СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по удмуртскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по удмуртскому языку»





  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по родному языку (удмуртскому) для 4 класса разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  2. Положения о рабочей программе учителя-предметника, реализующего ФГОС НОО.

  3. Основной образовательной программы НОО МБОУ «Ворцинская основная общеобразовательная школа» на 2021-2026 годы.

  4. Учебного плана МБОУ "Ворцинская ООШ" на 2021-2022 учебный год.

  5. Примерной Программы начального общего образования по родному языку (удмуртскому) и Программы по родному языку (удмуртскому) к учебнику «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!» для 4 класса общеобразовательной школы авторов: Н.П.Боталова, Е.В.Перевозчикова 4 класс. Ижевск «Удмуртия» 2019

  6. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2021-2022 учебный год.



Предмет «Родной язык» (удмуртский) играет важную роль в реализации основных целевых установок начального общего образования. Он способствует формированию основ филологического образования младших школьников, содействует общему речевому, интеллектуальному развитию обучающихся, повышает уровень гуманитарного образования школьников. Родной язык, как инструмент познания, является мощным средством духовно-нравственного развития учащихся, основным каналом социализации личности.

Согласно учебному плану на изучение родного языка (удмуртского) в 4 классе отводится 68 часа (34 учебные недели, 2 часа в неделю).



Программа составлена с учетом рабочей программы воспитаня.



























2.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса «Родной язык (удмуртский)»

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.

В результате изучения курса «Удмуртский язык» обучающиеся на уровне начального общего образования научатся осознавать родной язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. У них начнет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к родному языку, стремление к их грамотному использованию. Родной язык станет для учеников средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

У выпускника будут сформированы:

– чувство гордости за свою малую и большую Родину, осознание своей этнической и российской гражданской идентичности;

– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

– этические чувства (доброжелательность, отзывчивость, понимание чувств других людей и сопереживания им);

– уважительное отношение к родному языку, к истории и культуре своего народа;

– положительное отношение к школе и к учебной деятельности;

– мотивация к изучению родного языка – государственного языка республики; учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Выпускник получит возможность для формирования:

учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной деятельности при продолжении изучения курса родного языка на следующем уровне образования;

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к обучению в школе, понимания необходимости изучения родного языка.

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Метапредметные результаты

Овладение важнейшими универсальными учебными действиями (УУД): регулятивными, познавательными, коммуникативными.

Регулятивные универсальные учебные действия

В процессе изучения родного языка выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

–формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оценивать выполненные действия; рефлексировать;

– работать в сотрудничестве с учителем и учащимися;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

самостоятельно адекватно контролировать и оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

В процессе изучения родного языка выпускник научится:

– использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (в учебниках, энциклопедиях, словарях, справочниках, Интернете);

– уметь работать со схемами, таблицами, рисунками и умение составлять их самим;

– осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире, родном крае, о себе, семье, друзьях и т.п., в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения в устной и письменной форме;

– в объеме содержания курса наблюдать и находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение; осуществлять анализ изучаемых объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;

– обучиться основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов текстов.

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

записывать нужную информацию с помощью инструментов ИКТ;

строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять наблюдение, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; на основе логических операций делать обобщения, выводы, умозаключения.

Коммуникативные универсальные учебные действия

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах удмуртского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.

Выпускник научится:

– использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– сотрудничать со сверстниками в разных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Выпускник получит возможность научиться:

учитывать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;

с учетом целей коммуникации наиболее точно передавать партнеру необходимую информацию;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты

Выпускник на уровне начального общего образования получит первоначальные представления о системе и структуре родного языка: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное.

Содержательная линия «Система языка»

Фонетика и графика

Выпускник научится:

– различать звуки и буквы; характеризовать звуки родного языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

– пользоваться удмуртским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять фонетический (звуковой) и фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов.

Орфоэпия

Выпускник получит возможность научиться:

соблюдать нормы удмуртского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Состав слова (морфемика)

Выпускник научится:

– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

– находить в словах корень, приставку, суффикс;

различать словообразовательные и формообразовательные суффиксы.

Выпускник получит возможностьнаучиться:

выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

Лексика

Выпускник научится:

– выявлять слова, значение которых требует уточнения;

– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

оценивать уместность использования слов в тексте;

выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Морфология

Выпускник научится:

– распознавать грамматические признаки слов;

– с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Выпускник получит возможность научиться:

проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

находить в тексте такие части речи, как личные местоимения, наречия, числительные, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы но, нош, яке, оло, малы ке шуоно.

