ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП ООО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением английского языка
г. Жуковского Московской области
«Утверждаю»
Директор МОУ школа № 3
____________Е.В.Лукашова
Приказ № 236 от 01.09.2021 г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Музыка»
(базовый уровень)
для 6 класса
Составитель программы:
Коровина Е.С.
учитель музыки
2021 -2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской рабочей программы «Музыка» для 5-8 классов общеобразовательных учреждений по музыке авторов Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой (М.: Просвещение, 2017г.)
Выбор программы обусловлен анализом образовательных потребностей, запросов и возможностей обучающихся и их родителей, с учетом специфики данного образовательного учреждения.
Реализация учебной программы обеспечивается:
Музыка: учебник для 6 класса / Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой – М.: Просвещение, 2021г.
Учебник по данной программе входит в Федеральный перечень на 2021 – 2022 уч. год
В соответствии с учебным планом МОУ школы №3 курс «Музыка» изучается в 6 классе 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа в год (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи;
размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
Обучающийся получит возможность научиться:
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
совершенствовать умения и навыки самообразования.
Содержание учебного предмета.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Основное содержание темы/курса | Основные виды учебной деятельности (характеристика основных видов деятельности обучающихся) |
Тема №1 «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов) |
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партерное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. | Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки. Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты) в устной и письменной форме. Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. Наблюдать за развитием музыкальных образов. Анализировать приёмы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений. Владеть навыками музицирования: исполнять песни (народные, классического репертуара, современных авторов), напевать запомнившиеся мелодии, темы знакомых музыкальных сочинений. Участвовать в коллективных играх-драматизациях. Участвовать в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций. Инсценировать песни, фрагменты опер, балетов, мюзиклов, спектаклей. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы. Называть выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы. Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения. Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий при освоении содержания музыкальных образов. Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства. Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле. Выполнять инструментовку мелодий на основе простейших приёмов аранжировки музыки на элементарных и электронных инструментах. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, её арт-терапевтический эффект (на личном примере). Приводить примеры преобразующего влияния музыки на людей. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т. п.). Исполнять музыку, передавая её художественный смысл. Оценивать и корректировать собственную музыкально-исполнительскую деятельность. Планировать решение учебно-познавательных и учебно-практических задач при раскрытии содержания учебных тем. Исполнять отдельные произведения народного музыкального творчества своей республики, края, региона. Подбирать простейший аккомпанемент (на элементарных и электронных инструментах, включая синтезатор) в соответствии с жанровыми и стилистическими особенностями музыки. Ориентироваться в джазовой му- зыке, называть её выдающихся композиторов и исполнителей. Подбирать ассоциативные ряды (литература, изобразительное искусство, кино, театр) к сюжетам и образам музыкальных сочинений. Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ. Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в регионе, стране и за её пределами. Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе и т. п. Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально-театральных спектаклей, музеев, центров народного музыкального творчества и т. п. Выполнять задания в творческой тетради. Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов и во внеурочной деятельности) |
Тема №2 «Мир образов камерной и симфонической музыки» (17 часов) |
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов. | Соотносить основные образно- эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы, изобразительного искусства. Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная. Различать виды оркестров и группы музыкальных инструментов. Осуществлять исследовательскую деятельность в художественно-эстетическом направлении. Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах. Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать своё исполнение. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования). Применять ИКТ для музыкального самообразования. Использовать различные формы музицирования и других творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства. Защищать творческие исследовательские проекты в ходе уроков и во внеурочной деятельности |
Тематическое планирование с указанием количества часов.
№ п/п | Разделы авторской программы | Разделы авторской программы |
1. | Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 17 |
2. | Мир образов камерной и симфонической музыки | 17 |
| ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование
6а класс
№ п/п | № урока в триместре | Название раздела (количество часов), темы/урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
