СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» (базовый уровень) для 6 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской рабочей программы «Музыка» для 5-8 классов общеобразовательных учреждений по музыке авторов Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой (М.: Просвещение, 2017г.)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» (базовый уровень) для 6 класса»

ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП ООО


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением английского языка

г. Жуковского Московской области





«Утверждаю»

Директор МОУ школа № 3

____________Е.В.Лукашова

Приказ № 236 от 01.09.2021 г.






Рабочая программа

по учебному предмету «Музыка»

(базовый уровень)

для 6 класса









Составитель программы:

Коровина Е.С.

учитель музыки













2021 -2022 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской рабочей программы «Музыка» для 5-8 классов общеобразовательных учреждений по музыке авторов Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой (М.: Просвещение, 2017г.)

Выбор программы обусловлен анализом образовательных потребностей, запросов и возможностей обучающихся и их родителей, с учетом специфики данного образовательного учреждения.


Реализация учебной программы обеспечивается:

  • Музыка: учебник для 6 класса / Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой – М.: Просвещение, 2021г.

Учебник по данной программе входит в Федеральный перечень на 2021 – 2022 уч. год

В соответствии с учебным планом МОУ школы №3 курс «Музыка» изучается в 6 классе 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа в год (34 учебные недели).


Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.


Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи;

  • размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.


Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

  • иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

  • знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

  • уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

  • применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

  • совершенствовать умения и навыки самообразования.


Содержание учебного предмета.

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.


Основное содержание темы/курса

Основные виды учебной деятельности

(характеристика основных видов деятельности обучающихся)

Тема №1 «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партерное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки. Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты) в устной и письменной форме. Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. Наблюдать за развитием музыкальных образов. Анализировать приёмы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений. Владеть навыками музицирования: исполнять песни (народные, классического репертуара, современных авторов), напевать запомнившиеся мелодии, темы знакомых музыкальных сочинений. Участвовать в коллективных играх-драматизациях. Участвовать в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.

Инсценировать песни, фрагменты опер, балетов, мюзиклов, спектаклей. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы. Называть выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы. Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения. Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий при освоении содержания музыкальных образов. Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.

Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле. Выполнять инструментовку мелодий на основе простейших приёмов аранжировки музыки на элементарных и электронных инструментах. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, её арт-терапевтический эффект (на личном примере). Приводить примеры преобразующего влияния музыки на людей. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т. п.). Исполнять музыку, передавая её художественный смысл. Оценивать и корректировать собственную музыкально-исполнительскую деятельность. Планировать решение учебно-познавательных и учебно-практических задач при раскрытии содержания учебных тем. Исполнять отдельные произведения народного музыкального творчества своей республики, края, региона. Подбирать простейший аккомпанемент (на элементарных и электронных инструментах, включая синтезатор) в соответствии с жанровыми и стилистическими особенностями музыки.

Ориентироваться в джазовой му- зыке, называть её выдающихся композиторов и исполнителей. Подбирать ассоциативные ряды (литература, изобразительное искусство, кино, театр) к сюжетам и образам музыкальных сочинений. Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ. Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в регионе, стране и за её пределами. Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе и т. п. Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально-театральных спектаклей, музеев, центров народного музыкального творчества и т. п. Выполнять задания в творческой тетради. Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов и во внеурочной деятельности)

Тема №2 «Мир образов камерной и симфонической музыки» (17 часов)

Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

Соотносить основные образно- эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.

Передавать в собственном исполнении (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы, изобразительного искусства. Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная. Различать виды оркестров и группы музыкальных инструментов. Осуществлять исследовательскую деятельность в художественно-эстетическом направлении. Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах. Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать своё исполнение. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования). Применять ИКТ для музыкального самообразования. Использовать различные формы музицирования и других творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства. Защищать творческие исследовательские проекты в ходе уроков и во внеурочной деятельности


Тематическое планирование с указанием количества часов.


п/п

Разделы авторской программы

Разделы авторской программы

1.

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

17

2.

Мир образов камерной и симфонической музыки

17


ИТОГО

34


Календарно-тематическое планирование

6а класс


п/п

урока в триместре

Название раздела (количество часов), темы/урока

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

I триместр (10 недель/ 10 часов)

Тема №1 «Музыка и литература» (17 часов)

1

1

Удивительный мир музыкальных образов.

01.09-03.09


2

2

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков

06.09-10.09


3

3

Два музыкальных посвящения. Вальс - фантазия. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

13.09-17.09


4

4

«Уноси мое сердце в звенящую даль...»

20.09-24.09


5

5

Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Ф. Шаляпин.

27.09-01.10


6

6

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитор.

11.10-15.10


7

7

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

18.10-22.10


8

8

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь».