Синтаксис

Выпускник научится:

– различать предложение, словосочетание, слово;

– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

– классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

– находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

– выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

– применять правила правописания (в объеме содержания курса);

– определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;

– безошибочно списывать текст объемом 80–85 слов;

– писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

подбирать примеры с определенной орфограммой;

– при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

– по заданной теме, предложенному заголовку составлять текст (повествование, описание, рассуждение), самостоятельно озаглавливать текст;

– анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

– составлять план текста;

– сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

создавать тексты по предложенному заголовку, теме, плану, рисунку;

подробно или выборочно пересказывать текст;

составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

написать изложение по прочитанному тексту в 75-80 слов;

написать сочинение на заданную тему из 15-20 предложений;

произвести проверку и корректировку написанных текстов, оценивать правильность выполнения учебной задачи.



































3.Содержание учебного предмета, курса «Родной язык (удмуртский)»

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, прочитанных литературных произведений, сюжетных картин, серий картин и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Специфические звуки удмуртского языка.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Ударение в удмуртских словах.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Функция букв е, ё, ю,я. Буквы е, ё, ю, я – показатели мягкости согласных д, з, л, н, с, т.Мягкий знак как показатель мягкости предшествующих согласных звуков [д], [з], [л], [н], [с], [т].

Знакомство с удмуртским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Правильная постановка ударения в удмуртских словах (чаще на последний слог). Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

– раздельное написание слов;

– прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

– обозначение мягкости согласных д, з, л, н, с, тбуквами е, ё, ю, я, и;

– правильное написание слов с аффрикатами з, ч, ж;

– перенос слов по слогам без стечения согласных;

– знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.





Систематический курс

Фонетика и орфоэпия.Различение гласных и согласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков. Определение звуков [б], [в], [г], [ж], [ж], [к], [м], [п], [р], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], являющихся всегда твёрдыми. Определение звуков [ӟ`], [ч`], [й`],являющихся всегда мягкими.Различение аффрикат[ч], [з`], [ж].Определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков [д-д`], [з-з`], [л-л`], [н-н`], [с-с`], [т-т`]. Различение звонких и глухих звуков. Определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков[б-п], [в-ф], [г-к], [ж-ш], [з-с], [д-т], [з`-ч`], [ж-ч]. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение. Словообразующая функция ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного удмуртского языка.

Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Способы обозначения на письме мягкости согласных звуков буквами ь, е, ё, ю, я, и. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Способы обозначения на письме твёрдости согласных звуков буквами ӥ, э. Использование на письме разделительных ъи ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа кыз, кызь, позьы; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я(емыш, лемлет, югыт, люгы);в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание удмуртского алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками.

Лексика.1Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Представление об однозначных и многозначных словах, синонимах и антонимах. Наблюдение за использованием в речи многозначных слов, синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно в выделяемыми морфемами корня, приставки, суффиксов (словообразовательных, словоизменительны).Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Выделение имён собственных и нарицательных. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам «кто?» (кин? кинъёс?) и «что?» (ма? мар? маос?). Изменение существительных по числам. Единственное и множественное число. Образование множественного числа существительных. Изменение существительных по падежам. Различение падежей и их вопросов. Определение падежных суффиксов. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное (по вопросам и падежным суффиксам). Определение принадлежности имен существительных к простому и притяжательному склонению.

Образование имён существительных.Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Признаки прилагательного, значение и употребление в речи. Употребление прилагательных с существительными.

Образование прилагательных.Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения я (мон), ты (тон), он, она, оно (со), мы (ми), вы (ти), они (соос), значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Признаки глагола, значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Отрицательные формы глаголов, их образование. Изменение глаголов по числам. Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по временам. Настоящее, прошедшее, будущее время глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем, прошедшем и будущем времени (спряжение). I и II спряжение глаголов, способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение).

Образование глаголов.Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Признаки, значение и употребление в речи. Виды наречия.

Числительное. Признаки, значение и употребление в речи. Количественные и порядковые числительные. Простые и составные числительные, правописание простых и составных числительных.

