Директор Зам. директора по УВР на заседании МО
_________ (Кырма О.В.) ________ ( Горбачева Е.В.) Протокол № от «___»_______2016 г. «___»________2016 г. «__»_______2016 г.
2016г.
Настоящая рабочая программа по географии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения МБОУ «Петровская основная общеобразовательная школа»
Содержательный статус программы - базовый. Программа определяет минимальный объем содержания курса географии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по географии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения МБОУ «Петровская ООШ».
Данная рабочая программа по географии - 5 класс построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального образования и авторской рабочей программой (составитель Е.М.Домогацких изд-во Русское слово, 2013 г. к УМК под. ред. Домогацких Е.М.).
Представленная рабочая программа полностью соответствует авторской программе основного общего образования по географии под ред. Е.М.Домогацких. Срок реализации программы учебного предмета «География» 5 класс - один учебный год (35 часов, 1 час в неделю).
Рабочая программа к учебнику Домогацких Е.М. «География» 5 класс, Линия «Ракурс» Автор-составитель: Домогацких Е.М., - Москва, «Русское слово»,2013.
Домогацких Е.М. География: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: линия «Ракурс» – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение географических знаний.
Цели географического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели географического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности
Построение учебного содержания курса географии согласно УМК под ред. Е.М.Домогацких осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов
формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных до глобальных.
Пятый раздел учебника «Природа Земли» знакомит учащихся с оболочкой нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.»
Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли
В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях,а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к структуре национально - регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем,что изучение малой родины,ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность обучающихся в окружающей среде являются необходимыми условиями изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность обучающихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармоничного взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в тоже время формирует бережное отношение к природным богатства, истории и культуре своего Отечества
Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы,населения и хозяйства на различных уровнях познаний.Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по географии строиться с учетом следующих содержательных линий:
Содержание структурировано по пяти курсам: «Введение в географию», «Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяйство России».
Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют обучающимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.
В курсе «Физическая география» происходит знакомство обучающихся с основными понятиями и закономерностями физической географии. Объясняются строение и процессы, происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между различными оболочками Земли.
Содержание курса «Материки и океаны» раскрывает общегеографические закономерности и формирует у обучающихся представления о разнообразии природы Земли в целом и отдельных ее территорий. Курс основан на классической школьной программе материков и океанов, которая наполнена новым содержанием. В курсе две содержательные линии. Первая- «Планета, на которой мы живем»- знакомит с оболочками Земли: литосферой, атмосферой, гидросферой, биосферой. Изучение этой тематической линии позволит лучше понимать природные процессы, происходящие на разных материках. Материкам их природе и населению посвящена вторая содержательная линия учебника - «Материки планеты Земля».
Курс «Физическая география России» посвящен изучению природы России. Разделы курса знакомят обучающихся с особенностями источников географической информации, с положением территории России на карте мира, с особенностями освоения и изучения территории страны,с особенностями природы , с крупными природными районами
В курсе «Население и хозяйство России» происходит знакомство обучающихся с развитием и территориальной организацией населения и хозяйства Российской Федерации. Разделы курса раскрывают обучающимся специфику географического положения нашей страны, взаимодействие природы и общества, специфику населения, отраслевую структуру хозяйства страны, а также особенности природно -хозяйственных районов страны.
Цели географического образования в основной школе формируются на нескольких уровнях: глобально, метапредметном, личностном и предметном уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ
При изучении курса обучающиеся выполняют три проекта по разделам.
Учебный предмет «География» является обязательной частью естественнонаучных предметов, заявленных как базовые в федеральной части БУПа и в учебном плане любого общеобразовательного учреждения. Примерная программа по географии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане с учетом 25% времени, отводимого на вариантную честь программы, содержание формируется авторами рабочих программ, Настоящая рабочая программа по географии для 5 класса сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК под.ред. Е.М. Домогацких. На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год-35 часов, из них -3 часа резервного времени, которое в представленной рабочей программе отводится на повторение и обобщение учебного материала и подготовке летних заданий.
В соответствии с БУПом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс естествознания (Окружающий мир), включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии и географии. По отношению к курсу географии в 5 классе данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у обучающихся формируются элементарные представления об общих географических закономерностях.