25.10-29.10


9

9

«Образы русской народной и духовной музыки». «Народное искусство Древней Руси»

01.11-03.11


10

10

Русская духовная музыка». «Духовный концерт»

08.11-12.11


II триместр (12 недель/ 12 часов)

11

1

«Фрески Софии Киевской». «Орнамент». «Сюжеты и образы фресок»

22.11-26.11


12

2

«Перезвоны». «Молитва»

29.11-03.12


13

3

«Образы духовной музыки Западной Европы»

06.12-10.12


14

4

«Небесное и земное в музыке Баха. Хорал»

13.12-17.12


15

5

«Образы скорби и печали…»

20.12-24.12


16

6

«Авторская песня: прошлое и настоящее».

27.12-29.12


17

7

«Джаз-искусство 20 века» «Спиричуэл и блюз»

10.01-14.01


Тема №2 «Музыка и изобразительное искусство» (17 часов)

18

8

«Вечные темы искусства и жизни»

18.01-22.01


19

9

«Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена»

25.01-29.01


20

10

«Ночной пейзаж. Ноктюрн»

01.02-05.02


21

11

«Инструментальный концерт».

08.02-12.02


22

12

«Космический пейзаж

14.02-18.02


III триместр (12 недель/ 12 часов)

23

1

«Образы симфонической музыки. Г.Свиридов «Метель»

28.02-04.03


24

2

«Образы симфонической музыки. «Над вымыслом слезами обольюсь…»»

09.03-11.03


25

3

«Симфоническое развитие музыкальных образов. Связь времен»

14.03-18.03


26

4

«Программная увертюра. Бетховен увертюра «Эгмонт»»

21.03-25.03


27

5

Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

28.03-01.04


28

6

Мир музыкального театра. Балет С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»

04.04-08.04


29

7

Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино 20 века»

18.04-22.04


30

8

«Мюзикл. Л.Бернстайн «Вестсайдская история»

25.04-29.04


31

9

«Музыка в отечественном кино»

04.05-.06.05


32

10

«Музыка в отечественном кино»

10.05-13.05


33

11

Исследовательский проект

16.05-20.05


34

12

Исследовательский проект. Подведение итогов.

23.05-27.05



Календарно-тематическое планирование

6б класс


п/п

урока в триместре

Название раздела (количество часов), темы/урока

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

I триместр (10 недель/ 10 часов)

Тема №1 «Музыка и литература» (17 часов)

1

1

Удивительный мир музыкальных образов.

01.09-03.09


2

2

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков

06.09-10.09


3

3

Два музыкальных посвящения. Вальс - фантазия. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

13.09-17.09


4

4

«Уноси мое сердце в звенящую даль...»

20.09-24.09


5

5

Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Ф. Шаляпин.

27.09-01.10


6

6

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитор.

11.10-15.10


7

7

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

18.10-22.10


8

8

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь».

25.10-29.10


9

9

«Образы русской народной и духовной музыки». «Народное искусство Древней Руси»

01.11-03.11


10

10

Русская духовная музыка». «Духовный концерт»

08.11-12.11


II триместр (12 недель/ 12 часов)

11

1

«Фрески Софии Киевской». «Орнамент». «Сюжеты и образы фресок»

22.11-26.11


12

2

«Перезвоны». «Молитва»

29.11-03.12


13

3

«Образы духовной музыки Западной Европы»

06.12-10.12


14

4

«Небесное и земное в музыке Баха. Хорал»

13.12-17.12


15

5

«Образы скорби и печали…»

20.12-24.12


16

6

«Авторская песня: прошлое и настоящее».

27.12-29.12


17

7

«Джаз-искусство 20 века» «Спиричуэл и блюз»

10.01-14.01


Тема №2 «Музыка и изобразительное искусство» (17 часов)

18

8

«Вечные темы искусства и жизни»

18.01-22.01


19

9

«Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена»

25.01-29.01


20

10

«Ночной пейзаж. Ноктюрн»

01.02-05.02


21

11

«Инструментальный концерт».

08.02-12.02


22

12

«Космический пейзаж

14.02-18.02


III триместр (12 недель/ 12 часов)

23

1

«Образы симфонической музыки. Г.Свиридов «Метель»

28.02-04.03


24

2

«Образы симфонической музыки. «Над вымыслом слезами обольюсь…»»

09.03-11.03


25

3

«Симфоническое развитие музыкальных образов. Связь времен»

14.03-18.03


26

4

«Программная увертюра. Бетховен увертюра «Эгмонт»»

21.03-25.03


27

5

Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

28.03-01.04


28

6

Мир музыкального театра. Балет С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»

04.04-08.04


29

7

Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино 20 века»

18.04-22.04


30

8

«Мюзикл. Л.Бернстайн «Вестсайдская история»

25.04-29.04


31

9

«Музыка в отечественном кино»

04.05-.06.05


32

10

«Музыка в отечественном кино»

10.05-13.05


33

11

Исследовательский проект

16.05-20.05


34

12

Исследовательский проект. Подведение итогов.

23.05-27.05



Лист согласования


«Согласовано»

Зам.директора по УВР

___________________________________/_____________/