Послелог.Знакомство с наиболее употребительными послелогами (послелоги, обозначающие место происхождения действия: улын, вылын, азьын, берын, сьорын, куспын, шорын и др.) Употребление послелогов с существительными и местоимениями, их правописание. Функция послелогов: связь слов в предложении, образование падежных форм имен существительных и местоимений.

Союз. Союзыи (но), а (нош), или (яке, оло), потому что (малы ке шуоно), их роль в речи.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные (ивортись), вопросительные (юан) и побудительные (отён); по интонации: восклицательные (кеськон) и невосклицательные (кеськонтэм).

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Однородные члены предложения. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и (но), а (нош), или (яке, оло).Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Сложное предложение (общее представление). Образование сложных предложений. Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

– перенос слов;

– прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

– парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

– буквы ь, и, е, ё, ю, я после мягких согласных [д`] [з`] [л`] [н`] [с`] [т`];

– буква е после твёрдых согласных;

– мягкий знак (ь) после мягких согласных перед гласными о, ы (льомпу, сьод, тодьы, позьы);

– буквы и, эпосле твёрдых согласных[д] [з] [л] [н] [с] [т];

– буквы ж, з, ч, о;

– сочетания за – ча, зо – чо, зу – чу;

– разделительные мягкий и твёрдый знаки (ъ, ь);

– двойные согласные;

– суффиксы -ос, -ёс, обозначающие множественное число существительных;

– падежные суффиксы существительных;

– письмо послелогов с существительными и местоимениями;

– знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

– знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

личные суффиксы глаголов;

написание сложных слов;

написание составных числительных;

запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность). Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Наблюдение за признаками текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последовательность предложений в тексте. Части текста. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста.

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности и структура. Знакомство с жанрами письма, поздравления, объявления.

Стили текстов: художественный, научный.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения с элементами описания; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения.

Содержание учебного материала 4 класса

№ п/п

Раздел

Количество часов

Изучение нового

материала

закрепление

контроль

1

Повторение.

7

-

6

1

2

Предложение

20

16

3

1

3

Части речи

(42)




3.1

Существительное

8

10

1

1

3.2

Местоимение

5

5

-

-

3.3

Прилагательное

4

6

1

1

3.4

Глагол

9

7

1

-

3.5

Числительное

3

3

-

-

3.6

Наречие

3

2

-

-

4

Повторение пройденного

9

-

2

2


Итого

68

49

13

6

4.Тематическое планирование

урока

Наименование тем и разделов

Дата проведения




план

факт



Раздел 1.Повторение. (7ч.)





1/1

Слово.





2/2

Части речи.



3/3

Правила правописания.



4/4

Предложение.



5/5

Текст.



6/6

Текст- рассуждение.



7/7

Контрольной диктант №1 по теме «Повторение».



Раздел 2. Предложение (20ч.)





8/1

Работа надошибками. Главные члены предложения. Определение.






9/2

Дополнение.





10/3

Обстоятельство.





11/4

Обстоятельство.





12/5

Обстоятельство.





13/6

Однородные подлежащиеи сказуемые.







14/7

Союз но.






15/8

Связь однородных подлежащих и сказуемых союзами оло, нош, яке.





16/9

Союзы но, нош.





17/10

Связь однородных дополнений союзами но, нош, яке..





18/11

Связь однородных определений.





19/12

Связь однородных обстоятельств.





20/13

Проверь себя.





21/14

Сложное предложение.





22/15

Образование сложных предложений союзом нош.





23/16

Предложения с союзом малы ке шуоно, соин.





24/17

Прямая речь.





25/18

Прямая речь в предложениях.





26/19

Диалог.





27/20

Контрольный диктант №2 по теме «Предложения».





Раздел 3.Части речи.(42 ч.)





3.1. Существительное. 8 ч.





28/1

Существительные с притяжательными суффиксами.






29/2

Склонение существительных.





30/3

Ниман, адзон падежи.





31/4

Возьматон, люкон, сетон падежи.





32/5

Лэсьтон, кельтон, луонъя падежи.





33/6

Интыян падеж.





34/7

Контрольный диктант №3 по теме «Существительное».





35/8

Морфологический разбор существительных.





3.2. Местоимение 5ч





36/1

Личные местоимения.






37/2

Склонение личных местоимений.





38/3

Связь местоимений с предлогами.





39/4

Роль местоимений в тексте.