Опираясь на эти представления, учитель географии в 5 класса может приступить к изучению Земли как о планете людей, закономерностей развития природы.
Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с различными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно- популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать из одной формы в другую:
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное знание предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс обще учебных умений, необходимых для:
Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться к окружающем мире, значимым для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
География, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.
Эратосфен, Генри Стенли.
1.Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли, Опыт Эратосфена. Формы, размеры и движения Земли. Глобус - модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас, Ориентирование на местности.
Плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавание финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь, деятельность Христофора Колумба, Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Путешествия, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди( Рыжий), Лев Счастливый, марко Поло, Русчичано, Хубилай, Афанасий Никитин,Генрих Морепаватель,Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи,Фернан Магеллан,Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семен Дежнев, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Мировой океан и его части, Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
Природа каждого материка уникальна.
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
1. Организация фенологических наблюдений в природе.
№ урока | Тема урока | Тип урока | Целевая установка урока | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Практическая работа | Дата проведения |
понятия,номенклатура и персоналии | предметные | метапредметные | личностные | по плану | фактичес |
Тема: Введение (2 часа) |
1 | Что такое география | Урок изучения нового материала | Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются | География, наука, Эратосфен | Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии | Умение работать с текстом, выделять в нем главное | Учебно-познавательный интерес к географии | | | |
2 | Методы географических исследований. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела | Ком- бинирован-ный урок | Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении географических объектов и явлений. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами | Метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, Генри Стенли | Давать определение понятию картография. Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии | Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации | Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства. Понимание роли и значения географических знаний | Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках. Организация наблюдений за погодой. | | |
Тема: Земля и ее изображение (5 часов) |
3 | От плоской Земли к земному шару | Урок изучения нового материала | Формирование представлений о форме Земли | Планета, шар, Пифагор, Аристотель | Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли | Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал | Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли | Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами | | |
4 | Форма, размеры и движения Земли | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о форме Земли, движениях Земли и их географических следствиях | Эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое(орбитальное) движение Земли, сутки, год, високосный год, полюс, экватор,Исаак Ньютон | Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений. Знать, кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли | Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации | Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений | Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму | | |
5 | Глобус и карта | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений об изображениях земной поверхности | Глобус, географическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космическое изображение | Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли | Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия | Осознание многообразия видов изображения земной поверхности | Составление сравнительной характеристики разных видов изображения земной поверхности. | | |
6 | Ориентирование на местности | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами | Ориентирование, стороны горизонта, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас | Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним | Умение работать с измерительными приборами | Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека | Определение с помощью компаса сторон горизонта | | |
7 | Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела«Истрия географических открытий» | Урок повторения, обобщения и контроля знаний | Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно- измерительными материалами | См. уроки 3—6 | Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, географические следствия вращений Земли. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | Понимание роли и значения географических знаний | | | |
Тема: История географических открытий (14 часов) |
8 | По следам путешественников каменного века | Урок изучения нового материала | Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми | Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Америка, Азия | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа | | |
9 | Путешественники древности | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о возможности совершения длительных путешествий в древности | Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова | Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал,готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов | | |
10 | Путешествия морских народов | Урок формирования умений и навыков' | Формирование представлений о возможности совершения длительных путешествий морскими народами | Викинга, норманны, варяга, Европа, Скандинавский полуостров, драк- кар, остров Исландия, остров Гренландия, Эйрик Рыжий, Лейв Счастливый, Винланд | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать географические открытия, совершенные викингами. Выявлять особенности природы, характерные для Исландии и Гренландии. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки | Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов | | |
11 | Первые европейцы на краю Азии | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о возможности совершения европейцами путешествий в Азию | Азия, Венеция, Средиземное море, Марко Поло, Николо Поло, Маттео Поло, Китай, Европа,ханХубилай, Персия, джонка, Генуя, Рустича- но, Япония, «Книга Марко Поло о разнообразии мира» | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний.Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай | Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя выявлять причинно-следс- твенные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов | | |
12 | Хождение за три моря | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о вкладе русских путешественников в изучении регионов мира на примере путешествия Афанасия Никитина | Тверь, Афанасий Никитин, Каспийское море, Волга, Индия, Аравийское море, Персия, Черное море, Смоленск, «Хождение за три моря» | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Выявлять и показывать на карте географические объекты, связанные с путешествием Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афанасия Никитина в Индию | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов | | |
13 | Морской путь в Индию | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений об эпохе Великих географических открытий как периоде интенсивного освоения территории Земли | Эпоха Великих географических открытий, Китай, Индия, Генрих Мореплаватель, Африка, Средиземноморье, Индийский океан, Бартоломеу Диаш, мыс Доброй Надежды, Васко да Гама, Каликут | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Давать определение понятию «эпоха Великих географических открытий». Объяснять значение прокладки морского пути в Индию. Составлять описание жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации морских путешествий | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов | | |
14 | Открытие Америки | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о причинах и следствиях открытия Америки | Христофор Колумб, Америка, Италия, Генуя, Индия, Атлантический океан, Азия, Япония, Изабелла Кастильская, Португалия, Испания, Сан- Сальвадор, Америго Вес- пуччи, Новый Свет, индеец | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и наносить на карту маршруты путешествий Христофора Колумба. Формулировать вывод о значении открытия Америки. Составлять описание жизни и деятельности Христофора Колумба и Америго Веспуччи. Объяснять, чем индейцы отличаются от индийцев | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов | | |
15 | Первое кругосветное плавание | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о возможности совершения и о географических следствиях первого кругосветного путешествия.Формирование представлений о возможности совершения и о географических следствиях первого кругосветного путешествия | Формирование представлений о возможности совершения и о географических следствиях первого кругосветного путешествияНаносить на контурную карту маршрут путешествия экспедиции Фернана Магеллана. Выяснять причины организации кругосветного плавания. Составлять описание о жизни и деятельности Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна Элькано. Определять приоритет совершения первого кругосветного путешествия | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов | | |
16 | Открытие Южного материка | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений об открытии Австралии | Неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Абель Тасман, Новая Голландия, остров Ява, Земля Мери, Земля Ван-Димен, Земля Мери Ван-Димен, Джеймс Кук, Великобритания, кенгуру, Австралия | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать высказывания о причинах использования на- | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов | | |
17 | Поиски Южной земли продолжаются | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений об освоении и изучении Земли в XVII веке | Джеймс Кук, Австралия, Гавайские острова, Россия, Камчатка, Берингов пролив, Ледовитый океан | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности Джеймса Кука. Объяснять причины невозможности достижения Антарктиды Джеймсом Куком. Формулировать высказывания о целях и ходе экспедиций Джеймса Кука | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов | | |
18 | Русские путешественники | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли | Россия, Европа, Азия, поморы, казаки, река Колыма, река Анадырь, Ледовитое море, Северная Америка, Северный Ледовитый океан, Семен Дежнев, Витус Беринг, Алексей Чириков, мыс Северо-Восточный (Дежнева), полуостров Аляска, Алеутские острова, Командорские острова | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описания территорий, открытых русскими путешественниками. Составлять описание жизни и деятельности Семена Дежнёва, Витуса Беринга и Алексея Чирикова | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира» | | |
19 | Вокруг света под русским флагом | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о роли русских путешественников в открытии Антарктиды | Антарктида, Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский, Аляска, Камчатка, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев, айсберг | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины иследствия географических путешествий и открытий. Определять и описывать по карте маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности Ивана Крузенштерна, Юрия Лисянского, Фаддея Беллинсгаузена, Михаила Лазарева | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебныйматериал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | | | |
20 | Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела | Урок повторения, обобщения и контроля знаний | Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольноизмерительными материалами | См. уроки 8—19 | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний | | | |
21 | Урок коррекции знаний по теме раздела «История географических открытий» | Урок коррекции знаний | Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольноизмерительными материалами | См. уроки 8-19 | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний | | | |
Тема: Путешествие по планете Земля (10 часов) |
22 | Мировой океан и его части | Урок изучения нового материала | ФФормирование представлений о Мировом океане и его составных частях | Мировой океан, Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, Южный океан, Марианская впадина, море, залив, пролив, волна, течение | Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических свойств Мирового океана и его составных частей | Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли | | |
23 | Значение Мирового океана для природы и человека | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о значении Мирового океана для природы и человека | Условия обитания, живой мир | Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влиянияМирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны Земли | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Осознание роли Мирового океана для природы и человека | | | |
24 | Путешествие по Евразии | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Евразии | Евразия, Европа, Азия, Северное море, Каспийское море, Суэцкий перешеек, озеро Байкал, Восточно-Ев- ропейская равнина, Альпы, Монблан, Гималаи, Эверест, Дунай, Рейн, Волга, Ладожское озеро, Онежское озеро, Западно-Сибирская равнина, Инд, Ганг, Амур, Янцзы, Хуанхэ, Обь, Енисей, Лена, Оймякон, Чера- пунджи, Аравийский полуостров, Россия, Китай, Индия | Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка | Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств Евразии | | |
25 | Путешествие по Африке | Урок формиро ванияумений и навыков | Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Африки | Африка, Сахара, Килиманджаро, Нил, Конго, Нигер,Замбези, Виктория, Танганьика, саванна, оазис | Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка | Умение работать с различными источникамиинформации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную | Понимание специфических черт природы инаселения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка | Составление таблицы «Особенностиживой природы Африки» | | |
26 | Путешествие по Северной Америке | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Северной Америки | Северная Америка, Южная Америка, Панамский перешеек, Мексика, тундра, степь, Аппалачи, Кордильеры, землетрясение, Миссисипи, Великие озера, Флорида, Большой каньон, Ниагарский водопад, секвойя, индейцы, эскимосы, ондатра | Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы и населения Северной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка | Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка | | |
27 | Путешествие по Южной Америке | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Южной Америки | Южная Америка, Анды, Амазонская низменность, Амазонка, Парана, Ориноко, Игуасу, Анхель, анаконда, капибара, индейцы, гевея, хинное дерево, арапаима, колибри | Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы и населения Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка | Обозначе ние на контурной карте крупнейших по площади государств материка | | |
28 | Путешествие по Австралии | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Австралии | Австралия, Большая песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория, Большой Водораздельный хребет, Муррей, Эйр-Норт, кенгуру, коала, лирохвост, эвкалипт, ехидна, утконос, Австралийский Союз | Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения Австралии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте природные географические объекты | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка | Обозначение на контурной карте морей и океанов, омывающих материк | | |
29 | Путешествие по Антарктиде | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Антарктиды | Антарктида, планктон, ледник, пингвин, научно-иссле- довательская станция | Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть ипоказывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уни-кальности природы и населения материка | Составление перечня науч но-исследовательских станций | | |
30 | Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела | Урок повторения, обобщения и контроля знаний | Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольноизмерительными материалами | См. уроки 22-29 | Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материка | | | |
31 | Урок коррекции знаний по теме раздела«Путешествиепо планете Земля» | Урок коррекции знаний | Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами | См. уроки 22-29 | Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материка | | | |
Тема: Природа Земли (2 часа) +2часа обобщения и коррекции знаний |
32 | Что такое природа | Урок изучения нового материала | Формирование представлений о многообразии природы Земли и объектов, ее составляющих | Природа, объект природы | Выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за объектами природы и природными явлениями (в том числе инструментальные) | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные) | Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов | Организация фенологических наблюдений в природе | | |
33 | Оболочки Земли. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела | Комбинированныйурок | Формирование первичных представлений об оболочках Земли. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различным контрольно-изме- рительными материалами | Географическая оболочка, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера | Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Определять отличия оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт оболочек Земли | | | |
34 | Урок обобщения и контроля по курсу | Урок повторения, обобщенияи контроля знаний | Формирование навыков и умений обобщения тематического материала,работы с различными контрольно-измерительными материалами | См. уроки 1—33 | См. разделы курса | См. разделы курса | См. разделы курса | | | |
35 | Урок коррекции знаний по курсу | Урок коррекции знаний | Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-изме- рительными материалами | См. уроки 1-33 | См. разделы курса | См. разделы курса | См. разделы курса | | | |