I триместр (10 недель/ 10 часов) |
Тема №1 «Музыка и литература» (17 часов) |
1 | 1 | Удивительный мир музыкальных образов. | 01.09-03.09 | |
2 | 2 | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков | 06.09-10.09 | |
3 | 3 | Два музыкальных посвящения. Вальс - фантазия. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. | 13.09-17.09 | |
4 | 4 | «Уноси мое сердце в звенящую даль...» | 20.09-24.09 | |
5 | 5 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Ф. Шаляпин. | 27.09-01.10 | |
6 | 6 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитор. | 11.10-15.10 | |
7 | 7 | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | 18.10-22.10 | |
8 | 8 | Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь». | 25.10-29.10 | |
9 | 9 | «Образы русской народной и духовной музыки». «Народное искусство Древней Руси» | 01.11-03.11 | |
10 | 10 | Русская духовная музыка». «Духовный концерт» | 08.11-12.11 | |
II триместр (12 недель/ 12 часов) |
11 | 1 | «Фрески Софии Киевской». «Орнамент». «Сюжеты и образы фресок» | 22.11-26.11 | |
12 | 2 | «Перезвоны». «Молитва» | 29.11-03.12 | |
13 | 3 | «Образы духовной музыки Западной Европы» | 06.12-10.12 | |
14 | 4 | «Небесное и земное в музыке Баха. Хорал» | 13.12-17.12 | |
15 | 5 | «Образы скорби и печали…» | 20.12-24.12 | |
16 | 6 | «Авторская песня: прошлое и настоящее». | 27.12-29.12 | |
17 | 7 | «Джаз-искусство 20 века» «Спиричуэл и блюз» | 10.01-14.01 | |
Тема №2 «Музыка и изобразительное искусство» (17 часов) |
18 | 8 | «Вечные темы искусства и жизни» | 18.01-22.01 | |
19 | 9 | «Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена» | 25.01-29.01 | |
20 | 10 | «Ночной пейзаж. Ноктюрн» | 01.02-05.02 | |
21 | 11 | «Инструментальный концерт». | 08.02-12.02 | |
22 | 12 | «Космический пейзаж | 14.02-18.02 | |
III триместр (12 недель/ 12 часов) |
23 | 1 | «Образы симфонической музыки. Г.Свиридов «Метель» | 28.02-04.03 | |
24 | 2 | «Образы симфонической музыки. «Над вымыслом слезами обольюсь…»» | 09.03-11.03 | |
25 | 3 | «Симфоническое развитие музыкальных образов. Связь времен» | 14.03-18.03 | |
26 | 4 | «Программная увертюра. Бетховен увертюра «Эгмонт»» | 21.03-25.03 | |
27 | 5 | Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» | 28.03-01.04 | |
28 | 6 | Мир музыкального театра. Балет С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» | 04.04-08.04 | |
29 | 7 | Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино 20 века» | 18.04-22.04 | |
30 | 8 | «Мюзикл. Л.Бернстайн «Вестсайдская история» | 25.04-29.04 | |
31 | 9 | «Музыка в отечественном кино» | 04.05-.06.05 | |
32 | 10 | «Музыка в отечественном кино» | 10.05-13.05 | |
33 | 11 | Исследовательский проект | 16.05-20.05 | |
34 | 12 | Исследовательский проект. Подведение итогов. | 23.05-27.05 | |
Календарно-тематическое планирование
6б класс
№ п/п | № урока в триместре | Название раздела (количество часов), темы/урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
I триместр (10 недель/ 10 часов) |
Тема №1 «Музыка и литература» (17 часов) |
1 | 1 | Удивительный мир музыкальных образов. | 01.09-03.09 | |
2 | 2 | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков | 06.09-10.09 | |
3 | 3 | Два музыкальных посвящения. Вальс - фантазия. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. | 13.09-17.09 | |
4 | 4 | «Уноси мое сердце в звенящую даль...» | 20.09-24.09 | |
5 | 5 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Ф. Шаляпин. | 27.09-01.10 | |
6 | 6 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитор. | 11.10-15.10 | |
7 | 7 | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | 18.10-22.10 | |
8 | 8 | Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь». | 25.10-29.10 | |
9 | 9 | «Образы русской народной и духовной музыки». «Народное искусство Древней Руси» | 01.11-03.11 | |
10 | 10 | Русская духовная музыка». «Духовный концерт» | 08.11-12.11 | |
II триместр (12 недель/ 12 часов) |
11 | 1 | «Фрески Софии Киевской». «Орнамент». «Сюжеты и образы фресок» | 22.11-26.11 | |
12 | 2 | «Перезвоны». «Молитва» | 29.11-03.12 | |
13 | 3 | «Образы духовной музыки Западной Европы» | 06.12-10.12 | |
14 | 4 | «Небесное и земное в музыке Баха. Хорал» | 13.12-17.12 | |
15 | 5 | «Образы скорби и печали…» | 20.12-24.12 | |
16 | 6 | «Авторская песня: прошлое и настоящее». | 27.12-29.12 | |
17 | 7 | «Джаз-искусство 20 века» «Спиричуэл и блюз» | 10.01-14.01 | |
Тема №2 «Музыка и изобразительное искусство» (17 часов) |
18 | 8 | «Вечные темы искусства и жизни» | 18.01-22.01 | |
19 | 9 | «Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена» | 25.01-29.01 | |
20 | 10 | «Ночной пейзаж. Ноктюрн» | 01.02-05.02 | |
21 | 11 | «Инструментальный концерт». | 08.02-12.02 | |
22 | 12 | «Космический пейзаж | 14.02-18.02 | |
III триместр (12 недель/ 12 часов) |
23 | 1 | «Образы симфонической музыки. Г.Свиридов «Метель» | 28.02-04.03 | |
24 | 2 | «Образы симфонической музыки. «Над вымыслом слезами обольюсь…»» | 09.03-11.03 | |
25 | 3 | «Симфоническое развитие музыкальных образов. Связь времен» | 14.03-18.03 | |
26 | 4 | «Программная увертюра. Бетховен увертюра «Эгмонт»» | 21.03-25.03 | |
27 | 5 | Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» | 28.03-01.04 | |
28 | 6 | Мир музыкального театра. Балет С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» | 04.04-08.04 | |
29 | 7 | Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино 20 века» | 18.04-22.04 | |
30 | 8 | «Мюзикл. Л.Бернстайн «Вестсайдская история» | 25.04-29.04 | |
31 | 9 | «Музыка в отечественном кино» | 04.05-.06.05 | |
32 | 10 | «Музыка в отечественном кино» | 10.05-13.05 | |
33 | 11 | Исследовательский проект | 16.05-20.05 | |
34 | 12 | Исследовательский проект. Подведение итогов. | 23.05-27.05 | |
Лист согласования
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
___________________________________/_____________/