40/5

Контрольный диктант №4 по теме «Местоимение».





3.3. Прилагательное 4ч.





41/1

Работа над ошибками. Прилагательное.






42/2

Роль прилагательных в предложении.





43/3

Образование прилагательных.





44/4

Контрольный диктант №5 по теме «Прилагательное»





3.4. Числительное. 3ч.





45/1

Числительное. Количественные и порядковые числительные.




46/2

Связь числительных с существительными.



47/3

Контрольный диктант №6 по теме «Числительное».



3.5. Глагол. 9ч.





48/1

Глагол. Не с глаголами.







49/2

Не с глаголами.







50/3

Неопределенная форма глагола..







51/4

Личная форма глагола.







52/5

Изменение глаголов настоящего времени по лицам.







53/6

Изменение глаголов будущего времени по лицам.







54/7

Изменение глаголов прошедшего времени по лицам.







55/8

Морфологический разбор глагола.







56/9

Контрольныйдиктант №7 по теме «Глагол»






3.6. Наречие 3 ч.





57/1

Наречие. Образование наречий.






58/2

Наречие как часть речи.




59/3

Проверь себя.




Раздел 4. Повторение пройденного. (9ч.)





60/1

Деловой текст-объявление.







61/2

Проект «В гостях у частей речи».






62/3

Частицы а ,ай ,вал.






63/4

Проверь себя.






64/5

Контрольная работа №8 по теме «Повторение» .






65/6

Повторение пройденного.






66/7

Итоговый контрольный диктант.






67/8

Работа над ошибками.






68/9

Обобщающий урок.

















Контрольно-измерительные материалы

1 контрольная работа «Повторение».

Диктанты.

  1. Зарни сӥзьыл.

Куарусён толэзе нюлэс туж чебер дӥсяьке. Батыр пельпумъёсаз пӧртэм буёло пужыос керттэ. Пыд улаз пильыс ковёр вале.

Петыр агай та вакытэз яратэ. Тани туннэ но со тэле лыктӥз.

Дугдӥз но чеберлы паймыса сылэ. Татын салкым. Шуясь турын-куар но губи зын шӧдӥське. Пыд улын кӧс куаръёс ӵаштырто. Кисьмам горд емышо легезьпуос ворекъяса сыло. Кытысь но отысь дыдыксинъёс, купанчаос адскыло.

Шыпыт. Ӝоген уйпалась тылобурдоос вуозы но тол каръёсазы интыяськозы. (67 кыл)

В. Широбоковъя.

Валэктоно кылъёс: пильыс – бархат, плюш, вельвет.

Грамматической ужъёс:

  1. Та кылъёсты куараосъя но букваосъя эскере: пильыс, куаръёс, яратэ.

  2. Та кылъёсты кыл люкетъёсъя эскере: буёло, пужыос, чебер.

  3. Та предложениез вераськон люкетъёсъя эскере: Пыд улын кӧс куаръёс ӵаштырто.



  1. Тыршись коньы.

Гудырикошкон толэзе коньылэн ужез йылӥз. Тэле уно губи потӥз. Сэзь пӧйшур пужым кузя шумприч васька. Лӥял вылэ тэтчылэ. Кыралысь гуждор вылэ вутскылэ. Губи шедьтэ но писпуэ тубе. Ваньбурзэ вайёс борды бырттылэ. Озьы коньы толалтэлы ческыт сиён дася.

Сӥзьыл нюлэскын пушмульы вуиз. Мульыез но коньы трос дасяз. Ваньзэ гыркъёсаз люказ. Нош одӥг ӵукна музъем тан-тан кынмиз. Пужым лысъёс, кызьпу вайёс тӧдьы гӧрен шобырскизы. Тыршись коньы шуныт караз гань-гань улэ. Кӧтыз тыр. (70 кыл)

В. Ившинъя

Валэктоно кылъёс: шумприч, кырал, тан-тан, гань-гань.



2 контрольная работа «Предложение».

Диктанты.

  1. Инкуазь уг кулы.

