-13.05 | |
33 | 11 | О подвигах, о доблести, о славе... | 16.05-20.05 | |
34 | 12 | В каждой мимолетности вижу я миры... Мир композитора. С веком наравне. | 23.05-27.05 | |
Лист согласования
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
___________________________________/_____________/