Куазьсӥзьылини. Вожнюлэскотырынкезьыттӧлюмша. Ӵужектэмкуаръёсбергасамузэкуашкалонопыдулынкуаштырвазё. Котыракгордэктэмбадяркуарусемын. Батыртыпылэннокуаръёсызкуашканыкутскизы. Бусыосбушазы. Пӧртэмпужыёсяськаосшуязы. Сюресдуртӥвожлентаенкыстӥськисьтурын-куаркуасьмиз. Кынмеммузъемӵукнаосытӧдьыпужмереншобыртскылэ. Ношаливуэмузьымнокикурбыдӟаесьпалэзьӟускиостолвуэмезкӧбератэквитё. Озьыинкуазьтолэзпумитаныдасяське. (67 кыл)

М.Коноваловъя

Валэктонокылъёс: турын-куар, кикурбыдӟаесь, кӧбератэк.

Грамматической ужъёс:

  1. Та кылъёсты куараосъя но букваосъя эскере: ӵужектэм, сӥзьыл, куаръёс.

  2. Та кылъёсты кыл люкетъёсъя эскере: Кынмем музъем ӧукнаосы тӧдьы пужмерен шобырскылэ.

  1. Бадӟым тылобурдо.

Тур – бадӟым тылобурдо. Курень тылыосыз сое тушмонлы адӟиськонтэм каро. Шепертэм быжаз сьӧд но тӧдьы гожъёс туж чебер адско. Чибориё быжыз понна бурдоез нюлэс атас но шуо.

Тур куаро но лысо писпуо нюлэсъёсын улэ. Гужем тысьёсты но будосъёсты сие. Толалтэ пучыосын кӧтсэ тыре.

Кар лэсьтэ кызъёс улэ. Караз кӧс турынэз вале, аслэсьтыз мамыксэ тыре. Толалтэ кезьытэн лымые ватске. Писпуысь из выллем уськытске но пуштрес мамык улэ гопчиське. Лымы пушкын солы шуныт. (70 кыл.)

В.Колесникова.

Валэктоно кылъёс: ватске, уськытске.

  1. Сактон.

Пеймыт инбаме шунды ӝутӥське. Со дугдылытэк будэ. Али гинэ шорем нянь кадь вал. Кӧня ке улыса, быдэс колды луиз.

Колды выллем ик шунды котырес. Лемлет тылсиоссэ пилем урдсытӥ турын-куаръёс но тыметысь ву вогыриос вылэ пазьге. Шунды музъем юлтошсэ тазьы сайкатэ. Солэсь бамзэ мусо льӧльма.

Шунды ӝужамлы адямиос котьку шумпото. Туж гажаса, сое сактон яке ӟардон но югдон шуо. Ваньместы та дыре шунды сайкатэ, сактӥськытэ. Бадӟымъёс уж дуразы пото, дышетскисьъёс школае дырто. (71 кыл)

В.Ившинъя.

Валэктоно кылъёс: тылсиоссэ, урдсытӥ, турын-куаръёс.



3 контрольная работа «Существительное».

Диктанты.

  1. Толсур толэзь.

Вуиз толсур толэзь. Музъем вылын шобрет валиськемын. Котькытӥ кезьыт тол вамышъя. Тани со лек тӧлэн шокчылэ, лымыен ӟикыртэ.

Нош шундыё тол нунал сяменыз тужу сто. Омыр чылк-чылк. Вогыриё тӧдьы ковёр вылын тылсиос ворекъяло, чиляло.

Таӵе дыръя кызьы чидалод коркан пукыны. Куас вылэ султы но лудэ пот. Ӧошалъёстӥ, вырйылъёстӥ ширтӥськод. Тани тэле вуиськод. Вож кызъёс, пужымъёс тӧдьы чильтэръёсын возъяськемын. Кызьпуослэн баблес йыръёссы гӧртэмын. Соос Выль арез пумитаны дасяськиллям.

Кыӵе чебер асьмелэн толмы! (72 кыл)

В. Широбоковъя.

Валэктоно кылъёс: чылк-чылк.

Грамматической ужъёс:

  1. Та предложениез вераськон люкетъёсъя эскере: Музъем вылын мамык шобрет валиськемын.

  2. Та предложениез членъёсызъя эскере: Вогыриё тӧдьы ковёр вылын тылсиос ворекъяло, чиляло.

  3. Та кылъёсты кыл люкетъёсъя эскере: шундыё, чильтэръёсын, кызьпуослэн.



  1. Йӧ гурезь.


Нуналтуннэтужчебер. Йӧгурезьноӟечпӧрмиз. НошТимурлэнмылкыдызсекыт. Лёшаэшезвисьыныусем. Толонсоосӵошенгурезьлэсьтӥзы, соевуенкисьтазы. Туннэверазы, Лёшалэнньылонызвисешуыса.

Кыӵе усто гурезьын! Пиналъёс нискылало, серекъяло. Тимур палэнтӥськем но лымы вылын суредаса пуке. Ӝогак султӥз но кеськиз: «Мон малпай!».

Час ортчыса, пиналъёс Шатовъёс дорын вал ини. Тимур Лёшалэн песянаезлы Лукеръя Петровналы альбом листъёс мычиз. Соос вылын лымы мынё, ракета, лудкеч, шунды суредамын. Берпуметӥяз – йӧ гурезь. Тимурлэсь суредзэ Лёша тодмаз. (80 кыл)

Л. Садовниковая.

Валэктоно кылъёс: Лукеръя.



  1. Контрольная работа по теме «Местоимение»

Диктант.

Нюлэс тыршисьёс.

Дуннеынпӧртэмпумокузьылиосуло. Пумиталодсоостынюлэскын, бусыын, такырмуосын. Карлэсьтописпугыркъёсы, вайёсы, музъеме. Гудӥськемзывылэпичиньӧръёсты, кызнопужымлысъёсты, пичиизъёстынулло. Озьыпӧрмекузьыликар.

Котькудкузьылиасужзэбыдэсъя. Мумыкузьылиоспипотто. Кылемъёсыз ужало. Одӥгъёсыз мумы кузьылиосты но соослэсь пиоссэс утялто. Мукетъёсыз быдэс карлы сиён утчало. Вань карез утисьёс, чакласькисьёс, кышкытлыкез ивортӥсьёс.

Кузьылиос трос пайда ваё. Соос музъемез кыедало, небӟыто. Нюлэсъёсты изъянтӥсь нымы-кибыослэсь утё. Эн таркалэ кузьыли каръёсты! (78 кыл)

«Кизили» журналысь

Валэктоно кылъёс: нымы-кибыослы.

5 контрольная работа «Прилагательное». Диктанты.

  1. Бурдоослы ӝӧк.

Бакчаямы бадӟым улмопу вал. Сое песянае пичи дыръяз мерттэм. Миым толалтэ со кынмиз. Кисьтаськись вож куарез тулыс ӧз пот ни. Петя агай улмопуэз вандӥз. Бервылаз лӥялэз гинэ кылиз на. Вадик выны амал шедьтӥз. Со лӥял вылэ пул шуккиз. Озьы тылобурдо сюдон ӝӧк пӧрмиз. Табере Вадик нуналлы быдэ ӝӧк вылэ кеньыр, тысь кисьтэ. Нянь пырыосты яке парсь кӧй понэ. Сиськонние пислэгъёс, ӟольгыриос, шушыос люкасько. Тылобурдоос вожмаськыса кокчасько, ӟильыр ӟильырто. Озьы соос Вадиклы тау каро. (73 кыл)

Г. Ходыревъя.

Валэктоно кылъёс: миым, шедьтӥз, бервылаз.

Грамматической ужъёс:

  1. Та кылъёсты кыл люкетъёсъя эскере: улмопумы, выны, пырыосты, сиськонние.

  2. Та предложениысь существительноен прилагательнойзэ шедьтэ но морфологической разбор лэсьтэ: Бакчаямы бадӟым улмопумы вал.

  3. Та предложениез вераськон люкетъёсъя но членъёсъя эскере: Сиськонние пислэгъёс, ӟольгыриос, шушыос люкасько.



  1. Ӟичы кума.

Тынадӟичыезадӟемедвань-аӦсотужчебер, сэзь, жадисьтэмпӧйшур. Кемаветлынычида, устоуя. Писпуэнотубемезлуэ.

Синъёсызсокемлэчытэсьӧвӧл. Пельёсызнонырызсакесь, кылӥсесь, шӧдӥсесь. Ассэутёнвылысьамалопӧйшурпытьызэӵокта, сура. Куаспытьыкузякошкынылуондыръясонокувыльпытьыузлёгы.

Ӟичылэнсамойкышкыттушмонэз – кион. Кионэн нюръяськыны со уг быгаты. Кионъёс трос ке, отын ӟичылы инты ӧвӧл. (76 кыл)

В. Широбоковъя.

  1. Суоми шаер.

Финляндия – паймымончебер, чылкыт, шыпытшаер. МукетсяменсоеСуомишуо. ШоркарезХельсинкилуэ.

Татынасьмелэнӵыжы-выжыосмыфинъёсуло. Сямзыясоослякытэсь, ужасесь. Туждунъялоасшаерзэс. Котькуднимазсылӥськоркалэнфлагпононэзвань. Кунзылэнданонуналъёсазотынфиннфлагтӧлаське.

Инкуазьтатынаспӧртэм. Уноиськемекыстӥськолысописпуосыншобыртэмнюлэсъёс. Нюринтыоссыуно, ноштыоссылыдъясабыдтонтэм. Котькудтывӧзынӵужалэс, нап-гордалэсбуямкоркаоссыло. Тросадӟодпыженуясьёсты, чорыгасьёсты.

Адями но инкуазь та шаерын эшъяськыса уло. (78 кыл)

Л. Бадретдинова.

Валэктоно кылъёс: Финляндия, Хельсинки, ӵыжы-выжыосмы, финн, нап-гордалэс.



Контрольная работа №6 по теме «Числительное»

  1. Тютюпиос

Одӥг чебер нуналэ азбарамы потӥ. Инбамын яркыт шунды пиштэ. Льӧмпу вай вылын шырчик чирдэ. Азбарамы вож турын бычыра.

Турын вылтӥ толон ӝыт потэм дас вить ӟазегпиосмы бызьыло. Кыӵе соос мусоесь, вешамонэсь! Ӵуж комокъёсты киям кутыса мусоясько. Одӥгзэ, кыкетӥзэ, куинетӥзэ вешай. Ӟазегпиос вӧзысьтым уг кошко, эшшо киям кутэмме возьмало кадь.

Шӧдтэк шорысь мон доры лобыса ик айы ӟазег вуиз. Шиетэмзэ кылӥ но туж куалектӥ. «Вождэ эн вай, тютюостэ вешай гинэ», – шуи мон ӟазеглы. (72 кыл)

О. Корнеевъя.

Грамматической ужъёс:

  1. Та кылъёсты кыл люкетъёсъя эскере: ӟазегпиосмы, вож-вож, мусоясько.

  2. Та предложениысь кылъёслы морфологической разбор лэсьтэ: Инбамын яркыт шунды пиштэ.

  3. Та предложениез членъёсызъя эскере: Льӧмпу вай вылын шырчик пуке но шулдыр гурзэ чирэ.





7 контрольная работа по теме «Глагол».

Диктанты

Чупчи.

Макем бадӟым асьмелэн Чупчи шурмы! Кутске огшоры ошмесысь, Перма улосысь Игнатьево гурт дорысь. Бызе, бызе но Удмуртие вуэ. Улостӥмы со кузь сюрес ортче. Киров кар дортӥ Вятка шуре усе. Уно пичиесь шуръёсты бордаз кутыса кужмоя. Бордаз кисьтӥсько Лоза, Сепыч, Убыть, Лып, Лекма шуръёс. Пумен Чупчи бадӟыма, шӧртчи луэ.

Чупчи усто котькыӵе дыре. Тулкымъёсыз вылын шунды сиос ӟечырало. Меӵ ярдуръёсаз веськрес пужымъёс но кызъёс уллань мыкырскыса сыло. Озьы соос шурлы сэзь бызьыны мылкыд сӥзё. (73 кыл)

В. Широбоковъя.

Валэктоно кылъёс: кутске, Удмуртия, Перма улос, шӧртчи, ярдуръёс.

Грамматической ужъёс:

  1. Та предложениысь глаголлы морфологической разбор лэсьтэ: Тулкымъёсыз вылын шунды сиос ӟечырало.

  2. Та предложениез членъёсызъя эскере: Улостӥмы со кузь сюрес ортче.

  3. Та кылъёсты кыл люкетъёсъя эскере: тулкымъёсыз, векчиесь, тӥляд.





  1. Тулыс.


Тулыстуэшулдыр, шуныткутскиз. Нюлэсъёсыннонюкъёсынлымываньна, ношбусыосынсопуксемын, гуштӥсьлуэмынини. Со улысь интыен-интыен сьӧд музъем адскылэ.

Бадьпу сяськаяны ӧдъяз. Солэн пучыосыз ӵужектӥзы но пуштырскизы. Умортоысьтызы нырысьсэ чечы дуре лобизы мушъёс. Нюлэс кушъёсын керпотыса кадь мычиськизы кечсин сяськаос.

Шунды яркыт но яркыт пиштэ. Ӝоген музъем куасьмыны ӧдъяз. Кызьпуослэн но ческыт зыно бычыоссы сэрало. Бусыосты, бакчаосты гырыны кутско. Кӧнья тылобурдоос вуо асьме шаере! Кӧня нымы-кибыос пото дуннее вылэ! (76 кыл)

А. Купринъя.

Валэктоно кылъёс: сэраны – распускаться; интыен-интыен, адскылэ, нымы-кибыос.

8 контрольная работа «Повторение». Диктантъёс

  1. Милям ваёбыжъёсмы.

Котькуд аре корка липет уламы ваёбыжъёс каръясько. Туэ но соос татчы интыяськизы. Оштолэзьлэн пумаз бурдоос ӵошен вуизы но карзэс выльдыны кутскизы. Ныразы горд сюй нулло, жуг-жагез тубтыло. Карзы выль кадь луиз.

Куинь арня ортчиз но, карысь вить пичи йыръёс адӟиськизы. Мумы-бубыоссы нумыр нуллӥзы, пиоссэс утялтӥзы. Ваёбыжпиос будӥзы, лобаны дышизы но мукет интые лобӟизы. Сизьым кузя одӥг каре тэрод шат!

Куноосмес ми вуоно аре но пумиталомы. Медам вунэтэ соос вордӥськем музъемзэс, вордӥськем корка сэрегзэс. (73 кыл)

«Ӟечбур!» газетысь.

Валэктоно кылъёс: жуг-жаг, мумы-бубыоссы, ваёбыжпиос.

Грамматической ужъёс:

  1. Та предложениез членъёсъя эскере: Мумы-бубыоссы нумыр нуллӥзы, пиоссэс утялтӥзы.

  2. Та предложениысь глаголлы морфологической разбор лэсьтэ: Котькуд аре корка липет уламы ваёбыжъёс каръясько.

  3. Та кылъёсты кыл люкетъёсъя эскере: адӟиськизы, пумиталомы, будӥзы.



  1. Дэбесысь суредась.

ТодмоудмуртсуредасьВалентинЛеонидовичБелыхДэбесёросысьСенькагуртынвордӥськиз. ПичидырысенызЧупчишурез, Байгурезезяратӥз. Ӝытшудонъёсдыръянюлэсмуртъёс, вукузёоссярысьверамъёстыпаймысакылӥз.

Ӝоген Белыхъёслэн семьязы Воткинске улыны кошкиз. Татын Валентин школаез йылпумъяз но Казане суредасе дышетскыны пыриз. Озьы будӥз художник.

Валентин Белых Удмуртиын одӥгез тодмо суредась луэ. Со удмурт калыклэн вашкала улонэзлы сӥзем бадӟымесь картинаос гожъя. Суредъёсаз калыкмылэсь узыр лулпуш дуннезэ, дано историзэ возьматэ. Удмурт калыклэн дано батыръёсыныз тодматэ.

Белыхлэсь суредъёссэ кунгож сьӧрын но тодо. (78 кыл)

И. Тимирзянова.

Валэктоно кылъёс: Сенькагурт, нюлэсмурт, вукузё, кунгож.







Итоговый контрольный диктант.

Кедр.

Зура черкогурт дорын Заякино гурт вань. Та гурт кедр будэтонъя тодмо луэ. Дышетӥсь Алексей Алексеевич бакча кенер кузяз кедръёсты мерттӥз. Ог кызё ар ортчиз но, кедръёс вож лысъёсынызы шуагетыны кутскизы. Туннэ соос вискытӥ шунды но уг чильпыра ни. Ӝужыт вож кенер чылкак паймытэ адямиез.

Кедр ньыль даур ӵоже улэ. Емышсэ куинь ар куспатыса сётэ. Солэн пуэз но, мульыез но, лысэз но, сирез но пайда сёто.

Кедр ӵыжинэз ярато кедровка тылобурдоос. Соос татчы ӵыжинъёс будон аре гинэ лыкто. Кытысь бен вуо соос? Уралысь. Асьмеос но Уралэ пыриськом угось. (86 кыл)

Г. Симаков.



Валэктоно кылъёс: Урал.















1